Развитие мелкой моторики руки с детьми дошкольного возраста в процессе работы с текстилем

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СТАРШЕМ
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ
С ТЕКСТИЛЕМ
(на конкурс аналитических работ)
Автор: Мерецкая Марина Алексеевна
воспитатель МАДОУ « Детский сад №109»
Череповец
2019
Старший дошкольный возраст продолжение очень важного целостного
периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к
семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических
образований, появившихся, в пять лет. Вместе с тем дальнейшее
развертывание этих образований создает психологические условия для
появления новых линий и направлений развития. Основные изменения в
деятельности, сознании и личности пятилетнего ребенка заключаются в
следующем: появляется произвольность психических процессов
способность целенаправленно управлять своим поведением и своими
психическими процессами осприятием, вниманием, памятью) и т.д. В
старшем дошкольном возрасте у детей сохраняется устойчивый интерес к
продуктивным видам деятельности азличные виды рукоделия).
Этому способствует целый ряд причин, а именно:
У детей появляются любимые «ручные» занятия и в связи с ними
широкий набор разнообразных мотивов и взаимосвязанных целей данной
деятельности, которые они стремятся реализовать.
Дети приобщаются к разнообразным умениям и навыкам, активно
овладевают способами практических действий.
В данном возрасте у детей действительно начинает получаться
достаточно качественный продукт, и ребенок может довольно долго
работать над ним, доделывать, улучшать, а затем использовать по
своему желанию.
Ощущение успешности в продуктивных видах деятельности не только
позволяет ребенку испытывать чувство удовлетворения и гордости
результатами своего труда, но и в значительной степени определяет его
эмоциональное благополучие и душевный комфорт в коллективе
сверстников.
Мы, обратили внимание на то, что многие авторы,работающие по этой
теме, указывают на органическую связь развития мелкой моторики руки
через работу с текстилем, которая создает благоприятные условия для
сенсорного развития каждого ребенка и его самостоятельной творческой
деятельности.
Акцентировано внимание на то, что рукоделие играет особую роль в
подготовке руки к письму ышивка, шитье, вязание). Работа по рукоделию
входит в систему обучения дошкольников к ручному труду и заключается в
ознакомлении детей с материалами и инструментами для шитья, вязания и
выработки умений и навыков их практического использования. Даны
некоторые методические рекомендации, но полностью содержание работы с
детьми по работе с текстилем не раскрыто: не разработано перспективное
планирование, нет конспектов занятий.
Проблема заключается в развитии мелкой моторики и координации
движений пальцев рук. Причина мышцы пальцев слабые и рука быстро
устает. Значит, для написания элементов букв у них не хватает мускульной
натренированности.Оказывается, что у большинства современных детей
отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских.
Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше
делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас
же почти каждое занятие механизировано. Следствие слабого развития
общей моторики, и в частности руки, общая неготовность большинства
современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большей
долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это
наверняка проблемы с моторикойднако даже если речь ребенка в норме
это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если
в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из
пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет
пришивание настоящей пуговицы невыполнимая задача это значит, что у
ребенка такая проблема есть.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой
моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это
оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка.Кроме усвоения новой
информации, приходится еще учиться удерживать карандаш. Больше всего
на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение есть
способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения,
тем глубже и осмысленное знакомство ребенка с миром.
При подготовке детей дошкольного возраста к школе возникла
необходимость дополнительных коррекционно-развивающих занятий по
подготовке руки к письму.
Традиционным методом обучать детей элементам письма удается,
однако, данный метод не вызывает интерес у ребенка дошкольника.Тогда
как подготовить руку ребенка к письму необычным способом, чтобы это
доставляло удовольствие, чтобы на занятии он справлялся с поставленными
задачами, чтобы формировалась адекватная самооценка, чтобы на занятиях в
своей группе он был уверенным и успешным?
Мы обратились к работе с текстилем, так как она способствует развитию
сенсомоторики согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию
координации движения, гибкости, точности выполнения действий. Все это
важно для подготовки руки ребенка к письму, к учебной деятельности в
школе.
Свою экспериментальную деятельность мы начали с теоретического
обоснования применения работы с текстилем для развития мелкой моторики
у дошкольников
Современная система образования в России во всех ее звеньях
ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний,
умений, навыков не цель, а одно из средств достижения этой главной
цели.«Развитая, зрелая личность это человек свободно, самостоятельно и
ответственно определяющей своё место в жизни общества, в
культуре.»(В.И.Слободчиков).
Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом
полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Еще
Ф. Энгельс писал: « Только благодаря труду, благодаря приспособлению ко
всем новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого
путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки
времени, также и костей и благодаря все новому применению этих
переданных по наследству усовершенствовавший к новым, все более
сложным операциям только благодаря всему этому человеческая рука
достигла той высокой ступени совершенства, на которой она могла какбы
силой волшебства вызвать к жизни картин Рафаэля, статуи Торвольдсена,
музыку Паганини»
1
. Иными словами, Ф.Энгельс, рассматривая труд и
членораздельную речь как главные стимулы, под влиянием которых развился
человеческий мозг, - в процессе труда совершенствовалась правая рука и
механизмы речи, тесно связанные с трудовыми процессами.
Не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается
особо. Именно руки дали возможность развить путем жестов тот первичный
язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не
только для педагогов и психологов, но и для других специалистов
(философов, языковедов, историков, биологов и т.д.), так как руки, обладая
многообразием функций, являются специфическим человеческим органом.
Отношение к рукам всегда было особым, даже отчасти мистическим.
Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли,
измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и
учились.По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или
трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие
руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые,
нервные руки). Не случайно в языке так много выражений, связанных с
руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце»,
1 Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч.,2-е изд.20.С.488
«Рукой подать», «Не подать руки», «Руками развести», «Руки опускаются»,
«Обеими руками «за», «Своя рука-владыка», «Чужими руками жар
загребать», «Руки не оттуда растут», «Работать не покладая рук», «Как рукой
сняло» и т.д.
Одним из показателей условий хорошего физического и нервно-
психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных
умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По
умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных
исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной
системы и мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими,
основывались на опыте и наблюдениях то для современных
нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки
аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.
В XX в. такие исследователи, как Лыготский, А.Р. Лурия, А.Валлон,
Ж.Пиаже, Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, А.М. Фонарев, М.М.Кольцов, Н.М.
Аксарина, Н.Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторная
(двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного
развитиянтересен онтогенез развития действий рук ребенка. И.Сеченов
был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной
предопределенности развития движений ребенка как результат созревания
определенных нервных структур. Он писал, что движение руки человека
наследственно не преодолены, а возникают в процессе воспитания и
обучение как результат ассоциативных связей между зрительными,
осязательными и мышечными изменениями в процессе активного
взаимодействия с окружающей средой. Учеными доказано, что развитие руки
находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок,
имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные
трудности с овладением навыков письма. Письмо это сложный навык,
включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Техника письма требует сложенной работы мелких мышц кисти и всей руки,
а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного
внимания. Для овладения навыков письма необходима определенная
функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к
письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия,
внимание может привести к возникновению негативного отношения к учебе,
тревожного состояния ребенка к школе. Поэтому в дошкольном возрасте
важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать
условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта,
развития навыков ручной умелости.В дошкольном возрасте важна именно
подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к
формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие
движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно
к 6 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон
головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Л.С.Выгодский писал, что педагогика должна ориентироваться не на
вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она
сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы, которые лежат в
зоне ближайшего развития.
Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Как же
преодолеть это нежелание? Важно, чтобы педагог глубоко понимал те
психические процессы, которые протекают в сознании ребенка во время
письма.
Идея итальянского педагога Марии Монтессори подготовить руку к
письму можно без письма системой подготовительных упражнений. Она
утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем
как он приступил к самой работе; особенно же подготовить движение при
помощи повторных упражнений, выработать механизм в подготовительных
действиях. Если работой, которую должен выполнять ребенок, является
письмо, то мы, следовательно, должны найти для него ряд таких
подготовительных упражнений, после которых он приступает к письму, не
занимаясь им раньше непосредственно.М.Монтессори писала, что, берясь за
вещи, которые ребенок делает плохо, он притупляет в себе чувствительность
к своим ошибкам.
В.А.Сухомлинский говорил о том, что «ребенок по своей природе
пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним
откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуков, в
сказке игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его
сердце, в стремлении делать людям добро. Через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество верная дорога к сердцу ребенка»
2
.
Изменения, происходящие в общем психическом развитии, возросшие
возможности старших дошкольников, позволяют им заниматься
продуктивными видами деятельности с интересом и желанием. Возможность
точных, произвольно направленных движений возрастает. К ним относятся
разные виды работ с текстилем: плетение ковриков, нарезание ниток
различной текстуры, плетение из тесьмы, ткани и т.д. Работа с текстилем
приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости.
В.А.Сухомлинский считал, что «истоки способностей и дарований детей на
кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли».
Работа по рукоделию входит в систему обучения дошкольников
ручному труду и заключается в ознакомлении детей с материалами и
инструментами для шитья, вязания и выработке умений и навыков их
практического использования. Дети учатся работать с трафаретами и
лекалами, вырезать детали, составлять несложные композиции, подбирать
ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом, а также получают
2 Сухомлинский В. Изб.пед. соч. 3т. С.48
первоначальные навыки шитья. Главная цель в работе с текстилем снизить
психологическую нагрузку ребенка в процессе обучения письму. Ведь
именно эти нагрузки и перегрузки страшны, а не объем вводимой
информации. Система занятий построена по принципу от простого к
сложному, и это позволяет детям в полном объеме усвоить данный материал.
Дети видят результат своей деятельности, который можно использовать в
качестве украшения, сувенира или предмета, необходимого в быту. Занятия
увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление,
воображение, но и раскрывают творческие способности детей, чему в
дошкольном возрасте должно уделяться основное внимание. Техника
выполнения рукоделия располагает большими обучающими и
воспитательными возможностями.
В процессе деятельности ребенок осваивает целый ряд графических
навыков (действовать с карандашом, мелком, линейкой), пользоваться
ножницами, аккуратно пришивать и сшивать детали и т.д. У него развивается
воображение произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство
формы, ритма, восприятие пространственных представлений, цвета и его
преобразования процессе работы с детьми, можно организовать
увлекательный и познавательный процесс обучения. Сенсорное воспитание
дает возможность детям, выполняя работу, сравнивать фигуры большие и
маленькие, широкие узкие, длинные и короткие, темные и светлые. Дети
определяют, что фигуры расположены высоко, низко, в центре, слева, справа.
Некоторые детали изделия разных размеров с контрастным и главным
переходом цветов. Выполняя такую работу, можно учить детей счету,
умению сопоставлять фигуру, выбирать одинаковые по форме, размеру и
цвету. Формирование у ребенка определенной позиции «Я сделал это сам»
важно для его развития. В старшем дошкольном возрасте ребенок
действительно может сделать что-то реальное, поставить цель и добиться
качественного результата. Получение результата становится для ребенка
критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если
результат его работы успешен, ребенок утверждается в своих возможностях,
начинает верить в свои силы. Очень важно чтобы ребенок старшего
дошкольного возраста получал в продуктивной деятельности результат,
чувствовал гордость и удовлетворение от выполнения сложной работы. Это
поможет ему утвердиться в позиции « Я сделал это сам». Поделка, над
которой ребенок трудился, вкладывая в свое занятие выдумку, фантазию и
любовь, является не только результатом труда, но и творческим выражением
его индивидуальности.
Известно, что к трем годам развиваются сенсорные функции организма
ребенка. К этому возрасту у малыша складываются общие представления о
предметах и явлениях. В три года он способен передавать художественного
образа средствами ритма и цвета (Т.Г.Казакова). В четыре года дети,
действуя с сенсорными эталонами, учатся делать обобщения. В этом
возрасте у ребенка развивается аналитико-синтетический механизм
восприятия среды. Он учится сочетать цвета, различать их оттенки,
сравнивать предметы, разделять и объединять их по признакам. Дети
эмоционально реагируют на эмоциональные признаки, на сочные цвета (Е.А.
Флёрина), у них закрепляется представление о форме предметов, особенно
при тактильном ее обследовании (М.П. Сакулина).
Дети изучают предметы, сравнивают их, ориентируясь на окраску,
форму, величину и расположение в пространстве. Они различают оттенки
цветов, например, от красного до бледно-розового.
На шестом году жизни интенсивно развиваются художественное
восприятие и творческие способности детей, повышается стремление к
самостоятельному творчеству, формируется оценочное отношение к
окружающему. Обогащается палитра средств и материала в рукоделии при
создании игрушек, сувениров - подарков, деталей одежды, предметов декора
для кукольных комнат, элементов декораций, реквизита для праздников и
развлечений. Дети уже согласованнее могут выполнять общие работы (панно,
фризы).В дошкольном возрасте наблюдается стремление ребенка к
декоративности выполения работ на сказачно - волшебную тематику. Если
малыши выстраивают цветовые образы локально и контрастно, то старшие
дошкольники проявляют склонность к цветовым нюансам, богатству
палитры .В. Пантелеева). Гармонизация цвето композиционного образа
чаще обнаруживаются в работах девочек, склонных к большей
орнаментальности и мягкости (пастельности) цветового тона, к более
тщательной проработке деталей. У старших дошкольников обнаруживается
интерес к заданиям по украшения своего быта с выраженной социальной
мотивацией.
Итак, в дошкольном возрасте дети осваивают сенсорные эталоны
(форма, цвет, величина, пропорции), что помогает успешнее
экспериментировать в художественном творчестве. Опыт предметно
преобразовательной деятельности ребенка позволяет взрослому планировать
доступные для него проблемные ситуации, связанные с рукодельем в быту, в
зонах ближайшего окружения. Плодами своего творчества ребенок спешит
поделиться с близкими.
Рукоделье детей имеет свою специфику. Поэтому «детское искусство»
нужно оценивать особым образом, поскольку ребенок свои «наивные
представления о мире выражают наивными средствами, которыми он в
состоянии овладеть» .М.Неменский, А. Мелик Пашаев). Творческий
почерк (манера) каждого ребенка заслуживает внимания и уважения, поэтому
оценивать работу детей призваны «дети эксперты», которые, как
показывает практика, неплохо разбираются в творчестве сверстников.
Особенно ценна непосредственность видения ребенком окружающего мира.
Таким образом,мы пришли к выводу: начало развитию мышления дает
рука. Как писал физиолог И.П.Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая
голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Нами была продумана система работы по теме «Развитие мелкой
моторики руки ребенка в старшем дошкольном возрасте в процессе работы с
текстилем».Мы определили цели и задачи своей работы.
Цель: развитие мелкой моторики руки ребенка в старшем дошкольном
возрасте в процессе работы с текстилем.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Учить детей освоить технику шитья, плетения, вырезания,
способствующих развитию гибкости и точности выполнений действий
и совершенствование координации движений.
2. Развивать художественный вкус, творческие способности детей при
использовании текстиля в качестве средств выразительности.
3. Воспитывать аккуратность, стремление довести начатое дело до
конца, чувство гордости и удовлетворения процессом и результатами
своего труда.
В ходе практической экспериментальной работы мы создали условия
для развития мелкой моторики руки ребенка в старшем дошкольном возрасте
в процессе работы с текстилем.
Составляющие данной работы:
- составлено перспективное планирование для детей средней, старших
групп;
- создан центр рукоделия;
- определены основные формы работы с детьми;
- сделана подборка художественного слова: загадки, пословицы и поговорки;
- сделана подборка дидактических упражнений;
- подборка упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-
координированных движений пальцев и движений рук ;
- наличие образцов различных поделок и схем;
- сделана подборка физминуток;
- сделана подборка комплексов психогимнастики;
- наличие образцов различных поделок и схем.
Материалы: набор материалов будет зависеть от видов занятий
предложенных детям. Это может быть различная ткань, веревки, шнуры,
нить, ленточки, тесьма, паралон, вата, пуговки, бусинки, стеклярус и т.д.
Инструменты: ножницы, игла, кисть, линейка. Опасные инструменты
находятся у воспитателя, и ими пользуемся только под контролем взрослого.
Места хранения и расположения материалов обсуждается с детьми.
Устанавливается определенное правило: в свободное время каждый может
заняться любым делом, но для этого необходимо правильно выбрать место,
чтобы не мешать другим детям.
Занятия основные проводятся в изостудии при соблюдении санитарных
норм.
Рабочее место:
1. Рабочее место для рукоделия должно быть хорошо оснащено, причем
свет должен падатьна работу с левой стороны.
2. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз
до работы не менее 35-40 см., чтобы не развилась близорукость.
3. По окончании работы все инструменты следует убирать в рабочую
коробку.
Во время занятий рекомендуется использовать физминутки,пальчиковые
игры,разминки для глаз,этюды для снятия мышечного напряжения зон шеи и
спиныеобходимым условием для работы детей является наличие
различных образцов игрушек и поделок(рисунки,схемы, чертежи и т д.,)Это
позволяет ребенку видеть возможности использования разных материалов,
заимствовать новые идеи ,знакомиться с вариантами применения известных
ему приемов и способов работ,цветных решений.
Новизна нашей работы заключается в том, что используя методические
материалы, а также наиболее эффективные методические приемы, мы
систематизировали работу по развитию мелкой моторики руки в процессе
работы с текстилем у детей старшего дошкольного возраста, разработали
перспективное планирование для детей средней, старшей групп, конспекты
занятий, сделали подбор художественного слова, дидактических
упражнений, упражнений для развития тактильной чувствительности пальцев
и кистей рук.
Мы выделили основные формы работы с детьми. Для полноценного
формирования развития мускулатуры рук у детей дошкольного возраста
через работу с текстилем мы используем форму совместной деятельности,
как проведение кружка.
Кружок по работе с текстилем называется «Загадка». Занятия проходят
два раза в месяц (2-й и 4-й вторник месяца). Количество детей: восемь
человек. Длительность занятий составляет 25 минут. Количество занятий в
год 16. Занятия основываются на добровольном желании детей заниматься
рукоделием. Занятия строятся по принципу: от простого к сложному. В
старшем дошкольном возрасте у детей появляются любимые виды
деятельности, и они с удовольствием предпочитают отдавать им свой досуг.
Поэтому наиболее целесообразным при организации занятий с детьми по
работе с текстилем является сочетание различных форм обучения
(фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) и самостоятельная работа
детей.
Совместная деятельность включает в себя следующие формы и методы
работы с детьми:
1) Наблюдение одно из важнейших наглядных форм, имеющую
сенсорные основы. Оно определяется как целенаправленное
восприятие реального мира, предмета или явления в естественном
окружении и формирует яркое «живое» представлении об окружающем
мире.
2) Экскурсия в сочетании с беседой как методы и формы организации
подготовительной активности ребенка и коллектива в целом имеют
особое воспитательное значение в художественном развитии детей.
Необходимы экскурсии с детьми в центры народного творчества, где
на конкретных примерах позволяют показать работу специалистов.
3) Существует добрая традиция приглашать в гости родителей и
специалистов, работающих в области работы с текстилем.
4) Для приобщения детей к народному творчеству использую «полочку
красоты».
Предметы народного творчества многообразны. Это кружево,
народные тряпичные куклы, кукла оберег и т. д.
5) Чтение художественной литературы.
В своей работе мы широко используем художественное слово, оно
помогает привлечь внимание и обогащает представление детей о
произведениях искусства, предметах и явлениях.Для развития интереса и
наблюдательности вместе с детьми оформили альбомы на темы,
рекомендованные в программе «Радуга». Постоянно пополняется запас
дидактических, настольных игр, коллекции тканей, тесемок, лент, кружев и
т.д., что является наглядно действенной формой обучения рукоделия,
способствует привлечения внимания к поставленной задаче. Создание
вышеуказанных условий побуждает детей к самостоятельной деятельности в
работе с текстилем.
Деятельность по формированию развития мелкой моторики руки с
текстилем принесет пользу, если будет осуществляться постепенно,
последовательно и систематически. Поэтому свою работу с детьми по данной
теме мы строим по этапам.
Iэтап это работа с детьми средней группы.
Задачи:
1. Формировать психические предпосылки трудовой деятельности:
- Интерес к результату и чувство гордости за него, стремление
совершенствовать его качества;
- Способность постепенно развертывать систему вытекающих друг из
друга целей.
2. Способствовать появлению элементов в сотрудничестве со взрослыми
и сверстниками.
3. Совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы
(работа по образцу).
II этап: старшая группа.
Изменения, происходящие в общем психическом развитие, возросшие
возможности детей старшего возраста, а также интерес к работе с текстилем
позволяет в этом году решать следующие педагогические задачи.
1. Формировать предпосылки трудовой деятельности:
- Закреплять у ребенка позицию созидателя и чувство гордости и
удовлетворения результатами своего труда;
- приобщать ребенка к различным умениям, навыкам.
2. Привлекать детей к выполнению общего дела, к участию в решении
коллективных задач.
Заключение
Одной из основных задач дошкольного образования на современном
этапе является задача всестороннего и гармоничного развития ребенка,
создание лучших условий для всестороннего развития его личности. В
наибольшей степени решению этой задачи способствует работа детей с
текстилем. Рукодельная культура получает новую перспективу, богатые
возможности своего развития: дети благоустраивают, украшают свой быт,
мастерят полезные и красивые изделия. Рукоделие (работа с текстилем)
относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на
получение определенного продукта.
Педагогическая ценность в работе с текстилем заключается в том, что
она развивает ребенка, мелкую мускулатуру и моторику руки, его творческие
умения.
Целью нашей работы было развитие мелкой моторики руки в старшем
дошкольном возрасте в процессе работы с текстилем, для решения которой
были поставлены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать научно методическую литературу по
развитию мелкой моторики руки в старшем дошкольном возрасте в
процессе работы с текстилем;
2) Учить детей освоить технику шитья, плетения, вырезания,
способствующих развитию гибкости о точности выполнения действий
и совершенствование координации движений;
3) Развивать у детей интерес к работе с текстилем, художественный вкус,
творческие способности.
Используя методические рекомендации авторов программы «Радуга», а
также наиболее эффективные методические приемы, мы систематизировали
работу по рукоделию с текстилем у детей старшего дошкольного возраста,
разработала перспективное планирование для среднего и старшего возраста,
конспекты занятий, подбор художественного слова, физминуток и т.д.
В результате проделанной работы по данной теме у детей повысился
уровень «ручных» умений. У детей повысился интерес к работе с текстилем
как у девочек, так и у мальчиков. Они стали больше проявлять творчество,
стали более самостоятельными.Таким образом, особую роль в подготовке
руки к письму играет работа с текстилем, приучает детей к аккуратности,
точности, внимательности, настойчивости.
Список используемой литературы
1. Гаврилина С.Е.,Кутявина И.Л. Развиваем руки-чтобы учиться писать и
красиво рисовать. Ярославль:Академия развития,1997.
2. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического
исследования. -В кн.: Актуальные проблемы возрастной психологии. М.,
1978.
3. Доронова Т.Н., ГербоваВ.В., ГризикТ.И., Соловьева Е.Программа и
методическое руководство по воспитанию, и образованию детей 5-6 лет в
детском саду. М.:Просвещение,1997.
4. Зайцева А. Валяние. Яркие идеи. М.: Росмен,2008.
5. Зайцева А. Войлок и фетр. Большая иллюстрированная энциклопедия.
М.: Эксмо,2011.
6. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. М.:
Совершенство,2005.
7. Любина Г. Рука развивает мозг/ебенок в детском саду.2003.№4.С.32.
8. Нагибина М. Чудеса для детей из ненужных вещей.Ярославль:
Академия развития,1998.
9. Немов Р.С. Психология.М.:ВЛАДОС,1998.
10. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. М.: «Карапуз-дидактик»,2006.
11. Пантелеева Л.В. Детское рукоделие. Художественный труд в детском
саду и семье. М.: Просвещение,2005.
12. Румянцева Е. Украшения для девочек своими руками. М.:«Айрис
Прес»,2005.
13. Смотрова Н.А. Нитяные игрушки. С-Пб.: «Детство Прес»,2007.
14. Современные образовательные программы для дошкольных
учреждений//Под ред. Т.И.Ерофеевой. М.:Издат. центр «Академия»,1999.
15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.М.:Нар.асвета,1982.