Структура планирования занятий в объединении дополнительного образования

СТРУКТУРА ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЙ
В ОБЪЕДИНЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Авторы:
Вонсович Ольга Анатольевна,
методист;
Попова Юлия Александровна,
педагог дополнительного
образования
г. Новоуральск, 2020
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе образования России особое место занимает социальный институт
дополнительного образования. В этой системе возможно быстрое реагирование на изменения,
происходящие в обществе, что способствует развитию данного социального института в
условиях введения ФГОС, таким образом, полученные и приобретенный учащимися в школе
определенный опыт учения, ориентируют их на применение знаний и отработку умений в
активной социально-практической деятельности.
Необходимость программирования образовательного процесса для одаренных и
талантливых детей давно обоснована специалистами в области образования. Следует
учитывать то обстоятельство, что такие дети представляют собой совершенно особую часть
детского контингента, который требует индивидуализированного обучения. Согласно
публикациям Сампшенко, Норриса и Терлина, необходимо уделять больше внимания
развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического
мышления, социальной адаптации, социальной ответственности и качеств бескорыстного
лидерства.
В основу положены семь принципов творческого планирования (Пассов). Это
планирование должно предусматривать:
детальное углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые
интегрируют знания со структурами мышления;
развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;
возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к
новой информации, прививать им стремление к природе знаний;
наличие и свободное использование соответствующих источников;
поощрение инициативы и самостоятельности в учебе и развитии;
развитие их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми,
культурой, природой и т.п.;
должное оценивание в соответствии с выше изложенными принципами. При этом
особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способности к
творчеству и исполнительскому мастерству.
Все выше указанное, определило цель разработки: оптимальная организация учебного
процесса на занятиях с одаренными детьми.
Задачи:
1. Разработка структуры планирования занятия.
2. Прогнозирование результатов творческой деятельности учащихся.
3. Обобщение и представление педагогического опыта.
С учетом специфики объединения, целью деятельности с одаренными детьми будет
являться: формирование художественно-конструкторской компетентности обучающихся на
основе художественного проектирования изделий. С позиции введения элементов
профилизации образовательной деятельности: овладеть практическим применением знаний и
компетенций в области самореализации в дизайне.
Занятия с одаренными детьми предполагают создание для обучающегося
возможностей занимать активную, инициативную позицию в образовательном процессе, не
просто усваивать предлагаемый педагогом материал, но познавать мир, вступать с ним в
активный диалог, самостоятельно искать ответы и не останавливаться на найденном решении,
как на окончательной истине. Особенностью занятий является то что, её специализация
неразрывно связана с технологическими и социальными проблемами, хотя эстетические
представления являются основой деятельности. Это означает, что помимо специальных
художественно-ремесленных навыков, широкой гуманитарной подготовки, необходимы
специальные подходы в обучении. В связи с этим основной задачей становится поиск такой
технологии, которая бы отвечала принципам природосообразности, культуросообразности, а
3
также интенсивности обучения. Предполагается использовать личностно-ориентированные
технологии обучения.
В связи с этим, особое внимание должно уделяться структуре планирования занятий
при работе с одаренными детьми 14-17 лет. Данная методическая разработка «Структура
планирования занятий в объединении дополнительного образования» может быть
использована в практической деятельности педагогами, работающими с данной категорией
детей. Ориентация федерального государственного стандарта на деятельностный подход, на
формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое
положение, которая выступает одновременно и как цель, и как средство обучения. Это
направляет на включение в содержание образовательного процесса формирование такого
элемента, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, то есть вовлечения
в процесс оценивания процедур самооценки. Предложенные материалы могут быть полезны
педагогам, желающим работать с позиции формирующего оценивания, более подробно
планируемые результаты и их оценка рассмотрены в содержательной части.
Изменения, происходящие в системе образования, указывают на пересмотр
содержания, форм и методов деятельности системы дополнительного образования.
Современные условия диктуют требования к высокому профессиональному мастерству
педагога дополнительного образования, способных дать ребёнку не просто объём знаний, но
научить его мобильности, умению творчески решать проблемы, развивать его способности,
оказывать помощь в его социализации. Педагог в образовательном процессе занимает
ключевую позицию: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит
решение многих проблем. «Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант,
руководитель проектов» - так представлен педагог в докладе «Модель для инновационной
экономики: российское образование 2020», подготовленного А. Волковым, Я. Кузьминовым,
И. Реморенко, И. Фруминым, Л. Якобсоном. Сегодня, в центре образовательного процесса
поставлен активный и самоорганизующий обучающийся, тем самым предлагая педагогу
занять позицию фасилитатора, тьютора, посредника либо сотрудника в его учебной
деятельности. Поэтому, необходимо при подготовке занятий разрабатывать гибкий план,
позволяющий обеспечить запросы и возможности учащегося, компетентностный подход,
тесно связанный с активным характером обучения.
Для работы с одаренными детьми разработана рабочая программа для учебно-
творческих групп на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы Уровни развития одаренности по указанной программе представлены на рисунке
1.
4
Рис. 1. Уровни развития художественной одаренности
Занятие это та учебная ситуация, где не только излагаются знания, но и раскрываются,
формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединению этих задач и
служит правильно организованное занятие, со структурой которого мы предлагаем
ознакомиться на рис.2.
I уровень
Основы
художественного
восприятия
ознакомление
повторение
Основы
художественного
III уровень
Основы
художественного
мышления и анализа
вариации
источники
вдохновения
импровизации
Авторское творчество
Проектная деятельность
Рис.2. Структура планирования занятий
Объяснительно
-иллюстративный
Изготовле-
нии
продукта
Коррекция
Разработка
технологи-
ческого
маршрута
Самооценка
Групповая оценка
Выбор методов обучения
Групповая
План занятия
Определение общей
цели и конкретизации
её в задачах в
зависимости от этапов
занятия
Подбор и
организация
дидактического
материала
Выбор формы организации учебной деятельности
Фронтальная
Индивидуальная
Монолог
Диалог
Полилог
По видам
деятельности
педагога
По видам
деятельности
учащихся
Практический
Репродуктивно
-подражательный
Поисково
-исполнительный
Проблемно
-творческий
Формирование УУД
Политехнические знания
Самостоятельная работа
Результативность
Формирование общего подхода к
выполнению любого задания и освоение
системы последовательности операций
Внимание к процессу выполнения,
а не только к окончательному
результату
Анализ индивидуальной и
групповой деятельности
Закрепление умения переносить
знания в новую ситуацию
Работа
с
банком
идей
Творческий
поиск:
аналоги и
прототипы
Работа
над
эскизами
Моделиро-
вание и
конструи-
рование
изделия
Выбор и
характе-
ристика
материала;
изделия
6
При планировании занятий с одаренными детьми необходимо учитывать ряд моментов:
определение общей цели и конкретизацию ее в задачах в зависимости от разных
этапов занятия.
Выбрав стартовой точкой оформление целей, дальше надо двигаться следующим
образом: перевести цели в измеряемые учебные результаты; определить необходимый для них
уровень достижений; отобрать и содержание, и техники оценивания; выбрать и реализовать
соответствующие методы обучения; провести оценивание и установить, достигнуты ли
измеряемые учебные результаты.
Не маловажен подбор и организация дидактического материала, учитывающего
анализ детского опыта, что предполагает разнообразие типов, видов и формы дидактического
материала, а это, в свою очередь, обуславливает использование заданий различной степени
сложности.
Выбор форм организации учебной деятельности.
При подготовке по фронтальной форме организации, делается обзор политехнических
знаний, которые сообщаются учащимися, раскрывая те содержательные характеристики,
которые возможны в их субъективном опыте (учитываются межпредметные связи, а также
результат их собственной жизнедеятельности). Затем раскрывается технологическая
характеристика изделия.
При индивидуальной и групповой форме организации педагог направляет деятельность
учащихся на выбор содержания самостоятельной работы по проектированию и изготовлению
изделий.
При планировании форм организации учитывается характер общения, межличностных
взаимодействий, что обуславливает использование разных форм общения. Традиционно
принято, что при фронтальной форме организации преобладает монолог, при индивидуальной
диалог, при групповой полилог. Но на личностно-ориентированном занятии
доминирующей формой общения является диалог или полилог. Таким образом, учащимся
предоставляется возможность высказаться по затронутой теме, предполагать, не боясь
ошибиться, свои варианты её содержательного обсуждения, проявлять инициативу,
самостоятельность, избирательность к способам работы.
Важное место при планировании занятия отводится выбору методов обучения,
обеспечивающих познавательную активность учащихся, направленной на поиск, обработку и
усвоение информации; вовлечение их в творческую деятельность; формирование
убежденности в жизненной необходимости сохранения и улучшения окружающей среды;
активизация и закрепление экономических понятий и маркетинговых исследований;
обоснование и представление проектной документации; развитие логического мышления,
коммуникативных способностей, эстетического вкуса; воспитание коллективизма,
объективности в самооценке, испытаний и ощущений состояния успеха от радости
творческого труда. Ведущим является метод проектирования, который направлен на
творческую самореализацию и повышение мотивации к учению, способствует развитию
интеллектуальных возможностей самостоятельности, ответственности, умений планировать,
принимать решения, оценивать результаты.
Хотелось бы отметить, что на занятиях по проектированию изделий, педагог выступает
в роли слушателя, консультанта, и только затем руководителя, направляя деятельность
обучающихся.
В общем виде у нас приняты следующие этапы работы над проектом:
I Поисково-конструкторский
1. Поиск и анализ проблемы или темы.
2. Сбор, изучение, обработка информации.
3. Планирование основных этапов проектировочной деятельности.
4. Исследование вариантов.
5. Составление конструкторской и технологической документации.
II. Технологический
7
1. Практическая реализация проекта.