Портфолио для организации профориентации с подростками, учащимися 8-11 классов

Портфолио для организации профориентации с
подростками, учащимися 8-11 классов.
Выполнила: Куликова
Екатерина Александровна
Портфолио для организации профориентации с подростками, учащимися 8-
11 классов.
1. Упражнение «Выбор»
Цель: развитие способностей планирования жизненных и профессиональных перспектив.
Материалы: листы бумаги, ручки.
Ход выполнения:
Ведущий: «Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей,
родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на
первое время... Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того
чтобы выжить. Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но
у вас нет образования...»
Необходимо письменно ответить на вопросы:
В каком городе или даже стране вы находитесь?
Какое у вас время года?
Что вы будете делать? Каковы ваши действия?
Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)
Что будет потом?
После выполнения письменного задания, ученики зачитывают свои ответы.
Затем проводится совместное обсуждение.
Методические указания к упражнению: Во время обсуждения акцентируется внимание
на то, что временные работы это и временный заработок, а в целом необходимо учиться,
для того чтобы научиться какому-либо делу, необходимо для
начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности
профессиональные интересы и разобраться в многообразии профессий.
2. Упражнение-игра «Один день из жизни».
Цель: повысить уровень осознания участниками типического и специфического в
профессиональной деятельности того или иного специалиста.
Ход выполнения:
Упражнение проводится в кругу. Ведущий определяет вместе с остальными игроками,
какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть
профессию фотомодели. Ведущий: «Сейчас мы совместными усилиями постараемся
составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника фотомодели. Это будет
рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы
быть таким: звонок завтрак звонок урок двоечники вопрос ответ тройка
учительская – директор – скандал – урок – отличники – звонок – дом – постель. В этой игре
мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также
выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная
опасность каким-нибудь неудачным штрихом (неуместным словом или шуткой) испортить
весь рассказ».
Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно
должен повторить все, что было названо до него. Тогда рассказ будет восприниматься как
целостное произведение.
Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои
существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них.
Методические указания к упражнению: При подведении итогов игры можно спросить у
участников, получился целостный рассказ или нет? Не испортил ли кто-то общий рассказ
своим неудачным существительным?
Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков
своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и
происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен
трудовой день представителя рассматриваемой профессии.
3. Упражнение-игра "Цепочка профессий".
Цель: развивать умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.
Ход выполнения: Проводить упражнение лучше в круге.
1. Инструкция: «Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую
профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую
металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д.
Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и
металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами.»
2. По ходу упражнения ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: «В чем же
сходство вашей профессии с только что названной?». Окончательное решение о том,
удачно названа профессия или нет, принимает группа.
Методические указания к упражнению: При обсуждении игры важно обратить внимание
участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться
интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются
профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине с
автотранспортом, а в конце — с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример
подобной цепочки: металлург—повар - мясник - слесарь (тоже— рубит, но металл) -
автослесарь - таксист сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") - артист драмтеатра
- артист балета и т.д.).
4. Упражнение-игра «Суд над безработным».
Цель: помочь участникам выработать конструктивное отношение к безработице, создать
условия для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создать
предпосылки для формирования адекватной самооценки.
Ход выполнения:
Группе предлагается обсудить:
- что такое «успех»?
- что такое «успех» для человека, потерявшего работу?;
- можно ли считать успешным пройденный трудовой путь, если в настоящее время человек
остался без работы?
- является ли преградой для человека на пути к успеху его состояние безработного?
- связано ли ощущение собственной неуспешности с утратой профессиональной
значимости?;
- что мешает безработному человеку быть успешным в жизни?
Далее группе предлагается придумать некую легенду, то есть жизнеописание типичного
безработного по следующей схеме: семья, образование, этапы трудовой жизни, потеря
работы, поиск нового места работы, отношение к обществу, службе занятости и т.д.
После этого группа подразделяется на команды: выбирается участник, который сыграет
роль «подсудимого», формируются группы «защиты», «обвинения», «присяжных
заседателей».
«Обвинению» предстоит придумать как можно больше доводов, доказывающих что именно
«подсудимый» виноват в том, что на определенном этапе стал неуспешным в жизни
(согласно придуманной легенде).
«Защита», как ей и полагается, приводит доказательства в пользу «подсудимого», считая,
что «подсудимый» не может в полной мере нести ответственность за свой неуспех.
Объективные процессы в обществе создают неблагоприятные условия для стабильной и
успешной трудовой жизни.
Каждая из сторон судебного процесса может «приглашать свидетелей» для «дачи
показаний» в защиту или против подсудимого.
«Присяжные заседатели» по ходу дела имеют право задавать любые уточняющие вопросы
сторонам «обвинения» и «защиты».
Слушание дела включает и так называемое «последнее слово «подсудимого», в котором
ему предлагается сформулировать и предъявить суду новую оценку проблемы, более
объективно отнестись к позитивным и негативным сторонам ситуации безработицы,
реально оценить возможности и перспективы своего трудоустройства и дальнейшего
профессионального развития.
Далее суд выносит свой вердикт «виновен» или «не виновен» «подсудимый» в том, что
он сегодня безработный. Если «виновен», то приговор выносится в форме обязательных
практических мер, предписываемых «подсудимому» для успешного трудоустройства. Если
«не виновен», то приговор может носить рекомендательный характер в виде системы
мероприятий, которые помогут безработному человеку на пути к его трудоустройству.
В заключении следует обсуждение в группе результатов и подведение итогов игры.
5. Упражнение "Призвание".
Цель: образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений.
Ход выполнения: Тренер предлагает участникам подумать над понятием «призвание». Что
это такое? Как призвание может быть проявлено в жизни человека? Как найти свое
призвание? Что (или кто) человека может «призывать»?
Далее тренер предлагает визуализировать образ того, что каждого участника «призывает».
Где это находится? На что (на кого) похоже? Какое это время года? Время дня? Какие
слышны звуки? Запахи? Что каждый участник чувствует? Видит? Слышит? Ощущает?
Предчувствует? Далее следует обмен впечатлениями и обсуждение результатов
визуализации в группе.
6. Упржнение "Профессия - специальность".
Цель: повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в
рамках той или иной профессии и на расширение информированности о многообразии
профессионального труда.
Ход выполнения: Игровое упражнение может проводиться как в круге (от 6—8 до 15—20
участников), так и в работе с целой группой. Общая процедура следующая:
1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность:
профессия группа родственных специальностей (например, профессия—учитель,
специальность — учитель физкультуры и т.п.).
2. Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди
называть соответствующие специальности”. Если кто-то из игроков называет
сомнительные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие
вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ведущий
сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т. е. еще перед игрой сам попытался бы
назвать соответствующие специальности.
Методические указания к упражнению: Можно несколько усложнить игровую
процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу
“пинг-понга” (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен
назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру
некоторый сумбур, но заставляет многих находиться в творческом напряжении.
Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить
группу на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет
соответствующих названной профессии специальностей.
7. Упражнение-игра «Дом – работа».
Цель: Дать участникам возможность определить свой будущий путь.
Материалы: листы бумаги А4, ручки.
Ход выполнения:
На листе А4 сделать 2 колонки, одна называется «Дом», вторая «Работа». После чего в
каждой колонке напишите как можно больше стилей поведения, как вы себя ведёте в тои и
в другом месте. К примеру, вариант: «я всегда дома...», «я на работе всегда...». Списки
составляются индивидуально каждым участником, после чего происходит общее
обсуждение всей группой.
В процессе самого обсуждения затрагиваются и анализируются отдельные моменты, такие
как: одинаковые черты, противоположные черты, одни и те же качества, как можно
оценить отсутствие одинаковых черт.
Какой из списков был составлен быстрей и легче?
Должны ли эти списки совпадать? Почему?
Какую информацию дают эти списки для участника, приемлемо ли такое
отношение к работе дому?
В заключении можно обсудить важность поведения на работе и поведения в доме.
Методические указания к упражнению: Свободная дискуссия участников позволит
увидеть разные стороны и мнения, что в последующем поможет участникам при
планировании профессионального становления.
8. Игровое упражнение «Поступь профессионала».
Цель: смоделировать некоторые типичные черты и особенности поведения тех или иных
профессионалов.
Материалы: листы бумаги, ручки.
Ход выполнения:
1. Ведущий предлагает всем рассчитаться по порядку номеров.
2. Каждый достает листочек бумаги и проставляет на нем в столбик столько номеров,
сколько оказалось участников игры.
Ведущий: «Сначала каждый должен выбрать для себя профессию, которую он захочет
представить с помощью своей походки. Сейчас каждый из вас по очереди встанет со своего
места, спокойно подойдет ко мне и очень тихо (шепотом) скажет мне на ухо, какого
профессионала он хотел бы изобразить с помощью своей походки. После этого он так же
тихо пройдет на свое место. Остальные должны будут внимательно наблюдать за походкой
очередного игрока, а в своих листочках напротив номера этого игрока написать ту
профессию, с которой у вас соотносилась его походка. Известно ведь, что по походке
иногда можно узнать (угадать), работает человек грузчиком или артистом балета, военным
или бухгалтером и т.д.
Будет лучше, если первым пример покажет сам ведущий, поскольку упражнение
действительно очень необычное и у кого-то из игроков оно может вызвать некоторое
недоумение. Ведущий должен продемонстрировать, что нет ничего особенного в том, что
он просто встанет со своего места, подойдет к одному из игроков и шепотом скажет ему на
ушко, какую профессию он изображает с помощью своей походки.
Далее игроки по очереди проделывают то же самое, но называя предварительно свой
порядковый номер. Ведущий записывает в своем листочке, какой участник какую именно
профессию хотел представить своей походкой. Далее ведущий быстро собирает у игроков
их листочки с записями и перемешивает их.
При подведении итогов ведущий берет первый листочек и зачитывает профессию
напротив первого номера, затем берет второй листочек и также зачитывает профессию
напротив первого номера и т.д. После этого он говорит, какую же профессию хотел
представить своей походкой сам игрок (ведущий зачитывает это по своим записям).
Делается это для того, чтобы сравнить задуманную игроком профессию и то, что из этого
получилось.
Далее ведущий переходит ко второму номеру и т.д. При этом совершенно не обязательно
выяснять, кто именно под каким номером выступал (обычно когда много участников,
чужие номера остальными игроками забываются).
Методические указания к упражнению: Опыт показывает, что обычно игра проходит
оживленно и весело, хотя столь простое на первый взгляд задание - пройтись по классу под
взглядами своих одноклассников - для кого-то может оказаться непростым испытанием.
Поэтому, если кто-то откажется участвовать в упражнении, то нужно отнестись к этому с
пониманием и предложить просто понаблюдать за своими товарищами.
9. Игровое упражнение «Подарок».
Цель методики: осознание учащимися специфических моментов и особенностей
некоторых профессий.
Ход выполнения:
Ведущий: «Представьте, что у нас есть общий друг, который пригласил нас всех на свой
день рождения. Отказаться и пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен
придумать, как он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить три
условия - подарок должен содержать намек на его профессию (далее мы уточним это за
профессия); 2 - подарок должен быть с изюминкой, т.е. быть необычным (предполагается,
что друг - это человек с юмором, который может даже обидеться, если ему подарят что-то
обычное); 3 - подарок должен быть доступным вам по цене.
1. Вместе с группой ведущий определяет, что это за воображаемый друг - мужчина или
женщина, примерный возраст и обязательно - какая у него (у нее) профессия.
2. Дается время (примерно 30 секунд), чтобы каждый придумал другу подарок.
3. После этого каждый по очереди кратко называет свой подарок. При этом ведущий и
другие участники могут задавать уточняющие вопросы, например:
Какое отношение данный подарок имеет к профессии друга?
Сколько подарок будет стоить? и т.п.
Такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, поскольку обосновывая
свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить их с особенностями рассматриваемой
профессии и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные элементы
данного профессионального труда.
4. В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.
Методические указания к упражнению: Можно предложить другой вариант проведения
упражнения, когда участники разбиваются на небольшие команды (по 2—5 человек) и
обсуждают, что подарить другу. Далее выясняется, подарок какой команды оказался
удачнее.
10. Игровое упражнение «Профессия на букву».
Цель: расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация
уже имеющихся знаний о профессиях.
Ход выполнения:
Ведущий: «Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача - показать, что мы знаем
много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько мы знаем мир
профессий. Каждый по кругу будет называть по одной про профессии на данную букву.
Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если
называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о
чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа,
и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не
смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга).
Методические указания к упражнению: Ведущему желательно, больше 5—7 букв не
предлагать, иначе игра перестанет быть увлекательной для участников. При проведении
данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть
профессии (буквы: м, н, о), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц,
я).
11. Игровое упражнение «Самая-самая».
Цель: повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда.
Ход выполнения:
Ведущий: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики
профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению,
в наибольшей степени данной характеристике соответствуют
1. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу)
предлагают свои варианты профессий. Если у кого-то возникают сомнения, что названа
самая-самая подходящая к данной характеристике профессия (или близкая к самой-самой),
то можно задавать уточняющие вопросы.
2. Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно
быть не более 5—7.
Методические указания к упражнению: Важным элементом данного игрового
упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям
различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же
время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должны опираться на объективные
знания о них. Например, если как самая денежная называется профессия депутата Госдумы
страны, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по
сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения
совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и
т.п.
Для того чтобы упражнение проходило более интересно, ведущий обязательно должен
заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны
заинтриговать участников.
Это могут быть, например, такие характеристики: самая зеленая профессия; самая сладкая
профессия; самая волосатая профессия; самая неприличная профессия; самая детская
профессия; самая смешная профессия и т.д.
12. Упражнение «Самый лучший мотив».
Цель: оказание помощи участникам на практике понять особенности осознанного выбора
профессии.
Материалы: бумага, ручки или карандаши.
Ход выполнения: озвучьте два мотива и попросите группу обсудить их. Участники
должны выбрать один вариант. Затем озвучьте следующие два мотива и снова попросите
участников сделать выбор после обсуждения и т. д. После того, как сформируется список
из восьми мотивов, начните описанную процедуру снова. В итоге с помощью групповой
дискуссии произойдет выбор наиболее правильного мотива.
Ведущий: «Наша задача выбрать наиболее правильные мотивы выбора профессии, то есть
ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию».
Список мотивов:
1. Возможность получить известность, прославиться.
2. Возможность продолжать семейные традиции.
3. Возможность продолжать учебу со своими друзьями.
4. Возможность служить людям.
5. Возможность получения хорошего заработка.
6. Экономическое, общественное и государственное значение профессии.
7. Легкость трудоустройства на работу.
8. Перспективность работы.
9. Возможность проявить свои способности.
10. Возможность активно общаться с людьми.
11. Обогащает знаниями.
12. Соответствие работы склонностям и способностям.
13. Разнообразная по содержанию.
14. Имеет творческий характер труда, возможность делать открытия.
15. Трудная, сложная профессия.
16. Легкая, спокойная работа.
13. Упражнение «Деловое совещание».
Цель: изучение участниками на практике особенностей планирования профессиональной
деятельности.
Материалы: бумага, ручки или карандаши, цветные фломастеры.
Ход выполнения: разделите участников на «фирмы» по 2-3 человека. Попросите «фирмы»
придумать название, разработать бизнес-план производства определенного товара либо
предоставления услуг, назначить главного специалиста. Уточните, что после выполнения
этого задания главные специалисты будут рассказывать о проекте своей фирмы. После
обсуждения нужно будет оценить проекты по 10-бальной шкале и выбрать лучший,
который и получит финансовую помощь.
Предоставьте «фирмам» вопросы, которые помогут подготовить проект к защите:
1. Какую продукцию вы выпускаете или какие услуги оказываете?
2. Ваша стратегия?
3. Конкурентоспособен ли ваш товар/услуга?
4. Какова система сбыта товара/услуги?
5. Какова платежеспособность вашей фирмы?
6. Какой у вас источник финансирования?
7. Какое финансирование требуется?
8. Каковы перспективы вашей фирмы?
9. Каких специалистов вы наймете?
14. Игровое упражнение «Человек-профессия».
Цель: на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека том числе,
самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать,
профессиональные стереотипы.
Ход выполнения:
Ведущий: «Сейчас мы выберем водящего. Он постарается отгадать, о ком из участников
игры идет речь. Отгадывать водящий будет с помощью только одной подсказки: все
участники назовут профессию, с которой «загаданный» человек ассоциируется. Профессии
могут повторяться.»
1. По желанию выбирается доброволец-водящий и отправляется на некоторое время в
коридор, а остальные быстро и тихо выбирают любого из присутствующих. При этом
«загаданным» может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также
будет сидеть во время игры в круге.
2. Приглашается водящий, садится в круг. Каждый участник (по кругу) должен быстро
назвать профессию.
3. После того как все дали свои варианты ассоциаций, водящий называет тех, кто по его
мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям. Если игроков
немного (6-8 человек), то водящий может обратиться к участникам за помощью повторно,
т.е. как бы пройти второй круг.
Методические указания к упражнению: Если кого-то назвали по ошибке, то можно
спросить у него, насколько соответствует его представление о себе названным профессиям,
т.е. сильно ли ошибся отгадывающий. У того человека, кого на самом деле «загадали»,
можно спросить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют
его собственному представлению о себе, о своем образе). У водящего можно
поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле «загадывали»), чьи ответы-
профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.
15. Упражнение «Знаете ли вы свою будущую профессию?».
Цель: проверка сформированности личного профессионального плана.
Материалы: бумага, ручки или карандаши.
Ход выполнения: раздайте участникам бумагу и карандаши. Попросите ребят написать
вверху листка профессию, которую они для себя выбрали (или наиболее нравящуюся
профессию). Задайте им следующие вопросы:
Знаете ли вы основное содержание профессии?
Знаете ли вы условия труда и оплаты?
Знаете ли вы, какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?
Есть ли у вас качества, необходимые для обучения по этой профессии?
Считаете ли вы уровень своих знаний достаточным для овладения этой профессией?
Знаете ли вы, какие школьные предметы необходимы вам для овладения этой профессией?
Знаете ли вы о возможностях повышения квалификации в будущем?
Методические указания к упражнению: Если 40-60 % ответов на вопросы анкеты
положительные, то профессиональные взгляды ребенка уже примерно очерчены. Таким
ребятам следует лишь устранить пробелы в знаниях и утвердиться в выборе. Тем, у кого
больше отрицательных ответов, посоветуйте обратиться за индивидуальной
профориентационной консультацией.
16. Игровое упражнение «Кто есть кто?».
Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями.
Материалы: доска, мел/маркеры.
Ход проведения:
1. Ведущий опрашивает участников, какие профессии для них наиболее интересны,
записывает эти профессии (примерно 10 - 15 названий) на доске. Во время проведения
упражнения ведущий называет профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда
профессия будет никому из участников не интересна, а может даже и неприятна.
Ведущий: «Сейчас я буду называть профессии, а каждый участник в течение нескольких
секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому профессия подойдет в
наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все команде одновременно должны
показать рукой (или ручкой) на выбрано человека (наиболее подходящего для названной
профессии)»
2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по
очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ, по
мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии
Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но по опыту
проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.
В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается
участниками.
Список литературы
1. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11
классы). - Москва: Вако, 2005. - 288 с.
2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального
самоопределения старшеклассников.- М. «Первое сентября», 2004 г.
3. Профориентационные игры http://azps.ru/training/indexpf.html
4. Профориентационные игры https://www.psyoffice.ru/7/training/indexpf.html