О необходимости теории при обучении театральному искусству

О НЕОБХОДИМОСТИ ТЕОРИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Сердюк Светлана Петровна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Театральное искусство сегодня привлекает с каждым днем все большее
количество людей всех возрастов. И многим людям недостаточно просто
посещать театр – они хотят становиться активными участниками процесса,
они хотят играть, выступать на сцене.
Так как часто творческое начало в человеке обнаруживается с детства,
то немалая роль в подготовке будущих артистов отводится детским
театральным студиям. От того, какое отношение к театру будет заложено в
этот период зависит вся дальнейшая творческая жизнь человека. И, на наш
взгляд, здесь есть несколько вопросов, на которые стоит обратить внимание.
Первый вопрос – определение цели занятий.
Человек определяется замыслом, то есть важно не только действие, но
и то, ради чего это действие совершается. Проанализировав те предложения,
которые потенциальные будущие обучающиеся или их родители видят в
интернете, мы пришли к выводу, что в большинстве театральных мастерских
и студий акцент в программе делается на:
Раскрепощение и развитие тела (а также слуха и голоса);
Саморазвитие
Участие в конкурсах и фестивалях и получение наград.
Ни один пункт сам по себе не является «плохим» или «неправильным».
Однако, не имея ничего более, возникает ощущение, что театр место,
которое что-то дает мне: знания, силу, уверенность. Отодвигаются на второй
план понятия «храма искусства» и трепетного отношения.
В противовес этому на ум приходят слова Б. Пастернака о том, что
«цель творчества – самоотдача, а не шумиха и успех», а также фраза из
интервью Р. Быкова, который определял свою цель в искусстве так: «Сначала
Станиславский, потом Товстоногов, а теперь – я». Противоположная система
понятий. И выбор этой системы, а также умение эту систему донести так,
чтобы ученики поняли ее, приняли, чтобы она стала их частью – вот что в
перспективе определяет направление развития актеров, режиссеров и
театральной системы в целом.
Второй вопрос, вытекающий из первого – как это понятие театра
для людей донести до подростков? Какого пазла в образовательной
программе не достает для ее полноты?
Для нас это – теоретические знания по истории развития русского
театра. Насколько честно мы поступаем в отношении детей, лишая их
возможности узнать об истории развития того искусства, к которому они
прикасаются? Расширить их представления от театра как зрелища до театра
как искусства выращивать душу?
Вот часть того, что может дать изучение истории театра в дополнение к
основной программе актерского тренинга:
Чувство причастности к большому делу, осознание личной
ответственности за его дальнейшее развитие;
Повышение уровня общей культуры и расширение кругозора;
Развитие душевных качеств от сопереживания героям и реальным
историческим персонажам и их судьбам;
Возможность более осознанного выбора будущей профессии;
Часть фильмов и спектаклей основана на документальных
источниках, что познакомит обучающихся с главными вехами истории
страны;
Способность более глубокой психологической проработки роли,
характера персонажа.
Представители современного постмодернистского театра (не все,
конечно) говорят о том, что классика изжила свое, что сейчас нужны новые
формы, новая драматургия, а все прошлое должно остаться в том веке, в
котором возникло. Об этом пишутся статьи, дается интервью, с таким
настроением ставятся спектакли, на которые ходят и подростки в том числе.
И, не имея других ориентиров, все происходящее воспринимается как само
собой разумеющееся.
Но все зависит не от века, а от человека.
Отсутствие уважения к труду тех, кто был до нас, его отрицание ведет
к тому, что стираются границы дозволенного, притупляется внутренняя
совесть. Театр становится местом исключительного развлечения вместо
«кафедры, с которой можно сказать людям много добра». Но «если бы смысл
театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы
класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь». А
любому искусству нужно учиться, нужно узнать его историю, его
достижения, те вопросы, на которые пытались найти ответы до нас.
Рассказывая об этом, каждый педагог сеет в своих учеников добрые семена,
которые, пусть не сразу, но со временем дадут свои плоды.
Хочется верить, что таким плодом станет искусство, которое будет
вновь способно приводить человека к катарсису, поднимать в душе лучшие
порывы. И если после учебного детского спектакля, сделанного с любовью и
вниманием, хотя бы один человек в зале станет «нашим» - значит, мы
сделали свое дело.
Таким образом, включение раздела истории театра в программу
развивающих театральных игр позволит создать комплексную методику
подготовки будущих деятелей в области искусства, а также поможет
ученикам более глубокого погрузиться в рабочий материал, разовьет навыки
анализировать, сравнивать, применять находки других актеров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Корогодский 3. Я. Начало. - СПб., 1996.
2. Станиславский, К. С. Работа актера над собой. М. А. Чехов. О технике
актера: антология. - Москва: APT, 2008
3. Фильштинский В. "Открытая педагогика", Балтийские сезоны, СПб,
2006
4. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. - М., ВЛАДОС, 2004