Картотека с заданиями для детей с нарушениями развития

Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
КАРТОТЕКА С ЗАДАНИЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.
По УД ОП.01 Педагогика
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ
ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ГРУППЫ Ш-32
Шаховой Александры
Преподаватель педагогики:
Великановская Людмила Анатольевна
Ейск, 2019
Задания и игры для детей с сенсорными нарушениями
Посмотри вокруг
Цель: Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира,
замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать
интерес к окружающему миру, закреплять представления о геометрических
фигурах, учит находить предметы определённой формы. Учить разделять
предметы по определенным признакам.
Стимульный материал: объёмные геометрические фигуры, предметы
Правила игры:
Для слабовидящих: Ребёнку предлагается одна или две геометрические
фигуры. Педагог просит найти предметы такой же формы в комнате и назвать
их.
Адаптация:
Геометрические фигуры должны быть удобными для зрительного и
осязательного обследования
Освещение кабинета должно соответствовать нарушению зрения у
ребенка.
При необходимости предоставить ребёнку увеличивающее устройство.
Подбери по цвету
Цели: закреплять умение соотносить цвет - как основной признак с
цветностью предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку
в пространстве.
Оборудование: рулетка с разноцветными кругами, силуэты
Ход игры: Дети стоят в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта
с кружками разного цвета. ( в зависимости от возраста). В середине карты
стрелка.
Карта круглая. Дети по очереди поворачивают стрелку, приговаривая
слова «стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе
милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок укажет стрелка,
такого цвета предмет на картинке надо положить рядом с кружком. Карточки
с контурами и силуэтами предметов лежат на другом столе. Например: стрелка
остановилась на бордовом кружке. Рядом с этим кружком нужно положить
силуэт или контур свеклы. Стрелку крутят все по очереди.
Усложнение: можно подбирать к цветному кружку несколько силуэтов
или контуров предметов данного цвета.
Собери пирамидку
Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах
предметов.
Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.
Правила игры: Педагог предлагает ребенку рассмотреть / прощупать
«кольца» пирамидки.
- Какие «кольца» по размеру?
- Найди самое большое «кольцо», самое маленькое?
При затруднении можно использовать метод наложения.
- Давай попробуем собрать пирамидку
Адаптация:
Для слабовидящих:
Кольца должны быть удобными для зрительного и осязательного
обследования
Освещение кабинета должно соответствовать нарушению зрения у
ребенка.
Предметы должны быть максимально яркими,
Привяжем к шарику ниточку
Цель: группирование предметов по цвету, величине, ширине.
Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы) , палочки /
ленточки таких же цветов.
Ход игры:
- Разложи шарики по цвету. Найди все красные (желтые, зеленые, синие)
шарики.
- Собери все большие шарики (маленькие, средние)
Рассматриваются ленточки, дети называют цвета и ширину
- Подбери к каждой ленточке шарик
Адаптация:
Для слабовидящих:
Предметы должны быть максимально яркими
Найди предмет такого же цвета (Лото)
Цель игры: формировать умение детей различать и называть
основные цвета расный, зеленый, желтый, синий).
Наглядный материал: карточки с изображениями предметов разных
по цвету, такие же разрезные предметы.
Ход игры: Детям предлагается по одной большой цветной карточке с
изображениями предметов, каждый ребенок из предложенных картинок
выбирает изображение того предмета, который соответствует его цвету.
Для слабовидящих:
Карточки должны быть максимально яркими
Задания и игры для детей с интеллектуальными нарушениями
Найди свою пару
Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;
средней степенью отсталости.
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации
предметов, самоконтроль.
Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются
парные флажки разного цвета (например: 2 красных, 2 оранжевых, 2 желтых)
и бубен.
Ход игры: педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По
сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому
сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару того, у кого флажок
такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог
дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять
ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.
Разложи игрушки
Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;
средней степенью отсталости.
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации
предметов, самоконтроль.
Организация: если игра проводится индивидуально, перед ребенком
раскладываются игрушки: собака, волк, лягушка, пирамидка, игрушечная
посуда, кукла и т. д. если она проводится по группам, это вносит в игру
определенный соревновательный элемент, азарт. В этом случае у каждой
группы свой набор игрушек. Решения оцениваются по правильности и
быстроте действий. Ошибки разбираются.
Ход игры: педагог предлагает разложить игрушки в каком то порядке по
выбранному детьми основанию («сейчас они лежат в вперемешку»).
Правильные решения одобряются, неправильные разбираются.
Положи куда надо
Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;
средней степенью отсталости.
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации
предметов, самоконтроль.
Организация: проводится индивидуально, заранее подготавливаются
карточки с наклеенными или нарисованными геометрическими фигурами
кругами, квадратами, треугольниками трех цветов (красный, синий, желтый).
Каждая фигура определенного цвета повторяется в трех экземплярах, всего 27
карточек.
Ход игры: ребенок сидит за столом напротив педагога, который
выкладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету
фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из
них и просит ребенка положить « куда надо». Когда все карточки будут
разложены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил
сюда?». Правильный ответ одобряется, не правильный предлагается обдумать
и исправить.
Ежики
Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;
средней степенью отсталости.
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации
предметов, самоконтроль.
Организация: игра проводится фронтально. Все дети получают
картинки с изображение ёжиков и зонтиков разных величин: 2 больших и 2
маленьких.
Ход игры: педагог рассказывает сказку о ежах: « В лесу жила семья ежей
папа, мама и 2 ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не
было ни дома, ни деревьев. (Детям предлагается положить перед собой
фигурки ежей.). Вдруг папа ёж сказал: « Посмотрите, какая большая туча.
Сейчас пойдет дождь». « Побежали в лес, - предложила мама ежиха.
спрячемся под ёлкой». Но тут пошел дождь, ежи не успели спрятаться. У вас,
ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики». После игры
разбирается, ориентируются ли дети в классификации изображений по
величине.
Скажи слово с нужным звуком
Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;
средней степенью отсталости.
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации
предметов, самоконтроль.
Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подготовить
слова, которые будут использованы в игре, и мяч.
Ход игры: дети становятся в круг, педагог предлагает им придумать
слова со звуком «а». после небольшой паузы бросает мяч одному из
играющих. Ребёнок должен назвать слово с звуком «а». ( «Шапка»), и бросить
мяч другому. И т.д. затем выбирается другой звук, и дети называют
соответствующие слова. Ошибающийся выбывает из игры. Ошибки
разбираются отдельно с каждым «штрафником» и коллективно.
Задания и игры для детей с нарушением речи
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: тренировать детей в различении звуков «С» и «Ш» на вербальном
уровне.
Оборудование: «волшебный» мешочек, игрушки небольшого размера,
названия которых включают соответствующие звуки.
Ход игры: педагог предлагает детям по очереди достать игрушки из
«волшебного» мешочка, назвать их и определить наличие звука «С» или «Ш»
в ее названии.
Победителями являются дети, которые правильно выполнили задание.
Примечание: усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети
опознают игрушку посредством описания «волшебном» мешочке), затем
проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают
выполнение задания.
Игра «Найди ошибку»
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове.
Оборудование: поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых
слоговая схема слова (одно-, двух- и трехсложные слова); предметные
картинки.
Ход игры: педагог знакомит детей с маленьким необычным поездом. У
поезда три вагончика с соответствующими эмблемами (слоговые схемы слов).
В каждом вагончике «едут» картинки. Однако поезд отправляется до
следующей станции в том случае, если названия картинок соответствуют
эмблемам (слоговым схемам слов). Педагог сообщает, что поезд не едет,
значит надо искать ошибки. Дети под руководством взрослого находят
ошибки и исправляют их.
Игра «Бусы»
Цель: упражнять детей в подборе слов разного слогового состава.
Оборудование: Фрагменты нанизанных на шнуры бус (по кол-ву детей в
группе)
Ход игры: Педагог показывает детям части бус, нанизанные на шнуры
(фрагменты состоят соответственно из одной, двух, трех бусинок). Взрослый
предлагает детям подобрать слова, в которых было бы столько частей (слогов),
сколько бусинок на шнуре. Если ребенок дает правильные ответ, его часть бус
соединяются с другими.
Игра «Построй домики»
Цель: тренировать детей в составлении слов из слогов.
Оборудование: Изображения домиков (вырезанные по контуру,
разрезанные вертикально на две части с фигурным вырезом по типу puzzle -
с написанными на них слогами.
Ход игры: Педагог показывает детям части домиков. Обращает их
внимание на слоги, написанные на каждой из частей. Затем предлагает
построить домики, соединяя каждые две части так, чтобы из слогов
получилось слово. Сложившие домики правильно получают звания «лучших
строителей».
Игра «Накорми Великана»
Цель: упражнять детей в образовании существительных мн. числа.
Ход игры: Педагог просит детей помочь Коту В Сапогах накормить
Великана. С этой целью дети образуют существительные множественного
числа от предложенных преподавателем существительных единственного
числа, обозначающих продукты питания, овощи и фрукты (конфета
конфеты, котлета котлеты, сосиска сосиски, огурец огурцы, апельсин
апельсины и т.п.).
Задания и игры для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата
Нос-ухо-нос
Обращаясь к участникам игры, ведущий говорит: "Указательным
пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом: "Нос". Еще раз, еще. Я
буду делать то же самое. Но если я скажу, например, "лоб", вы должны
немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-ухо!" это
время ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают
то же самое). Игра повторяется несколько раз. Важна внимательность,
реакция.
Мы-веселые ребята
Мы сидели на скамейке,
Мы – веселые ребята,
Мы – сеселые ребята,
Мы все вместе говорили:
Правая рука, левая рука (показываем).
Затем повторяем все сначала и добавляем:
Правая нога, левая нога (выставляем попеременно ноги). Снова
повторяем слова и постепенно присоединяем:
Правое плечо, левое плечо (показываем). Затем, после повтора слов,
присоединяем слово голова с движениями. Потом повторяем все вместе.
Примечание: движения руками, ногами, плечами, головой
совершаются на протяжении всего текста.
Мы охотимся за львом
Ведущий говорит первую строчку, все хором повторяют:
Мы охотимся за львом. (Изображают ходьбу на месте.)
Не боимся мы его.
Будем биться насмерть с ним.
И, конечно, победим – чух!
А что же это там? (Всматриваются, подставляя ладонь ребром ко лбу.)
А, это топь (болото, лес, гора)!
Ее не обойдешь. (Показывают рукой как бы обход болота, леса, горы.)
По ней не проползешь. (Показывают рукой снизу вверх.)
Надо напрямик! (Снова повторяют все слова.)
А что же это там? (Всматриваются.)
А, это же нора!
А кто же в ней живет?
Наверно, это лев! (Тихо повторяют все слова.)
А что же это там?
А, это хвост! (Громко.) бегают, снова преодолевая, уже в обратном
порядке, гору, лес, болото, топь.)
Рукопожатие
Играющие встают рядом. Им завязывают глаза и предлагают сделать 3-
4 шага вперед, повернуться спиной друг к другу, а затем, отойдя на несколько
шагов в разные стороны, повернуться два раза на месте, сделать то же
количество шагов обратно и обменяться рукопожатием.
Поймай платочек!
Все игроки становятся в круг, в центре которого стоит ведущий с
платочком в руках. Играющие хлопают три раза в ладоши, а ведущий в это
время бросает платок вверх. Играющие хлопают громче и чаще. Когда
ведущий поймал платочек, все игроки прекращают хлопать. Все должны быть
внимательны, потому что ведущий не всегда может бросить платочек. Кто
невовремя захлопал в ладоши, должен что-нибудь исполнить.
Задания и игры для детей с комплексными дефектами развития
Кузовок
Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит
соседу: - Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на «ок», обмолвишься –
отдашь залог. Дети по очереди говорят слова в рифму на «ок»: «Я положу в
кузовок клубок; а я – платок; я – замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок,
чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок» и
проч.
По окончании разыгрываются залоги: покрывают корзину, и один из
детей спрашивает: - Чей залог вытянется, что тому делать?
Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп – например,
попрыгать по комнате на одной ножке или в четырех углах дело поделать: в
одном – постоять, в другом – поплясать, в третьем – поплакать, в четвертом –
посмеяться; или басенку сказать, загадку загадать, или сказочку рассказать,
или песенку спеть.
Любопытный
Играющие садятся в круг. Водящий – «любопытный» - становится в
середине и громко называет какую-нибудь букву. Ждет, пока игроки
приготовятся, затем быстро обращается то к одному, то к другому
играющему с короткими вопросами: «Кто- «Куда?» - «Зачем?»
Тот, к кому он обращается, должен быстро отвечать словами,
начинающимися с объявленной буквы, например:
К–компот, в кино, каждый день, с керосином
Игрок, не сумевший ответить сразу, меняется с «любопытным» местами и
объявляет другую букву.
Узнай фигуру
Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам
узнавания формы и названия геометрических фигур.
Игра проводится вдвоем: взрослый (вожатый, педагог, мама) и ребенок.
Инвентарь:плоские геометрические фигуры руг, овал, квадрат,
треугольник и т.п.) двух размеров (диаметром 25 30 и 3 4 сантиметра).
Инструкции.Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие
выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде
часиков. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на
руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу.
Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра
продолжается до тех пор. пока ребенок не найдет все фигуры.
Методические указания
•Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой
поверхностью.
• «Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия,
через которые продевается резинка-«браслет».
В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им
завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше фигур и
правильно их назовет.
Найди мячик
Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук
без посторонней помощи.
Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.
Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).
Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После
тот как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски.
Методические указания
Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь
бубенчиком либо изготовлен своими руками из ткани и бубенчика.
Пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать
звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши.
• Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева,
спереди и сзади.
• Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.
Паровозик
Цель:развитие внимания, координации движений, умения обращаться с
предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.
Игра проводится с группой детей из 5 6 человек.
Инвентарь:две гимнастические палки пли гладкие рейки.
Инструкция.Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху
берут рейки в правую и левую руки. Впереди и/или сзади встает ведущий. По
команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперед-назад,
обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук
паровоза «чух-чух-чух».
Методические указания
Игра может проводиться в положении сидя на гимнастической
скамейке.
• Если игра проводится в положении стоя, продвигаться следует вперед
или назад.
- Смена движений происходит по команде ведущего.
Задания и игры для детей с искаженным развитием
Третий лишний
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом
выделения существующих признаков.
Яблоко, вишня, помидор.
Час, килограмм, минута.
Козленок, корова, теленок.
Шапка, шарф, кепка.
Мыло, веник, мочалка.
Карандаш, стакан, ложка.
Кастрюля, сумка, чемодан.
Колбаса, молоко, молоток.
Телевизор, холодильник, диван.
Кошка, собака, волк.
Путаница
Что ты должен положить в свой портфель (ранец)?
Определение последовательности событий
1. Расскажи, что сделали с яблоком? Покажи на рисунке целое яблоко.
Как художник изобразил, что стало с яблоком?
2. Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные
единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий,
отраженных в сюжете, составить рассказ
Поиск закономерностей
Продолжить перечень слов.
o Как можно назвать одним словом следующие предметы?
o Март, апрель, май, июнь... — месяцы.
o Хлеб, молоко, колбаса, макароны... — продукты.
o Стол, стул, шкаф, диван... — мебель.
o Ромашка, василек, одуванчик, лютик... — полевые цветы.
o Туфли, сапоги, валенки, сандалии... — обувь.
o Холодильник, утюг, пылесос, телевизор... бытовые электроприборы.
o Роза, гвоздика, астра, тюльпан... — садовые цветы.
o Карандаш, ручка, тетрадь, пенал... — школьные принадлежности.
o Компот, каша, борщ, хлеб... — еда.
o Тарелка, чашка, ложка, стакан... — посуда.
o Машина, кукла, кубики, пирамидка... игрушки.
o Молоток, топор, пила, лопата... инструменты.
o Дуб, береза, осина, клен... деревья.
Назови соседей
Игра развивает скорость мыслительных процессов.
Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет число первого
десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.
Рекомендуем
Постепенно усложнять игру: использовать числа второго (третьего и т.
д.) десятка.
Составим букет
Игра развивает у детей умение различать предметы по размеру и цвету.
Для игры понадобятся рисунки цветов разных размеров (их можно
вырезать из открыток, цветной бумаги).
Правила игры.
Водящий предлагает составить букет из цветов, располагая внизу более
крупные цветы, а повыше — мелкие.
Рекомендуем
В ходе игры посчитать:
число цветов в каждом букете;
число белых (красных) цветов;
число ромашек (роз, гвоздик);
число больших (маленьких) цветов и т. д.