Тактика воспитания детей дошкольного возраста в семье

Тактика воспитания детей дошкольного возраста в семье.
Дошкольное детство признано исследователями важнейшим этапом в
развитии человека, сензитивным периодом становления базиса личностной
культуры, творческой самореализации, формирования адекватной
самооценки. В связи с этим общество, педагогическая общественность,
социальные институты призваны обратить особое внимание на условия
развития ребенка в дошкольном возрасте, создать воспитательную среду, в
которой можно реализовать задачи приобщения ребенка к окружающему
миру, его начальной социализации.
Особое место в системе «ребенок-взрослый» принадлежит семье. В
Законе «Об образовании в РФ» (ст. 18) указывается, что родители являются
первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем
детском возрасте. Семейный кодекс Российской Федерации (ст. 63)
определяет права и обязанности родителей по воспитанию и образованию
детей и отмечает, что родители несут ответственность за воспитание и
развитие своих детей и имеют преимущественное право на их воспитание
перед всеми другими лицами. Однако в этом же документе (с.67)
закрепляется право других родственников, дедушки, бабушки, братьев,
сестер право на общение с ребенком. Это связано с тем, что семья формирует
у ребенка первый социальный опыт, знакомит с многообразием ролевого
поведения, воздействует на развитие привычек, нравственных черт
характера, психических свойств.
Семья характеризуется как сложное социальное образование, которое с
одной стороны является специфическим социальным институтом, а с другой
малой социальной группой. Именно семья остается главной, исторически
сложившейся формой личностного удовлетворения социальной потребности в
воспроизводстве населения.
Наиболее принятым определением семьи является характеристика ее как
общности, основанной на общесемейной деятельности, связанной узами
супружества родительства родства, осуществляющей воспроизводство
населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и под-
держку существования членов семьи.
Основными трансляторами социальных и культурных ценностей,
главными "фигурами", влияющими на решение задач воспитания и
социализации были и остаются родители ребенка. Это не значит, что старшие
члены семьи (бабушки, дедушки, тёти, дяди) или старшие дети в многодетных
семьях не могут быть реальными и равноправными участниками этих
процессов. Однако реальная ценность производимых ими воздействий
находится в прямой зависимости от социальной, гражданской позиции и
включенности в жизнедеятельность не только семьи, но
других социальных
групп.
Следовательно, в каждой семье складывается неповторимая
психологическая структура семейных отношений, специфическая система
воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов
социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно
отбирать методы и приёмы воспитания, наполнять взаимодействие гу-
манистическим содержанием.
Воспитание в домашних условиях не может быть уподоблено
воспитанию в образовательных организациях, где воспитательные
воздействия непосредственно регулируется и направляется обществом. Тем
не менее, в каждой семье объективно складывается определенная, далеко не
всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и
понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее
целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что
можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Эта система может
быть упорядоченной, более или менее стройной в одном случае и лишенной
организующего начала в другом.
В психолого-педагогической литературе выделены четыре тактики
воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных
взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их
возникновения: диктат, опека, "невмешательство", и сотрудничество.
Диктат как форма семейных взаимоотношений. Диктат в семье
проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства
(преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного
достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования, к
своему ребенку исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных
ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и морально
оправданные решения. Но максимальная требовательность старших должна
сочетаться с доверием и уважением к нему в противном случае
требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением.
Формула А.С. Макаренко "максимум требовательности максимум
уважения и доверия" является убедительной альтернативой диктату в
семейных отношениях.
Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие,
неизбежно сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим,
принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками
грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление
оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными многие
ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного
достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.
Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и
мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении
вопросов, к нему относящихся, все это гарантия серьезных неудач
формирования его личности. Трудно предсказать судьбу молодого человека,
оказавшегося жертвой подобной воспитательной системы. Может быть,
вырастет подхалим, приспособленец, трус, может циник, хам, деспот, а
может и выправится под влиянием каких-либо вне семейных воздействий. Но,
безусловно, какие бы цели воспитания не преследовали родители,
придерживающиеся тактики диктата, эти цели не будут достигнуты из их
сына или дочери получится то, что они никак не ожидали.
Взаимоотношения в семье как опека. Опека в семье это система
отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение
всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и
трудностей, принимая их на себя.
По сути, диктат и опека родителей явления одного порядка. Различия в
форме, а не в существе. Разумеется, диктат предполагает насилие, приказ,
жесткий авторитаризм, а опека заботу, ограждение от трудностей, ласковое
участие. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует
самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения
вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Возникающий еще в раннем детстве импульс "Я сам" уступает место
вялому безразличию: "пусть мама или папа сделают, решат, помогут". Иногда
возможен иктат снизу" деспотизм ребенка, как оборотная сторона
чрезмерной опеки, утверждающей его в позиции маленького "божка". Однако
опека вовсе не обязательно порождает крайности деспотического поведения
детей. Если родители не теряют чувства собственного достоинства и умеют
заставить себя уважать, этого может и не быть. Однако и в этом случае
негативные последствия опеки как тактики семейного воспитания обязательно
скажутся. Вопрос об активном формировании личности ребенка отходит на
второй план. В центре воспитательных действий оказывается другая
проблема удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от
трудностей. Опека как воспитательная тактика откровенный враг трудового вос-
питания, потому что опекаемого, прежде всего, ограждают от усилий и
ответственности.
Родители, которые постоянно озабочены тем, чтобы их ребенка не
коснулись какие-либо житейские трудности, берут на себя бесперспективный труд
дублирования всего, что положено делать именно ему, а не кому-либо иному.
Они, по существу, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкно-
вению с реальностью за порогом родного дома, оказывая ему, в конечном счете,
дурную услугу. Именно поэтому дети, сформированные в условиях атмосферы
опеки, оказываются самыми неприспособленными, неспособными к личной
и коллективной ответственности.
Конфликт не возникает в семьях, где, не отказываясь от контроля, без
которого немыслимо воспитание человека, родители сводят опеку до
разумного минимума еще с раннего детства их ребенка. Удерживая
тратегические высоты" семейной педагогики, а именно: контролируя
соблюдение норм морали, заботясь, чтобы ребенок не рос иждивенцем,
включался в посильную для него трудовую деятельность, чтобы он
выполнял свой общественный долг, хорошо учился в школе, родители
вместе с тем предоставляют ему максимальную самостоятельность в
решении постоянно возникающих тактических задач, вмешиваясь лишь
тогда, когда не вмешаться невозможно, а не по каждому поводу и случаю.
Если опека, которая представляет собой форму определенной активности
родителей в системе семейных отношений, приобретает характер
принуждения детей к ответственности и самостоятельности, то она
принесет только пользу, как детям, так и взрослым.
Невмешательство как тактика воспитания и тип семейных
взаимоотношений. Система межличностных отношений в семье, строящаяся
на признании возможности и даже целесообразности независимого
сосуществования взрослых и детей может порождаться тактикой
"невмешательства". При этом, предполагается, что могут сосуществовать два
мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить
намеченную таким образом демаркационную линию.
Обособленность миров детей и взрослых нередко буквально
декларируется: пусть ребенок растет самостоятельным, независимым,
раскованным, свободным. Чаще всего этот тип взаимоотношений имеет
основанием пассивность родителей как воспитателей, которые уклоняются
от активного вмешательства в жизнь и судьбу ребенка или подростка,
предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат
сосуществование с ним. Однако став на путь формирования индивидуалиста,
родители пожинают и плоды индивидуализма. Тогда семья как центр
притяжения, как своего рода эмоциональный магнит, как семейный очаг
для ребенка не существует. Жизнь родных, их радости и невзгоды оказыва-
ются закрытыми для него. Но при этом рано или поздно наступает
критический момент беда, болезнь, трудности, которые потребуют от
дочери или сына участия, включения в общесемейные проблемы.
Убедившись в их неспособности ко всему этому, родители сетуют по поводу
несостоятельности юноши как сына, девушки как дочери. Между тем в этом
случае им необходимо отдавать себе отчет в том, что это несостоятельность
сложившейся системы семейных отношений.
Сотрудничество тактика воспитания в семье и оптимальный тип
семейных взаимоотношений. Четвертый тип взаимоотношений в семье,
выступающий как предпосылка и результат принятой в ней тактики
воспитания - сотрудничество. Сотрудничество предполагает опосредованность
межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной
деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.
Именно в ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализм
ребенка, формируются качества коллективиста. Семья, где ведущим типом
взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество,
становится группой высокого уровня развития коллективом. Сотрудничество
это способ организации связей и взаимодействия старшего и младшего
поколений в семье, который для осуществления целей воспитания является
оптимальным в противоположность диктату, опеке и "невмешательству".
Понимание сотрудничества как тактики воспитания не сводится к
ориентировке лишь на участие детей в домашнем труде (посильная уборка,
закупка продуктов, мытье посуды, уход за младшими братьями и сестрами и
т.п.), хотя это и существенная сторона совместной деятельности взрослых и
детей. Значение ее необычайно возрастает в сельской местности, где дети
сплошь и рядом надежные и ответственные помощники родителей во многих
видах трудовой деятельности. Но существенна и другая сторона сотрудничества
поколений в семье.
Общество предъявляет высокие требования к каждому его члену и к
взрослому, и к ребенку. Этот набор требований зафиксирован в социальных и
производственных нормах, правилах поведения, нравственных критериях и т.
Социальная оценка человека, независимо от его возраста, зависит от того,
насколько он этим критериям, нормам и правилам соответствует, эти
обязательства выполняет. И здесь открывается еще один аспект
сотрудничества детей и родителей - «соучаствование» ли коллективистская
идентификация).
Семья, три четыре человека, соединенные родственными связями,
могут стать, а могут и не стать коллективом в зависимости от того, какой
характер приобретут межличностные отношения. Будет ли это диктат, опека
или безразличное сосуществование или же, напротив, сотрудничество,
порождающее «соучаствование», коллективистскую идентификацию.
Коллективистская идентификация в равной мере предполагает отказ от
жертвенности и от эгоистического потребительского отношения к ребенку.
При этом имеется в виду действенная забота о детях, об их благе и в тоже
время предъявление им требований, которые родители предъявляли бы себе,
находясь на их месте. Исходить из единой нравственной нормы, основанной
на моральных принципах себе, как к другому; к другому как к себе) и в
семье, и вне ее, вот тип отношений, который в наибольшей степени
отвечает подлинному коллективизму и истинной гуманности.