Масленица традиции и обычаи. Масленичные увеселения

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детства и юношества Приморского района Санкт-Петербурга
статья
«Масленица: традиции и обычаи.
Масленичные увеселения»
Разработчик:
Фёдорова Ольга Михайловна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2020
Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днём глядит.
История праздника
Масленица древний славянский праздник, пришедший к нам из
языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. В
дохристианскую эпоху празднование Масленицы было приурочено к весеннему
равноденствию По одним версиям, на Руси этот праздник был связан с
прославлением бога солнца Ярила. Также существует вариант, что в этот день
славили бога Велеса, который покровительствовал домашним животным и был
связан с сельским хозяйством.
Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его
Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица приходится на неделю,
предшествующую Великому посту. По одной из версий, название "масленица"
возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже
исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять. За
время праздника православные верующие должны приблизиться к прощению
всех обид и примирению с ближними, говорится в церковной традиции.
Масленица - самый веселый и сытный народный праздник, длящийся
целую неделю. Народ его всегда любил и ласково называл "касаточка",
"сахарные уста", "целовальница", "честная масленица", "веселая",
"пеpепелочка", "пеpебуха", "объедуха", "ясочка". Неотъемлемой частью
праздника были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую
сбрую. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено
было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на
Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.
В день Масленицы люди провожали уходящую зиму и приветствовали
весну. Народные гулянья сопровождались различными ритуалами и обрядами,
некоторые из них сохранились до сих пор.
После принятия христианства Церковь освятила языческий праздник и
наполнила его новым смыслом. Праздник Масленицы является последним
этапом подготовки к Великому посту.
Традиции Масленицы
Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного
гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и
разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на
снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в
женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали
на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке. По традиции
каждый день Масленичной недели связан с определенными обрядами.
Понедельник встреча Масленицы. В этот день заканчивали подготовку
развлечений к празднику и выпекали первый блин, который было принято
отдавать беднякам за помин душ усопших.
Во вторник устраивали смотрины (заигрыши).
В среду (лакомка) мать жены пекла блины и угощала ими зятя.
В четверг устраивали санные катания.
В пятницу – на тещины вечерки – зятья звали матерей жен на угощение.
Суббота отводилась золовкиным посиделкам.
В воскресение, которое называлось "прощеным", было принято просить
прощения у близких родственников и друзей за старые обиды. Также в этот
день сжигали чучело Масленицы этот обряд связывался с проводами зимы и
встречей весны.
Оставшийся пепел от чучела развеивали над полями, чтобы год был
урожайным.
Яркую, живую, многообразную сторону жизни русских крестьян
составляла культура праздника. Общая для всех русских основа ее обогащалась
местными вариантами. Глубокая традиционность сочеталась с обновлением на
каждом конкретном празднике. Праздничная культура по своему богатству,
яркости, всеобщности и роли в общественном сознании занимала одно из
ведущих мест.
По части веселья со Святками успешно соперничала Масленица. Но она
знаменита иными развлечениями. К ним относится прежде всего катанье на
лошадях. Современному человеку трудно себе представить размах катаний,
которым отмечало крестьянство Масленицу.
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста -
Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной
пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли
посуду и "парили" молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
С днями Масленицы связано много шуток, прибауток, песен, пословиц и
поговорок: "Без блина не масляна", "На горах покататься, в блинах поваляться",
"Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги приберуха", "Хоть с
себя все заложить, а масленицу проводить", "Не все коту масленица, а будет и
Великий Пост", "Боится Масленица горькой редьки да пареной репы" (т.е.
поста).
Как на масленой неделе Масленица, угощай!
Из печи блины летели! Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару, из печи, С пылу, с жару – разбирайте!
Все румяны, горячи! Похвалить не забывайте!
Повсеместно в селениях, стоявших на равнине, а нередко и при наличии
естественных спусков, строили к Масленице большие искусственные горы.
Катались здесь с горы на салазках, шкурах, рогожах, «морозянках».
На санях по одному, два, а иногда по три человека. Последнее
называлось катиться кораблём: двое располагались лицом друг к другу, а
третий между ними. На кожах и рогожках скатывались по 4- 10 человек. Парни
катались также на коньках и просто стоя- несколько человек держались гуськом
друг за друга, это называлось катание юром.
Среди крестьянской молодежи было принято использовать масленичное
катание с гор и для встречи постоянных пар - парня и девушки. Катанье
сопровождалось шутками, озорством, хохотом.
Как только утром кто- либо появлялся на горе, на него набрасывалась
компания гуляющих и валила в снег. Если это был мужчина, сбрасывали с него
шапку и натирали голову снегом. Женщинам голову не трогали, но можно было
набить снегу « За пазуху под рубаху».
С первых дней Масленицы к месту катанья приходила вся деревня - «от
мала до велика». Девушки и парни выходили на горку нарядными.
Девки, масленка идёт,
Кто нас покатает?
У Петруни за двором
Сивка пропадает.
Я о масляной катался,
Трое саней изломал.
Ворона коня замучил,
А милашку прокатал.
Не целуй меня на улице-
Целуй меня в сенях.
Не целуй меня в сенях –
Целуй на маслену в санях.
Купи, тятенька, конька.
Золотые ножки.
Буду девочек катать
По крутой дорожке.
Столь же широко.
Список литературы
Белов В.И. Очерки по народной эстетике. - М.: Молодая Гвардия,
1982.
Бернштам Т.А. Новые перспективы в познании и изучении
традиционной культуры. - Киев, 1993.
Богуславская И.Я. Русское народное искусство. – Л.: Искусство,
1968
Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991.
Дайн Детский народный календарь. - М.: Детская литература, 2001.
Данилов С., Илюшин Л. Третья четверть. Годовой круг праздников
и традиций. - СПб, 1996.
Данилов С., Илюшин Л. Вторая четверть. Годовой круг праздников
и традиций. - СПб, 1996.
Детский поэтический фольклор /Ред. Б.Н. Путилова. - СПб, 1997.
Детство. Отрочество/ Ред. В.П. Аникина. - М.: Художественная
литература, 1994.
Забылин М. Русский народ. - М.: Русская книга, 1996.
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М., 1991.
Зимние катания Новгородских крестьян / Сост. М.И. Васильев. -
Новгород, 1992.
Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А.Ф.
Некрылова. - М.: Правда, 1991.
Лойтер С.М. Русский детский фольклор. - Петрозаводск: Карелия,
1991.
Мир детства и традиционная культура. Сборник научных
материалов / Сост. С.Г. Айвазян. - М., 1994.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - СПб: Азбука, 1995.
Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А. Возвращение к истокам:
Народное искусство и детское творчество. - М.: Владос, 2000.