Применение технологии сотрудничества в работе с ансамблями

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Методический доклад
«Применение технологии
сотрудничества
в работе с ансамблями»
Подготовила преподаватель отдела
«Народные инструменты»
(домра, балалайка, гитара)
Алешенкова Н.И.
2020 г.
г. Новомосковск
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
В РАБОТЕ С АНСАМБЛЯМИ
Для эффективного развития, воспитания и обучения учащихся в классе
ансамбля преподаватели нашего отделения стремятся строить свою работу на
основе технологии сотрудничества. При такой форме работы отношения с
учащимися направлены на вовлечение в самостоятельную познавательно-
творческую деятельность, а сотрудничество «педагог-ученик» основывается на
взаимопомощи, позволяющей достигать единой цели.
Ансамблевая игра формирует музыкальное мышление, способствует
самостоятельности, обогащает слуховой и исполнительский опыт, содействует
более эффективному развитию музыкальных способностей: слуха, ритма,
памяти; воспитывает умение слушать себя и других, развивает волевые и
инициативные качества. В процессе коллективной игры ученик может сам
оценить уровень своей подготовки, заметить ошибки свои и чужие.
Работая в технологии сотрудничества, важно учитывать четыре
основных направления.
1. Гуманно-личностный подход к учащемуся, где главным является
развитие высоконравственных качеств каждой личности, индивидуальных
способностей без прямого принуждения. Приоритетным является
формирование положительной Я-концепции личности, уважение собственной
точки зрения ученика, обучение с учетом потенциальных возможностей
конкретного обучающегося. Такой подход учит не только совместному
музицированию, но и способам и культуре общения:
- уметь взаимодействовать в группе с любым участником ансамбля,
- работать активно, серьезно относиться к порученному заданию,
- вежливо и доброжелательно общаться,
- испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи,
но и за успехи своих партнеров.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Это
средство развития личности. В нем обучение происходит посредством
сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.
3. Концепция воспитания, направленная на развитие творческих
способностей ученика. Важно говорить о ситуации, поступке и его
последствиях, а не о личности и характере самого ребенка.
4. Педагогизация окружающей среды, где на первый план выдвигается
сотрудничество с родителями, с педагогами других предметов учебного цикла.
Особенно трудна работа с родителями, которые заняты зарабатыванием денег,
решением семейных проблем; с ними надо найти общий язык преподавателю,
чтобы дети чувствовали их поддержку.
Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся
как элемент обучения в сотрудничестве очень актуальна. Суть состоит в том,
чтобы каждый его участник захотел приобретать знания. Совместная работа
как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности.
Мотивацию у участников ансамбля можно поддержать за счет использования
познавательных и социальных мотивов стремления учащихся дать правильный
ответ, высказать собственное мнение, показать перед лицом сверстников свои
способности. В данном случае педагог опирается на положительные эмоции
ученика, вызванные хорошей оценкой.
В подростковом возрасте у учащихся часто возникают проблемы с
обучением в ДШИ. Причины этого могут быть следующие: желание больше
времени уделять не учебе, а активному общению со сверстниками, отсутствие
видимых результатов в обучении музыке педагог не предлагает участвовать в
концертах в качестве солиста, в конкурсах. В этой ситуации роль детского
творческого коллектива резко возрастает. Коллектив дает возможность
общения со сверстниками и каждый его участник, при правильном
распределении ролей в ансамбле, может почувствовать себя успешным и
сопричастным к общему успеху.
На нашем отделении существуют разные ансамбли: как однородные, так и
смешанные. Количество участников в них от 2 до 13 человек: дуэты, трио,
квартеты и др. У гитаристов коллективный ансамбль является аналогом работы
в оркестре. Достижению синхронности исполнения, баланса звука между
партиями, решению задач метроритмической организации, овладению
приемами и штрихами способствует опыт обучения в классе ансамбля.
Включение ударных инструментов в состав ансамбля значительно улучшает
звучание музыкального произведения и вносят нотку тембрального
разнообразия, а также помогает участникам лучше слышать сильную долю
такта, удерживать темп произведения. В ансамблях народных инструментов
стабилизируют метроритмическую организацию учащихся бубен, барабан,
ложки, а также партия фортепиано. Концертмейстер-пианист в ансамбле
домристов и балалаечников выполняет много важных функций: две педали баса
аккомпанемента придают ансамблю красочность и обогащают звучание.
Занимаясь в ансамбле, ученики становятся друзьями: дружат как внутри
коллектива, так и за его пределами. Появляется мотивация к поступлению в
профессиональное музыкальное учебное заведение. Класс ансамбля это
творческая лаборатория внедрения технологии сотрудничества.
В заключении хотелось бы отметить: наш опыт работы и наблюдения по
данному вопросу показали, что технология сотрудничества способствует
повышению эффективности овладения инструментом и является одним из
источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию
учащихся и улучшает результативность их учебного труда.