Методическая разработка "Многослойная аппликация или 3Д картина"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детский (подростковый) Центр» городского округа «город Якутск»
Тема:
Многослойная аппликация или 3Д картина
Выполнила:
педагог дополнительного образования
Попова Христина Егоровна
г. Якутск 2020г.
Содержание
Введение
Глава 1.1. История возникновения аппликации
1.2. Материалы и оборудование
Глава 2.1. Виды аппликационных работ
2.2. Предметная аппликация
2.3. Декоративная аппликация
2.4. Сюжетно- тематическая аппликация
2.5. Силуэтная аппликация
2.6 . Однослойная и многослойная аппликация
Глава 3.1. Последовательность выполнения аппликации из картона
3.2. Составление эскиза к аппликации
3. 3. Подбор картона по цвету
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Аппликация – это способ создания орнаментов или художественных
изображений путем наложения на бумагу, ткань и т.д. разнообразного
материала. Аппликации были известны уже в древнем Египте, Греции и
Риме. По истечении времени техника использования аппликации изменялась
и усовершенствовалась.
Актуальность: аппликационные работы, с использованием разным
материалом оказывают огромное влияние на развитие человека, выражают
его творческо-фантазийное мышление, развивают многостороннюю
творческую личность.
Новизна: техника многослойной аппликации – как вид
художественного творчества появилось сравнительно недавно. В школьную
образовательную программу предмета технология этот вид аппликации не
входит. Эту технику можно сравнить с современными 3Д технологиями.
Данный вид аппликации можно использовать во внеурочных занятиях как
средство развития эстетического воспитания, источник вдохновения и
развития художественного творчества.
Объект: техника многослойной аппликации, ее применение во
внеурочных занятиях.
Предмет: многослойная аппликация, как вид художественного
творчества, развивающее творчество учащихся.
Гипотеза: использование техники многослойной аппликации в
художественном творчестве учащихся помогает восприятию окружающего
мира, умение воплощать свои творческие способности в реальности.
Цель работы: создание картин-панно с использованием техники
многослойная аппликация.
Задачи:
1. изучить и проанализировать литературу об истории возникновения
аппликации;
2. исследовать виды аппликаций;
3. изучить материалы, используемые в аппликации.
4. овладеть навыками сочетания цветов в аппликации, и конкретно в
технике многослойной аппликации;
5. создать картины-панно в современной технике многослойной
аппликации.
Глава 1.1. История возникновения аппликации
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения
одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего
жилища.
Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась
необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал
человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить
её. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так
появилась аппликация.
Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические
чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из
сохранившихся аппликаций Пазырыкских курганов (V–III вв. до н. э.).
Произведенные раскопки пяти курганов могил племенных вождей –
обнаружили мумии с различными предметами. Найдены останки 10 трупов
лошадей, на которых благодаря вечной мерзлоте в курганах сохранились
изделия не только из металла, но из дерева, кожи, войлока. Седла коней,
покрытые синим войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей
борьбу двух крылатых чудовищ. Меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с
вшитыми на ней способом аппликации стилизованными изображениями
головы лося, являются образцы художественного шитья. Вся внешняя
поверхность колоды была оклеена узкими полосками тонкой кожицы
молодых березок, имевших в свое время красивый желто-коричневый цвет.
Борта колоды, кроме того, были украшены наклеенными на них
изображениями петухов, вырезанными из кожи. На огромном белом шатре
площадью около 30 кв. м из войлока нашиты цветные аппликации –
орнаментальные полосы.
Многие столетия аппликация находит самое широкое распространение не
только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции.
Большой популярностью аппликация достигла во времена рыцарства. Войны,
турниры обусловили появление родовых знаков – гербов. Гербы должны
быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки
аппликацией. Король Сицилии Рожер II вывез из Византии среди пленных
искусных ткачей и вышивальщиков. Одна из особенностей сицилийских
вышивок – своеобразное применение техники аппликации. Большой
известностью пользовались так называемые «вырезные сицилийские сукна».
Вскоре выполнение аналогичных вышивок распространилось по всей
Италии, Особенно славились испанские аппликации – вырезные узоры из
бархата на фоне атласа.
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она
с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации
считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.
В России конца XVIII – начала XIX в. силуэты были также модны.
Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников
профессионалов, но и дворянства. В это время в России работали два
силуэтиста, обладавшие европейской славой: Ф. Антинг и Ф. Сидо.
В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Ф. П.
Толстой (1783-1873). За свою долгую жизнь он сделал свыше 2000
разнообразных работ: он модельер, скульптор, рисовальщик, живописец,
гравер.
Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды,
обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов.
Разные народы используют для аппликации самые разнообразные
материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в
аппликации кожу с золотисто - желтой корой степного кустарника, что
создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.
Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран.
Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри
Матисса. Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны
поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые
можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по
себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия
на чувства зрителей.
1.2. Материалы и оборудование
Оборудование для выполнения аппликации :
Инструменты. Резать можно ножницами или специальным колесиком – это
точнее и быстрее. Колесики бывают большие и маленькие (для закруглений),
а в последнее время появились модели со сменными насадками, в том числе с
зигзагообразной линией.
1. Линейка. Существует универсальная линейка, на которой есть различные
размеры и линии, а также отметки для углов 30˚,45˚,60˚, что иногда
необходимо при разрезании сшитых полосок под определенным углом.
2. Калька. Потребуется для перевода шаблонов и выкроек.
3. Картон для шаблонов. Для переноса деталей на шаблоны потребуется
кусок простого картона. Сначала копируем шаблоны на кальку, а потом
переносят на картон. Затем шаблоны вырезают.
4. Копировальная бумага. Через эту бумагу переносится шаблон сразу же на
картон под нужный рисунок, и проводится колесиком вдоль линий.
Копировальная бумага должна быть черной для светлых фонов, белой,
желтой или цветной для темных фонов.
Глава 2.1. Виды аппликационных работ
Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях даёт
бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи:
создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, оформление
самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещения, одежды,
поделок и т. д. Данная классификация даёт представление о богатстве
изобразительно - выразительных средств аппликации и позволяет
представить ее возможности.
2.2.Предметная аппликация.
Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон
отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный
образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с
отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями,
локальной окраской.
Этот вид работы часто используется и широко применяется в отделке
женской и детской одежды. Для аппликаций используют различные виды
тканей, как гладкокрашеных, так и с рисунком. Вначале обязательно
подготавливают эскиз в натуральную величину на бумаге. Рисовать
непосредственно на ткани категорически запрещено, чтобы не портить
материал. Готовый рисунок переносят на ткань по цветовым фрагментам и
вырезают детали. Кладут заготовки на основу, находят наиболее удачное
композиционное расположение, после чего крепят. Детали аппликации
можно крепить различными способами. Мелкие детали лучше приклеить.
Рисунки, состоящие из небольшого количества крупных цветовых пятен,
можно пришить. На одежду аппликацию только пришивают. Сначала ткань
наметывают редкими стежками. Крепить можно различными швами в
зависимости от рисунка. Например, взъерошенного кота, львенка, собачку
можно пришить швом "козлик", "полукрест", имитирующим шерсть
животных. Цветы лучше пришить швом "через край". Всегда необходимо
помнить, что шов должен не только соединять детали, но и служить
элементом украшения. В многоцветной аппликации важно продумать
очередность соединения деталей.
2.3. Декоративная аппликация.
Связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся
орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и
представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы
украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические,
растительные т. д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция.
Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или
чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым
(ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление
декоративной аппликации - шрифтовая аппликация, т. е. оформление
заголовков, текстов.
2.4. Сюжетно- тематическая аппликация
Сюжет—это определенное событие, ситуация, явление, изображенное в
произведении. Как отбирать сюжеты для аппликации?
Историческое прошлое страны, города, памятники старины, архитектуры
могут служить темами сюжетной аппликации.
Обширный материал для сюжетной аппликации представляет
художественная литература. Требования к подбору художественных
произведений определяются возможностью передачи их содержания в
аппликации. Отражая в работе главные события, описанные в произведении,
надо стремиться к точной передаче сюжета художественного текста, взятого
в основу аппликации. Темами для сюжетной аппликации могут служить
изображения на открытках, в журналах, книгах. В таких работах в основном
совершенствуется технология выполнения аппликации, но ограничены
возможности развития творчества, фантазии.
Так же как и в других видах аппликации, в сюжетной самый
разнообразный материал дают зарисовки с натуры. Накапливать их надо
постоянно, чтобы в дальнейшем использовать при составлении композиций.
Сюжетные аппликации могут быть несложными по содержанию,
композиции и сложными, динамичными по действию, с большим
количеством персонажей, предметов, деталей.
2.5. Силуэтная аппликация
Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон
изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, «слитным»
движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета.
Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном
фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обощенным
(рыбы, птицы, звери и.т.д).
Такая аппликация может стать элементом цветной аппликации,
представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов,
состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации,
традиционно выполняемые детьми, относятся именно к этому виду.
2.6. Однослойная и многослойная аппликация.
Однослойная аппликация предполагает, что изображения предметов или их
деталей наклеиваются на фон без наложения друг на друга.
Многослойная аппликация выполняется путем наклеивания (или нашивания)
на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.
Итак, прежде чем приступить к выполнению аппликации, необходимо
решить, какие она будет иметь характеристики, т. е. какой она будет по
содержанию, по количеству цветов, по наличию симметрии, по форме, по
способу изготовления деталей, по степени прилегания их к основе, по
количеству деталей и способу их крепления. Кроме того, нужно иметь
представление об особенностях в аппликации композиции (взаимосвязь
между размерами и расположением основных фигур на выбранном формате),
колорита (сочетание цветов, их гармония и соответствие содержанию
аппликации), приемов передачи объема и перспективы.
Глава 3.1. Последовательность выполнения аппликации из картона
Выполнение аппликации из картона требует определенных навыков:
умение резать картон и умение подобрать цвет. Прежде чем приступить к
работе, надо сделать эскиз общего вида вещи, установить размер
аппликации, где и как она будет располагаться. Часто образцами для
аппликации служат иллюстрации из журналов, открытки, предметы
декоративно-прикладного искусства. Многие пытаются уменьшать или
увеличивать иллюстрации. Не умеющие рисовать могут перевести рисунок
по клеточкам в соответствии с заданным масштабом. Для этого иллюстрацию
разбивают на равные квадратные клетки; а на листе бумаги, где должен быть
увеличенный рисунок, делают сетку из того же количества квадратов, но
большего размера и на них переносят рисунок. Элементы аппликаций —
цветы, деревья, птицы, звери — должны быть стилизованными, без лишних
деталей, с четким правильным контуром.
Эскиз делают в двух экземплярах. Один экземпляр разрезается
и служит выкройками, другой сохраняется и служит для контроля
(правильного расположения элементов аппликации). Заготовленные из
бумаги элементы аппликации надо вырезать из соответствующих кусочков
картона. Вырезанные фигуры раскладывают на фоне в нужных местах
эскиза, уточняют форму, совместимость фона и цвета
фигур.
3.2. Составление эскиза к аппликации.
Несложные аппликации выполняют без эскиза. Аппликации со сложным
сюжетом, большим количеством деталей делают по эскизу. Эскиз к будущей
работе выполняется в карандаше и соответствует ее размерам. В эскизе
особое внимание уделяют его общей композиции. С помощью композиции
определяется положение фигур и предметов в пространстве, достигается
согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются
системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия). Работу
над эскизом начинают с определения линии горизонта, так как в зависимости
от нее происходит размещение предметов и персонажей задуманной
композиции. Затем выделяют композиционный центр, основное действие,
вокруг которых группируются предметы. Они помогают раскрыть
содержание. В эскизе немаловажное значение имеют пропорциональность и
величина изображений. Если нужно составить эскиз к литературному тексту,
его надо внимательно несколько раз прочитать, выделить наиболее
интересные ситуации.
Не следует усложнять аппликацию излишними, а также мелкими
деталями, так как это осложняет точность воспроизведения. В то же время
все детали композиции, даже самые мельчайшие, вырезают из бумаги.
Некоторые исполнители в таких случаях, облегчая себе работу, прибегают к
подрисовыванию мелких деталей. Этого делать не следует, потому что
нарушается стиль аппликации.
3.3. Подбор картона по цвету.
Подбирая картон для того или иного элемента аппликации, необходимо
учитывать закономерности цветовых сочетаний.
розовый
Черный, голубой, фиолетовый
оранжевый
Фиолетовый, голубой коричневый
желтый
Зеленый. красный
зеленый
Коричневый. Желтый синий розовый
синий
Желтый оранжевый розовы
фиолетовый
Розовый. Белый
красный
Зеленый. Серый. черный
коричневый
Голубой. серый
1)Цвета тёплой группы и светлые ахроматические тона зрительно выступают,
а цвета холодной группы и тёмные ахроматические тона - отступают
(например, красный кажется ближе синего, а белый - ближе чёрного).
2)Тёмный цвет рядом со светлым представляется темнее, а светлый около
тёмного - светлее. Таким образом, можно акцентировать или приглушать
цвета в композиции.
3)Чтобы избежать резких перепадов тонов и подчеркнуть яркость лоскутков
с рисунком, в изделии необходимо чередовать элементы из картона с
цветным рисунком и однотонных.
4)Выбирать картон для изделия нужно при одинаковом освещении и
желательно при том, при котором изделием чаще будут пользоваться.
5)Интенсивные по цвету элементы рисунка следует пригасить, выбрав при
этом картон более спокойную по расцветке, либо уравновесить, повторив
данный цвет на поле пейзажа.
Наш глаз способен различать много оттенков отдельных цветов.
Цвета радуги имеют чистую, насыщенную окраску разной интенсивности.
Среди цветов радуги выделяются:
Теплые цвета: красный, оранжевый, желтый
Холодные цвета: зеленый, синий, фиолетовый
Цвета различаются между собой степенью светлоты и по теплоте:
Самым светлым является желтый цвет; Самый темный цвет – фиолетовый;
Самый теплый цвет – оранжевый; Самый холодный цвет синий.
Цвет в работе играет очень важную роль. Следует развивать чувство
цвета, чтобы можно было с полной ответственностью судить о гамме цветов
в ансамбле изделия.
Искусство подбирать цвета дело не легкое – оно требует определенного
запаса знаний, опыта и хорошего вкуса.
Составляя композицию важно правильно выбрать цветовое решение.От
интенсивности цвета основного фона зависят цвета изображений. Площадь и
цвет фона (светлый или тёмный) влияют на цвет аппликации (усиливают или
ослабляют). Поиск гармоничных и выразительных сочетаний цветовых пятен
- одна из главных задач работы. Цвет должен создавать настроение,
соответствующее содержанию аппликации. Он может быть реальным,
условным или чисто декоративным.
Аппликации могут быть монохромными и полихромными. Одноцветные
композиции отличаются графичностью, многоцветные - красочностью.
При создании дневных и ночных пейзажей следует помнить о законе
воздушной перспективы и движении цвета в воображаемом пространстве
картинной плоскости. В дневных композициях по мере удаления от места
наблюдения цвета кажутся более светлыми, предметы теряют свои
очертания, становятся мелкими, как бы тают в пространстве. В ночных
композициях цвет движется от более светлых, ярких расцветок деталей к
более приглушённым, затемнённым. Передний план как бы высвечивается на
тёмном фоне.
« Ууту кердуур тугутчаан»
Сказка момской эвенской писательницы Марии Федотовой-Нулгынэт.
Решила выбрать эту сказку, потому что понравился сюжет. Сюжет очень
интересный, динамичный. Выбрала технику многослойной аппликации из
картона. Из всей сказки пока сделала начало и конец. В последующем хотим
сделать всю сказку. Сюжет состоит из нескольких сцен. Начало сказки когда
олененок бегает с мамой и со всеми остальными оленями на фоне северной
природы. (показываем на работу). Дальше по сюжету маму олениху на глазах
детеныша убивает волк. И последний крик оленихи был «убегай». Таким
образом мать дает себя в жертву волкам, чтобы спасти своего детеныша.
Олененок остается один, отстает от своего стада. Далее он старается найти
пропитание. По сюжету просит молоко у мыши, шмели, лебедя и в конце
истощенный от голода приходит к куропатке. Куропатка дает совет идти к
людям. Вот последняя сцена как олененок подходит к человеку. И по легенде
с тех пор появились домашние олени.
Последовательность работы:
1. Для начала выбираем сцены из сказки. Потом по теме ищем
эскизы наиболее точно выражающих сюжет. Для этого изучили движения
животных, в том или ином положении, состоянии. , а так же особенности
северной природы. Постарались их стилизовать под аппликацию. Самый
важный и сложный этап в работе, потому что самое главное это идея! От
этого зависит как будет выглядеть работа в целом.
2. Далее работа в цвете. Сделали по наброскам несколько цветных
эскизов, чтобы подобрать по цвету, оттенку тот или иной цвет картона.
Например серый цвет один, а оттенков очень много. И нам нужен
определенно именно такой оттенок. Далее по выбранным цветам заказали
картоны
3. Потом с помощью копировальной бумаги переводим части
детали на картон. Аккуратно вырезаем либо ножницами, либо резаком.
4. По эскизу начинаем постепенно выкладывать детали на
подходящий и заранее выбранный фон. Между деталями для объема и
эффекта 3Д клеим двойной скотч. Постепенно добавляем слои скотча.
Заключение
И в заключение необходимо отметить, что аппликация - один из
наиболее популярных видов изобразительной деятельности. Аппликация
направлена на формирование определенных знаний, развитие умений,
отработку навыков и воспитание личности. А также дает возможность
усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и
композиции.
Техника многослойной аппликации – как вид художественного
творчества, появившись сравнительно недавно, вызывает большой интерес у
ценителей. Эту технику можно сравнить с современными 3Д технологиями,
которые создают иллюзию реальности действия. Она помогает
многообразному восприятию окружающего мира, умению воплощать свои
творческие способности в действительности. Помогает видеть перспективу,
формы, развивает пространственное представление, формирует аккуратность
и точность, и самое главное умение видеть и сочетать разные цвет и оттенки,
вплоть до полутонов. Работа должна быть в одной цветовой гамме, сохраняя
при этом целостность и самобытность цветового чувства восприятия
коренных народов Севера. Для малочисленных народов Северного края
близки природные краски родного края.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Сценарий праздника "Масленица" для детей разновозрастной группы
- Методическая разработка "Объемные и плоские геометрические фигуры для детей подготовительной группы"
- Детерминанты формирования игровой зависимости и пути ее профилактики
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся
- Методические рекомендации "Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста"
- Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Весна пришла"