Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве

Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве.
Игра это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень
важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение
малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок
может приобретать новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не
догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяют не
только развивать, но и расширять знания детей о пространстве. Вот почему на занятиях и
в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и
игровые упражнения.
ЦЕЛЬ: научить детей ориентироваться в пространстве.
ЗАДАЧИ:
-Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы
(игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий;
-Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) сзади
(назад), слева (налево) – справа (направо);
-Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть
умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.
1. Вверху – внизу. Кто выше?
Цель. Развитие пространственных представлений.
Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо,
зеленый луг и река.
В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из
картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз,
лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.
Содержание игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет
взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено
реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он
прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет
летает вверху. Рыба плавает внизу».
В данной игре закрепляются понятия вверху внизу, выше ниже. Дети учатся
соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра
способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.
2. Разговор по телефону.
Цель. Развитие пространственных представлений.
Игровой материал. Палочка (указка).
Правила игры. Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать,
кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.
Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два
больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В
другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот
Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте,
кто кому звонил».
3. Где чей домик?
Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление
движения (направо, налево, прямо) .
Игровой материал. Набор карточек с числами.
Правила игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит
цифры по домикам. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку
правую или левую нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку
либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко.
Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка
пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не
менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также
изменять.
4. Поросята и серый волк.
Цель. Развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложения.
Правила игры. Игру можно начать с рассказывания сказки: «В некотором царстве
неизвестном государстве – жили-были три брата – поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и
Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик
из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и
построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил себе
домик из кирпича.
Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в
этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал, что в лесу живут поросята, и
решил их съесть. (Возьми палочку и покажи, по какой дорожке пошел серый волк.) »
Если дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку:
«Итак, серый волк пришел к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему
брату Нуф-Нуфу. Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат
три палки, рассердился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф-Нуфу. А в это время
Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежали к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном
доме.
Волк подошел к домику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там ничего нет, кроме
двух палок, рассердился еще больше, взял эти две палки и пошел к Наф-Нафу.
Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и что он не сможет его
разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка,
взял ее и голодный ушел из леса. (Сколько палок унес с собой волк) »
Если волк попадет с Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а
затем одну палку из домика Наф-Нафа. Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он
уходит с одной палкой. Число палок у волка является числом набранных им очков (6, 3
или 1). Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков.
5. Добавь слово.
Цель игры: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по
отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у вас правая рука.
Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука,
находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне,
где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает слова «Впереди меня» и «позади меня»?
(Уточняет и эти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду называть
разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать такими словами: «справа»,
«слева», «позади», «впереди».
Воспитатель говорит:
- Стол стоит… (называет имя ребенка) .
- Позади.
- Полочка с цветами висит…
- Справа.
- Дверь от нас…
- Слева.
Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой
рукой на предмет.
- Какая рука у тебя ближе к окну?
- Правая.
6. Внизу – вверху.
Содержание игры.
Вариант 1. Воспитатель называет различные предметы, которые находятся либо
только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, тогда дети говорят
хором: «Вверху».
Например:
Воспитатель. Орел.
Дети. Вверху.
Воспитатель. Тигр.
Дети. Внизу и т. д.
Вариант 2. Воспитатель называет предметы в иной обстановке, дети выполняют
определенные действия. Если названный предмет находится вверху, они поднимают
руки; если – внизу, они приседают.
Например, если воспитатель говорит: «Самолет летит! », дети приседают и т. д.
7. Сделай так, как я скажу.
Материал игры: у детей конверты с набором геометрических фигур лист бумаги;
у воспитателя набор таких же геометрических фигур, но большего размера.
Содержание игры. Воспитатель предлагает детям положить перед собой чистый
лист бумаги и приготовиться к игре. Круг (воспитатель его показывает) надо положить в
середину. Слева от круга треугольник, справа квадрат, вверху круг, внизу
прямоугольник.
Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.
В игре закрепляются пространственные представления детей, знания о
геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения совершенствуются,
развивается произвольное внимание, наблюдательность, моторика.
Если дети на знают геометрических фигур, то вместо них можно использовать
любые предметы или игрушки.
8. Куда пойдешь и что найдешь?
Материал игры: любые игрушки.
Содержание игры. Воспитатель раскладывает игрушки в разных местах комнаты:
справа от ребенка воспитатель ставит плющевого мишку, слева матрешку, перед
ребенком – машины, позади ребенка – паровоз и говорит:
«Вперед пойдешь – машину найдешь,
Вправо пойдешь – мишку найдешь,
Влево пойдешь – матрешку найдешь,
Назад пойдешь – паровоз найдешь.
Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? »
Игры может быть усложнена: игрушки прячутся под ковер или накрываются
бумагой.
Воспитатель говорит:
«Вперед пойдешь – куклу найдешь,
Вправо пойдешь – зайца найдешь,
Влево пойдешь – мяч найдешь,
Назад пойдешь – юлу найдешь.
Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? ».
9. Солнышко.
Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение
ориентироваться на собственном теле.
Оборудование: схематическое изображение лица человека.
Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с
ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица лаза, брови, губы). Затем
ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению
друг к другу располагаются все части лица.
10. Скульптор.
Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в
соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей
либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.
Оборудование: макет игрушки Буратино.
Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино. Буратино будет
показывать движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.
Контролер.
Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения
детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями
стоящего напротив человека.
Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи
Содержание: ребенок онтролер) располагается перед другими участниками игры
пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади «контролера» с
правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. «Пассажиры» с
красными билетами направляются «“контролером» в левый автобус, а с зелеными - в
правый.
11. Кто правильно назовет.
Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между
собой и окружающими объектами.
Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится
справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз.
Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от
него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
12. Кто из детей стоит близко, а кто далеко?
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от
себя».
Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего.
Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.
13. Автогонки
Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся
предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными
терминами.
Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и
энерционная), темная повязка для глаз.
Содержание: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок рассматривая их отмечает
цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и
предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком
направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.
14. Найди игрушки
Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в
соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи
пространственную терминологию.
Оборудование: разные игрушки
Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти
нужно внимательно слушать подсказки (инструкции) и следовать им. После
обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую
сторону поворачивал, где нашел игрушку.
15. Разведчик
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в
процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.
Оборудование: лист бумаги, карандаш
Содержание: Ребенку дается инструкция: «Ты разведчик. Тебе нужно дойти до
секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой
путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)». Возвращаясь в
группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по
коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева
от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.
16. Волшебный сундучок
Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в
речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева».
Оборудование: «сундучок», мелкие игрушки
Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов
или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2
полочки сундучка. Ребенок вставляет руки «рукава» и, обследуя те же предметы уже
внутри сундучка, рассказывает где они находятся.
17. Разноцветное путешествие
Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную
клетку, развивает воображение.
Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.
Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных
цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие.
Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две
вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой
остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его
героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море,
зеленого – на лесной полянке, желтого – на песчаном пляже и т.д.).
Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и
сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она
попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем
астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того как ветер сдул звезды и
фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по
фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей,
педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.
18. Замри
Дидактическая задача. Учить детей воспринимать своё положение в
пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по
отношению к собственному телу.
Игровое правило. Останавливаться строго по сигналу.
Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «замри». Под музыку вы
будете, свободно двигаются по группе. По сигналу (выключение музыки) вы
останавливаетесь «замираете». Я назначу детей, которые должны сказать: «Справа от
меня…, слева …». Затем я предлагаю детям, не сходя с места, повернуться и ответить на
те же вопросы.
19. Мяч по кругу
Дидактическая задача. Учить понимать словесные задания на изменение
направления движения предмета в пространстве. Закрепление значения слов
обозначающих пространственные признаки: направо, налево, над, под, за, перед.
Игровое правило. Не уронить мяч, следовать команде.
Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «Мяч по кругу». Вы
будете передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего». Первую игру роль
ведущего я возьму на себя (последующие игры роль ведущего может выполнять
назначенный ребёнок). Дети передают мяч по команде вправо по кругу, влево по кругу,
над головой, под коленом, перед собой, за спиной.
20. Аист
Дидактическая задача. Учить понимать словесные указания в определении
правой и левой стороны на собственном теле.
Игровое правило. Аист отвечает после того как дети «спросят у него дорогу».
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Ход игры. Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Ведущий «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их
повторяют:
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.
21. В лесу
Дидактическая задача. Формирование пространственных представлений о
положении предметов и объектов на фланелеграфе. Уточнение значений слов,
обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.
Игровое правило. Выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа.
Материал. Фланелеграф, изображение берёзы с зелёными листьями, гриб, солнце,
облако, заяц, птица, ёжик, медвежонок, домик, ёлочка.
Ход игры. «Дети я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на
фланелеграф изображение берёзы с зелёными листьями.
- Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить?
- Почему вы так думаете?
- Каковы признаки лета?
В углу фланелеграфа выставляю гриб, солнце, облако, зайца, птицу. ёжика,
медвежонка, домик, ёлочку.
- Как вы думаете, что может находиться над деревом?
Выбираю ребёнка. Он выкладывает на фланелеграфе солнце, птицу, облако. Если
он затрудняется то помогаю ему.
- Что вам это облако напоминает?
- А что может находиться под деревом?
Другой ребёнок выкладывает гриб и зайца. Выставляю ёжика, медвежонка, домик,
ёлочку.
- Покажите правую руку, левую.
- Расположите справа от дерева ёжика, а слева - медвежонка.
- С какой стороны от дерева находится гриб, заяц?
- Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку.
- Назовите предметы, расположенные правее гриба, левее ёжика.
22. Динамические картинки
Дидактическая задача. Формировать пространственное восприятие при
ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.
Игровое правило. Выкладывать картинки по заданию.
Материал. Фланелеграф, изображение ёлка, берёзка, грибок, кустик, заяц, белка,
ворона, ёж, домик.
Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляю ёлку. Каждый
ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа,
домик.
Ввожу детей в игровую ситуацию:
- Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим
картину. Надо только точно выполнить команды.
Дети располагают свои картинки по моему заданию.
- Берёзка справа от ёлки.
- Ворона над ёлкой.
- Заяц слева от ёлки.
- Лиса идёт к ёлке.
- Куст под ёлкой.
- Ёжик идёт от ёлки.
- Грибок под ёлкой.
- Домик за ёлкой.
- Белка на ёлке.
В ходе игры даю дополнительные указания, пояснения.
23. Котята разбежались
Дидактическая задача. Закреплять умение оценивать расположение предмета на
плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый,
лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.
Игровое правило. Показать и сказать, где находится каждый котёнок.
Материал. Фланелеграф, фигурки шести котят разного цвета.
Ход игры. На фланелеграфе размещены фигурки 3 4 котёнка разного цвета. В
начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения
котят: например в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает
фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где
находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а
оранжевый внизу слева» и так далее.
24. Наоборот
Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту
мышления. Закрепить парно противоположные значения слов, обозначающих
пространственные признаки предметов.
Игровое правило. Называть слова, только противоположные по смыслу.
Материал. Мяч.
Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.
Воспитатель произносит слово и бросает кому либо из детей мяч; ребёнок
должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч
воспитателю. (Вперёд назад, направо налево, вверх вниз, далеко близко, высоко
низко, над под, внутри снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний
нижний, правый – левый и др.)
Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению
воспитателя хором произносят нужное.