Творческие проекты как средство формирования универсальных учебных действий
Баяндина Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 65» г.Перми
Творческие проекты
как средство формирования универсальных учебных действий
Творчество, проект, универсальные учебные действия…
Добавим к этому системно-деятельностный подход и получим новые
образовательные стандарты. Ключевое слово – новые. Что нового?
Деятельностная парадигма образования, которое призвано обеспечить
условия успешной социализации подростков, реализацию школьниками
своих способностей, возможностей и интересов.
Субъектная позиция учащегося формируется в условиях
деятельности, таких активных форм и методов обучения, которые
ориентированы на персональный характер образования на основе
приоритетного отношения к интересам и потребностям школьников.
Большие возможности для развития творческой активности
школьников заложены в проектной учебной деятельности.
Проект – это самостоятельная, творчески завершенная работа
учащегося.
Основная цель проектов – способствовать развитию творческой,
активно действующей личности.
Применяя метод проектов, мы создаем условия для повышения
мыслительной активности школьников; формирования и развития
внутренней мотивации учащихся; речевого развития, совершенствования
коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных
особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в
самообразовании.
Данные условия направлены на выполнение Программы развития
универсальных учебных действий на ступени основного общего
образования, целью которой является формирование УУД как умения
учиться и дальнейшее развитие у школьников способности к
самосовершенствованию и саморазвитию, что и позволит успешно
реализовать новые образовательные стандарты.
В данной работе мы рассматриваем лишь творческие проекты.
По определению творческие проекты – это проекты, которые не
имеют детально проработанной структуры совместной деятельности
участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь
принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников
проекта. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление
результатов. В данном случае следует договориться о планируемых
результатах и форме их представления.
Большое значение творческих проектов в формировании
универсальных учебных действий трудно оспорить.
Данные проекты способствуют формированию и развитию всех видов
УУД:
Регулятивных – умения организовать свою деятельность,
Познавательных – умения результативно мыслить и работать с
информацией,
Коммуникативных – умения общаться, взаимодействовать с людьми.
Главные, на наш взгляд, это личностные результаты - умения
самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и
отвечать за этот выбор.
Нами освоены такие формы творческих проектов, которые требуют
зрительного воплощения осмысленной и прочувствованной информации, -
«обложка» к литературному произведению, герб героя и создание различных
моделей.
Данные формы творческих проектов позволяют организовать
мыследеятельность.
В соответствии с новыми образовательными стандартами направлены на
развитие образного мышления, творческой активности учащихся, когда
объектом изучения является не только художественное произведение, но и
читательское восприятие.
Позволяют поставить ученика в позицию субъекта собственной
деятельности, таким образом, создается обобщенный и личностно
окрашенный образ текста, организуется коммуникативное взаимодействие,
сотворчество.
Перечисленные формы проектов позволяют ученикам воспринимать
процесс анализа художественного произведения как реальную
деятельность и ощущать его творческие результаты.
Если учесть, что подобная работа обязательно сопровождается
письменной или устной защитой, то становится очевидно, что она
способствует развитию коммуникативно-речевых метапредметных
умений.
Творческий проект «Создание «обложки» к литературному
произведению»
Данная форма творческого проекта активно используется учителями
нашей школы.
Под «обложкой» мы понимаем условное изображение идейно-
художественного своеобразия произведения. Каждая деталь «обложки», ее
пространственное и цветовое воплощение ориентированы на раскрытие
пафоса произведения. Ценится не изобразительное мастерство, а
проникновение в суть творчества, коммуникативные умения.
Учащимся очень нравится такая форма творческой деятельности. Они
не только создают «обложку», но и «защиту» ее превращают в театральное
действо. Например, одна из групп проводила свою презентацию в русском
издательстве «Подснежник», находящемся в Лондоне. В редакции проходили
встречи с писателями и художниками. Звучала русская и английская речь.
Обычно «защита обложки» рассматривается как итоговая работа при
изучении художественного произведения. Предприняла попытку сломать
стереотип. Учащимся 11 класса предложила познакомиться с творчеством
С.Есенина и оформить «обложку» к поэтическому сборнику по первому
читательскому восприятию. После изучения темы предложила вернуться к
своей работе: «Что вы хотели бы изменить? Что не рассмотрели в творчестве
С.Есенина при первом самостоятельном знакомстве?»
Требования к «обложке»:
- в работе должна чувствоваться глубина осмысления содержания
произведения;
- выделение главного, основного в сюжете;
- отображение основного конфликта, учет расстановки сил в произведении;
- выявление индивидуальных особенностей героев, доминанты характеров;
- при работе над сборником важно отобрать однотемные произведения, найти
общую идею и выразить это в оформлении обложки.
Предлагаем выдержки из творческих проектов.
Сборник «Раннее творчество Маяковского»
«Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Пронзительные, потрясающие душу строки, которые лучше всего, мне
кажется, вписываются в желтый фон обложки, отражающий одиночество,
тревогу и печаль поэта. Желтый цвет всегда тревожит душу, как тревожат ее
ранние стихи Маяковского.
В правом углу мы изобразили звезды. Они зажигаются не для всех, а
только для мечтателей и поэтов, и одна из них – звезда Маяковского. На
землю от них падает свет и освещает сердце. Оно одиноко лежит на земле, и
по нему равнодушно топчутся грязные ноги, но сердце продолжает мерцать.
Во все стороны от него расходятся лучи, несущие с собой свет и музыку,
олицетворяющую поэзию юного Маяковского. Она запечатлена нотными
знаками. Эти ноты – для людей, которые могут понять состояние поэта,
откликнуться, как откликается скрипка на каждое колебание струны. …»
Сборник стихотворений Бориса Пастернака
«… На нашей обложке мы изобразили одну из четырех стихий – воду.
… поэзия Пастернака сходна с этой стихией – так же глубока, чиста и
прекрасна. Она течет и меняется, как вода, но и, как вода, в основных
принципах и свойствах остается неизменной.
…темы воды, дождя, снега, грозы наиболее часто встречаются в лирике
Пастернака.
…вода – это природа. А для Пастернака природа была высшей формой
проявления жизни, носительницей ее смысла. Воду мы изобразили в центре в
виде капли, что символизирует … способность видеть в капельках воды
безграничный океан, именуемый жизнь. …»
Драма А.Н.Островского «Бесприданница»
«В центре обложки изображен бриллиант, который символизирует
образ главной героини – Ларисы Огудаловой. Сравнение с бриллиантом
вызвано тем, что, с одной стороны, Лариса признает себя дорогой вещью
(«Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек»), а с другой стороны,
она чиста и душевно богата («В Ларисе Дмитриевне земного, этого
житейского нет»).
Эти и другие «обложки» вы можете посмотреть в приложении.
Творческий проект «Создание герба героя»
Создание герба – форма, требующая глубокого знания литературного
материала, внимания к деталям. И в то же время она позволяет
акцентировать внимание на главном, типичном, трансформировать текст в
образную форму. Данная форма творческого проекта дает свободу
воображению и творчеству.
Школьники создают и защищают герб Датского королевства при
изучении драмы «Гамлет» В.Шекспира, герб семьи Обломовых (роман
«Обломов» И.Гончарова), герб семьи Болконских, Ростовых, Курагиных
(роман «Война и мир» Л.Толстого).
Выдержки из творческих проектов «Герб Датского королевства»
«Острые края герба символизируют отсутствие любви, острую
внутреннюю борьбу человека. Питон, опоясывающий крепость, отравляет
все вокруг. Люди перестали бороться, смирились. … Силуэт человека в окне
за решеткой – Гамлет – символизирует протест…»
«Форма герба острая, как острие меча. Сам герб черного цвета,
который символизирует зло, смерть. … меч обвивает змея, что означает, что
в этом государстве царит предательство, лесть, лицемерие.
Выдержки из творческих проектов «Герб рода Обломовых»
«В основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе
начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только
отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно
доверчивого сердца». Именно поэтому герб выполнен в светлой цветовой
гамме.
В центре – береза. … дерево у меня ассоциируется с уверенностью,
надежностью. Его корни уходят глубоко в землю, поэтому очень трудно что-
то изменить…».
«Жизнь в его глазах разделилась на две половинки: одна состояла из
труда и скуки …; другая – из покоя и мирного веселья». …
Книга, перо и чернила, которые изображены в одной части герба,
символизируют труд. … Диван – скуку.
Но у Обломова были мечты и желания… Я показала их в виде прекрасного
замка в голубых, розовых и желтых тонах. …».
Творческий проект «Портрет души героя»
«Мой Гамлет – это Гамлет-прибой, это стихия. Гамлет – это мир
противоречий. …
Я изобразила океан. Только часть его спокойна, и вода в этой части почти
прозрачна – это сущность души Гамлета. Но большая часть океана бушует.
Он разбивает свои волны о гигантские камни – скалы. …
Скалы – это датское королевство, все самое черное, что есть в мире (для
Океана-Гамлета), но к тому же и могущественное, что вызывает ужас.
Пламенное Сердце-Солнце героя не выдерживает таких страданий, оно
на закате…
Но вода, как известно, камень точит. И Океан-Гамлет собирает все свои
воды для последнего рывка и сметает глыбы, истратив все до последней
капли, и уходит победителем…»
Универсальные учебные действия могут быть сформированы только в
процессе определенной учебной деятельности.
Мы старались показать, что творческие проекты способствуют организации
такой деятельности. Способствуют созданию ситуаций, позволяющих
ученику проявить свои способности, возможности, раскрыть субъектный
опыт; поощряют стремление найти свой особый способ решения учебной
задачи; формируют стремление к достижению успеха; обогащают
образовательный процесс позитивными эмоциями.
Школьники начинают читать художественные произведения не только «по
диагонали» или в кратком изложении, они вчитываются в текст, стараясь
постичь глубину нравственных исканий героев и тем самым найти ответы на
волнующие вопросы. «Вечные темы» классической литературы приобретают
современное звучание. Создаются условия для развития личности, ее
социализации. Дети взрослеют.
Обложка к сборнику «Раннее творчество Маяковского»
Обложка к сборнику стихотворений Бориса Пастернака
Обложка в драме А.Н.Островского «Бесприданница»
Обложка к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Обложка к роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Герб Датского королевства
Герб рода Обломовых
Герб рода Обломовых
Портрет «души» героя
Гамлет-прибой