Открытый урок "Философия Древнего востока"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН « КАСПИЙСКОЕ МЕДЕЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ им.А.АЛИЕВА»
Г.Каспийск , ул. Азиза Алиева д.4 (872246) 5-20-75
_____________________________________________________________
Открытый урок на Тему
«Философия Древнего востока»
Разработал преподаватель : Истории и Философии
Багдаев Р.Р
Каспийск 2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комбинированный урок объединяет все основные элементы обучения: организацию
учебного занятия; повторение и проверку знаний учащихся, изучение нового учебного
материала и формирование новых умений и навыков, закрепление полученных знаний,
определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его
выполнения, подведение итогов, оценка успехов учащихся в сочетании с коррекцией
знаний и умений. Урок этого типа позволяет одновременно достигать нескольких
целей. Различные комбинации элементов урока и переход их друг в друга
обеспечивают гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-
воспитательных задач.
На данном уроке основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний. В
этом случае сокращается время на другие этапы урока. Урок используется для
передачи объемного материала. Используются такие формы, как лекция, объяснение
учителя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа,
самостоятельная работа. На уроке применяются разные приемы активизации
деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в
изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение учащихся в
активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов.
Учитель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует
полученные знания учащихся.Урок предполагает определенный подготовительный
этап.
Подготовка к занятию.
За неделю до проведения урока преподаватель знакомит студентов с тематикой
докладов.
Темы докладов: «Веды»,»Буддизм», «Йога», «Даосизм», «Конфуцианство».
Студенты пишут тексты будущих выступлений. Выступления учащихся обязательно
должны носить характер свободных высказываний, для чего написанные ими дома
тексты не читаются, а излагаются по планам.
Тема: Философия Древнего Востока.
Цели:
~ обучающая (рассмотреть особенности религиозно-философских воззрений Древнего
Востока; охарактеризовать Веды, Упанишады, Буддизм, Даосизм и Конфуцианство);
~ развивающая (способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания,
воображения, навыков работы с документами);
~ воспитывающая (показать роль и место человека в мире согласно древневосточной
традиции).
ХОД УРОКА
1.Фронталный опрос по пройденным темам.
Тема: «Происхождение философии. Философия как наука».
•В чем заключается задача философии?
•Что такое культура мышления?
•Что такое мировоззрение?
•В результате чего складывается мировоззрение человека?
•Какие уровни мировоззрения вы знаете?
•Что унаследовала философия от мифологии и религии?
•Что такое философия?
•Какие типы философских систем вы знаете?
•Что такое: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм?
•Какие функции выполняет философия?
•В чем заключается смысл и цель жизни в религиозных учениях?
•Какова атеистическая концепция о жизни?
•О каких видах бессмертия вы знаете?
•Что собой представляет биоэтика?
•Что собой представляет валеология?
План. Истоки профилософского мировоззрения в Древней Индии и Китая.
2.ВЕДЫ и Упанишады.
3. Основные понятия древнеиндийской философии : Брахман, Атман,
Карма.
4. Буддизм.
5. Йога как философия и медицина.
6. Идеалы в философии , религии, и медицине Древней Индии.
7. Даосизм.
8. Конфуцианство
1. Истоки профилософского мировоззрения в Древней Индии.
Философские и религиозно-философские учения Древней Индии многообразны по
своему содержанию. Что волновало философов Древней Индии, над какими
проблемами они размышляли? Это вечные проблемы происхождения и сущности
бытия и сознания, человека, его жизни и смерти. Основная проблема индийской
философии – это человек, понимаемый как целостность.В древнеиндийской
философии мы сталкиваемся с мифологической картиной мироздания,
представленной в художественной форме в устных и письменных памятниках
культуры. Первоначально возникают мифы, затем – эпическая литература. Только в 1
тысячелетии до нашей эры появляются философские системы. Первые
прафилософские идеи, выраженные в мифологической форме, содержатся в текстах
сборников различных мифов и религиозных гимнов.В историческом развитии
индийской философии выделяют этапы:
1. ведийский период (1500 – 500 гг. до н.э.). В этот период происходит становление
основных школ индуистской философии.
2. классический,или брахмано-буддийский период (500 г. до н.э. – 1000 г. н.э.). Период
со 2 в. до по 7 в. н.э. называется эпохой сутр (сутры – краткие философские трактаты,
рассматривающие отдельные проблемы). Появляются учения: брахманизм, буддизм,
джайнизм и другие.
3. послеклассический, или индуистский период (с 1000 г. н.э. до наших дней). Идет
интенсивное развития философских идей формируется индуизм как совокупность
общественной мысли, философии и религии .
« Веды» и Упанишады.Название первого периода исторического развития индийской
философии связано с названием религиозно-философских трактатов «Веды». «Веды» -
это древнейшие сборники религиозных гимнов и ритуальных песен, описаний
жертвенных обрядов, заклинания против болезней и злых духов, представляющие
собой памятник художественной и философской культуры Древней Индии.В «Ведах»
рассматриваются проблемы устройства мира, его законов и места человека в этом
миреВ “Ведах” впервые делается попытка приблизиться к философскому толкованию
окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое,
полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их
рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских
источников.
1. Доклад уч-ся
Упанишады. Философская комментарии к Ведам. Согласно которым высшая
объективная реальность, единство целостной духовной субстанции Брахман, и
индивидуальная душа Атман, бессмертие, перерождение души согласно закону
воздаяния карма.
Они появились приблизительно в IX — VI вв. до н. э. и по форме представляли, как
правило, диалог мудреца со своим ученикомВ общей сложности известно около сотни
“Упанишад”. Религиозно-мифологическое толкование окружающей среды в наиболее
знаменитых “Упанишадах” перерастает осмысление явлений мира. Так, появляются
идеи о существовании различных видов знаний, в частности, логики, риторики,
грамматики, астрономии, науки чисел и военной науки. Зарождаются идеи и о
философии как своеобразной области знаний. И хотя полностью избавиться от
религиозно-мифологического толкования мира авторам “Упанишад” не удалось,
можно считать их самыми ранними из известных философских произведений . В
“Упанишадах, сделана попытка постановки и обсуждения философских проблем, как
выяснение первоосновы природы и человека, сущности человека, его места и роли в
окружающей его среде, познавательных способностей, нормы поведения и роли в
этом человеческой психики. ( до)Главенствующая роль в объяснении первопричины и
первоосновы явлений мира, отводится духовному началу, которое обозначается
понятием ―брахман‖ или же ―атман‖. В большинстве текстов ―Упанишад‖
―брахман‖ и ―атман‖ трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина
природы и человека
Одна из важнейших проблем в “Упанишадах” — исследование сущности человека, его
психики, душевных волнений и форм поведенияИменно в “Упанишадах” впервые
ставится проблема переселения душ (сансара) и оценка прошлых действий (карма),
Согласно «Упанишадам» весь окружающий мир делится на три «уровня»:
•Мир богов – пространство, где процветает райская жизнь.
•Мир людей, подчиняющийся строгой космической иерархии, которая
отражается в кастовой структуре Индии.
•Брахманы – мудрецы, толкователи Вед
•Кшатрии – воины и правители
•Вайшьи – земледельцы и скотоводы
•Шудры – слуги
• Мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов.
Таким образом, мир людей занимает срединное положение во Вселенной, люди
могут подняться до божественных высот или спуститься до адской жизни.
Основополагающая доктрина «Упанишады» – это учение о том, что лежит в основе
Вселенной. В частности, в них получает дальнейшее развитие учение о Брахмане –
первооснове Вселенной.
Основные понятия древнеиндийской философии: Брахман, Атман, дхарма, карма.
Все в мире имеет единое абсолютное начало – Брахман (вселенская душа), который
не познаваем для обыденного сознания людей. Оно постигается только высшей
религиозной интуицией. Вне Брахмана ничего нет. Все, что есть в жизни, заключено в
нем как в зародыше, все пронизано им и в то же время является его воплощением.
Брахман – «бытие, погруженное в вечность», нерожденное и нетленное,
пронизывающее этот мир и в то же время находящееся за его пределами
Брахман – это абсолютная первооснова, субстанция, первопричина всего
существующего, начало и конец всех вещей .
Брахман – это весь мир Всё мироздание –это брахман, т.е. идеальное, духовное или
разумное мировое начало – Бог. Человеческая душа –это атман, который является
частицей брахмана.
Поэтому должен находиться с ним в единстве. Но душа – атман – постоянно отпадает
от брахмана и существует в каком-нибудь теле в физическом материальном мире:
становится растением, животным или человеком. Пока живо физическое тело, атман
живёт в нём, когда тело умирает, атман переселяется в другое тело, т.е. живёт вечно.
Это вечное рождение вновь называется сансарой (колесом перерождений).В каком
теле родится в очередной раз, решается законом кармы (воздаяния).
2. Доклад уч-ся
«Карма» - ключевое понятие индийской философии.Согласно закону кармы, тот, кто
совершал благие действия, жил в согласии с моральными нормами, родится в
будущей жизни как представитель одной из высших каст общества. Тот же, чьи
действия не были правильными, может в новой жизни стать неприкасаемым или даже
животным, а то и придорожным камнем, принимающим на себя удары тысяч ног как
расплату за грехи прошлой жизни. Иными словами, каждый получает то, что
заслуживает.
V век до н.э. – возникновение Буддизма.
3 .Доклад уч-ся
Буддизм – это одна из мировых религий, которую нередко называют «атеистической»
религией (религия без Бога). Основателем буддизма считают принца из племени
шакьев Гаутаму. До 29 лет он вёл беззаботную жизнь принца и наследника, успел
жениться, родил сына, но однажды, оказавшись за стенами дворца, повстречал
старика, прокажённого, похоронную процессию и отшельника. Эти четыре встречи
перевернули его жизнь, он понял, что в мире есть страдание, покинул дом и удалился
к отшельникам-аскетам.(отказ от всех благ )Среди отшельников он провёл 6 лет,
обучаясь духовным наукам, но вскоре превзошёл своих учителей и приступил к
собственным поискам освобождения от земных страданий. В результате он достиг
Просветления (нирваны) и стал Буддой, т.е. Просветлённым .
Согласно буддизму достичь просветления и стать Буддой может каждый. Как это
сделать? Первооснова всего – Дхарма. Дхармы находятся в постоянном движении.
Душа есть случайная комбинация дхарм. После смерти тела она распадается, а
составляющие её дхармы вместе с другими образуют новые сочетания, вселяются в
новое тело. Если человек достиг Просветления, то он освобождается от цепи
перерождений и становится Буддой. Когда же этого достигнут все, то движение дхарм
прекратится и наступит всеобщее освобождение, которое есть ничто иное, как пустота
- это и есть Будда.
Дхарма (дословно можно перевести как «извечный порядок вещей», «правильные
действия», «долг», «учение о долге» Она означает свод норм и правил, которым
должен следовать человек в своей жизни, это универсальный нравственный закон,
устанавливающий правила общественной и личной жизни.
4 Доклад уч-ся
Будда увидел путь, ведущий к освобождению от всех страданий, т. е. к ―нирване‖.. В
этой проповеди он провозгласил ―Четыре Благородные Истины‖
1.Жить – значит страдать
2.Причина страдания – желания
3.Избавиться от страданий можно избавившись от желаний
4.Избавиться от желаний – следовать учению Будды, которое может привести к
главной цели бытия нирване – т.е. состоянию отрешенности от жизненных
притязаний в слиянии с божеством и вечном покое.
Для достижения освобождения предлагается путь, состоящий из восьми ступеней.
•Иметь правильные взгляды, т.е. принять четыре великие истины и путь восьми
ступеней
•Принять правильное решение
•Говорить правду
•Правильное поведение
•Правильный выбор, т.е. человек должен зарабатывать на жизнь только таким
способом,который не приносит другим вред
•Правильно направленное усилие, т.е сопротивление своим злым побуждениям,
стараниеразвить в себе добрые черты характера
•Правильное созерцание, т.е стремление быть усердным внимательным и свободным
отжеланий и печали
•Правильная медитация.
5. доклад уч-ся
Три характеристики бытия. Первая - все существа в нем появляются, перетерпевают
изменения и исчезают. Согласно второй все составляющие лишены своего
постоянного “Я”. Люди стремятся достичь удовольствий и забывают о том, что, когда
они достигнут их, эти удовольствия могут перестать радовать, и даже стать
нежелательными. Третья наполненности всех составляющих бытия страданием. По
мнению Будды, поток событий, в который включены люди, вследствие своей
изменчивости никогда не может быть источником подлинного счастья и душевного
покоя.
Законом срединного пути Будда объявил закон “взаимного происхождения”. Суть его
в том, что любое событие обусловлено своей причиной и выступает причиной других
событий. В “Беседе о причинно-следственной связи” Будда называет четыре
характеристики причинности: объективность, необходимость, неизменность и
обусловленность. Этот закон открылся Будде в ту ночь, когда он обрел просветление.
Данный закон стал основанием всей системы его взглядов. Настоящий закон
предоставил Будде возможность толковать закон кармы и объяснять цепь рождений.
Центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком
дисгармонии и несовершенств действительности путём ухода от неё в свой
внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.
6.Доклад уч-ся
Йога как философия и медицина
Йога представляет собой совокупность религиозно-философских учений, ведущих к
освобождению человека от страданий жизни. Основоположником учения считается
Патанджали (II в. до н.э.),Согласно учению йоги, для достижения духовного
освобождения человека, нужно чистое сердце и ясная голова. Достичь этого можно
только соблюдая духовную дисциплину. Система духовного совершенствования
предполагает восемь этапов. Они включает в себя воздержание от неправедной
жизни, лжи, неумеренного обогащения, половой жизни, соблюдение правил
внутренней и внешней чистоты, укрощения страстей, размышлений и предания
себя на волю Бога, выполнение специальных физических упражнений (асан),
овладение гармоничным дыханием и навыками сосредоточения сознания на
определенном объекте. В результате наступает освобождение от всего телесного,
материального и достигается духовное освобождение.
7.Доклад уч-ся
Применение йоги лучший путь самоочищения, то есть очищения тела и интеллекта.
Поэтому почти все системы индийской философии настаивают на применении йоги
как на необходимой практической стороне философии жизни. В йоге здоровье
понимается как состояние организма, в котором все его функции осуществляются
эффективно и легко. Понимание здоровья в системе йоги основывается на
натурфилософских взглядах на строение организма человека. Считается, что здоровье
это состояние равновесия «трех стихий тела (дыхания, желчи и слизи), при условии,
что мозг и органы тела работают слаженно и гармонично, человек спокоен и счастлив
и несет все свои жизненные обязанности легко и непринужденно».. Считается, что все
болезни первоначально зарождаются в сознании, и только затем поражают тело.
«Болезнь – это нарушение определенных законов природы.
8.Доклад уч-ся
Значение йоги как важного метода постижения и реализации идей многомерности
мира признается почти всеми индийскими системами философии. Применение йоги –
лучший путь самоочищения, то есть очищения тела и интеллекта. Поэтому почти все
системы индийской философии настаивают на применении йоги как на необходимой
практической стороне философии жизни. Согласно учению йоги, основными
средствами избавления от различных заболеваний считаются естественный, т.е.
подчиненный ритмам природы, образ жизни, натуральная пища, чистота, отдых и
умеренные физические нагрузки, а главное – радостное состояние духа и соблюдение
нравственных законов. В современной Индии йогой занимаются здоровые и больные.
Идеалы в философии, религии и медицине Древней Индии. В древнеиндийской
философии большое внимание уделялось проблемам морали. Законы дхармы и
кармы, учение о нравственном долге, пути самосовершенствования человека – это
элементы древнеиндийских религиозно-философских учений, в которых проявляется
главная идея необходимости всестороннего совершенствования человека.
Одним из главных условий достижения состояния здоровья признавалось соблюдение
нравственных законов. Их нарушение в соответствии с законами кармы проявляется, в
частности и в возникновении различных болезней. Развитие медицины в Древней
Индии тесно связано с формированием профессиональной медицинской этики в
рамках которой были выработаны представления об образе врача. Считалось
необходимым, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, был
здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно
вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил
из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни».
Китайская философия
Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить
основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому
должны следовать человек, природа и космос
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в VI — начале V
вв. до н. э Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были
бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе
("все происходит из земли и уходит в землю"),
• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли
человека, следовательно, главный принцип жизни человека покой и недеяние ("у-
вэй");
• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;
• необходимо во всем уступать друг другу.
Главная идея философа состоит в том, что жизнь природы и людей не управляется
“волей неба”, а протекает по определенному пути — дао. Дао — это естественный
закон самих вещей, который вместе с субстанцией Ци (воздух, эфир) составляет основу
мира. Согласно Лао-цзы (“старый учитель”), в мире все находится в движении и
изменении, все постоянно меняется. Как бы ни шло это развитие, справедливость
восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход
вещей.Невмешательство, или “недеяние”—одно из главных требований дао по
отношению к человеку. Это и есть “следование естественности”.
9.Доклад уч-ся
Дао воплощает в себе идею недостижимой, могущественной и безличной силы,
которая управляет круговоротом всех событий во Вселенной. Эта сила выражается в
двух противоположных источниках энергии инь и ян. Инь олицетворяла женское
начало, зло, темный и пассивный аспект бытия, Ян –деятельность, жизнь и изобилие.
Взаимодействие этих двух начал – источник круговорота жизни (Так у живого дерева
преобладает - ян, но в процессе умирания в нем увеличивается содержание - инь).
Этим взаимозамещением полярных первоначал и объясняли причину перемен в
явлениях природы и жизни людей. Поэтому еще до появления учения Лао – Цзы в
Китае были философы которые отвергая цивилизацию хотели жить по законам
природы.
Даосизм содержит в своей философии некоторые материалистические черты. Об этом
свидетельствует, в частности, учение о материальной субстанции Ци. Это же
относится и к идее вечного и естественного закона бытия— дао, согласно которой
независимо от постороннего вмешательства происходит постоянное обновление.
В основе учения Даосизма лежит принцип Дао который буквально переводится как
«путь» дорога . Дао начало всех начал «не рожденное , которое порождает все
сущее». Даосизм учит, что жить в соответствии Дао – это покорно следовать потоку
жизни, не сопротивляясь ему.
Другим принципом Даосизма является У ВЕЙ которое буквально переводится
бездумие т.е «плыть по течению». Характер событий в мире определяется силами инь
и ян. Мужское начало, ясность мысли, активность и возвышенность – считается
присущем силами ян. Женское начало, темное, пассивное в жизни приписывается
действию сил инь.
Даосская идея вечного обновления бытия остается справедливой, и по сей день. И
она имеет, кстати говоря, важное экологическое значение. “Недеяние” (в смысле
запрещения грубого вмешательства в процесс развития природы) — неплохой совет
даосов. Слишком очевидны сегодня нарушения экологических циклов, равновесия в
природе и процессов саморазвития, которые мы наблюдаем во всем мире
Конфуцианство
Дальнейшее становление и развитие древнекитайской философии связывается с
деятельностью Конфуция, пожалуй, самого выдающегося китайского мыслителя, чье
учение и сейчас имеет миллионы почитателей и не только на территории Китая.
Конфуций — создатель оригинального этико-политического учения,
10 .Доклад уч-ся
Нравственные принципы, социальные отношения, проблемы государственного
управления —главные темы в учении Конфуция. Лао Цзы и Конфуций своим
философским творчеством заложили прочный фундамент для развития китайской
философии на многие века вперед.
Конфуцианство- это этико – политическое, философское, религиозное учение
основателем которого является Конфуций. Конфуцианство это культовое учение о
государстве , о благородном муже, о проблемах нравственности , о почитании
родителей и традиций.
Конфуций родился в середине VI в.до н.э. в семье обедневших аристократов. Его
детство и юность прошли в лишениях и тяжких трудах. Однако у Конфуция хватало и
времени, и сил на изучение древних умных книг. В 20 лет, после многих унижений,
ему удалось выбиться в чиновники, а через 10 лет он ушел в отставку и открыл
частную школу, став первым в истории Китая профессиональным преподавателем.
Говорят, у Конфуция было около 3 тысяч учеников. 20 лет мудрец вел занятия и
одновременно создавал свое учение программу усовершенствования общества и
человека. Когда ему исполнилось 50, он решил, что пора от слов перейти к делу, и
отправился путешествовать по стране, предлагая свои проекты правителям царств. Но,
Конфуцию не повезло: его философия никого не заинтересовала. Вернувшись домой,
он провел остаток жизни в тишине и покое: занимался с учениками и писал новые
труды. В 479 г.до н.э. мудрец умер. Признание и слава пришли несколько столетий
спустя. Только в I в. н.э учение Конфуция стало чем-то вроде официальной религии, а
сам философ был обожествлен — в его честь даже совершали жертвоприношения, и
все образованные люди учили наизусть его книги. Чем объяснить такой сказочный
успех учения Конфуция? Наверное, главная причина в том, что он другими глазами
посмотрел на человека и его роль в мире, на государство и отношения между
властями и народом. Конфуций мечтал воскресить «золотой век» с его идеальным
обществом, похожим на одну большую семью. Дети, то есть народ, слушаются
старших, то есть власти, а те руководят и заботятся о своих подопечных. Но главное, в
такой семье царят любовь и взаимное доверие. Согласие достигается не
принуждением или устрашением, а тем, что каждый по доброй воле честно выполняет
свои обязанности. Гуманность, справедливость, преданность, мудрость и
благопристойное поведение вот на чем держится благополучие государства. ,
главная причина всех бед в том, что правитель, его приближенные и чиновники сами
нарушают законы, ленятся и обогащаются за чужой счет. Конфуций призывал каждого
подчинять свои желания общественной пользе.
Большой популярностью пользуются изречения Конфуция.
11.Доклад уч-ся
Изречения.
•Учитель говорил: - Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
•Учитель сказал: - Благородный муж постигает справедливость. Малый человек
постигает выгоду.
•Учитель сказал: - Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться;
встретив недостойного, вникайте внутрь себя.
•Учитель сказал: - Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может
называться почитающим родителей.
•Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чѐм заключается управление
государством. Конфуций ответил: - Да будет государем государь, слуга – слугой, отцом
отец и сыном – сын.
•Кто-то спросил: - Что если за зло платить добром Учитель ответил: - А чем же за
добро платить? Плати за зло по справедливости, а за добро плати добром.
•Учитель сказал: - Человек способен сделать путь великим, но великим человека
делает не путь.
•Учителя спросили: - Найдѐтся ли одно такое слово, которому можно было бы
следовать всю жизнь? Учитель ответил: - Не таково ли сострадание? Чего себе не
пожелаешь, того не делай и другим.
•Учитель сказал: - Вести сражаться необученных людей – значит их бросать.
Вопросы закрепление темы: Философия Древнего Востока.
1.Что волновало философов Древней Индии, над какими проблемами они
размышляли? (происхождения и сущности бытия и сознания, человека, его жизни и
смерти)
2.В чем основная проблема Индийской философии? (человек понимаемый как
ценность )
3.Когда появляются философские системы?(в 1 тысячелетии д.н.э.)
4 . В чем выражаются первые профилософские идеи? (выражаются в
мифологической форме)
5.Какие этапы выделяют в историческом развитии индийской философии? (1-
ведический;2-классический или брахмано-буддийский период;3-послеклассический
или индустский период)
6. В какой период происходит становление основных школ индуистской
философии? (Ведический)
7.Что вы знаете о ведическом периоде развития истории индийской философии?
8.Дайте характеристику классическому периоду развития истории индийской
философии?
9.Охарактеризуйте послеклассический период развития истории индийской
философии?
10.Что собой представляют веды? (памятник художественной и философской
культуры Древней Индии)
11.Какие проблемы рассматриваются в Ведах?(устройство мира, его законов и место
человека в этом мире)
12.Что собой представляют Упанишады?(комментарии к ведам)
13. Что можно считать самыми ранними из известных философских произведений
древней Индии? (Упанишады)
14.Что является основополагающей доктриной Упанишад? (учение о том, что лежит
в основе Вселенной)
15. Как трактуется «Брахман» «Атман» в большинстве текстов Упанишад? (Как
духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека )
16. Что является одной из важнейших проблем в Упанишадах? (исследования
сущности человека )
17. На какие три уровня делится вес окружающий мир согласно « Упанишадах»?
(мир: богов, людей, демонов) Брахманы и атманы.
18.По представлениям древних индийцев что собой представляет
Брахман?(первоосновой Вселенной)
19.Что собой представляет атман? (человеческая дума, которая является частицей
брахмана)
20.Что такое Сансара? (колесо перерождений)
21.Что такое карма?(воздание за совершенные человеком деяния)
22.Что вы знаете о Гаутаму?
23.Что такое нирвана? (освобождение от всех страданий)
24. Что означает Будда? (Просветленный)
25Что собой представляет Дхарма? (нравственный закон)
26.Что входит в « Четыре благородные истины Буддизма»?
27.Какие пункты входят в « восьмеричный путь Будды»?(правильные взгляды: вера,
намерение, речь, жизнь, дела, память, сосредоточение)
28.Каково содержание трех характеристик бытия в Буддизме? (1.Перетерпевают
изменения и исчезают; 2:все составляющие лишены своего постоянного «Я»
3:наполненность всех составляющих страданиями)
29.Каково содержание закона Будды «взаимного происхождения» ? (любое событие
обусловлено своей причиной и выступает причиной других событий )
30.Какие четыре характеристики причинно – следственной связи называет Будда?
(объективность, необходимость, неизменность, обусловленность)
31.Что собой представляет йога?(совокупность религиозно-философских учений,
ведущих к освобождению человека от страданий жизни)
32.Что нужно для достижения духовного освобождения человека согласно учению
йоги? (чистое сердце и ясная голова)
33.Что пытается объяснить древнейшее философское учение Китая Даосизм?
(основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому
должны следовать человек и природа)
34.Кто является основателем даосизма? (Лао-Цзы)
35.Каково содержание основных идей, которое несет в себе философия даосизма?
(все в мире взаимосвязано; материя едина; законы природы не зависят от воли
человека; уступать друг другу; и т.д.)
36.Какова главная идея Лао-Цзы? (жизнь природы и людей не управляется «волей
неба», а протекает по определенному пути-дао)
37.Что такое Дао? (это естественный закон самих вещей, который составляет основу
мира)
38.Почему человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей? (в мире все
находится в движении и изменении, как бы ни шло это развитие справедливость
восторжествует)
39.Каково главное требование Дао по отношению к человеку? (невмешательство
или «недеяние»)
40.В чем выражаются материалистические черты в философии Даосизма? (учение о
материальной субстанции Ци; закона бытия - независимо от постороннего
вмешательства происходит постоянное обновление)
41.Если бы было запрещено глубокое вмешательство в процессы развития природы
с какими проблемами мы не столкнулись бы сегодня? (экологическими)
42.Каковы главные темы учении Конфуция; социал? (нравственные принципы
социальные отношения; проблемы государственного управления)
43.Расскажите биографию Конфуция?
44.Чем объяснить успех учения Конфуция? (другими глазами посмотрел на человека
и его роль в мире, на государство и отношения между властями и народом)
45.На чем держится благополучие государства по Конфуцию? (гуманность;
справедливость; преданность; мудрость; благопристойное поведение)
46..В чем главная причина всех бед по Конфуцию? (правитель и чиновники – сами
нарушают закон)
Д/З Тема 1. «Философия Древнего Востока».
Термины по теме «Философия Древнего Востока»
Веды – это древнейшие сборники религиозных гимнов и ритуальных песен,
памятники художественной и философской культуры Древней Индии.
Упанишады – древнеиндийские тракты религиозно философского
характера.Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма.Вних
обсуждается философия, медитация и природа бога.
Брахман – это весь мир.
Атман – человеческая душа.
Сансара (колесо перерождений) – это вечное рождение вновь.
Карма – воздаяние.
Закон кармы: сумма добрых и злых дел человека, полученная в предыдущих жизнях,
определяет форму последующих рождений.
Дхарма – универсальный нравственный закон устанавливающий правила
общественной и личной жизни.
Реинкарнация – переселения душ живых существ после их смерти.
Нирвана – возвращение к брахману, освобождение от цепи перерождений.
Йога – совокупность религиозно – философских учений, ведущих к освобождению
человека от страданий жизни.
Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить
основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому
должны следовать человек, природа и космос
Конфуцианство – философско – этическая система,разработанная Конфуцием.