Открытое занятие "Цирк, цирк, цирк!"

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «ЦИРК ЦИРК ЦИРК»
Автор: педагог- организатор
Коновалов Евгений Александрович
Кемерово 2019
«Цель: Обогащение представлений детей старшего школьного возраста о
цирке
Задачи: Познакомить учащихся старшего школьного возраста с историей
возникновения цирка.
Расширение и систематизирование знаний детей о цирке как об одном из видов
творческой деятельности и профессиональной деятельности человека.
Способствовать развитию художественно-творческих способностей в работе
вожатого.
Способствовать уважительному отношению к трудовой и профессиональной
деятельности работников цирка
Каждый ребенок знает, что такое цирк это смех, веселье, клоуны, умные
животные, фокусники и ловкие акробаты. Но редко кто из взрослых может
объяснить, в чем состоят особенности цирка как вида искусства. Ведь мы его
чаще всего представляем как увлекательное зрелище, шоу. А на деле цирковые
артисты всю жизнь осваивают не только мастерство, но и искусство умение
передать эмоцию и вызвать эстетические чувства у зрителей.
Рождение циркового искусства покрыто мраком то ли с ярмарок оно пришло,
то ли из храмов, никто точно не знает. И документы свидетельствуют, что оно
быстро заполонило улицы. Жонглерство и канатоходство как древнее
искусство Дальнего Востока были документально зафиксированы .
Танцы с быками украшают стены Кносского дворца на Крите в греции, а в
каждом государстве, славившимся своей кавалерией Греции, Риме или
Монголии молодецкие выходки на спине резвого жеребца были предметом
гордости. Насчет львов, тигров и медведей, то этих и других хищников мы
находим в записях о зверинце Вавилона, о милых сердцу фараонов гепардах и
крокодилах, дрессированных египетскими жрецами.
Первые цирки были совершенно не похожи на те, с которыми знакомы мы все.
Они существовали в древнем Риме и давали представления не большой арене
под названием «Великий цирк»(лат. Circus Maximus).Слово Circus обозначает
всякое кольцо (лат. omnis ambitus vel gyrus), всякую фигуру без углов. Отсюда
и место, на котором в Италии по греческому образцу устраивали конные
скачки и которое в большинстве случаев было удлинённой долиной между
двумя холмами, стали звать этим именем исходя не от назначения места, как в
Греции а из его наиболее обычной формы. С течением времени площади для
конных ристаний обстраивались по образцу греческих гипподромов и
италийских амфитеатров, появлялись места для зрителей, старт и т. п.; но и в
то время, когда архитектурный тип цирка совершенно выработался, целый ряд
местностей принуждён был довольствоваться более или менее
приспособленной площадью с временными местами для зрителей.
Цирковой парад или его прототип восстановился и расцвел в Италии
времен Ренессанса. Традиции Древнеримского триумфа вспомнил в 1500 году
Чезаре Борджиа, а через несколько лет флорентийская гильдия купцов.
Мастерски воспроизведенные флотилии, неся на себе аллегорические или
комические фигуры, величественно проплывали улицам Флоренции и
Милана. Они были нашпигованы фантастическими машинами,
вращающимися сферами, лодками и шарами, где сидели сладкоголосые
херувимы. Леонардо да Винчи для одного такого праздника смастерил
механического льва, который шел на двух ногах и раскрывал пасть, полную
лилий.
Другим даром Италии цирковому искусству стала фигура клоуна. Десятки
комических типов выступали в шумных уличных театрах. Классическая пара
клоунов двое слуг смешит публику сегодня едва ли не в каждом цирке
мира. Арлекин — или сообразительный проходимец — это поистине древний
персонаж, идущий из ранних представлений о дьяволе и с его глупой жертвы,
постепенно превратился в меланхоличного сумасшедшего Пьеро в широком
белом балахоне, с набеленным лицом, Пьеро, который является
неисправимым романтиком.
Так продолжалось до конца XVIII века, пока в Лондоне с этим не было
покончено. Создание цирка в его современном виде единодушно
приписывается Филиппу Астли, большом любителю лошадей, сыну столяра-
краснодеревщика. В один прекрасный день Астли получил от французской
королевы Марии-Антуанетты награду за свои заслуги медаль, усеянную
бриллиантами. После смерти он оставил своим потомкам два пышных
амфитеатра в Лондоне и в Париже. Астли также завещал им замечательный
выезд лошадей, акробатов, гимнастов и шутов на 42-футовой арене что
является до сих пор эталоном.
Однако талант Астли расцвел на грязном поле вблизи Вестминстерского моста
в Лондоне. У него было тогда две лошади, два флейтиста и женщина, бившая
в бубен и пускавшая по кругу шляпу. За каких-то два года он укрыл свою сцену
крышей и назвал это сооружение «Британской школой верховой езды Астли».
Парадокс всех революций в цирке или где-то еще в том, что передовые
идеи быстро стареют. Каждый новый цирк должен снова изобретать колесо.
Американцы изобрели триаренний цирк, покорили его канонам высокого
искусства и объявили грандиозным мировым шоу. Этому поспособствовал и
Голливуд, и теперь американский цирк стал синонимом монументального
кича.
Жонглеры Как уже понятно из названия профессии, жонглеры впервые
появились во Франции. Это слово обозначает буквально «потешник».
Первоначально люди этой профессии пели песни, танцевали на рыночных
площадях и ярмарках. Но как вид деятельности жонглирование появилось еще
в Древнем Египте. Ловкие манипуляции со многими предметами
завораживали зрителей, вызывая удивление и восхищение. Сегодня редкое
цирковое представление обходится без этих артистов, их выступления стали
обязательным элементом циркового искусства. В своих номерах жонглеры
удивляют публику, подбрасывая в воздух множество разных предметов, а
также используют эквилибристические, комические и акробатические
элементы для усложнения трюка. Жонглирование бывает парным и сольным,
артисты не только подбрасывают и ловят предметы, они могут их
одновременно вращать, ритмично чередовать, перебрасывая партнеру. Ритм
жонглирования заставляет зрителей не отрываясь следить за взлетающими
предметами, и ловкость артиста вызывает у них чувства восторга.
Еще одним артистом, без которого невозможно представить цирковое
представление, является эквилибрист. Этот жанр циркового искусства
построен на умении человека удерживать равновесие на неустойчивых
поверхностях. Традиционно эквилибристы выполняли различные
телодвижения на канатах, шарах, цилиндрах. Часто артист сочетает умение
держать равновесие с акробатическими, комическими действиями, а также с
жонглированием. Еще в Древнем Китае большой популярностью
пользовались представления канатоходцев. Во многих культурах мира
народные забавы часто сопровождались выступлениями эквилибристов.
Существуют такие варианты этого жанра, как выступления на шаре, на
проволоке, на катушках, на лестницах, на трапеции (штейн-трапе), на
одноколесных велосипедах.
Фокусники или иллюзионисты – представители профессии, прославившей
цирковое искусство. Основой жанра являлась ловкость рук. Артисты, умевшие
совершать магические манипуляции с различными предметами, например,
картами, были обязательными участниками средневековых ярмарок.
Современные иллюзионисты, кроме умения совершать удивительные
движения руками, пользуются различными техническими ухищрениями,
чтобы ввести зрителей в заблуждение. Среди фокусников есть настоящие
мировые знаменитости, имена которых передаются из поколения в поколение.
К таким иллюзионистам можно отнести Гарри Гудини, Дэвида Копперфильда.
Клоунада Спросите у любого ребенка, что такое цирк, и получите ответ: это
клоуны. Мастера, работающие в этом амплуа, стали настоящим символом
цирка, без них представления невозможны. Искусство клоуна часто построено
не на юморе, а на иронии, и гротеске. Клоун должен не только смешить, но и
насмехаться, но при этом его выступление не должны быть жестокими или
обидными. Часто клоуны выступают в парах, где роли четко распределены. В
итальянском театре эти амплуа были закреплены за Пьеро и Арлекином, в
русской традиции это Рыжий (хитрец и плут) и Белый (важный чопорный
господин) клоуны. Между ними постоянно происходят конфликты,
представляющие собой смешные сценки, которыми и заполняются паузы в
представлении. В цирковом мире считается, что клоуны это артистическая
элита. Нередко они в свои выступления включают элементы жонглирования,
акробатики, дрессуры, пантомимы. Среди них бывают настоящие, величайшие
актеры. Самыми знаменитыми клоунами являются М. Н. Румянцев
(Карандаш), В. Полунин, Ю. Никулин и М. Шуйдин
Такая профессия, как дрессировщик Воспитанию поддаются практически все
животные от крыс до слонов, и на каждого из них найдется свой специалист,
который должен знать все о своем подопечном, потому что к каждому нужен
свой подход, свои тренировки, лакомства и похвала.
это не просто желающий поиграть с животными на сцене. Во-первых, это
человек с высшим образованием. Зачастую диплом не один прежде чем
выйти на сцену, нужно изучить не только режиссуру постановок шоу,
особенности работы в цирке, но и психологию животных. Помимо этого, годы
работы над собой — живые существа требуют внимательности и уверенности
в своих силах, физической подготовки. Профессия дрессировщик зачастую
опасна. Человек, который хочет стать маэстро сцены, должен посвятить всего
себя этому ремеслу. А это даже не 8-ми часовой рабочий день — подготовка к
шоу требует всех сил и времени человека, ведь каждое животное со своим
характером и желаниями, под которые порой нужно подстроиться.
Подведение итогов занятия.
- Друзья, мы узнали много интересного про цирк. Скажите, каким должен быть
настоящий артист цирка? (дети отвечают)
Друзья, Цирк – это мир с особыми людьми,
И во вселенной нет такой планеты,
Где столько смелости и любви,
И риск – зачем – не требует ответа.
Опасность, боль здесь – это просто труд,
Красивый, как картины Рафаэля.
Здесь всё без чудаков и здесь не врут,
Все силы отдавая, не жалея!
Мы с вами только немного прикоснулись к цирковому искусству, узнали
много
интересного, вы побывали настоящими артистами необыкновенного цирка и
показали
свою ловкость, смелость и артистизм, а так же получили заряд энергии и
хорошего
настроения.
А сейчас я бы хотела узнать, понравилось ли вам наше занятие. Для этого
обратите
внимание на рисунок клоуна, который висит на стене. Если вам понравилось
в нашем
цирке, прикрепите на стену возле клоуна шарик красного цвета, а если что-то
не
понравилось, то прикрепите желтый шарик. Затем мы посмотрим, какая
картина у нас
получилась.
(Дети оценивают занятие с помощью бумажных шариков)
Педагог: На этом наше занятие подошло к концу, до свидания, дорогие друзья,
до
новых встреч!
Список литературы
1.Официальный сайт театра «Уголок дедушки
Дурова» www.ugolokdurova.ru/node/59
2.История
цирка www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TSIRK.html
3.Росгосцирк www.circus.ru/
4.Сергунин В. www.ruscircus.ru/public/circ.shtml
5.Дмитриев Ю. Искусство цирка М., 1964
6.Дорогова Л.Н. и др. Культурология. — М.: ИНФРА-М, 2006.
7.Дуров В. Мои звери. — М., 1998.
8.Дурова Н. Я в прятки с жизнью не играю. — М., 2002.