Сценарий учебного занятия по программе "Развивающие театральные игры"

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский творческий центр «Театральная Семья» Невского района Санкт-
Петербурга
Методическая разработка
СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «РАЗВИВАЮЩИЕ
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ»
Подготовила:
Сердюк Светлана Петровна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
2019
СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ
«РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ»
Составитель: Сердюк С. П.
Педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории
Данный сценарий учебного занятия используется в ходе освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
"Развивающие театральные игры" для детей среднего и старшего школьного
возраста. Целью учебного занятия является совершенствование навыков
актерского мастерства, работа над сценических материалом посредством
этюдного метода, а также проверка знаний, полученных по теме "История
русского театра"
Данный методически материал направлен на решение актуальных задач
дополнительного образования, а именно:
обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда детей;
адаптация их к жизни в обществе;
формирование общей культуры;
организация содержательного досуга;
Инновационный характер методических материалов проявляется как на
уровне формы (использование информационно - компьютерных технологий в
образовательном процессе), так и на уровне содержания учебного материала
(введение модуля по истории театра в процесс обучения актёрском мастерству).
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
Вводная часть (зачин) – 10 минут
Основная часть – 1 час 10 минут:
o Речевой тренинг (10 минут);
o актерский тренинг (25 минут);
o этюдная работа (30 минут);
o история театра (20 минут).
Заключительная часть - 5 минут.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Учащиеся показывают небольшую театральную зарисовку на повседневную
тему ту ситуацию, которая показалась им интересной для исполнения. Далее
сценка разбирается педагогом (замысел, использованные средства, уровень
актерского воплощения).
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Подготовка к тренингу выстраивание рабочего полукруга на счет + сесть
по цвету обуви (от светлого к темному).
2.1 РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ
Артикуляционная гимнастика (упражнения «хоботок-улыбка»,
«лошадиное ржание», «укол в щеку языком», «болтание языком»).
Скороговорки. Работа со скакалкой прыгая на скакалке, учащиеся в
такт прыжкам произносят скороговорки («Бык-тупогуб..», «33
корабля..», «Карл у Клары…» и т.п.).
Звукоряд. Подставляя буквы из звукоряда (И-Э-А-О-У-Ы) произнести
сочетания букв (МНИЛБ, СПРИ-ЗБРИ, ТРИЛ-ДРИЛ)
2.2 АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ
Учащиеся встают в круг, закрывают глаза. Без команды педагога все
вместе садятся, затем встают.
«Музыкальный пассаж». Учащиеся поочередно прохлопывают мотив,
заданный педагогом.
«Держи свою мелодию». Каждый учащийся выбирает мелодию,
которую будет петь. По команде педагога все одновременно начинают
петь свои мелодии. Задача – не сбиться со своей песни.
Работа с предлагаемыми обстоятельствами. Учащиеся отыгрывают
ситуации, заданные педагогом (например: ходить по канату, по
горячему песку, по льду, по болоту).
Репродукции. Учащиеся делятся на группы. Каждой группе
предлагается репродукция известной картины. Задача воспроизвести
картину максимально точно, чтобы другие группы смогли ее отгадать.
2.3 ЭТЮДНО-РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА
Учащиеся показывают разработанные дома этюды по роли, которую они
играют в спектакле, а также элементы костюма и другой реквизит. После
комментариев педагога этюды дорабатываются. Далее идет совместная
репетиционная работа по сценам спектакля.
2.4 ИСТОРИЯ ТЕАТРА
Учащиеся решают «Театральный кроссворд», направленный на проверку
знаний по ранее изученным темам. Для этого группа делится на две
команды, каждая из которых получает свой экземпляр кроссворда.
Побеждают те, кто решил его быстрее.
После этого следует новый блок теоретической информации, который
вводится при помощи компьютерной презентации, фотографий, а также
аудио- и видеофрагментов.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Учащиеся получают домашнее задание по своим ролям и подготовке спектакля
в целом, а также по истории театра е дополнительные ресурсы, которые они
будут изучать самостоятельно).
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Альянский Ю.Л. Азбука Театра — М., 1998
2. Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб,
2007
3. Гусев В. Е. Истоки русского народного театра. - Л, 1977.
4. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. -
Москва: ГИТИС, 2005.
5. Корогодский 3. Я. Начало. - СПб., 1996.
6. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе. Методическое
пособие). - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.
7. Станиславский, К. С. Работа актера над собой. М. А. Чехов. О технике
актера: антология. - Москва: APT, 2008
8. Фильштинский В. "Открытая педагогика", Балтийские сезоны, Спб, 2006
9. Копылова E. E., Качалов IO. М. Сборник развивающих упражнений
актерского тренинга. - Г'ОУДОД ДШИ «Театральная Семья», 2007
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. https://www.culture.ru/theaters
2. www.pedmir.ru
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, СОЗДАННЫЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНО (ПРИЛОЖЕНЫ К МЕТОДИЧЕСКОЙ
РАЗРАБОТКЕ):
1. Театральный кроссворд (Приложение 1)
2. Презентация «По страницам русского театра» (тематические
иллюстрации) (Приложение 2)
Актуальность результатов: синтез театроведческого направления и
практического актерского тренинга позволяет дать учащимся более глубокое
представление о профессиях актера, режиссера театра, театрального критика,
помочь в выборе будущей сферы профессиональной деятельности. Включение
теоретических блоков обусловлено недостаточной осведомленностью учащихся
в области театрального и киноискусства, их поверхностным знакомством с
лучшими образцами русской режиссуры и актерских работ. Восполнение
данных пробелов поможет обучающимся сформировать вкус, получить тот
необходимый «фундамент», на основе которого они смогут воплощать своих
героев на сцене более профессионально, а также более объективно
воспринимать современное искусство. Все это позволит удовлетворить
культурные запросы детей, раскрыть их творческий потенциал и воспитать
грамотную, знающую, думающую личность.
В результате реализации данной методической разработки учащиеся
становятся способны более продуктивно, целесообразно действовать в
событийной драматической ситуации. Теоретические знания по истории театра
расширяют представления обучающихся о театрах Санкт-Петербурга от их
истории к современности, а также позволяют более профессионально оценивать
сценические произведения и самостоятельную сценическую, этюдную,
репетиционную работу.
Предоставленный материал может быть использован в работе
образовательных организациях дополнительного образования детей,
реализующих программы художественной, театральной направленности.
Приложение 1
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРОССВОРД
8 6
1
Ключевое слово:
1. Детский музыкальный театр.
2. БТК – это Большой театр
3. Первые актеры на Руси.
4. «Театральную Семью» основал
5. «Отец русского театра».
6. Ученик Станиславского, который «создал Голливуд».
7. Главный символ МХАТа.
8. Театр им. В. Ф. Комиссаржевской работал во время войны в Ленинграде, поэтому
его стали называть
9. Николай Акимов, режиссер театра Комедии, к каждому спектаклю сам рисовал…
10. Жанр веселого спектакля.
11. Первый спектакль Театра юного зрителя в Петрограде.
7
9
4
5
10
11
-
2
3
Ключи:
8 6
1
Ключевое слово:
т
е
а
т
р
б
7
ч
а
й
к
а
л
9
е
о
а
х
к
ф
о
4
5
с
т
а
н
и
с
л
а
в
с
к
и
й
д
ш
о
н
и
р
ы
10
к
о
м
е
д
и
я
й
г
11
к
о
н
ё
к
-
г
о
р
б
у
н
о
к
2
д
з
а
з
е
р
к
а
л
ь
е
с
у
к
3
с
к
о
м
о
р
о
х
и
о
й
л
Приложение 2
По страницам
русского театра
Тематические иллюстрации
Составитель: Сердюк С. П.
Возникновение
русского театра
Создание МХАТа
Ученики К. С. Станиславского
ТЮЗ им. А. А. Брянцева
БТК
Театр «Зазеркалье»
Театр комедии им. Н. Акимова
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской