Ансамбль как средство воспитания учащихся в ДШИ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Детская школа искусств №9
Методическая работа на тему:
«Ансамбль как средство воспитания учащихся в ДШИ»
подготовил преподаватель
по классу гитары и балалайки
Мезинов Виктор Владимирович
г. Курск
2019 г.
Введение
Какая прелесть эти балалайки!
П. И. Чайковский
На Руси балалайка известна с далеких времен. Первое упоминание об
этом инструменте относится к 1683г. В18-19 веках она стала самым
распространенным народным инструментом.
Балалайка звучала не только в городах и селах, но даже при царском
дворе. Она стала любимицей скоморохов, составила основу многочисленных
ансамблей, в которые, кроме балалаек, входили домры, гусли, гудки,
волынка, бубны.
В конце 19 века на балалайку обратил внимание любитель музыки и
театра Василий Васильевич Андреев. Он и явился основоположником
развития и совершенствования народных инструментов. Им был создан
«Кружок любителей игры на балалайке», и 20 марта 1888 года состоялось
первое выступление. С этого времени начинает стремительно расти
популяризация народных инструментов. К 1896г. этот кружок вырос в
первый оркестр народных инструментов. Позже Великорусский оркестр
концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные
песни, произведения русской и зарубежной классики, а также концертные
пьесы В. В. Андреева.
I. Роль ансамбля в воспитании творческой активности и интереса к
народной классической музыке
Слово «ансамбль» в переводе с французского языка означает «игра
вместе», что дает возможность приобщения детей к музыкальному
искусству- это и есть ансамблевое музицирование. Ученик в процессе игры в
ансамбле проявляет свои способности, расширяет круг духовного развития
личности в соответствии со своими способностями и уровнем подготовки.
Ученик, обучающийся в музыкальной школе, предстает перед педагогом
как солист, выступая на конкурсах, отчетных концертах класса и отделений,
где приобретает необходимые навыки: игры на инструменте, небоязни
сцены, уверенности в себе, творческой свободы, но затем, согласно
программе музыкальной школы, плавно переходит к ансамблевой игре. Это
несколько иное: ученик зависит от педагога, подчиняется его требованиям.
Это и метроритм, динамические оттенки, штрихи, темпы, а также образность
произведений. Ученик, играя в ансамбле или в оркестре на протяжении
длительного периода, расширяет свой кругозор, а также укрепляет навыки
чтения с листа, представление художественных образов и идею каждого
музыкального произведения.
Главная цель ансамбля - выход за рамки индивидуального обучения,
здесь педагог и ученик являются равноправными партнерами в процессе
музицирования. Игра в ансамбле формирует и развивает методический,
гармонический и полифонический слух, память, умение слушать себя и
других, воспитывает уверенность при исполнении музыкальных
произведений.
К музыкальным коллективам относятся ансамбли малых форм (дуэт,
трио, квартет), смешанные составы (домры - балалайки, баяны, ударные
инструменты) и большие составы ( до 15 человек).
Ансамбль - это коллективная форма игры, где несколько музыкантов не
только раскрывают художественный образ, а выстраивают работу над
партиями, где все партии равны. Необходимо также учитывать штрихи, темп,
ритм, агогику. Также важен правильный выбор произведения для ансамбля.
II. Основные этапы работы с ансамблем
Свою работу с ансамблем о выборе произведения я распределяю на
несколько этапов:
1. Знакомство учащихся ансамбля с новым произведением, его автором,
эпохой создания произведения, вкратце знакомлю с творчеством
композитора.
2. Проработка музыкального текста (фактура, вертикальный и
горизонтальный анализ, грамматический язык).
3. Анализ формы произведения, его драматургия.
4. Разбор динамических оттенков, основных приемов звукоизвлечения.
5. Обыгрывание произведения, закрепление задач, которые были
поставлены на уроках.
Важнейшим условием коллективной игры в ансамбле является
приобретение учащимися навыков чтения нот с листа. Я взял за правило
учить каждого ребенка чтению с листа с первых уроков по специальности.
Это привело к хорошим результатам. Главное условие - это системность
занятий. Для чтения с листа я предлагаю ознакомиться с методикой
Козырева. Необходимо также, чтобы каждый учащийся пел музыкальный
материал.
Я не рекомендовал бы преподавателям, ведущим уроки ансамбля,
разучивать партии на уроках по специальности. Очень эффективно развивать
партии в классном порядке, когда учащиеся в процессе игры слышат свои
ошибки и недостатки, а затем в домашних условиях более детально
прорабатывают свои тексты.
Обучение на уроках ансамбля нужно начинать с самого простого
репертуара - мелодии известных народных песен, легких переложений,
которые имеют мало ключевых и случайных знаков. Желательно, чтобы
пьесы имели преимущественно медленные и умеренные темпы, были
ритмически несложными. Первое время обязательно давать участникам
ансамбля проанализировать партию: определить тональность, размер,
продолжительности нот, выставить аппликатуру, желательно пропеть ноты
вслух.
По мере развития у учащихся навыков чтения нот с листа необходимо
постепенно усложнять пьесы по характеру, темпу, динамике, это обогащает и
усовершенствует ученика. Чтение с листа необходимо производить на
каждом уроке, без этой формы работы невозможно достичь положительных
результатов в игре ансамблей.
На уроках по специальности учащиеся, читая с листа музыкальные
произведения, несложные места могут ускорять, а сложные замедлять, или
тихие места замедляют, а громкие ускоряют. Но в ансамбле все подчиняются
единому темпу, это является еще одной особенностью выравнивания
звучания, точного исполнения метроритма.
В ансамбле все время приходится слушать партнера, подчиняться
единому замыслу, терпеливо и многократно повторять музыкальные фразы.
Все это требует большой работоспособности, приучает учащихся к
кропотливому труду - это самое полезное и нужное качество для музыканта.
III. Цели и задачи в работе с ансамблем
В своей работе со смешанным ансамблем я ставлю определенные
задачи:
1. Достижение единства штрихов, темпа, ритма.
2. Выразительность нотного материала, его точное воспроизведение с
соблюдением знаков.
3. Раскрытие художественного образа.
4. Агогика.
Любое музыкальное произведение отражает определенный образ в
зависимости от содержания и степени его исполнения. Это могут быть
зарисовки природы, или имитация дождя, или танец, или жизненная
ситуация и т.д. Каждая жизненная ситуация может быть отражена в
произведении и требует определенного музыкального выражения - все это
расширяет общий музыкальный кругозор учащихся.
В зависимости от задач в процессе работы с ансамблем вытекают
следующие цели:
1. Инициатива учащихся.
2. Разнообразие репертуара.
3. Ответственность учащихся друг перед другом нание партии, чувство
коллективизма).
4. Заинтересованность и увлеченность музыкой.
В своей работе я уделяю большое внимание творческой активности
учащихся, начиная с младших классов, ввожу ударные инструменты
(коробочка, малый барабан, ксилофон). Учащиеся часто сами проявляют
инициативу, подсказывая мне, где можно ввести в произведение тот или
иной музыкальный инструмент. Учащиеся проявляют заинтересованность,
предлагая внести в репертуар новые интересные произведения, а это
необходимое условие, воспитывающее в детях интерес к ансамблевой игре и
в целом к учебе в музыкальном классе.
Развитие творческой активности детей в классе ансамбля способствует
доступность музыкального материала и яркость музыкальных образов.
Полезно также применение различных приемов: звукоподражание - стук по
корпусу, глиссандо, смена октав, ритмическое сопровождение ударных
инструментов. Это увлекает детей и хорошо воспринимается зрителями.
Большое внимание я уделяю подбору репертуара, учитываю мнение
учащихся, их способности и интерес к произведениям.
Насколько быстро ребята изучают нотный материал, настолько чисто и
точно исполняют свои партии, зависит от музыкальной подготовки и
способностей каждого учащегося.
В работе с ансамблем большое значение я придаю активности учащихся:
это концертные выступления на сцене и аплодисменты слушателей,
конкурсы, фестивали, вручение грамот и цветов, теплые слова родителей -
все это придает им уверенность в себе. Если все проходит успешно - это
успех коллектива, у детей появляется желание еще более настойчиво
заниматься и работать над собой. Кроме того, каждое успешное выступление
детского коллектива позволяет судить о его творческом росте. Очень важно
изначально приучить ансамблистов к игровой дисциплине: не играть во
время пауз, не разговаривать во время игры. Я считаю, что нужно привлечь
всех свободных от игры к активному слушанию и предложить критические
высказывания об исполнении своих товарищей. Надо учить детей не
отвлекаться от работы во время пауз во всей этой совокупности
воспитывается внимание и игровая дисциплина.
После концерта педагог должен обсудить с учащимися итоги
выступления, обратить внимание на допущенные ошибки. Таким образом,
выступление связано с классной работой.
Немаловажную роль занимает посещение концертов, выставок, музеев.
В своей работе с детьми я никогда не забываю о том, как важно приобщать
детей к регулярному посещению концертов больших мастеров искусств, т.к.
это важно и актуально для становления музыканта как личности. Ведь
посещение коллективов, мастеров сцены, ансамблей, оркестров - это учеба,
познание, развитие, которые принесут в дальнейшем много пользы и
удовольствие как будущим профессионалам, так и любителям музыки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо
заниматься на протяжении всего периода обучения учащихся музыкальной
школы. Самые выдающиеся музыканты соприкасаются с этим видом
исполнительского искусства. Так, на протяжении 23-х лет существовало
знаменитое трио в составе Д. Ойстраха, Л. Оборина и С. Кнушевицкого, был
всем известен знаменитый дуэт Г. Нейгауза и М. Полякина, не менее
знамениты С. Рихтер и Д. Ойстрах. Знаменитый квартет «Сказ» многие
годы радовал зрителей как в нашей стране, так и за рубежом. Всем известен
знаменитый квартет баянистов под руководством Н. Ризоля. Все эти
музыканты - профессиональные солисты, но, играя в ансамблях, исполняя те
или иные произведения, они расширяли палитру красок, тембра, глубоко
раскрывали художественный образ произведений.
Я глубоко убежден, что в формировании и воспитании учащихся
музыкальных школ огромное значение имеет класс ансамбля, чем я и
занимаюсь на протяжении длительного периода работы в музыкальной
школе.
Н. Ризоль оставил нам гениальную мысль о значимости ансамблевой
игры: «Инструменталист, никогда не игравший в ансамбле, многого лишает
себя, ибо польза от этого рода музыкальной деятельности более чем
очевидна. Кроме того, в каждом музыканте должна быть заложена
потребность общения на почве музыки, а эту задачу и выполняет ансамбль».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Ризоль. Очерки о работе в ансамбле. 1986г. Издательство
«Советский композитор».
2. Исполнитель, педагог, дирижер. Издательство «Музыка» 1975г.
3. Р.Преображенский. Оркестровый класс как средство воспитания
музыканта.
4. В. Шрамко. Класс ансамбля. Издательство «Композитор» 2008г.
5. Ю. Васильев, Ю. Широков. Рассказы о русских народных
инструментах. « Советский композитор» 1976г.