Методическая разработка "Роль хореографии в воспитании детей младшего школьного возраста"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 582 с углубленным изучением английского и
финского языков Приморского района Санкт-Петербурга
Тема:
« Роль хореографии в воспитании детей младшего
школьного возраста»
Составитель:
Буланцева Е.А.
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2
Содержание
Введение ................................................................................................................... 3
1. Психолого-педагогические особенности .......................................................... 4
младшего школьного возраста ............................................................................... 4
2. Характеристика процесса воспитания по средствам хореографии ............. 10
2.1 Методы и приемы воспитания ................................................................... 12
2.2 Роль хореографии в воспитании личности (дети младших классов) ..... 16
3. Заключение ........................................................................................................ 19
4. Список используемой литературы .................................................................. 21
3
Введение
Цель данной работы состоит в том, чтобы через определение
эстетических, нравственных и танцевальных целей воспитания раскрыть
значение хореографического воспитания в жизни человека.
В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена
недостаточным уровнем культуры молодежи. Думаю, что это не что иное,
как результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном
воспитании подрастающих поколений. Главная задача воспитания
формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми
полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.
Современная педагогика накопила большой опыт в теории и практике
обучения, разработала новую систему воспитания. Эта система воспитания
ставит задачу формирования личности, способность активно, творчески
преобразовывать действительность.
Наблюдая за детьми, обучающимися хореографии, я пришла к выводу,
что дети более развиты во всех отношениях. В процессе всестороннего
развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль. «Хотя
основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой
главную роль играет целеустремленный творческий труд, но жизнь без
искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне
и гармонично развитого».
1
Мысли обо всем этом и привели меня к тому,
чтобы проанализировать эту ситуацию, выявить, какие же личностные
качества приобретает человек в процессе хореографического воспитания, как
оно влияет на мир чувств человека, его поведение.
Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно
раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность, глубоко
чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется на всю жизнь,
влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что
упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые
годы, - предупреждал В.А. Сухомлинский.
1
П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. Методика танца, М.: «Хореография», 1990 г., стр.7.
4
1. Психолого-педагогические особенности
младшего школьного возраста
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-
7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают
значительными резервами развития. Их выявление и эффективное
использование одна из главных задач возрастной и педагогической
психологии (32). С поступление ребенка в школу под влиянием обучения
начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими
качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые
для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими
характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их
произвольность, продуктивность и устойчивость.
Для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы,
необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома,
научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в
школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые
умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные
человеческие характеристики познавательных процессов (внимание,
восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость
которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных» (по Л.С.
Выгодскому) эти процессы к концу младшего школьного возраста должны
стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции,
произвольные и опосредствованные.
В начальный период учебной работы с детьми следует, прежде всего,
опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее
развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного
совершенствования остальных.
Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать
произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью,
распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на
практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с
недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо
заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению. Внимание в
5
младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно
долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с
произвольным остается непроизвольное внимание у детей. Объем и
устойчивость, переключаемость и концепция произвольного внимания к
третьему классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека.
Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к
другому без особых затруднений и внутренних усилий.
У ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей
действительности: практический, образный или логический.
Развитость восприятия проявляется в его избирательности,
осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности
перцептивных действий.
Память у детей младшего школьного возраста является достаточно
хорошей. Память постепенно становится произвольной, осваивается
мнемотехника. С 6 до 14 лет у них активно развивается механическая память
на несвязанные логические единицы информации. Чем старше становится
младший школьник, тем больше у него преимуществ запоминания
осмысленного материала над бессмысленным.
Еще большее значение, чем память, для обучаемости детей имеет
мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и
представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной,
наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике мы нередко
сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать
задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом
справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной тем более
словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести
рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в
состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной
развитости двигательных умений и навыков.
За первые три-четыре года учения в школе процесс в умственном
развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-
действенного и элементарного образа мышления, от допонятийного уровня
развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до
словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало
этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л.С.
Выгодского, с доминированием дооперационального мышления, а конец с
преобладанием операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте
6
достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей,
позволяющих судить об их одаренности.
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал
умственного развития детей. Комплексное развитие детского интеллекта в
младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях:
1. Усвоение и активное использование речи как средства мышления.
2. Соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов
мышления: Наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-
логического.
3. Выделение, обособление и относительно независимое развитие в
интеллектуальном процессе двух фаз: а) подготовительной фазы
(решение задачи: осуществляется анализ ее условий и
вырабатывается план); б) исполнительной фазы этим план
реализуется практически.
У первоклассников и второклассников доминирует наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих
и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и
образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех
планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).
Углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей
усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной
активности, сосредоточения и поддержания внимания. Многие из детей
быстро утомляются и устают. Особую трудность для детей 6-7 летнего
возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция
поведения. Им не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать
себя в определенном состоянии, управлять собой.
До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь
репродуктивные образы-представления об известных объектах им событиях,
не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в
основном статичные. Продуктивные образы-представления результата новой
комбинации некоторых элементов появляются у детей в процессе
специальных творческих знаний.
Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок
данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. Каждый из
четырех видов деятельности, характерных для ребенка младшего школьного
возраста: учение, общение, игра и труд выполняет специфические функции
в его развитии.
7
Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков,
развитию креативности (при специально организованном обучении,
включающим систему творческих заданий).
Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные
черты характера ребенка, в частности, его общительность, контактность,
отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности:
настойчивость, целеустремленность, упорство и другие.
Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном развитии
младших школьников играет труд, который представляет для них
сравнительно новый вид деятельности. Труд совершенствует практический
интеллект, необходимый для самых разных видов будущей
профессиональной творческой деятельности. Он должен быть достаточно
разнообразным и интересным для детей. Любое задание по школе или по
дому желательно делать интересным и достаточно творческим для ребенка,
предоставив ему возможность размышления и принятия самостоятельных
решений. Поощряться в труде должен инициативный и творческий подход
ребенка к делу, а не только выполненная им работа и ее конкретный
результат.
Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы
мышления, формирует и развивает умения и навыки делового
взаимодействия с людьми. Иными в этом возрасте становятся и детские
игры, они приобретают более совершенные формы, превращаются в
развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет вновь приобретаемого опыта,
их содержание. Индивидуальные предметные игры приобретают
конструктивный характер, в них широко используются новые знания,
особенно из области естественных наук, а так же те знания, которые
приобретены детьми на занятиях трудом в школе. Интеллектуализируются
групповые, коллективные игры. В этом возрасте важно, чтобы младший
школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в
школе и дома и имел время для занятий ими. Игра в этом возрасте
продолжает занимать второе место после учебной деятельности (как
ведущей) и существенно влияет на развитие детей.
Большой интерес для младших школьников представляют игры,
заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и
развить свои способности, включающие его в соревнования с другими
людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению,
развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные
8
мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей
взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая
действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на
успех, выбору альтернатив и тому подобное.
Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также
иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие
самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у
ребенка, безусловно, должна доминировать над боязнью неудачи. В учении,
общении и практической деятельности, связанной с испытаниями
способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими
людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно,
чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был
соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.
В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер
ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют
на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми.
Способности детей не обязательно должны быть сформированными к
началу обучения в школе, особенно те из них, которые в процессе обучения
продолжают еще активно развиваться. Существеннее другое: чтобы еще в
дошкольный период детства у ребенка образовались необходимые задатки к
развитию нужных способностей.
Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед
ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и
внимания, способности регулировать образные представления через
произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые
вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку достаточно
трудно. Одним из показателей творческого развития ребенка, в том числе и в
музыке, является уровень художественно-образного мышления, уровень
креативности.
В психологии образное мышление иногда описывается в качестве
специальной функции – воображения.
Воображение психологический процесс, заключающийся в создании
новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и
представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение
присуще только человеку. Воображение необходимо в любой деятельности
человека.
9
Различают воображение произвольное (активное) и непроизвольное
(пассивное), а также воссоздающее и творческое воображение.
Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета
по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют
самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов,
необходимых для построения образа в соответствии с собственным
замыслом.
Особая форма воображения мечта. Это также самостоятельное
создание образов, но мечта есть создание образа желаемого и более или
менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного
продукта.
Таким образом, активное восприятие музыкального образа предлагает
единство двух начал объективного и субъективного, т.е. того, что заложено
в самом танце, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые
рождаются в создании зрителя в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких
субъективных представлений – тем богаче и полнее восприятие.
На практике, особенно у детей, не имеющих достаточного опыта
общения с хореографией, субъективные представления не всегда адекватны.
Поэтому так важно научить учащихся разбираться в том, что объективно
содержится в танце, а что привносится ими самими.
10
2. Характеристика процесса воспитания по средствам
хореографии
Воспитание находится в неразрывной связи с процессом обучения и
образования. При обучении танцу воспитательная деятельность педагога
имеет свою специфику. Если обучение ориентированно на овладение
учащимися танцевальными знаниями, умениями, навыками, то воспитание
это формирование моральных качеств, черт характера, навыков, привычек
поведения и общения внутри танцевального детского коллектива и вне его
в местах отдыха, на производстве, в буту. Решая специфические задачи
воспитания средствами танца, педагог рассматривает их как составную часть
комплексного воспитательного процесса.
В процессе обучения педагог решает разнообразные задачи по
эстетическому воспитанию учащихся: воспитание музыкальной
восприимчивости, развитие хорошего музыкального вкуса,
хореографической культуры и танцевальной пластике, эстетике поведения
при общении. Танец это средство формирования культурных потребностей
и интересов людей. Дети, у которых постепенно развивается эстетическое
чувство, в дальнейшем будут получать огромную радость и глубокое
удовлетворение от исполнения танцев.
Педагог должен уделять внимание нравственному воспитанию.
Нравственное воспитание должно органически вплетаться во все линии
педагогической деятельности, так как его задачи это формирование норм и
правил поведения, учащихся в коллективе, в местах проведения отдыха,
развитие у них коллективизма и товарищеской взаимопомощи, честности и
правдивости, нравственной чистоты и скромности. Важной задачей является
воспитание у каждого ребенка любви к танцевальному искусству: оно
осуществляется по средствам знакомства их с историей хореографии и
практического овладения танцевальной лексикой.
Нравственное воспитание направленно и на формирование у детей
стремлений к борьбе против безвкусицы, распущенности в поведении и при
исполнении танцев. Одним из наиболее действенных средств такой борьбы
является воспитание чувства прекрасного при исполнении лучших танцев.
Как известно, педагог призван каждого учащегося научить, этикету
поведения и общения. В процессе обучения он должен выработать у них
легкость и свободу походки, грацию и изящество, красивую осанку, хорошие
11
манеры, умение держаться в общественном месте. И воспитать их так, чтобы
они были внимательными, приветливыми, чуткими и тактичными не только
со своими друзьями, но и со всеми.
Занятия хореографией содействуют гармоничному физическому
развитию детей.
Практика показывает, что при серьезной и систематической учебной
воспитательной работе с учащимися меняется их отношение к оценке качеств
танцевального репертуара.
12
2.1 Методы и приемы воспитания
Методы воспитания это способы воздействия педагога на учащихся с
целью формирования у них умения и навыков, как в общении, так и в
деятельности. Изучение педагогического процесса в различных
танцевальных коллективах позволяет выделить и охарактеризовать
взаимосвязанную систему методов воспитания.
Одним из методов воспитания метод внушения, то есть способ
воздействия, при котором педагог стремится передать детям свое отношение
к определенному материалу танцевальной лексике, музыке, характеру
исполнения танца и тому подобное, а так же свое мнение, настроение и
оценку.
В своей педагогической деятельности методом внушения широко
пользовался А.С. Макаренко, считая его «общепринятым средством
педагогического воздействия».
Для метода внушения специфично воздействие на эмоционально-
чувственную сферу учащихся и осуществление воздействия без привлечения
аргументов и доказательств.
Важным условием эффективности метода внушения является
авторитетность педагога, ведь только тогда учащиеся принимают его
музыкально-хореографическую интерпретацию без логических обоснований.
Вместе с тем этот метод выступает лишь предпосылкой к усвоению
показываемого: на основе воспринятого чувствами материала педагог
должен добиваться от учащихся сознательного, обоснованного отношения к
учебному материалу.
Метод убеждения это способ воздействия, с помощью которого
педагог обоснованно доказывает учащимся определенные положения,
эстетические представления и оценки. Метод убеждения адресуется к разуму
учащихся.
Педагог стремится доказать, что именно так, а не иначе следует
исполнять тот или иной танец, воспринимать танцевальную музыку и
исполнение танцевальных композиций.
Высокую оценку методу убеждения дал К.Д. Ушинский, писавший:
«Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на
убеждение можно действовать только убеждением».
2
2
К.Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения. М., «Просвещение», 1968, стр. 242
13
В воспитательной работе педагога метод убеждения должен занять
центральное место. Метод убеждения станет более эффективным, если
педагог будет соблюдать в ходе его применения определенные требования:
1. Содержание и форма материала должны учитывать возрастные и
индивидуальные различия учащихся;
2. Процесс убеждения должен строится последовательно, понятно и
доказательно;
3. В ходе убеждения педагог должен сочетать изложение и показ
наглядно-образного танцевального материала с формулированием выводов и
оценок: при этом важнейшим является убежденность педагога и истинности,
доказываемых учащимся положений.
Лучший способ формирования убеждений лежит через практический
опыт, который накапливают учащиеся в процессе разучивания и исполнения
танцев.
Эффективным средством метода убеждения является сама личность
педагога: его ценности, ориентация, его взгляды и представления, а так же
его поведение и деятельность. Важным подспорьем в различных вариантах
метода убеждения являются приемы из опыта педагога и учащихся, а так же
приемы, взятые из истории развития хореографии, танцевальной музыки,
культуры, искусства и общественной жизни.
Используя методы внушения и убеждения во взаимосвязи, педагог
стремится к тому, чтобы ранее сформированные у учащихся представления и
оценки смогли бы проявляться в их танцевальной практике, поведении,
общении и деятельности, чтобы учащиеся смогли бы сознательно отстаивать
идейно-эстетические взгляды и убеждения. Поэтому эти методы сочетаются
с методом побуждения учащихся к применению в своей танцевальной
практике сформированных убеждений.
Следовательно, для метода побуждения специфично то, что положения,
представления, вкусы, сформированные учащимися сознательно, должны
преобразовываться в свое собственное достояние и стать опытом,
привычкой, ценностью, традицией каждого из них, так и коллектива в целом.
В учебно-воспитательной работе используется целый арсенал
педагогических приемов, выступающих компонентами метода воспитания.
Прием поощрения используется педагогом для закрепления
достижений учащихся. Этот прием способствует установлению правильных
взаимоотношений в коллективе, поддержанию нужного психологического
климата в нем.
14
Так педагог при всех учащихся детях краткой репликой одобряет
действия одного из них или одной из пар («хорошо», «молодцы»,
«правильно»), или дает более развернутую оценку действий учащихся («Я
очень довольна вашими успехами») и тому подобное.
Доверие, оказываемое педагогом учащимся, - тоже вариант поощрения.
Оно может, проявиться в поручении танцевальной паре, выступить перед
начинающими танцорами, показать им отдельные движения и т.д. Иногда в
виде поощрения педагог организует совместную поездку на экскурсию в
музей или по памятным местам, посещение концертов и другие мероприятия,
о проведении которых просили учащиеся. И, конечно же, поощрение
выражается в выдвижении на смотр-конкурс танцоров, и в награждении их
грамотами и дипломами.
Важно помнить, что такие качества, как доброта, внимание и забота об
своих учениках, должны быть присущи каждому педагогу и во всех
ситуациях, но не следует, открыто, навязчиво «демонстрировать» их перед
учащимися.
Правильное применение этих качеств вызывает у учащихся ответное
чувство как по отношению к педагогу, так и к коллективу в целом,
способствуя сплочению. Не желательно, чтобы некоторые учащиеся в силу
каких-либо обстоятельств (замкнутые и нелюдимые из-за обстановки в семье,
на работе и тому подобное) чувствовали себя обиженными, обойденными.
Педагог должен быть к ним особенно чуток, за это он будет, вознагражден
ответным стремлением, порадовать его своими творческими успехами.
Моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы прием,
также широко используемый в танцевальном коллективе.
Педагог может использовать приемы опосредованного воздействия на
детей через других учащихся партнера, партнершу, актив, коллектив. А.С.
Макаренко назвал подобный прием приемом параллельного педагогического
действия.
В хореографическом коллективе так же широко используются приемы
осуждения и наказания. Как известно, одобрение и поощрение вызывают
положительные эмоции, отчего возникает желание совершенствоваться в
искусстве, а осуждение и наказание вызывают у детей желание исправить
промахи, допущенные в исполнении. Осуждение или наказание могут быть
выражены в форме замечания или предупреждения, неудовольствия или
лишения права на выступление, гастрольную поездку и тому подобное.
15
Разумеется, по различному методы и приемы воспитания используются
при индивидуальной встрече с учащимися, при разговоре с одним человеком,
группой, коллективом в целом. В зависимости от поставленных
воспитательных задач педагог применяет ту или иную совокупность методов
и приемов. Поэтому педагогу следует научиться пользоваться ими свободно,
всякий раз по-разному, применительно к конкретной ситуации.
Лично наблюдая за работой детских организаций, ярко свидетельствуют
о том, какое положительное влияние оказывает хореография на детей и
школьников. Эти занятия содействуют эстетическому воспитанию
помогают понять красоту правильных, мягких, выразительных движений и
недопустимость грубой и вульгарной манеры танца, знакомят детей с
образцами народных и современных танцев. Хореография, а в целом танец
содействуют физическому развитию детей, вырабатывает у них правильную
осанку, уверенность, легкую походку, изящество движений. Занятия
положительно сказываются и на культурном поведении детей, заставляя их
обращать внимание на аккуратность и изящество внешнего вида, приучая
вежливо, относиться друг к другу.
16
2.2 Роль хореографии в воспитании личности (дети младших
классов)
Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела,
хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала
выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного
процесса возникла система собственно хореографических движений, особый
художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный
материал танцевальной образности. Отбирая из неисчерпаемого источника,
каким является народное танцевальное творчество, характерные
выразительные движения, хореография их по-новому пластически
осмысливает, поэтически обобщает, придает им необходимую
многозначность и широту выражения. Выразительные движения легли в
основу классического танца, отличительные черты которого призваны
выражать страстный человеческий порыв в высь, активную устремленность в
неизведанное, возвышенность, одухотворенность. Такой танец оказался
способным породить «душой исполненный полет», в котором на основе
отточенной танцевальной техники воедино слиты воля, эмоция и страсть.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается
перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств,
свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них
виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими
характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их
произвольность, продуктивность и устойчивость.
Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы,
необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома,
научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в
школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые
умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те
основные человеческие характеристики познавательных процессов
(внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь),
необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных»
(по Л.С. Выгодскому) эти процессы к концу младшего школьного возраста
должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические
функции, произвольные и опосредованные.
17
В начальный период учебной работы с детьми следует, прежде всего,
опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее
развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного
совершенствования остальных.
Дети младшего школьного возраста легко обучаются искусству
хореографии и танца, так как детское мышление рисует более выразительные
картинки происходящего вокруг самого ребенка.
Процесс развития системы изобразительно-выразительных средств
российской хореографии проходил подчас через ломку установившихся
эстетических норм, вызывал страстные споры не только в среде служителей
«храма» хореографического искусства, но и в широком кругу зрителей.
Начиная с 20-х годов, с экспериментальных поисков Ф. Лопухова, К.
Голейзовского, в пластическую языковую структуру нашего балета стали
входить элементы художественной гимнастики, акробатики,
поэтизированной бытовой пластики. Так, в поставленном Ф. Лопуховым в
1927 году балете «Ледяная дева», героиня балета делает на сцене шпагат, до
этого применяемый лишь в цирке и на эстраде. Да и вся пластика Ледяной
девы резкая, угловатая, колючая никак не вязалась с устоявшимися
эстетическими положениями классического танца, но зато превосходно
отвечала сущности создаваемого образа.
3
В хореографии, как и в другом искусстве, нет художественных приемов,
хороших и годных на все времена. Художественный прием, естественно и
органично вошедший в общую танцевальную палитру, служит раскрытию
выразительной природы танцевальной образности.
Современность хореографического искусства это, прежде всего
современность его хореографического образного мышления, в котором
изобразительность и выразительность всегда существуют в единстве.
Принципы мышления в хореографии
Современные хореографы ищут пути совершенствования
хореографической образной системы за счет максимального выявления
эмоционально-выразительной силы танца. Причем танцевальный симфонизм
в балетах Ю.Григоровича, И.Бельского, О.Виноградова и других вырастает
из симфонического единства музыкальной, хореографической и живописной
драматургии.
3
Е.П.Валукин «Проблемы наследия в хореографическом искусстве», М.,1992
18
И.Бельский позволяет танцу жить в правилах симфонической музыки и
только с ней соизмеряет законы танцевально-образного развития.
Стремление к инструментально развитому танцу в балетах И.Бельского
«Ленинградская симфония», «Девятая симфония» на музыку Дмитрия
Шостаковича действительно способствует достижению новых, интересных и
содержательных задач, придает балетным спектаклям высокую страстность,
публицистичность.
Обращение хореографов к симфонической музыке, не рассчитанной на
специальное воплощение в балетной пластике, может обернуться и утратой
многозначности, ассоциативной щедрости, психологической глубины
восприятия музыкального материала, ибо существует, эстетический закон
непреложимости изобразительно-выразительной системы одного вида
искусства, в другой и с ним хореографы не могут не считаться.
19
3. Заключение
В заключении можно с уверенностью сказать, что особую роль в
воспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме
отражает различные виды человеческой деятельности и развивает
способность творчески преобразовывать мир и самого себя.
Хочу привести в пример свои наблюдения за работой, других
хореографов и сравнить стили преподавания педагогов что позволило мне
сделать следующие выводы: вне зависимости от системы обучения огромна
роль в развитии детей, самого педагога, особенно в младших классах. В этот
период для ребенка еще не так выражен социальный статус среди товарищей,
как реакция на его деятельность взрослых: родителей, и на втором не менее
важном месте педагога.
Хочу привести цитату Л.Н.Толстого: «Воспитание есть воздействие на
сердце тех, кого мы воспитываем». Таким образом, практически в руках
учителя оказываются детские души. Ребенок безотчетно доверяет взрослым,
он следит за их реакцией на его действия. Для меня, например, в младшем
школьном возрасте был велик авторитет педагога-хореографа. Настрой
исполнять его указания, делать именно так, как надо, подражать ему. Именно
такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению.
В нашем творчестве он учил меня комбинировать, находить аналоги,
склонности к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное
использование средств, времени, и т.п.
Я считаю, что хореографам можно больше включать наше внимание на
активизацию процессов воображения. Творческое воображение развивается,
когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и
самостоятельно их применяет.
В хореографическом обучении многие учащиеся добиваются более
значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. В связи с
этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается
повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других
видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и
направить эту активность.
Занимаясь у разных педагогов, мне кажется, что присутствует проблема
системы образования. Часто не от методики преподавания зависит качество
воспитания и обучения, а, прежде всего от собственных достоинств педагога.
20
Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать
появляющиеся у них качественное своеобразие способностей и одаренности,
а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального
воздействия.
Как мне кажется, есть необходимость задуматься о системе отбора и
подготовки учителей не только с профессиональной точки зрения, но и с
эстетической, моральной.
21
4. Список используемой литературы
1. Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и
внешкольных учреждениях. – Киев.: 1985
2. Боголюбская Учебно-воспитательная работа в детских
самостоятельных хореографических коллективов. – М.: 1982
3. Богодкова Танцы для детей. – М.: 1985
4. Валукин Е.П. проблемы наследия в хореографическом искусстве.
М.:1992
5. Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников. М.:
Педагогика, 1975
6. Захаров Р. Записки балетмейстера. М.: 1976
7. Михайлова Л.И. Народное художественное творчество как
социальное явление. – М.: Педагогика, 1989
8. Разумный В.А. Эстетическое воспитание: сущность, формы и методы.
М.: Изд. Мысль, 1969
9. Ротерс Т.Т. Муз-ритм воспитание. – М.: 1984
10. Ткаченко А. Детский танец, издательство ВЦСПС, 1962
11. Филатов С.В. От образного слова к выразительному движению.
М.: 1990
12. Шестаков В.П. Проблемы эстетического воспитания. М.: Высшая
школа, 1965
13. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства.
М.: Академия педагогических наук, 1955