Сборник оценочных материалов по хореографии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»
Сборник оценочных материалов по хореографии
подготовила
Козырева Яна Алексеевна,
педагог дополнительного образования.
г. Кемерово
2020
Хореографическое искусство как зрелищный вид искусства на сегодняшний день стремительно развивается. В
соответствии с этим, растут и требования, предъявляемые к танцорам не только с точки зрения музыкальности, лёгкости
и пластичности исполнения, но и повышенного внимания, к физической подготовке. Неотъемлемым компонентом
образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется результат достижения поставленных
целей.
Формы диагностики:
- Профессиональное педагогическое наблюдение.
- Опрос.
- Тест.
- Викторина.
-Оценка качества танцевального номера по критериям.
- Контрольные задания и упражнения.
Тема контрольного занятия: «Направления и стили в хореографии»
Форма контроля: опрос.
Цель: выявит уровень осмысления теоретических понятий, закрепление усвоенных знаний и выявление значений не
понятных или не понимаемых детьми
Необходимо ответить на вопросы по теме занятия.
Вопросы:
1.Назовите большие группы направлений хореографии
2. Какие направления имеет современная хореография
3.Назовите древнегреческую богиню танца
4.Как переводиться «классический танец»
5.Как называется разновидность соревнования наиболее часто применяемого в уличных направлениях
6.Основоположник танца модерн
7.Где зародился джаз танец
8. Какие есть направления в джаз танце
9. Вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах
10.Какой направление современного танца используется в мюзиклах.
Тема контрольного занятия «Партерная гимнастика»
Форма диагностики: контрольные задания и упражнения, профессиональное педагогическое наблюдение.
Цель: выявит уровень физических данных для исполнителя хореографических дисциплин, выявить навыки специальной
подготовки танцовщика.
Контрольные задания проходят на выявление способностей и уровня подготовки по следующим показателям:
сила, гибкость, выносливость, пластичность, равновесие.
Критерии уровня освоения ЗУН
Высокий уровень освоения
Средний уровень освоения
Низкий уровень освоения
Максимально правильно исполняет
все упражнения, выполняет полные
шпагаты по всем направлениям.
Складывается в полную «складку» в
различных вариациях. Выполняет
выпады вперед технически правильно
с активной работой корпуса
(положение диагонали, параллельно
полу, вертикально полу, твист).
Отжимания и планки в комбинации на
выносливость выполнены в нужном
количестве и продолжительны по
времени в своем исполнении.
Наклоны корпуса и «мосты»
выполнены легко, технически
Правильное исполнения некоторых
упражнений, больше половины из
всего комплекса. Выполнять
правильно 2 полных шпагата в
партере. «Складка» даже в самой
простой форме имеет неполное
соприкосновение корпуса и ног, но
стремиться к максимально
правильному результату, мышцы
мягкие и податливые. Выпады на
одну ногу вперед технически
правильные, но недостаточно
глубокие и затруднена работа спины.
Отжимания и планки в комбинации на
выносливость выполнены в
недостаточном объеме с
Большинство упражнений выполнено
технически неправильно. Полных
шпагатов нет, достаточно большое для
3 г.о расстояние между полом и
шпагатом. Высокая и жесткая спина при
выполнении складки. Выпады слабые и
неустойчивые. Корпус при выполнении
выпадов не работает. Отжимания и
планки в комбинации на выносливость
выполнены с ошибками и прерыванием
комбинации в процессе исполнения
(падает корпус, отжимания слабые)
правильно с хорошим сгибанием
корпуса назад.
техническими нарушениями. Наклоны
корпуса и «мосты» выполнены легко,
технически частично правильно в
зависимости от вариации исполнения.
ФИО
учащегося
Пластичность
Сила
Гибкость
Равновесие
Шпагаты
Гранд
батман жете
в партере во
все
направления
Складки
Выпады
вперед
и в
сторону
с
работой
корпуса
Отжимания
и планка в
комбинации
Удержание
ног лежа
на спине
на 30 и 45
градусов
«Мосты» и
наклоны
корпуса в
комбинации
Стоя на
полупальцах
на 2 ногах по
параллельным
и
выворотным
позициям.
Работа с passe
с выходом на
полпалец.
Arabesgue в
разных
вариациях
Раздел «Классический танец».
Тема контрольного занятия: «Наследие мирового балета»
Форма диагностики: викторина.
Цель: закрепить теоретические знания в области классического танца, выявить уровень освоения знаний классического
наследия.
Учащиеся делятся на 3 группы, каждой группе выдаются карточки с фрагментами балета «Лебединое озеро»,
«Щелкунчик», «Спящая красавица», «Собор парижской Богоматери»
Первый этап викторины: определить по музыкальному фрагменту какой это балет, подняв нужную карточку
Второй этап викторины: ответить на вопросы, касающиеся данного балета.
Вопросы:
1.Кто написал музыку к этому балету?
2.Кратко расскажите сюжет балета.
3. Назовите главных героев и персонажей балета.
4. Какие были балетмейстеры у этого балета?
Критерии уровня освоения ЗУН
Высокий уровень освоения
Средний уровень освоения
Низкий уровень освоения
Легко, быстро и уверенно ребенок
отвечает на заданные вопросы.
Проявляет устойчивый интерес к этой
области. Знает балетмейстеров,
композиторов. Четко и ясно может
рассказать сюжет балета и назвать
самые его любимые фрагменты.
Отвечает на вопросы достаточно
уверенно, проявляет интерес к
образцам мирового наследия. Иногда
путается в исторических фактах,
путает балетмейстеров и
композиторов балета. Частично знает
сюжет и главных персонажей.
Слабые и поверхностные знания
классического наследия. Не знает
главных балетмейстеров. Знает
персонажей балета, но с трудом
может кратко рассказать сюжет
ФИО
учащегося
«Щелкунчик»
«Спящая красавица»
«Лебединое озеро»
«Собор парижской
Богоматери»
Автор
музык
и
Сюжет
Балетме
йстеры
Герои
и
персон
ажи
балета
Автор
музыки
Сюжет
Балетм
ейстер
ы
Герои и
персона
жи
балета
Автор
музык
и
Сюж
ет
Балет
мейст
еры
Герои
и
персо
нажи
балет
а
Авт
ор
муз
ыки
Сюж
ет
Балет
мейс
теры
Герои и
персона
жи
балета
Тема контрольного занятия «Классический еxercice у станка»
Форма диагностики: Контрольные задания и упражнения.
Цель: выявить уровень техники исполнения учащихся и частоту движения, приближенного к «образцу».
Классический экзерсис у станка для детей 3 года обучения состоит из основных движений классического танца по
системе А.Я. Вагановой.
Контрольное занятие по экзерсису у станка заключается в самостоятельном выполнении рабочих комбинаций под
музыку в законченной форме без показа педагогом.
Учебные комбинации:
1.Plie в сочетании port de bras
2.Battement tendu в различных направлениях с изменением ритмичного рисунка
3.Battement tendu jete в сочетании с pique
4.Rond de jambe par terre в сочетании с rond de jambe en l’air, demi rond
5. Battement fondu
6. Battement soutenu в «чистом виде».
7. Battement frappe в сочетании с battement frappe double
8. Adagio
9.Grand battement по всем направлениям в сочетании с «мягким» grand battement
Для формирования диагностики ЗУН за каждую комбинацию выставляются баллы по трехбалльной шкале, далее
подсчитывается средний балл для общей таблицы мониторинга образовательных результатов за учебный год.
ФИО
учащегося
Название учебной комбинации
Plie
Battement
tendu
Battement
tendu jete
Rond de
jambe par
terre
Battement
fondu
Battement
soutenu
Battement
frappe
Adagio
Grand
battement
Критерии освоения ЗУН по экзерсису у станка.
Высокий уровень освоения
Средний уровень освоения
Низкий уровень освоения
Технически правильно выполнены все
комбинации у станка, без ошибок в
последовательности движений. Нет
путаницы в терминологии. Высокий
уровень частоты движения. Plie
выполняется с ровной спиной, с
открытыми тазобедренными и коленными
Технически выполнено с небольшими
ошибками. Путаница в терминологии.
В некоторых комбинациях не хватает
частоты и выразительности
исполнения. Plie «сухое», колени
плохо раскрыты, последовательность
комбинации нарушена. Спина
Технически выполненное с грубыми
ошибками. Плохое знание комбинаций и
терминологии. Нет частоты движения.
Plie с расхлябанным корпусом, колени
смотрят вперед, плохая выворотность
тазобедренного сустава. Battement tendu и
вattement tendu jete выполнены слишком
суставами, копчик «смотрит» в пол,
выполняется вся комбинация на мышцах,
приседание выполняется через
сопротивление, хорошо затягиваются
колени перед каждым плие. Battement
tendu и вattement tendu jete выполнены в
соответствии с музыкальным размером 2/4,
рабочая нога натянутая, сильная, хороший
подъем. Спина прямая и подтянутая. Для
высокого уровня освоения эти комбинации
выполняются по всем правилам и
техникам отведения и приведения ноги.
Ребенок четко знает характер исполнения
rond de jambe par terre, работает с
подтянутым корпусом, закрывая и
открывая рабочую ногу в соответствии
правилом исполнения rond de jambe par
terre. Battement fondu учащийся в этой
комбинации сохраняет принцип движение
«одновременность», в исполнении видна
легкость, мягкость и плавность
исполнения в характере плие. Хорошо
проработано положение ,как и в
комбинациях battement soutenu и battement
frappe,sur le cou-de-pied.В Adagio нога
поднимается на 90 градусов и выше и не
роняется раньше времени вниз . Grand
battement с большой амплитудой,
раскрытие ног на 180 градусов с акцентом
наверх и сдержанным опусканием в
позицию.
недостаточно хорошо закреплена,
есть прогибы в поясницы. Колени
«работают через раз». Battement tendu
и вattement tendu jete выполнены в
соответствии с музыкальным
размером 2/4, рабочая нога сильная,
работает четко, но иногда бедро
опорной ноги проседает и
вываливается в бок. Рука напряжена,
не хватает легкости исполнения.
Комбинация rond de jambe par terre
выполнена музыкально, но с
техническими ошибками в переходе
passe par terre. Положение ноги sur le
cou-de-pied в комбинациях battement
fondu и battement frappe вперед и
обхватное выполнено технически
правильно, взади положение ноги
теряется и исполняется неправильно.
Нога в Adagio понимается только
максимум на 90 градусов и чуть ниже
и не может долго находится в этом
положении. Grand battement со
средней амплитудой, ноги
раскрываются на 120 градусов и
теряется позиция ног при выполнении
комбинации.
Музыкальные размеры знает
наполовину.
мягко, в характере плие, это грубое
нарушение техники исполнения.
Болтаются колени, корпус не затянут. Нет
натянутого подъема. Rond de jambe par
terre выполнен со слабой рабочей ногой и
проваленным бедром, спина имеет
прогиб. Rond de jambe en lair не
выполнено, нога падает. Положение ноги
sur le cou-de-pied вперед и назад
выполнено не правильно, косолапый
слабый подьем. Обхватное sur le cou-de-
pied выполнено правильно, но с трудом.
Рабочая нога в Adagio поднимается на 45
градусов, без удержания. Grand battement
с маленькой амплитудой и корпус ходит
ходуном в комбинации.
Учащийся путается в характере
исполнении каждого движения и забывает
музыкальные размеры.
Ребенок четко знает музыкальным размер
к каждому движению.
Тема контрольного занятия «9 языков современного танца»
Форма диагностики: Тест
Цель: выявить уровень теоретических знаний в области современного танца и определить моменты не понятные или не
понимаемые детьми.
Для прохождения теста дети предварительно смотрят обучающее видео с комментариями и показом педагога,далее на
основе полученных знаний учащиеся выполняют тестовые задания.
1.Кто разработал технику «contraction-release»?
А) Айседора Дункан
Б) Марта Грэм
В) Пина Буаш
2.Кто является основателем New York City Ballet?
А) Джорж Баланчин
Б) Пина Бауш
В) Уильям Форсайд
3.Такие характерные черты стиля, как вариативность и превращение классических поз в современные вариации,
танцовщик работает в любой точке, плоскости не зависимо от расположения зрителя, кому присущи?
А) Боб Фосс
Б) Михаил Барышников
В) Мерс Каннингем
4.Спирали в корпусе, свободное, расслабленное гранд плие, изменения скорости движения, все это присуще какому
основателю современного танца?
А) Мая Плисецкая
Б) Пина Бауш
В) А.Я. Ваганова
5.Техника этого основателя характеризуется очень яркой мимикой
А) Марта Грэм
Б) Пина Бауш
В) Матс Эк
6. Назовите основателя курса «Технология импровизации», его называют экспериментатором современности
А) У.Форсайд
Б) Айседора Дункан
В) Николай Цискаридзе
7. Израильский хореограф современности, который использует в своей технике работу с импровизацией (перемещение
воображаемого предмета) и Shacke всего тела
А) Мая Плисецкая
Б) Пина Бауш
В) Охад Нахарин
8. Назовите основателя современного танца в Бельгии. Бег по кругу в разных направлениях, прыжок «тигра» - это и есть
стиль данного бельгийского хореографа современности.
А) Вим Вандекейбус
Б) Охад Нахарин
В) Жан Жак Новер
9. Прием «чужая рука» с каким хореографом из Канады ассоциируется?
А) Вим Вандекейбус
Б) Кристал Пайт
В) Марта Грэм
10. Назовите самые яркие черты танца модерн в технике Марты Грэм
А) contraction-release
Б) графичные позы
В) глубокие grand plie
Тема контрольного занятия «Exercice джаз танца на середине зала»
Форма диагностики: Контрольные задания и упражнения.
Цель: выявить уровень техники исполнения учащихся и частоту движения, приближенного к «образцу», выявить
уровень координации и выразительности.
Exercice джаз танца на середине зала для детей 3 года обучения состоит из учебных комбинаций с танцевальными
элементами:
1.Warm up в сочетании с plie, с работой корпуса flat back, deep body bend
2.Battement tendu по выворотным и параллельным позициям со сложной работой рук в сочетании с tilt
3.Battement tendu jete c ball change
4.Rond de jambe par terre
5. Battement fondu с lunge
6. Grand battement jete в различных вариациях исполнения
Все комбинации исполняются самостоятельно под музыку в быстром темпе в соответствии с характером исполнения.
ФИО
учащегося
Учебная комбинация
Warm up в
сочетании с
plie
Battement tendu
Battement tendu
jete
Rond de jambe
par terre
Battement
fondu с lunge
Grand
battement jete
Критерии освоения ЗУН по экзерсису джаз танца на середине зала
Высокий уровень освоения
Средний уровень освоения
Низкий уровень освоения
Технически правильно выполнены все
комбинации у станка, без ошибок в
последовательности движений. Нет
путаницы в терминологии. Высокий
уровень частоты движения. Plie
исполняется в различных вариациях
как по выворотным, так и по
параллельным позициям на мышцах,
затягивая колени перед плие. Колени
открыты по направлению стоп. Во flat
back, deep body bend спина
максимально ровная, вес тела
распределен правильно, без завала
Технически выполнено с небольшими
ошибками. Путаница в терминологии.
В некоторых комбинациях не хватает
частоты и выразительности
исполнения. Plie «сухое», колени
плохо раскрыты, последовательность
комбинации нарушена. Во flat back,
deep body bend спина недостаточно
прямая, есть небольшой завал назад.
В комбинациях battement tendu и
battement tendu jete плохо работают
руки, положения смазаны,
координация в сложных переходах
Плохая мышечная память, большие
технические ошибки в исполнении
комбинации. Мышцы не подтянуты,
ощущение ,что проходит работа в
полноги. Plie «сухое», колени
болтаются, положения contraction-
release не исполняется в нужный
момент. Во flat back, deep body bend
спина округлая, руки не напряжены,
полусогнуты. В комбинациях
battement tendu и battement tendu jete
плохо работают руки, положения
смазаны, координация нарушена. Tilt
бедер назад. В комбинации battement
tendu ноги работают по принципу
исполнения battement tendu в
классическом танце (сильная нога,
отведение и приведение через
давление в пол, высокий натянутый
подъем).Руки сложно
скоординированы и при этом все
позиции джаз танца исполняются
четко, без погрешностей. Kick ball
change и step ball change в
комбинации battement tendu jete
исполняется по широким
параллельным позициям, используя
разные ракурсы и танцевальные
связки. Ребенок четко знает характер
исполнения rond de jambe par terre,
работает с подтянутым корпусом,
закрывая и открывая рабочую ногу в
соответствии правилом исполнения
rond de jambe par terre. Tilt
исполняется с хорошим смещением
корпуса относительно вертикальной
оси, положение passe выворотное
,колено рабочей ноги максимально
отведено в сторону.Lunge в
комбинации battement fondu
исполняется с хорошим «падением»
вперед, в сторону и назад, в стопе
сохраняется положение brush,линия
корпуса и ноги не ломается. Grand
немного «хромает» Tilt исполняется с
недостаточным смещением корпуса
относительно вертикальной оси. При
работе с passe колено недостаточно
хорошо открыто в сторону. Lunge в
комбинации battement fondu
исполняется с хорошим «падением»
вперед, в сторону и назад, а в стопе
положение brush теряется, линия
корпуса и ноги ломается. Grand
battement jete с небольшой
амплитудой в 100-120 градусов.
исполняется с плохим, минимальным
смещением корпуса, практически не
заметным для педагога. Lunge в
комбинации battement fondu
исполняется неуверенно, техника
исполнения нарушена, подъем
болтается. Grand battement jete с
маленькой амплитудой 80-90
градусов, плохое смазанное
приземление, колено опорной ноги не
закреплено.
battement jete с хорошей амплитудой
на 180 градусов.
Тема контрольного занятия «Бродвейский джаз. История и репертуар»
Форма диагностики: викторина
Цель: выявить уровень освоения теоретических знаний в области джаз танца, упорядочить знания по структуре и
направлениям джаз танца.
Группа учащихся делятся на 3 подгруппы, каждой группе выдаются карточки с изображениями фрагментов популярных
мюзиклов («Кошки», «Лалалэнд», «Лак для волос», «Чикаго», «Собор парижской Богоматери», «Вестсайдская история
»)
Первый этап викторины: определить по музыкальному фрагменты какой этот мюзикл и поднять соответствующую
карточку.
ФИО
учащегося
Название мюзикла
«Кошки»
«Чикаго»
«Лалалэнд»
«Лак для
волос»
«Собор
парижской
Богоматери»
«Вестсайдская
история»
Второй этап викторины: ответить на вопросы по теме «Бродвейский джаз: история и репертуар»
Вопросы:
1. Какие есть направления у современного танца?
2. Дайте определение джаз танцу
3. Какие стили присущи джаз танцу?
4. Где используют технику бродвейского джаза?
5. В какой стране зародился бродвейский джаз?
6. Кто является основателем этого стиля?
7. Кто такой Боб Фосс?
8. Чем характерна лексика из мюзикла «Кошки»?
9. Чем отличается танец на основе лексики мюзикла «Чикаго»?
10. Покажите, несколько движений из техники Боба Фосса
Тема контрольного занятия «Танцевальная комбинация»
Форма диагностики: Оценка качества танцевального номера по критериям, профессиональное педагогическое
наблюдение.
Цель: выявить уровень исполнительского мастерства в группе учащихся.
Критерии оценки качества танцевальной композиции:
- музыкальность и ритмичность исполнения,
- техничность исполнения,
- синхронность исполнения,
- артистизм исполнения
Танцевальный этюд на основе бродвейского джаза, в стиле мюзикла «Чикаго».
ФИО учащегося
Критерии оценки исполнения танцевального этюда
музыкальность и
ритмичность
исполнения
техничность
исполнения
синхронность
исполнения
артистизм
исполнения
Критерии освоения ЗУН при исполнении танцевального этюда «Чикаго»
Высокий уровень освоения
Средний уровень освоения
Низкий уровень освоения
В исполнении танцевального этюда не
допущены ошибки
последовательности движений и
комбинаций. Вся танцевальная
композиция выполнена уверенно.
Стилистика бродвейского джаза
сохранена, приближена к «образцу».
Комбинации выполнены музыкально,
все акценты выполнены лексически,
движения соответствуют
ритмическому рисунку, нет ни
опережения, ни замедления
комбинации в разрез музыкального
материала. Все движения в этюде
дотянуты, техника исполнения ни
нарушена. Сила и четкость
прослеживается в исполнении
движений. Высокие ноги, батманы на
180 градусов, если это необходимо,
глубокие плие, хорошие перегибы
В исполнении танцевального этюда
допущены небольшие погрешности,
бывает путаница в движениях и их
последовательности. Вся танцевальная
композиция выполнена недостаточно
уверенно, «без сценической наглости».
Стилистика бродвейского джаза
сохранена. Комбинации выполнены
музыкально, ритмично, но все
музыкальные акценты не выполнены
лексически, смазаны. Технического
исполнение средние, не до конца
дотянуты колени, амплитуда батманов
ниже 120 градусов, перегибы корпуса
недостаточно глубокие. Недостаточно
силы и четкости в комбинациях. Не
умеют держать расстояние, путаются в
точках танцевального зала. У
исполнителя расслабленное лицо, но
В исполнении танцевального этюда
допущены грубые ошибки. Слабая
мышечная память. Вся танцевальная
композиция выполнено слабо,
нарушена последовательность
движений. Стилистика бродвейского
джаза не видна, все достаточно
скромно исполнено. Исполнение не
музыкальное, в разрез с ритмом
музыкального сопровождения.
Музыкальные акценты лексически не
подтверждены. Технического
исполнение слабое, нет силы и
натянутости ног, расслабленный
подъем, батманы на 90 и ниже
выполнены. Четкости движений не
наблюдается. «Безликое» исполнение,
нет характера в движениях. Нет
четкого понимания в точках
танцевального зала, рисунки и
корпуса. Учащийся легко
ориентируется в пространстве
танцевального зала, либо на
сценической площадке. Умеет
соблюдать расстояние между
исполнителями, не выбивается из
ансамбля. Умеет «растягивать».
рисунок в соответствии с размером
сценической площадки.
У исполнителя приятное лицо, без
напряжения, на лице сценическая
улыбка.
не умеет выражать эмоции и
улыбаться.
синхронность нарушена. У
исполнителя нет никаких эмоций,
чересчур напряжено лицо у
танцовщика.
Список использованной литературы
1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. - СПб.: Лань, 2006. - 240с.
2. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. - М.: Лань, Планета музыки,
2011. - 624 c.
3. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1983. - 288с.
4. Блок Л.Д. Классический танец. - М., 2001. - 534с.
5. Бухвостова Л.В., Щекотихина С.А. Мастерство хореографа: учебное пособие. - Орел: Орловский гос. Институт
искусств и культуры, 2005. - 143с.
6. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - СПб.: Лань, 2002. - 158с. Ванслов В.В. Балеты Ю. Григоровича и
проблемы хореографии. - М.: Искусство, 1998. - 174с
7. Вашкевич, Н. Н. История хореографии всех веков и народов / Н.Н. Вашкевич. - М.: Лань, Планета музыки, 2009. -
192 c.
8. Никитин, В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Учебное пособие / В.Ю. Никитин. - М.: ГИТИС,
2011. - 472 c.
Использованные материалы и Интернет- ресурсы
1. https://www.youtube.com/watch?v=7HUWTv6_WGo&list=PLeNbGOow-rneZut5bXPjIYGqXU9RgwvSk