Применение музыки в целях психологического развития детей дошкольного возраста

Муниципальное образовательное учреждение:
«Средняя школа № 29 Тракторозаводского района Волгограда»
Статья:
Применение музыки в целях психологического
развития детей дошкольного возраста
Автор составитель:
музыкальный руководитель
Лексункина Татьяна Владимировна
2
Применение музыки в целях психологического развития детей
дошкольного возраста
"Тот, у кого нет музыки в душе, кого не тронут сладкие созвучья,
способен на грабёж, измену, хитрость.
Темны, как ночь, души его движенья
И чувства все угрюмы...".
В. Шекспир
Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания
невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Развивая чуткость
ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления”.
В.А.Сухомлинский
Круг вопросов, затронутых в данной статье, довольно ограничен:
музыка и психика ребенка. Но эти два понятия не так уж далеки друг от друга,
как кажется на первый взгляд. Музыка и психология имеют общий объект
человека. Все чаще музыка привлекает к себе интерес психологов в силу того,
что она оказывает опосредующее влияние на развитие и функционирование
механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта,
языка, развития, образования, психотерапии.
Во многих первобытных племенах, чтобы быть принятым взрослыми
членами общины, было необходимо не только умение метко стрелять и быстро
лазать по деревьям, но более всего ценилось умение играть и сочинять музыку.
Каждого из нас окружает огромное количество звуков. Владеть ими,
подчинять их себе - значит использовать дополнительный ресурс, дарованный
жизнью.
Не секрет, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение,
волю слушателя. Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или
успокаивающее воздействие. Оно может вызвать как положительные, так и
отрицательные эмоции.
И хотя направления современного образования имеют разнообразный
характер, хотелось бы настойчиво утвердить тезис о важности музыкального
воспитания детей всех возрастных групп, о значении музыки в развитии
мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы,
нравственно-эстетических потребностей, познавательных способностей.
Музыка активизирует восприятие и представление, будит фантазию и
воображение. Музыка имеет познавательное значение. В ней отражены
жизненные явления, обогащающие дошкольников новыми представлениями.
Музыка отражает страницы истории. Знакомясь с музыкальными
произведениями, ребенок получает ответы на многие интересующие его
вопросы. То есть музыка несет информативный характер, что существенно
повышает знания малыша об окружающем мире. Музыка волнует маленького
слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями,
рождает ассоциации. Кроме того, музыка объединяет детей в единые
3
переживания, становится средством общения между ними. Музыка также
является одним из критериев социальной аффилиации (она помогает
идентифицироваться с определенной социальной группой или чувствовать
свою отстраненность от нее).
В широком смысле музыкальное воспитание это формирование
духовных потребностей человека, его нравственных представлений,
интеллекта, развития идейно - эмоционального восприятия и эстетической
оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание это развитие
способности к восприятию музыки.
Музыкальное воспитание стимулирует и корректирует естественное
развитие ребенка, поскольку под влиянием чувств удовольствия и радости,
возникших в контакте с музыкой, растет напряженность и активность
психических процессов. Творческие музыкальные задания способствуют
возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной
активности.
Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и
педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих
способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Очень важно
пробудить интерес к познанию. Музыка способствует познанию и оценке
действительности, вызывает эстетическое наслаждение, эмоции и мысли,
активизирует творческие способности, двигательные реакции.
В развитии личности музыкальное воспитание не должно быть
второстепенным или дополнительным, оно должно быть основополагающим.
Фантазию и способность к переживанию следует развивать в дошкольном
возрасте. Ребенок никогда не утратит то, что было заложено в ранние годы
жизни.
Работая педагогом - психологом в дошкольном учреждении “Ягодка”, я
обратила внимание на то, что в работе с детьми мне помогают не только
знания, полученные на психологическом факультете университета, но и
музыкальные познания, данные мне педагогами музыкального
педагогического училища. МУЗЫКА и ПСИХОЛОГИЯ показались для меня
неотделимыми друг от друга и одинаково важными в развитии маленького
человечка.
Сам факт вовлечения ребенка в активную художественную деятельность
значительно ценнее, чем ее результаты, поскольку именно в процессе
деятельности проявляется и формируется психика ребенка. Уже доказано, чем
больше внимания отводится музыке, тем успешнее проявляют себя дети и в
других сферах своей жизни. Грамотный и чуткий педагог посредством музыки
подчеркнет достижения малыша, укрепит его веру в собственные силы,
вызовет желание и энергию к дальнейшей работе.
Одно из звеньев музыкального воспитания – слушание музыки является
основой развития слушательских навыков, целостного, обобщенного
восприятия, произвольного слухового внимания и памяти. Осуществляясь во
4
внутреннем плане, восприятие обуславливает взаимосвязь психических
процессов (мышления, воображения, памяти) и внешних действий музыканта-
исполнителя. Восприятие музыки путем слушания является одним из самых
абстрактных способов мышления, требующих особой психической
сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение.
Восприятие музыки сложный процесс, наполненный глубокими
переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения, предыдущий
опыт, яркие ассоциации следование за развитием музыкальных образов,
осмысление их и ответные реакции на них. Слушая музыкальное
произведение, дети интересуются его содержанием. У них рождаются
вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка.
Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти. Через
слушание музыку мы учим детей душевной и духовной сосредоточенности,
способности прочувствовать и вдуматься, побыть некоторое время наедине с
самим с собой, со своим внутренним миром. Слушание музыки развивает у
ребенка умение четко дифференцировать окружающий его мир, делает
малыша более наблюдательным и чувствительным.
В процессе слушания музыки у ребенка развивается эмоциональный
слух - способность человека к адекватному восприятию эмоционального
состояния другого человека по его голосу. Эмоциональный слух - важнейшая
перцептивная часть системы невербальной коммуникации человека. Доказана
возможность построения психологического портрета человека по
невербальным особенностям его речи. Можно выделить пять основных
средств передачи (кодирования) невербальной информации:
тембр голоса, его физический эквивалент спектр звука, т.е.
графическое отображение амплитудою-частотного (обертонового) состава
голоса;
мелодика речи (изменение высоты голоса во времени);
энергетические характеристики (сила голоса и ее
изменение);
темпоритмические средства речи;
атипичные индивидуальные особенности произношения
(смех, покашливание, заикание и т.д.);
смещение обертонов голоса по частотной шкале в
зависимости от характера выражаемой эмоции.
Так, результаты, полученные с помощью компьютерных программ (В.Р.
Женило) показывают, что при нейтральной интонации и умеренной радости
обертоны носят гармоничный характер, а при выражении гнева или страха -
специфичный для каждой эмоции дисгармоничный характер за счет смещения
обертонов от своего гармонического положения в сторону повышения и
понижения. В музыке смещения такого рода обертонов реализуются в
музыкальных категориях мажор и минор.
5
Исследования показали, что человеческий мозг использует большое
количество участков для слушания музыки. Левая часть мозга обычно
обрабатывает ритм и высоту звука, а правая - тембр и мелодию.
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть
требует внимания, наблюдательности, сообразительности.
Восприятие музыки ребенком не возможно без звукового опыта, без
активной деятельной основы. Все это дает следующее звено музыкального
воспитания исполнение музыки пение, сольфеджирование, ритмическое
воспитание, музицирование. Исполнение музыки развивает точную реакцию
детей, координацию мышления и движений, красоту повседневной речи.
Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-
эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие.
Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. А речь, как
известно, является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание
музыкального ладового чувства связано с образованием в коре головного
мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности его
нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и
торможения, других внутренних процессов, протекающих в организме. А эта
способность нервной системы лежит в основе всякой деятельности, в основе
поведения человека.
Процесс обучению пению требует от ребенка большой активности и
умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других,
сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений,
оценивать качество исполнения песни.
Пение сложный процесс звукообразования, в котором очень важна
координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации и
слухового, мышечного ощущения.
Коллективное пение способствует решению воспитательных задач.
Чередование различных музыкальных заданий, видов деятельности требует от
детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности,
проявления волевых усилий. Исполняя песню, ребенок должен вовремя начать
и закончить ее; в танцах уметь выполнять движения, подчиняясь музыке. Все
это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю. Музыкальная
деятельность закладывает основы общей культуры будущего человека.
Психологи утверждают, что воздействие музыки на
общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные
реакции. При этом подчеркивается особая роль движений как
непосредственной реакции на музыку в процессе формирования активного
музыкального восприятия. Главным обоснованием этого является моторная
природа восприятия вообще и музыкального ритма, в частности.
Музыкально-двигательное восприятие буквально означает
“пластическое моделирование”. Моделирование - особый знаково-
символический вид идеализации, позволяющий человеку уже на уровне
действия (двигательное моделирование) и образа (наглядное моделирование),
6
выделить существенные для решения задачи характеристики объекта и
установить связи между ними, что направлено на исследование самого
объекта. С помощью модели человек вычленяет и удерживает структуру
объекта, совершает оперирования с ним, а также преобразует представление
об объекте в соответствии с собственным замыслом. Пластическое
моделирование - такой вид движения человека под музыку, который
направлен на изучение (исследование) музыки.
Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать
эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают у
детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под
влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.
Движения под музыку способствуют формированию личности ребенка, его
познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности
развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов,
ознакомлению с художественными движениями. Однако познавательные
процессы во время движения под музыку активизируются в том случае, если
ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств
выразительности. Ребенок, следя за развитием художественного образа,
внимательно слушает. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение,
чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается
слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной
памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Кроме
того, дети, используя характерные для той или иной музыки движения,
передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так
рождается творческое воображение.
Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые
проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные
перед ним задачи. Необходимость действовать под музыку развивает волевые
качества.
Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний
раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое.
Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать
чувства, выраженные в музыкальном произведении. Ощущая красоту своих
движений, ребенок эмоционально обогащается.
Движение является неотъемлемой частью элементарного
музицирования, так как представляет собой одно из наиболее естественных
проявлений потребности самовыражения детей, независимо от их возраста.
Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку различными
телодвижениями, “проживая” в пластических образах прежде всего её
ритмическую, а позже и её интонационную сущность.
Музицирование обладает большим потенциалом эмоционального,
психологического и социального воздействия, способствует формированию
таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность
7
(способность к импровизации), толерантность, прививает навыки
невербального общения, взаимодействия и сотрудничества.
Музыка неумирающие, волнующие душу человека произведения,
раскрывающие ему всевозможные жизненные грани любовь и ненависть,
добро и зло, правду и фальшь, честь и предательство. Музыка, слово,
движение развивают духовные силы, создают основу для развития личности,
основу, без которой человечество придет к духовно-нравственной
опустошенности. Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное
место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека. Даже
внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития
человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное
влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует
его вкусы и предпочтения).
В последнее время все острее становится интерес со стороны
представителей разных профессий к деятельности людей, занимающихся
исследованиями и практикой на стыке музыки и психологии. Умножились
попытки практического применения музыки в целях психологического
развития детей, их более эффективного воспитания в различного рода детских
образовательных учреждениях, дошкольных эстетических центрах и т.п. С
другой стороны, наблюдается рост интереса психотерапевтов к
использованию музыки в своей практике. Подобные процессы требуют
теоретического осмысления и интеграции накопленного опыта в области
научной психологии, так как в теоретическом плане данная область пока
полно, структурно-системно не представлена.