Игровые технологии в реализации ФГОС
ИГРОВЫе ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Котова В. В
МБ НОУ «Гимназия № 48», Кемеровская область, г. Новокузнецк
В рамках реализации ФГОС, приоритетной целью современного школьного
образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику,
становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели,
проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то
есть формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором» и
«строителем» собственного образовательного процесса. Достижение этой цели
становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных
действий (УУД).
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности
учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я
стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют
формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности
учеников в современном обществе.
Инновационный подход к организации обучения — одно из приоритетных
направлений усовершенствования предметной методики. Он предполагает создание
условий для ценностно-ориентированного воспитания и развития основных сфер
личности ученика. Основой для этого является внедрение в практику современных
образовательных технологий, активизирующих познавательную деятельность и
творческую самостоятельность учащихся.
В учебном процессе уделяю большое внимание игровым технологиям, т.к. игровые
технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать
интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом
уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр. В отличие от игр вообще в структуру педагогической игры
органично входят: целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ
результатов, в которых личность реализует себя как субъект.
Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным
средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения
урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит
по таким основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность
вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в
игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что включение в учебный процесс
игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не
заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.
Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное
обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить
полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому
усвоению пройденного материала.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с
другими методами и приёмами, используемыми на уроках, дидактическая игра.
Дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой
ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.
Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере
самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.
Большинство видов дидактических и развивающих игр я беру из сборника
«Дидактические и развивающие игры в начальной школе с применением ИКТ» из
серии «Современная школа». В книге этой серии содержатся материалы,
разработанные участниками «Сети творчества учителей» сообщества «ИКТ в
начальной школе». В сборнике есть игровые уроки, помогающие ребенку учиться с
увлечением, формирующие предметные компетенции. Многие игры можно
использовать при индивидуальной работе или фронтально с классом на интерактивной
доске.
С помощью увлекательных игр ребенок изучает буквы, учится читать, запоминает
правильность написания слов, осваивает основы фонетики.
• Ослина И.В. «Буквы сестрички»
• Гаврилова А.В. «Коллекция игр по русскому языку»
• Вырвич И.А. «Копилочка игр по обучению грамоте»
Любая игра, и не только относящаяся к разделу логические игры, развивают логические
способности ребенка
• Селезнева Е.В. «Логические сетки»
Игра Егоровой Н.В. «Графические диктанты» направлена на развитие логического,
образного и пространственного мышления ребенка.
Самое обычное решение примеров на уроках математики можно преподнести
так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно
придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы
соревнования. Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют
задание. В своей работе использую настольно-печатные игры Бурдина С.В. «Считаем и
читаем», «Логические таблицы» из серии игр "Забавы в картинках".
Очень важно на уроках русского языка и чтения развивать воображение детей.
Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения ими реального
жизненного опыта. Для развития воображения и творчества детей, необходимо
расширять их реальный жизненный опыт. Здесь помогут игры на составление
рассказов.
Одна из сложных задач, стоящих перед первоклассником научиться правильно и
красиво писать. Пальчиковые игры на уроках в школах в этом очень сильно помогают.
Значение использования игровой технологии при решении задач ФГОС состоит
в том, что она позволяет достичь положительного эффекта:
• в качестве педагогической технологии для освоения понятий, тем и областей
знаний; как элемента более широкой технологии;
• в качестве способа, приёма, метода, средства обучающего диалога при решении
социальных, нравственных задач;
• как основы межпоколенного взаимодействия в условиях социальной мобильности
и информационной насыщенности.
Роль игры и игровой деятельности в решении образовательных задач связана с
пониманием того, что преобразование игры, игровой деятельности в технологию
становится возможным, если определены конечные результаты и существует алгоритм
контроля его достижений.
Очевидно, что используя игру, игровую деятельность как технологию,
необходимо применять критерии результативности (обеспечение поставленной цели),
воспроизводимости (возможности использовать в измененных условиях),
транслируемости (возможности передачи опыта её использования в виде знаний).
Именно поэтому дословный перевод понятия «технология» с греческого - наука
о мастерстве. Овладение этим мастерством позволит на практике достичь новый
уровень доступности и качества российского образования.
Литература
1. Асмолов А.Г. Системно- деятельностный подход к разработке стандартов
нового поколения. ФГОС. Публикации. 2010.
2. . Галажина Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе .
Методическое пособие с электронным приложением /М.: Планета, 2011. – 272 с.
– (Современная школа).
3. Мищенкова Л.В. Речь, логика, память, внимание. Воображение. Игровые и
обучающие занятия с детьми 7 – 9 лет. /; худож. Е.А.Афоничева. – Ярославль:
Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.-192с ил.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное
образование, 1998. 256с.
5. ФГОС: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Презентация "Мастера спорта по художественной гимнастике, окончившие МАОУ СОШ №12"
- Картотека упражнений по стрейчингу
- Картотека игр для детей с нарушением речи
- Комплекс гимнастики после дневного сна в группе раннего возраста (2-3 года)
- Сценарий праздника "День дошкольного работника" (старшая и подготовительная группы)
- Аналитический отчёт инструктора по физической культуре