Организация изобразительной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС для дошкольных учреждений

Муниципальное дошкольное учреждение:
«Детский сад № 254 Тракторозаводского района Волгограда»
Автор статьи: Комарова Ирина Александровна
________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Тема: «Организация изобразительной деятельности детей в соответствии с
требованиями ФГОС для дошкольных учреждений»
1. Художественно-эстетическое развитие важнейшая сторона воспитания
ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы
личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и
познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического
воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование -
процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к
художественному творчеству.
2. Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического развития - создание
образовательной системы, ориентированной на развитие личности через
приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Система работы по художественно-эстетическому развитию состоит из
взаимосвязанных между собой компонентов: обновление содержания образования
(программа «Детство» и технологии); создание условий для художественно-
эстетического развития (кадровое обеспечение, учебно- методическое обеспечение,
создание предметно - развивающей среды); организация образовательного
процесса (работа с детьми и родителями); координация работы с другими учреждениями
и организациями.
3. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения
к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей в рисовании, аппликации и лепке.
См. пункт 2.6. ФГОС ДО.
4. Основные цели и задачи:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,
эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям
искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных
представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной
творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и
др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
5. Целью уголка изобразительной деятельности является формирование
творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование
эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей,
самостоятельности, активности.
Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной
деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного
образования отвечает следующим требованиям:
Насыщенность:
Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет
разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую
активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и
возможность самовыражения.
Безоnасность
Оборудование должно соответствовать возрастным
особенностям детей (учет требований антропометрии, психо -физиология восприятия
цвета, формы, величины). Необходимо обеспечить хранение острых и режущих
предметов (карандаши, ножницы) в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах.
В организации уголка изобразительной деятельности, высота столов и стульев
должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при
работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди.
Рабочие поверхности столов ДОЛЖНЫ иметь матовое покрытие светлого тона.
Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой
теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды. Размер настенной доски
составляет 0,75-1,5 метра, высота нижнего края настенной доски над полом 0,7-0,8 метра.
Трансформируемость пространства: Предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Все
элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми
разными способами. Группа по желанию детей может быть преобразована
в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т. д.
Полифункциональность материалов
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды. Например, коробка переоборудована в выставочный стенд для экспозиции
творческих работ.
Вариативность среды
Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности.
Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое
и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет
решать задачи развития творческой активности детей.
Доступность среды
Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование,
необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения
ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.
Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место. Расходные
материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми. Выставочные места должны
быть доступны для обзора детям.
6. Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка
изобразительной деятельности.
- единый стиль в оформлении его привлекательность для детей;
- наличие соответствующих декоративных моментов;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого;
- учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере
материалов, так и организации пространства.
- количественный состав предметов и материалов (наличие и
число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);
- наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость,
дополнение, качество, внешний вид;
- педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам
эстетического воспитания);
- доступность материала для детей, удобное расположение.
Средний дошкольный возраст
В среднем дошкольном возрасте предметно - пространственная
среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств, для того, чтобы
избежать скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка). Рисунки, пластические
работы детей четырех лет специалисты уже относят к первой стадии изобразительного
этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями
восприятия, так и с умелостью ребенка. Представления детей о предмете во многом
отличаются от самого предмета и отражают не все его качества, а лишь отдельные
стороны, иногда те, которые произвели на ребенка наибольшее впечатление. И эти
представления постоянно меняются, преобразуются и обобщаются. Поэтому дети
воспроизводят в рисунке не то, что они видели, а то, что они себе представляли,
воображали и для этого они могут использовать разнообразные изобразительные
материалы.
При этом для ребенка не имеет значения качество раскраски созданного
им изображения. Вместе с тем, детей надо учить технике закрашивания. Это можно
сделать не только при закрашивании рисунка, выполненного самостоятельно, но и при
использовании специальных трафаретов, альбомов. Поэтому, начиная со средней группы,
вводятся в перечень эти пособия. Для этого в работе с детьми по изобразительной
деятельности на занятиях и в свободной деятельности должны быть широко
представлены изобразительные и пластические материалы (сангина, соусы, угольный
карандаш, цветной пат, соленое тесто и т. п.). В средней группе в начале года дают
карандаши 6 цветов, а к концу года набор из двенадцати карандашей (добавляются
оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый).
Проведенные психолога-педагогические исследования свидетельствуют о больших
возможностях детей 4-5 лет в работе с цветом:
- к четырем годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный
анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета и оттенки и знать их
названия;
- в этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению;
- дети в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и
осознанно
использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов.
Очевидно, что способность воспринимать цвет имеет для ребенка этого возраста
большое практическое значение. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы
преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от своего труда.
Но для этого требуется специальное оборудование и материалы (палитры, большое
количество белил и т. п.). Таким образом, очевидно, что изменения в общем, психическом
развитии ребенка на пятом году жизни и учет специфических особенностей
конструктивной и изобразительной деятельности детей требуютв несения изменений в
материалы и оборудование для продуктивной деятельности. Обучение детей на занятиях
рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять
за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть
предусмотрено место и для воспитателя. Считается, что такая подготовка рабочих мест
отвечает особенностям возраста. Дети 4-5 лет еще остро нуждаются в своевременном
участии взрослого (поддержка, помощь, совет). А школьный тип расстановки мебели
психологически разъединяет детей друг с другом и ставит педагога в позицию учителя, а
не доброго наставника, готового в любую минуту прийти на помощь ребенку. Столы
накрываются клеенками, на них размещаются все имеющиеся ножницы, клей ПВА,
бумага (белая, цветная, в клетку, в линейку, оберточная и т. п.). В начале года вместе с
родителями дети изготавливают сумочку-пенал (на молнии, кнопках и т. п.). Эти сумочки
раздаются детям, а кисти маркируются родителями.
Баночки для промывания кистей (большая - 0,5 л - для промывания "по-черному" и
маленькая - 0,25 л - для ополаскивания) могут быть общими и вместе с наборами гуаши
храниться в нижней части шкафа воспитателя, чтобы по окончании занятий дети могли
убирать их на место. Наши наблюдения показали, что такой подход к хранению и
использованию изобразительных материалов оказался чрезвычайно полезным, так как
способствует организованности и формированию у каждого ребенка бережного
отношения к материалам и чувства личной ответственности за их состояние.
Детские работы вначале демонстрируются на стенде в группе, а после полного
высыхания попадают в распоряжение детей. Они могут хранить их в индивидуальных
папках, забрать домой или оставить в группе. На занятиях аппликацией применяется
традиционное оборудование (клеенки, клей, кисти, тряпочки и др.). Наряду с цветной
бумагой мы рекомендуем использовать кусочки подкрахмаленной ткани, фантики, другой
материал. В работе с детьми от четырех до пяти лет может применяться клей ПВА.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3 - 4 вида
произведений народного искусства, в процессе восприятия которых дети могли бы
почувствовать пластику формы, связь назначения предмета и его украшения,
познакомиться с разнообразными элементами узора, колоритом, композицией. С этой
целью могут использоваться: дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и
городецких мастеров и Т. п. При этом желательно, чтобы детей в первую очередь
знакомили с творчеством тех народных мастеров, которые живут в данном регионе,
городе, поселке. Практическую помощь в работе по знакомству детей с народным
искусством окажет педагогам учебно-наглядное пособие А. А. Грибовской "Детям о
народном искусстве". (М.: Просвещение, 2001).
6. Воспитатели могут использовать любые высокохудожественные произведения
книжной графики и репродукции, содержание которых рекомендовано программой,
понятно детям и вызывает у них эмоциональный отклик.
Литература:
Материалы и оборудование для детского сада. Пособие для воспитателей
библиотеки детского сада.