Внеклассное мероприятие "Праздник светлой Пасхи"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное Бюджетное Профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Краснодарский технический колледж»
(ГБПОУ КК КТК)
Внеклассное мероприятие на тему:
«Праздник светлой пасхи»
Подготовили преподаватели иностранного языка
Погосова Л.Н., Нудная Н.В.
Цель: формировать устойчивый интерес к традициям празднования Светлого
праздника Пасхи - приобщение студентов к истокам русской культуры,
воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям,
обрядам, возрождение и сохранение культурно-исторических традиций,.
Задачи:
Образовательные: формирование устойчивого интереса к традициям
празднования Светлого праздника Пасхи, способствовать углублению и
обобщению имеющихся представлений студентов о народных традициях.
Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, общего
кругозора, повышение интереса к народным традициям и творчеству.
Воспитательные: воспитание духовно-нравственных качеств студентов,
воспитание любви и уважения к народным традициям, культуре своего
народа, общих интересов в коллективной работе.
Участники: студенты 2 курсов спец. 190204, 200201
Ход мероприятия
Вступительная часть
Праздник Пасху любят все. Ведь это один из самых добрых и светлых торжеств. Пасха
это прекрасный повод вспомнить о том, что на свете много чудес и радостей. На Пасху
принято готовить множество различных вкусных блюд, красить яйца, печь куличи,
украшать стол. Воскресенье Христово это важнейший праздник для верующих. В этот
день Иисус Христос воскрес, этим днём заканчивается Великий Пост.
Именно в этот день каждый человек должен стараться показывать только
положительные эмоции. Все обиды необходимо оставить в прошлом и забыть о них.
Нужно поздравить всех своих близких с праздником светлой Пасхи. Пожелать им всего
самого хорошего и приятного.
1. Приветствие.
Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж темный лес,
Христос воистину воскрес!
Пришла весна - пора чудес,
Журчит родник - Христос воскрес!
Светлее в мире нет словес -
"Воистину Христос воскрес!"
2. История возникновения великого праздника Пасхи и её традиции.
Великий праздник Пасхи отмечается каждый год миллионами людей по всему миру. Все
ходят друг к другу в гости, и обмениваются яркими и красивыми яйцами, вкусными куличами,
угощают всех традиционными пасхальными блюдами.
Мы тоже любим отмечать день Светлого Христова Воскресения. Пасха считается главным
христианским праздником, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение
Иисуса Христа.
А знаете ли вы, что означает слово асха"? Слово произошло от древнееврейского -
"прехождение".
Неделя перед пасхой называется страстной. Великий четверг напоминает о последнем
причастии. В пятницу Христос был распят на кресте, его тело поместили в пещеру. В Великую
субботу на Гроб Господень сошел Благодатный Огонь, знаменующий Воскресение Христа. На
третий день, ночью, Иисус Христос ожил. Ангел Господень повелел рассказать об этом всем
ученикам.
В старину на Пасху люди устраивали народные гулянья, игры, водили хороводы,
совершался обход дворов, который напоминал святочное колядование.
А еще на Пасху играли в "прятки". Кто-нибудь из взрослых выходил с утра в сад с
подарками и прятал их. Проснувшись, дети бежали искать.
По всей деревне разносился колокольный звон, потому, что в праздник звонить в них мог
каждый желающий.
На площади устанавливали качели. Парни качали девушек до тех пор, пока те не назовут
имени своего жениха.
В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались
весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие
весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали
качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми
хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых
пасхальных развлечений было катание крашенок. Для этого изготовлялись специальные
лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом
расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось
об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти
игры можно поиграть и сегодня.
Вот пришёл с весной-красавицей
Светлый праздничек для всех.
Обнимаются, целуются,
Всюду радость, всюду смех!
Греет землю красно солнышко,
Белый пар с земли идёт,
Красный звон повсюду слышится –
Разливается-гудёт.
Нарядились люди добрые,
Нарядился лес густой,
Нарядилась земля добрая
Шелковою муравой.
Позабылись все обидушки, —
Словно не было их век!
И с природой обновленною
Обновился человек.
Будто злого в нем и не было!
Хорошо бы так прожить,
Да не день, а вечность целую,
Все прощать и всех любить!
Мы с отрадой говорим.
Праздник славим до небес.
Всей Вселенной весть несём:
День настал – Христос Воскрес!
В день Светлой Пасхи полагалось угощать всех встречных яйцами и приветствовать
их словами "Христос Воскрес!", в ответ принято так же дать угощение и сказать
"Воистину Воскрес!" В народе считалось, что в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения,
сам Христос спускается на землю и ходит по городам. Люди раздавали угощение нищим,
потому что одним из них мог быть сам Иисус.
У многих христианских праздников есть свой символ: у Рождества – елка, у Троицы –
березка, а у праздника Святой Пасхи – красное яйцо. Позже яйца стали расписывать
вручную, отсюда название – писанки. Писанка предназначена лишь для дарения. Она –
радость, она красота и великая святость.
Пасхальный стол щедр и обилен, но среди прочих яств на нем обязательно должны
присутствовать ритуальные блюда – творожные пасхи, куличи, крашеные яйца.
Яйцо считается символом новой жизни,
возрождения. По преданию, первое
пасхальное яйцо святая Мария Магдалина
преподнесла римскому императору, яйцо
окрасилось в ярко красный цвет,
подтверждая благую весть. Красный цвет -
цвет крови Христа.
Многие традиции празднования Пасхи
сохранились и в наше время. В чистый
Четверг люди наводят порядок в квартирах, красят яйца, в страстную пятницу дома
наполняются запахом пекущихся куличей, твороженных пасок. Сам праздник начинается
с торжественного богослужения. А вот традиция красить на Пасху яйца на Руси имеет
давние корни. В старину на Пасху люди устраивали народные гулянья, игры, водили
хороводы, совершался обход дворов, который напоминал святочное колядование.
К Пасхе было приурочено и “хождение волочебников”. Со всего села собирались
люди толпой и ходили из дома в дом, останавливались перед окнами и распевали песни. В
песнях были пасхальные поздравления, заклинания будущего урожая, приплода скота и
требования даров: яиц, пирогов, вина и т.п. Пели ради того, чтобы выпросить что-нибудь
у хозяина дома: яиц, сала, денег, молока, белого хлеба. И хозяева пытались порадовать
волочебников, чем могли. Не одарить их боялись, так как в адрес скупого хозяина могли
прозвучать очень неприятные слова.
Существовал также обряд “отпущения птиц на волю”. Утром родители и дети покупали у
ловцов птиц и тут же выпускали их. И сами ловцы делали то же. Об этом обычае писал
А.С.Пушкин:
В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Пасха день Светлого Христова Воскресения – великий праздник христианской
церкви, праздник праздников и торжество из торжеств. На протяжении многих столетий
этот день был самым радостным временем в году. Почти забытый за 70 лет советской
власти, ныне праздник возвращается к нам в упрощенном, урезанном, приспособленном к
требованиям современности виде. А как праздновали Пасху в старой Руси? Вы можете
узнать, посетив выставку в библиотеке.
Посещение библиотеки
Святое Воскресенье пришло!
Как на душе спокойно и светло!
Пусть будет жизнь на радости щедра!
Полна тепла, надежды и добра!
10 апреля в Центральной детской библиотеке состоялся православно -литературный
праздник «Светлый праздник Воскресения».
Библиотекари тепло встретили посетителей, познакомили их с историей
православного праздника, с пасхальными рассказами русских писателей: «Светлое
воскресение» Н. В. Гоголя, «Великий пост» И.С. Шмелева, «Пасхальные памятки» А.В.
Амфитеатрова и др.
Наряду с разнообразной праздничной атрибутикой ребята познакомились с
содержанием книжной экспозиции «День Святой Пасхи», узнали о православных
традициях на Кубани, с удовольствием читали духовные стихи, разгадывали мудрые
народные загадки.
Сотрудник библиотеки Егодина Л.В. рассказала об истории праздника,
познакомила с традициями и празднованием Пасхи на Руси, обычаями, играми, о
пасхальных традициях и обычаях наших предков, сохранившихся до наших дней, а также
о том, как проводится богослужение в честь праздника в нынешнее время.
Участники мероприятия вспомнили, откуда пришла традиция красить яйца в
красный цвет, приметы, которые в старину, всегда выполнялись нашими предками.
С интересом присутствующие просмотрели видеоролик библейской истории о
жизни и смерти Спасителя, значение многих символов и крылатых выражений, связанных
с темой Христа ("страсти Христовы", "поцелуй Иуды", "моления о чаше", "Фома
неверующий" ).
Поздравить присутствующих со Светлым Праздником Пасхи пришел отец Алексей,
настоятель храма Святой Екатерины. Он рассказал о духовном смысле Пасхи, о
церковной обрядности, о богослужении в Пасхальную ночь и крестном ходе.
Слово предоставляется
присутствующему священнику:
Пасха самый древний и
важный весенний праздник всех
христиан. В этот день радостно
звонят колокола, в Храмах ярко
сияют множество свечей, огонек
которых зажигает и наполняет
сердца радостью Воскрешения
Христова.
Как появилась традиция красить яйца? (После вознесения Иисус велел ученикам идти
по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа
и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый
приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые
драгоценности, а бедные что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в
Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла
главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно
поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в
то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало
менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было
подарено первое пасхальное яйцо).
.
Студенты узнали о святых апостолах и учениках Иисуса:
Миф об апостолах базируется на Новом завете - христианской части Библии - и
последующем церковном придании. Множество противоречий, расхождений и неувязок,
которые. как известно, изобилует Священное писание, содержится и в новозаветном
повествовании об апостолах. Это обнаруживается уже при первом ознакомлении с
рассказами об учениках Христовых, о порядке их "призвания" на апостольское поприще
В Евангелии от Марка, в 3 главе написано, что Иисус, поднявшись на гору, призвал к себе
12 человек. И они пошли добровольно, чтобы поучиться у Него, изгонять демонов
и исцелять людей.
Это место явственно показывает следующие вещи:у Спасителя было 12 последователей
изначально; они пошли за Спасителем добровольно; Иисус был их Учителем,
а соответственно и авторитетом.
Следует сразу сказать, что ученики и апостолы это разные понятия. Первые
ходили за учителем, перенимали его мудрость. А вторые это люди, которые пошли
и распространили Благую Весть или Евангелие по всему лицу Земли. Если в число первых
входит и Иуда Искариот, то среди апостолов его уже нет. Зато Павел никогда не был
среди первых последователей, но стал одним из самых известных христианских
миссионеров.
12 апостолов Иисуса Христа стали теми столпами, на которых была основана
Церковь. Апостолы являются центральными фигурами в христианстве, поскольку именно
они зародили Церковь. Они были ближайшими последователями Иисуса и стали первыми
распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении. Их деятельность достаточно
подробно описывает книга Деяний в Новом Завете, из которой становится известна
их работа по распространению Слова Божьего.
Так, согласно Евангелию от Иоанна (1, 40-
49), первые ученики пришли к Иисусу от
проповедника Иоанна Крестителя. Это были
галилейские рыбаки Андрей и Иоанн.
Апо
́
столы (от греч. άπόστολος посланник,
вестник) ближайшие ученики
Господа Иисуса Христа, избранные Им и
посланные для благовестия о Царствии Божьем и
устроения Церкви.
Имена ближайших двенадцати апостолов таковы:
Андрей (греч. андреас, «мужественный», «муж
сильный»), брат Симона Петра, прозванный в
предании Первозванным, поскольку, будучи
учеником Иоанна Крестителя, был призван
Господом ранее своего брата на Иордане.
Симон (евр. шимон «Услышанный» в молитве), сын Ионин, прозванный Петром
(Деян. 10:5,18). Греч. слово петрос соответствует арамейскому кифа, передающемуся
русским словом «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его
Сыном Божьим в Кесарии Филипповой (Мф. 16:18).
Симон Кананит или Зилот (от арам. канай, греч. зелотос, что значит «Ревнитель»),
уроженец Галилейского города Каны, по преданию был тем женихом, на браке которого
были Иисус Христос и Его Матерь, где Христос претворил воду в вино (Ин. 2:1-11).
Иаков (от евр. глагола акав «побеждать») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат
евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом 42
44 г. по Р.Х.) через усекновение главы (Деян. 12:2). Для отличия от Иакова младшего, его
обыкновенно именуют Иаковом старшим.
Иаков младший, сын Алфеев. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов.
После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св.
апостолу Андрею Первозванному в Едессу. Распространял евангельское благовестие в
Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в
городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.
(Многие источники ассоциируют Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним,
поминаемым Церковью в Соборе 70-ти апостолов. Вероятно, путаница произошла из-за
того, что обоих апостолов именовали Иаковом младшим).
Иоанн (греч. форма Иоаннес от евр. имени Иоханан, «Господь милостив») Зеведеев, сын
Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего. Апостол Иоанн прозван Евангелистом
как писатель четвертого Евангелия и Богословом за глубокое раскрытие христианского
учения, автор Апокалипсиса.
Филипп (греч. «любитель лошадей»), уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста
Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (Ин. 1:44). Филипп привел к Иисусу
Нафанаила (Варфоломея).
Варфоломей (с арам. сын Талмая) Нафанаил (евр. Нетанэл, «Дар Божий»),
уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный
Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1:47).
Фома (арам. Тома, в греческом переводе Дидим, что означает «близнец»), известный
тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои,
чтобы устранить его сомнения в Своем воскресении.
Матфей (греч. форма др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) «дар
Господень»), упоминается также и под своим еврейским именем Левий. Автор Евангелия.
Иуда (евр. Йехуда, «восхваление Господа») Фаддей (евр. похвала), брат апостола Иакова
младшего.
И предавший Спасителя Иуда Искариот (прозван по месту рождения в г. Кариот),
вместо которого уже по вознесении Христа, был избран апостолами по жребию Матфий
(одна из форм др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень») (Деян. 1:21-26).
Матфий следовал за Иисусом начиная с Его крещения и был свидетелем Его воскресения.
К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, уроженец города Тарса в
Киликии, чудесно призванный самим Господом (Деян. 9:1-20). Первоначальное имя Павла
Савл (Саул, евр. Шаул, «испрошенный Бога)» или «одолженный (для служения
Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») – второе, римское имя, принятое апостолом
после обращения ради удобства проповеди в Римской империи.
При этом 12 последователей — это обычные
люди, они были рыбаками, сборщиками
налогов и просто людьми, которые жаждали
перемен.
Исследуя Писание можно с уверенностью
сказать, что Петр был лидером, его горячий
темперамент завоевал ему лидерские
позиции среди группы. А Иоанн назван любимым учеником Иисуса, пользовавшийся
особенным расположением. Он единственный кто умер своей смертью.
Следует подробно рассмотреть жизнеописание каждого из двенадцати:
Симон Петр был обычным рыбаком, когда Иисус дал ему имя Петр после призыва.
Он играет ключевую роль в зарождении Церкви и назван пастырем овец. Иисус исцелил
тещу Петра, и позволил ему ходить по воде. Петр известен своим отречением и горьким
покаянием. По преданию был распят в Риме вверх ногами, поскольку сказал, что
недостоин быть распят как Спаситель.
Андрей — брат Петра, который в России зовется Первозванным и считается покровителем
страны. Он первый пошел за Спасителем, после слов Иоанна Крестителя об Агнце
Божьем. Был распят на кресте в форме буквы Х.
Варфоломей — или Нафанаил родился в Кане Галилейской. Именно о нем сказал Иисус
«иудей, в котором нет лукавства». После Пятидесятницы по преданию он направился
в Индию, где проповедовал Господа Распятого и куда принес копию Евангелия
от Матфея.
Иоанн бывший последователь Иоанна Крестителя, автор одного из Евангелий и книги
Откровения. Долгое время пребывал в ссылке на острове Патмос, где и видел видения
о конце мира. Прозван Богословом, потому что в Евангелии от Иоанна очень много
прямых слов Иисуса. Самый молодой и любимый ученик Христа. Он один присутствовал
при и забрал к себе Марию, мать Спасителя. Он также единственный умер естественной
смертью от старости.
Иаков Алфеев — брат мытаря Матфея. Это имя упоминается только 4 раза в Евангелиях.
Иаков Заведеев — рыбак, брат Иоанна Богослова. Присутствовал на горе Преображения.
Был первым человеком, убитому за веру царем Иродом (Деяния 12: 1–2).
Иуда Искариот — предатель, который повесился после осознания того, что он сделал.
Позже место Иуды среди учеников занят Матфей по жребию.
Иуда Фаддей или Иаковлев — был сыном Иосифа Обручника. Считается покровителем
Армянской церкви.
Матфей или Левий — был мытарем до встречи со Спасителем. Считался учеником,
но неизвестно стал ли позже миссионером. Автор первого Евангелия.
Филипп — родом из Вифсаиды, также перешел от Иоанна Крестителя.
Симон Зилот самый неизвестный член группы. Встречается в каждом списке их имен
и нигде более. По преданию, он был женихом на свадьбе в Кане Галилейской.
Фома по прозвищу Неверующим, поскольку усомнился в Воскресении. Тем не менее,
он первый назвал Христа Господом и был готов идти на смерть.
Нельзя не упомянуть и Павла, несмотря на то, что он не был последователем Христа
изначально, плод его христианской миссионерской деятельности невероятно огромен. Был
назван апостолом язычников, поскольку проповедовал в основном им.
Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных
учеников Господа (Лк. 10:1), которые не были постоянными очевидцами и свидетелями
дел и жизни Иисуса Христа. Их имена в Евангелии не называются. В богослужебной
традиции в день празднования семидесяти апостолов значатся их имена. Этот список был
составлен в V–VI вв. и носит символический характер, туда вошли все известные имена
последователей и учеников Христа, апостолов и мужей апостольских. К 70 апостолам
предание относит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иерусалима) и Луку
(сокращ. форма лат. имени Луций или Луциан, что значит «светящийся», «светлый»).
Таким образом, в этот день Церковь вспоминает не только 70 апостолов, но и все первое
христианское поколение.
Написавшие Евангелие апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн именуются
Евангелистами. Апостолы Петр и Павел первоверховными апостолами, т. е. первыми из
верховных.
К апостолам иногда приравнива-
ются святые, проповедовавшие христи-
анское учение среди язычников,
например, равноапостольные импера-
тор Константин Великий и мать его
царица Елена, князь киевский
Владимир.
Воскреснув, Христос посылает
оставшихся 11 учеников (Иуда уже
повесился к тому времени)
проповедовать Евангелие до края
земли.
Именно после Вознесения на них
сошел Дух Святой и наполнил
их мудростью. Великое Поручение
Христа называют иногда Дисперсией.
Церковь донесла до нас
их положительные качества и
отрицательные, которые подтвер-ждают, что Христос избрал простых, слабых людей для
выполнения Великого поручения и они с ним справились прекрасно. Святой Дух помог
им распространить Слово Христа по всему миру, и это вдохновляет и поражает.
Великий Господь смог использовать простых слабых и греховных людей для
создания своей Церкви.
В конце выступления настоятель церкви ответил на вопросы ребят о значении
учеников Христа и о значении праздника пасхи.
Много интересной и полезной информации о праздновании Пасхи,
художественную литературу и стихи по теме, а также рецепты куличей, творожной пасхи
и рекомендации, как красиво украсить пасхальные яйца узнали студенты в ходе
мероприятия.
В конце мероприятия студенты получили памятные подарки – книги.