Презентация "Абрамцевский кружок"

Подписи к слайдам:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОУЛЬЯНОВСКАЯ ВСШ № 2» АБРАМЦЕВСКИЙ КРУЖОК
  • Учитель русского языка
  • и литературы
  • Фомичева Т.Ю.
  • Новоульяновск, 2016 г.
«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»
  • «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»
  • (В.М. Васнецов).
  • Единство искусства Серебряного века - в парадоксальном сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося (конец 19 - начало 20 вв.).Происходит синтез искусств – музыки, живописи, скульптуры, народного искусства. И это очень важно, т.к. эти виды искусства призваны дополнять друг друга: литература – мысль, живопись – образ, музыка – настроение, - по которым мы можем определить мысль и воссоздать образ.
  • Искусство – зеркало эпохи. Что не передаст документ и не воспроизведет историк, доносят до потомков художники, музыканты (эмоциональный тон эпохи, ее настроение).
  • В эпоху Серебряного века возникают художественные объединения .Одним из таких объединений был Абрамцевский кружок, получивший свое название от названия усадьбы.
МАМОНТОВСКОЕ АБРАМЦЕВО
  • 30 лет (1870 – 1900 гг.) усадьба ,расположенная близ Сергиева Посада, принадлежала Савве Ивановичу Мамонтову. Любители искусств собирались летом в имении .Кружок, никогда не бывший официальным обществом, просуществовал с 1878 по 1893 г. Здесь были организованы мастерские старинных художественных ремесел, ставились любительские спектакли (способствовавшие созданию в 1890-х гг. Московской частной русской оперы).
  • Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок - это название получили представители творческой интеллигенции, в основном московской, объединившиеся вокруг известного предпринимателя и мецената.
  • «Мало знать, надо чувствовать привлекательность родной красоты! Надо во всей глубине переживать и показывать в картинах поэзию родной жизни и родных людей»- так говорил Савва Мамонтов.
  • Это носилось в воздухе 70-80-х годов XIX века. Такова была атмосфера эпохи, столь же нравственная, сколь и поэтическая, что мы ныне узнаем в пейзажах Левитана, в портретах Серова, в картинах Репина, Поленова, Васнецовых, Нестерова, Коровина, Врубеля.
САВВА ИВАНОВИЧ МАМОНТОВ (1841 – 1918)
  • Потомственный купец, выросший в промышленника, меценат, человек щедрой души, яркой самобытности, удивительного эстетического вкуса, он обессмертил свое имя искренним и бескорыстным служением русской культуре. Масштаб и значимость личности Мамонтова были понятны русскому обществу уже в начале XX века. Его при жизни называли «Саввой Великолепным»
ЕЛИЗАВЕТА ГРИГОРЬЕВНА МАМОНТОВА
  • (1847-1908 г.)
  • Верная сподвижница ,жена Саввы Елизавета Григорьевна, открыла в Абрамцеве школу, где учили крестьянских детей и столярно-резническую мастерскую. Выпускникам мастерской вручались инструменты для открытия своего дела.
Чтобы талантливые живописцы, музыканты не заботились о быте, Мамонтов построил здесь «Культурный поселок», состоявший из деревянных домов – мастерских.
  • Чтобы талантливые живописцы, музыканты не заботились о быте, Мамонтов построил здесь «Культурный поселок», состоявший из деревянных домов – мастерских.
  • Жизнь в Абрамцево била ключом. С утра художники работали. За обедом кипели разговоры обо всем на свете. Вечером – музицирование, спектакли, поставленные силами хозяев и гостей.
Васнецов Виктор и Васнецов Апполинарий
  • В 1881 году братья Васнецовы впервые приехали в Абрамцево. Виктор – старший брат –здесь создал лучшие картины :«Поле битвы», «Аленушка», эскизы декораций и костюмов к «Снегурочке», рисунки церкви и образа для нее… начаты «Богатыри».
  • Излюбленная тема Апполинария– русская старина, древняя Москва. Для Частной оперы Мамонтова им были выполнены потрясающие декорации (особенно для «Хованщины» Мусоргского).
  • ТРИ БОГАТЫРЯ
  • КОВЁР САМОЛЁТ
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ (1856-1910Г.)
  • Русский художник, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Всему хорошему в своей жизни Врубель обязан Савве Мамонтову. Мамонтов его вытащил из нищей и бедной жизни в Киеве. В Абрамцеве Врубель обрёл понимание и душевный покой, получил возможность спокойно работать. В кабинете Мамонтова художник пишет «Демона».
Есть такое выражение «врубелевские глаза». «Царевна-Лебедь» – один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве Врубеля. В ней воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству
  • Есть такое выражение «врубелевские глаза». «Царевна-Лебедь» – один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве Врубеля. В ней воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству
  • Валентин Серов (1865-1911)
  • Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное”, — говорит Серов. И он создает в Абрамцеве шедевр русской школы живописи, как “Девочка с персиками” (1887), изобразив дочь С. И. Мамонтова — Веру.
  • “Девочка с персиками” — лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение — человека.
ПОЛЕНОВ ВАСИЛИЙ
  • Поленовы брат и сестра – Василий и Елена были здесь знаковыми фигурами . В Абрамцеве они жили, писали, сочиняли музыку.
  • «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Этими пушкинскими словами передал атмосферу, царившую в Абрамцеве Поленов.
  • НА ЛОДКЕ
  • ВЕРХНИЙ ПРУД
  • ОСЕНЬ В АБРАМЦЕВО
Елена Поленова(1850 – 1898)
  • Елена Поленова одна из первых русских художниц – иллюстраторов, график, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства. Серьезно занималась изучением и иллюстрированием русских народных сказок.
  • Здесь в Абрамцеве она вместе с Елизаветой Мамонтовой начала создавать музей народного искусства, собирая по деревням предметы крестьянского быта, образцы ткачества, вышивки, зарисовывая орнаменты.
АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА
  • В 1884 г. при школе грамотности, основанной женой Саввы Мамонтова, была организована столярная мастерская ,которую возглавила Елена Поленова. Среди выпускников был и будущий основатель абрамцево-кудринского промысла Василий Петрович Ворносков. Так возникла абрамцево-кудринская резьба. Художественные бытовые деревянные изделия с плоско-рельефной резьбой (ковшы, декоративные блюда, тарелки для хлеба). В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы.
Абрамцевская гончарная мастерская
  • В гончарной мастерской, организованной Саввой Мамонтовым работали обученные гончарному делу юноши, выполнявшие в основном печные изразцы и художественные изделия по эскизам членов абрамцевского кружка. Савва Иванович увлечется майоликой так серьезно, что поставит работу своей гончарной мастерской на промышленный уровень – превратит ее в небольшой гончарный завод и перевезет его в Москву. Этот небольшой завод Мамонтов назовет Абрамцевым.
  • Майолика – разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники  и т. п. , так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.
  • У Мамонтова родилась идея построить в усадьбе церковь .За разработку проекта взялись Васнецов,Репин,Поленов. Все дружно работали на строительстве: резали орнаменты по камню, писали иконы, выкладывали мозаикой пол…
  • Удачная получилась церковь.
  • Церковь
  • Спаса
  • Нерукотворного
  • В 1885 г. Мамонтов решил открыть оперу. Первой постановкой стала «Русалка» Даргомыжского. В труппу пригласили молодого солиста Мариинского театра Федора Шаляпина. Именно здесь раскрылось его дарование как великого певца и драматического актера. В 1898 г . мамонтовская оперная труппа выехала на гастроли в Петербург и покорила столицу. Победа над имперской оперой была полной.
За всю историю человечества лишь немногих людей природа наградила огромным количеством самых разных талантов. Еще меньше было тех, кто сумел достойно применить в жизни такой щедрый дар судьбы. Мамонтов - промышленник, строитель железных дорог, музыкант, писатель, скульптор, режиссер - человек, говоривший, что его самый главный талант - это «находить таланты». После Саввы Ивановича Мамонтова остались его железные дороги, остался культурный феномен XIX века - Абрамцево.
  • За всю историю человечества лишь немногих людей природа наградила огромным количеством самых разных талантов. Еще меньше было тех, кто сумел достойно применить в жизни такой щедрый дар судьбы. Мамонтов - промышленник, строитель железных дорог, музыкант, писатель, скульптор, режиссер - человек, говоривший, что его самый главный талант - это «находить таланты». После Саввы Ивановича Мамонтова остались его железные дороги, остался культурный феномен XIX века - Абрамцево.
« АБРАМЦЕВО…ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЕСТЬ ДУХОВНАЯ ИДЕЯ, КОТОРАЯ НЕУНИЧТОЖАЕМА… ЕСЛИ БУДЕТ ЖИВА ИДЕЯ АБРАМЦЕВА, НЕ ВСЕ ПОГИБЛО». ФИЛОСОФ ОТЕЦ ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ: ЧЕРЕЗ МНОГО ЛЕТ СТАНИСЛАВСКИЙ НАЗОВЁТ МАМОНТОВА СВОИМ УЧИТЕЛЕМ. МАМОНТОВА МОЖНО СЧИТАТЬ ОСНОВАТЕЛЕМ ЦЕЛОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ И ОПЕРНОЙ ШКОЛЫ. ЕГО ИМЯ СТАЛО НАРИЦАТЕЛЬНЫМ В КОНТЕКСТЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И МЕЦЕНАТСТВА, НО САВВА МАМОНТОВ БЫЛ НЕ ЛУКАВЫМ ИНВЕСТОРОМ, КОТОРЫЙ НАЖИВАЕТСЯ НА ИСКУССТВЕ. ИНВЕСТОРОМ ОН БЫЛ СЛАБЫМ, ЕГО ТЯГА К ПРЕКРАСНОМУ В УЩЕРБ БИЗНЕСУ ПОГУБИЛА РЕЖИССЕРА, МЕЧТАТЕЛЯ И БОЛЬШОГО УМНИЦУ САВВУ. МАМОНТОВ ЖИЛ КАКОЙ-ТО БЕЗУМНОЙ МЕЧТОЙ О ПРИОРИТЕТЕ ПРЕКРАСНОГО НАД БЫТОВЫМ. ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПОДНЯЛ РУССКОЕ ИСКУССТВО ЦЕНОЙ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/
  • http://www.traceboard.ru/study/list.php?SECTION_ID=30
  • 1. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре Сиб 2004.
  • 2. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX в. М.: 1997.
  • 3. Рябцев Ю.С. « История русской культуры: художественная жизнь и быт XVII- XIX вв».М.: 1997.