Методическая разработка игрового занятия "Завтра мы идем в театр"

ГБУ ДО ДДТ «Преображенский» Центрального района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка игрового занятия
«Завтра мы идём в театр»
Подготовила Плющева Л.Б.
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
1
Пояснительная записка
Познание окружающего мира для ребенка начинается со знакомство с родителями и
окружающим его миром через зрение. Еще не умея говорить, он хочет все видеть и процесс по-
знания мира происходит через то, что он видит и слышит в данный момент. Этапы этого позна-
ния: родительский дом, природа, сверстники в песочнице, мультяшки в телевизоре. Одновре-
менно с этим ему хочется участвовать в происходящем вокруг него и сопереживать и подра-
жать, что в целом является продолжением игры. В этом смысле огромное влияние на формиро-
вание мира ребенка оказывает театр, и в первую очередь по мере взросления: кукольный и му-
зыкальный. Театр выполняет нравственно-воспитательную функцию и служит почвой для мо-
рального и культурного роста человека. Поэтому, следует, как можно раньше привлекать ребён-
ка к знакомству с театром. Информация, которую ребенок получает во время спектакля, не яв-
ляется чисто познавательной, она направленной на развитие интеллектуальной сферы ребёнка.
В данной работе я хочу акцентировать внимание на посещении балетного спектакля, на
искусстве танца. Балетные спектакли сложны для детского восприятия. На протяжении двух
часов смотреть на танец, маленькому ребенку быстро станет скучно, и в следующий раз выйти в
театр он согласится не скоро. Поэтому на
балет ребенка стоит вести не ранее, чем
когда ему исполнится 8−9 лет. Чтобы ре-
бёнок правильно воспринял балетный
спектакль, чтобы, будучи взрослым, он
смог считать театр неотъемлемым дей-
ствием полноценного существования, сле-
дует тщательно подготовить ребёнка к по-
ходу на балет или любой другой театраль-
ный спектакль.
Для детей, занимающихся в хореографических коллективах, так же, как и детям, увле-
ченными другими видами искусств, необходима определенная подготовка к походу в театр на
балетный спектакль. Занятия хореографией требуют от ребёнка значительных физических уси-
лий, длительной, кропотливой работы. Но без этого невозможно научиться танцевать легко и не
принуждённо. Основным предметом хореографического образования является классический та-
нец. Этот выход в театр может стать хорошей мотивацией для дальнейшего занятия хореогра-
фией и классическим танцем.
Для первого выхода в театр стоит обратить внимание на балет П. И. Чайковского «Щел-
кунчик» по сказке Э. Т. Гофмана. Он является наиболее доступным для детского восприятия.
Многим детям известен сюжет и герои сказки Гофмана, поэтому им будет легче понимать язык
движений, жестов, игру актёров. Дети смогут сами увидеть и понять, что значит исполнять дви-
жения эмоционально и со смыслом, используя при этом не привычные для нас слова, а жесты и
танцевальные движения.
2
Игровое занятие «Завтра мы идём в театр» разработано для детей, занимающихся в хо-
реографическом ансамбле «Капель», в соответствии с разделом программы обучения «Куль-
турно-образовательная деятельность», чтобы подготовить детей к посещению театра.
Занятие проводится для учащихся 8-9 лет.
Данное занятие может быть предложено для проведения в других коллективах и объеди-
нениях творческого направления, так как не требует от детей специальной подготовки и будет
полезно детям для эстетического и духовного развития.
Цель занятия: подготовить детей для посещения театра.
Задачи образовательные:
дать обучающимся первоначальные представления о балетном спектакле;
познакомить с историей создания балета «Щелкунчик»;
познакомить с правилами поведения в театре;
развивающие:
развитие эмоциональной и творческой активности в процессе занятия;
формирование эстетического и художественного вкуса;
воспитательные
воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
мотивация на дальнейшие занятия хореографией.
Тип занятия - усвоение новых знаний обучающимися
Вид занятия - учебное
Продолжительность - 45 мин.
Форма проведения – комбинированное
Форма организации детей на занятии групповая, коллективная
Методическое обеспечение занятия:
- игровая технология - игра воображения, ролевая игра
-
технология здоровьесберегающего обучения - создание на занятиях благоприятной, творче-
ской атмосферы
-
технология проблемного обучения постановка проблемных вопросов; объяснение и разбор
основных понятий, определений, терминов;
-
технология мастерских эта технология помогает ребёнку обрести ценный опыт
сотворчества: творить вместе с педагогом, вместе со сверстниками (личные импровизации,
исполнение простейших композиций на основе проученного материала)
методы:
словесный рассказ педагога о балетном спектакле, диалог с обучающимися;
наглядный показ презентации;
практический участие детей в викторинах и конкурсах;
Дидактические пособия поощрительные жетоны, вопросы к викторине, карточки с изоб-
ражением вариантов одежды и обуви различного предназначения, памятки об общепринятых
правилах поведения « В театре» для каждого ребёнка, призы, поощрительные подарки.
3
Оборудование для педагога – экран и ноутбук для показа презентации, музыкальный центр,
фонограммы с музыкой, рояль;
Оборудование для обучающихся стулья по количеству детей , 2 стола, авторучки или ка-
рандаши.
Все соревновательные моменты занятия проводятся под музыкальное сопровождение
(исполняется концертмейстером или фонограмма) отрывков из балета П.И. Чайковского «Щел-
кунчик».
Основные содержательные блоки занятия:
организационный общий настрой на занятие;
подготовительный сообщение темы занятия, подготовка к творческой
деятельности;
основной формирование целостного восприятия балетного спектакля: композитор,
либреттист, балетмейстер, художник-декоратор, художник по костюмам, артисты
балета; формирование представления об общепринятых правилах поведения в театре;
заключительный анализ работы, подведение итогов, рефлексия.
Ожидаемые результаты:
пробуждение творческого начала, развитие эмоционально-образной сферы
формирование эстетического и художественного вкуса;
мотивация на дальнейшие занятия хореографией.
позитивный настрой, удовлетворение от выполненной работы.
Содержание занятия
I.
Организационный этап
Дети входят в зал, рассаживаются за столы. Концентрация внимания обучающихся.
II.
Введение в тему занятия
Педагог: «Здравствуйте ребята! Большинство людей любят ходить в театр и это понят-
но, ведь посещение театра, концерта или циркового представления - это настоящий праздник.
Вот и мы с вами скоро пойдём в театр на балетный спектакль «Щелкунчик». Поднимите руку,
ребята, кто из вас уже ходил в театр? Все, очень хорошо. А сейчас поднимите руку только те
дети, кто с большим удовольствием ходит в театр? Тоже все, это прекрасно! А теперь я хочу
узнать, кто из вас был на балетном спектакле? Только некоторые дети. Это не беда, у вас всё
ещё впереди.
На сегодняшнем занятии, ре-
бята, вы узнаете, что такое балет и
как себя правильно вести в театре во
время спектакля и во время антрак-
та. Для этого я предлагаю разде-
литься на две команды». Дети де-
лятся на группы по своему желанию.
4
Педагог: « Сейчас мы проведём викторину. Я раздам вам листочки с вопросами, а вы
должны отметить правильный ответ. На обсуждение каждого вопроса вам даётся 30 секунд. Чья
команда даст больше правильных ответов, та и получает жетон победителя».
Педагог зачитывает вопросы и варианты ответов, дети отмечают вариант ответа, команда
давшая большее число правильных ответов получает жетон (см. приложение №1.)
III. Основной (содержательный) этап
Педагог: « Молодцы ребята! Вы замечательно ответили на мои вопросы, а сейчас я хочу
рассказать вам о балете «Щелкунчик» и об истории его создания» - рассказ-презентация о со-
здании этого балета.
Педагог: «Вот мы и узнали о том, как появился этот сказочный балет, который нам с ва-
ми в скором времени предстоит увидеть. Ребята, поднимите руку те, кто знает правила поведе-
ния в театре?» Дети поднимают руки.
Педагог: «Очень хорошо, сейчас мы это проверим. И так: билеты куплены, наступил
день спектакля, мы едем в театр. Каким должен быть наш костюм? Я предлагаю вам одеть для
посещения театра «Настю» и «Егора». Педагог показывает детям карточки с изображением
девочки и мальчика.
Педагог: «Для выполнения этого задания каждой команде я даю карточки с изображе-
нием одежды. Одна команда должна одеть «Настю», другая - «Егора» в подходящую для этого
случая одежду. Для выполнения задания вам даётся 3 минуты. Время пошло!»
Педагог раздаёт карточки с разными видами одежды и обуви: одежда и обувь для занятий
спортом, для работы, для дома, нарядной одежды. Дети выполняют предложенное им задание.
Педагог: «Время прошло, задание выполнено. Предлагаю прокомментировать свой вы-
бор».
Дети говорят о том, что нужно надеть своё лучшее платье или костюм, лучшую обувь,
колготки или носки, красиво причесаться, вся одежда должна быть чистой и отглаженной, а
обувь начищенной.
Педагог: «Правильно ребята - красивый костюм и причёска создадут вам праздничное
настроение. Вот вы собрались, а когда нужно приходить в театр?»
Дети отвечают.
Педагог: «Совершенно верно ребята. Приходить в театр надо вовремя, лучше за 10-15
минут до начала спектакля, чтобы спокойно раздеться, поправить причёску, купить и прочитать
программку с либретто и именами исполнителей ролей в спектакле, найти своё место в зале. Те-
перь скажите, чего категорически нельзя делать перед началом спектакля или во время антракта,
а также как надо вести себя в фойе?»
Дети отвечают.
Педагог: «Правильно, ребята. Если дети во время антракта или перед началом спектакля
громко разговаривают, бегают, толкают друг друга - это не правильное поведение. Вести себя
необходимо спокойно, не бегать, не толкаться и не шуметь.
Педагог: читает памятку поведения в театре (см. приложение№2)
5
Педагог: «А сейчас я вам хочу предло-
жить побыть в роле артистов. Внимательно
прослушайте два музыкальных отрывка из ба-
лета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Звучит
фонограмма или концертмейстер исполняет
«Вальс» и «Марш» из балета «Щелкунчик».
Детям предлагается сначала определить ха-
рактер музыки, а затем придумать свой хорео-
графический вариант на эту музыку.
Первая группа импровизирует на «Вальс» изображая танец волшебных снежинок, а вто-
рая группа - смелых и храбрых оловянных солдатиков на «Марш» из балета «Щелкунчик». За-
тем каждая группа детей по очереди показывает свою работу.
Педагог предлагает детям оценить работу друг друга, рассказать о том, кто из ребят по-
нравился больше и почему? Чей танец-импровизация был интереснее, точнее отображал настро-
ение музыки?
Дети высказываю своё мнение, поясняя
сделанный выбор.
Педагог: «Ребята, сейчас вы выступили
в роле артистов, показав нам свои импровиза-
ции. А как в театре принято благодарить арти-
стов за хорошее выступление? Надо благода-
рить аплодисментами. Поаплодируем друг дру-
гу».
Дети дружно аплодируют.
Педагог: «После окончания спектакля нельзя кричать «Бис!» Это итальянское слово обо-
значает, что вы просите артистов исполнить снова то, что они только что исполняли. Они не
смогут этого сделать, так как повторить весь спектакль невозможно. Кричать « Бис!» можно на
концерте, чтобы артисты повторили песню или танец, наиболее понравившийся зрителям.
После окончания спектакля можно крикнуть «Браво» - это возглас одобрения, похвалы, восхи-
щения».
IV. Заключительный этап занятия
Педагог: «А теперь подведём итоги наших соревнований: посчитайте полученные жетоны.
Громко и дружно, как в театре, поаплодируем нашим победителям».
Команде-победительнице вручаются призы, остальные дети получают поощрительные
подарки.
Педагог спрашивает у детей, что нового они сегодня узнали, что им больше всего запом-
нилось. Дети рассказывают о своих впечатлениях, отвечают на вопросы педагога - что такое ба-
лет, каковы общепринятые правила поведения в театре, кто написал музыку для балета «Щел-
6
кунчик и др.». Педагог отмечает детей, которые сегодня на занятии были активными и выпол-
няли задания наиболее успешно
Педагог: «Ребята, я предлагаю вам дома вместе с вашими родителями прочитать сказку
Гофмана «Щелкунчик», а также памятку по правилам поведения в театре, которую я вам сейчас
раздам. После посещения театра, мы с вами обменяемся мнениями и обсудим этот балетный
спектакль. А ещё прошу вас дома нарисовать то, что вам больше всего понравится и запомнится
в театре, и принести свои рисунки на следующее занятие, мы устроим в нашем зале выставку
ваших работ. До встречи в театре. До свидания! Наше занятие закончено».
Используемые источники
Э. Т. Гофман «Щелкунчик и мышиный король» М. «Детская литература» 1997г.
И. Дешкова «Загадки Терпсихоры» Москва «Детская литература» 1989г.
Ю. Снегирёва «Идём в театр с ребёнком» познавательный журнал
«Школа жизни. ру.» №5/май 2010г.
В. М. Красовская «История балета» Москва «Искусство» 1998г.
https://yandex.ru/images
7
Приложение№1.
Вопросы к викторине.
1. Что такое балет? Это спектакль где:
а) все актёры-куклы.
б) все актёры-певцы.
в) все актёры-танцоры.
г) все актёры-гимнасты.
2. На каком языке говорят в балете?
а) на языке музыки
б) на языке танца
в) на английском языке
г) на французском языке
3. Как называется артист - исполнитель балетной партии?
1)
певец
2)
музыкант
3)
каскадер
4)
танцовщик
4. Содержание балетного спектакля мы узнаём:
а) из либретто
б) из телевизионной программы
в) из учебника математики
г) из газеты
5. Кто написал музыку к балету «Щелкунчик»?
а) Игорь Шаинский
б) Игорь Крутой
в) Андрей Петров
г) Пётр Чайковский
8
Приложение№2.
Памятка
В театре.
1. В театре следует разговаривать с друзьями тихо, так, чтобы слышали только твои собеседники.
2. Важно вовремя пройти в зал, найти свой ряд и сесть на своё место, чтобы уже после начала
представления не мешать зрителям смотреть спектакль.
3. Проходить вдоль ряда надо лицом к сидящим, чтобы случайно не задеть кого-нибудь. Если
пришёл с девочкой, то дай ей пройти вперёд себя и сесть первой, уступи ей лучшее место.
4. Садись сразу на своё место, которое обозначено в билете. Если твоё место окажется занятым и
его не захотят освободить, не следует вступать в пререкания. Вежливо попроси билетёра ула-
дить недоразумение.