Проект открытого урока "Парадоксальное решение композиции костюма"
Министерство образования и науки Алтайского края
КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»
Проект
открытого урока
МДК.01.01
Основы художественного оформления швейного изделия
тема
«Парадоксальное решение композиции костюма»
преподаватель: И.В. Кириллова
группа студентов: КМ 14-11
специальность: 29.02.04 «Конструирование,
моделированиеи технология швейных
изделий»
2017
2
Тема: Парадоксальное решение композиции костюма
Методическая идея:
– реализация компетентностного подхода к обучению через организацию самостоятельной
работы обучающихся при решении профессиональной задачи в области проектирования
костюма;
– активизация креативного мышления обучающихся на основе эвристики.
Цели урока – создать условия:
● для развития творческой смелости в поиске нового образа костюма;
● для воспитания успехом на собственном примере творческой деятельности;
● для формирования общих и профессиональных компетенций (ФГОС) в рамках учебной темы:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность;
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями;
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий;
ПК 1.1 Создавать эскизы новых видов и стилей швейных изделий по описанию или
с применением творческого источника.
Задачи урока:
● Обобщить знания по разделу «Дизайн-проектирование костюма».
● Разработать эскиз модели одежды на основе заданного метода эвристики.
● Презентовать готовую эскизную работу микро-группы.
Тип урока: занятие по обобщению и систематизации знаний и способов действий.
Вид урока: практическое занятие.
Метод обучения: активный −творческая деятельность, направленная на поиск, разработку и
испытание новых идей и основанная на сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Оснащение урока:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, флипчарт, бумага формата А-3,
графические средства, конспекты лекций.
Программное обеспечение: MicrosoftOfficePowerPoint 2007.
Методическое обеспечение: студенческие эскизы, оценочные листы.
Отведенное время: 90 минут.
3
4
Содержание урока
Этап
деятельности
Время
(мин.)
Деятельность преподавателя
(приёмы и средства организации)
Деятельность обучающихся
Примечание
1.
Организацион
ный момент
3
1.1. Приветствует всех присутствующих в аудитории.
1.1. Студенты группы отвечают на
приветствие, вставая с мест.
Обучающиеся
предварительно
разделены на
микрогруппы
по 2-3 человека.
1.2. Проводит проверку посещаемости группы.
1.2. Учебный сектор рапортует,
указывая фамилии отсутствующих.
1.3. Сообщает тему урока: «Парадоксальное решение
композиции костюма». Интересуется причиной
своеобразного оформления текста слайдов.
1.3. Записывают тему урока в тетрадь.
Слайды 1-7
(различное написание
темы)
2. Мотивация
учебной
деятельности
обучающихся.
Целеполагание
.
7
2.1. Проводит дословное обсуждение учебной темы,
опираясь на систему наводящих вопросов. Спрашивает:
«Что означают слова …»
2.1. Предположительно дают
следующие ответы:
Собеседование.
– «парадоксальный»?
(«парадоксальность», «парадокс»)
– «непонятный, невероятный,
удивительный, странный,
неожиданный»
Слайды 8-11 (текст)
Слайды 12-15 (фото)
– «решение»?
– «система действий для достижения
результата в рамках проблемной
ситуации»
Слайды 16-17 (текст)
– «парадоксальное решение»?
– «нестандартное решение»
Слайд 18 (текст)
– «композиция»?
– «составление», «соединение»
Слайды 19-20 (текст)
– «костюм»?
– «система элементов одежды,
объединенных единым замыслом и
назначением»
Слайды 21-22 (текст)
2.2. Доказывает целесообразность практического
освоения учебной темы, проводя параллель с
реальностью жизни.
2.2. Прослушивают описание
ситуации.
Описывает проблемную ситуацию:
«Вы – действующие дизайнеры на швейном предприятии.
Я – работодатель. Моя цель – прибыль.
Каждый день мне нужно решать две основные задачи:
1) организовать интенсивную работу подчинённых;
Собеседование.
Слайд 23
(описание проблемы)
5
2) обеспечить бесперебойный выпуск
конкурентоспособной продукции.
Очередное задание опытным дизайнерам звучит так –
срочно разработать серию новых эскизов одежды».
2.3. Задаёт вопросы на понимание важности учебной
темы:
Выдвигают версии решения
проблемы, основная мысль которых
заключается в том, что методы
парадокса имеют множество
преимуществ.
Собеседование.
Слайд 24 (вопросы)
Вопросы:
А. «Возможно ли, опираясь на тему урока, быстро и
эффективно выполнить задание работодателя – за
короткий срок разработать серию эскизов одежды?»
Ответы:
А. «Возможно, так как:
– они не ограничивает фантазию;
– они поощряют творч. смелость».
Б. «Каким будет предполагаемый результат творчества?»
Б. «Результат творчества будет
оригинальным»
В. «Зачем отходить от общепринятых норм и создавать
что-то новое?»
В. «Новизна в эскизе необходима, т.к.:
– оригинальность модели «от кутюр»
послужит основой для быстрой
разработки множества интересных
моделей одежды «прет-а-порте»;
– новизна костюмной идеи
востребована потребителем».
Г. «Как обеспечить возможность производства и
реализации разработанных авангардных моделей?»
Г. «Следует преобразовать смелые
идеи авангардной модели до уровня
умеренной моды»
2.4. В результате обсуждения темы предлагает студентам
следующее задание:
– «Сформулируйте цель занятия, исходя из темы»
Формулируют цель: «разработать
авторский (нестандартный,
авангардный и т.п.) эскиз костюма в 2
х
вариантах:
– «от кутюр»;
– «прет-а-порте».
Слайды 25-26
6
3.
Актуализация
опорных
знаний
15
Проводит фронтальный опрос обучающихся.
Отвечают на вопросы преподавателя.
Планируемые вопросы:
Ожидаемые ответы:
– «Какая наука рекомендует дизайнеру использовать
парадокс в композиции костюма?»
«Эвристика»
Слайд 27
– «Что такое эвристика?»
«Наука, изучающая продуктивное
творческое мышление»
Слайды 28-29
Слайды 30
– « Сколько основных групп эвристических методов
творчества вы знаете?»
«Существует пять групп
эвристических методов творчества»
– «Перечислите эти группы»
1. «пересмотр постановки задачи»;
2. «проектирование»;
3. «парадоксальное решение»;
4. «математический анализ»;
5. «профессиональная игра».
– «Какую группу методов предстоит освоить сегодня?»
«Методы парадоксального решения»
Слайд 31
– «Какие методы проектирования одежды относятся к
группе парадоксальных?»
«инверсия», «эмпатия», «мозговая
атака», «мозговая осада», «совещание
пиратов», «дельфийский метод»»
карикатура»
Слайд 32
Предлагает остановиться на двух методах – наиболее
простых по использованию и эффективных по
результатам. Это инверсия и карикатура.
Слайд 33
Задаёт вопросы:
Отвечают:
– «Какова сущность метода инверсии?»
«Это метод переворота, абсурдной
перестановки элементов композиции
костюма»
Слайды 34-35 (текст)
Слайды 36-54
(эскизы, фото)
– «В чём заключается метод карикатуры?»
«Это метод доведения образного
решения костюма до гротескного
вида»
Слайды 55-57 (текст)
Слайды 58-86
(эскизы, фото)
4.
Планирование
5
Предлагает обучающимся коллективно наметить план
дальнейшей работы.
– «Давайте обозначим пошаговые действия, которые
следует предпринять для достижения обозначенной
цели».
7
Проводит собеседование с обучающимися, используя
следующие вопросы:
Дают предполагаемые ответы:
Слайд 87
– «Каким образом следует начать работу:
с абсолютного нуля?»
– «Нет, нужно выбрать исходную
модель для экспериментирования»
– «Что делать на следующем этапе?»
– «Определить метод проектир-ния»
– «Какие действия выполнять, зная метод
проектирования?»
– «Разрабатывать эскиз одежды,
используя приёмы определённого
метода»
– «Нужно ли сдерживать желание экспериментировать?»
– «Не следует ограничивать полёт
фантазии»
– «Что предпринять, если результат окажется
абсурдным?»
– «Использовать первоначальный
эскиз как источник вдохновения для
дальнейшего проектирования
промышленной модели»
Обобщает информацию, диктуя для записи план работы:
– выбор исходной модели;
– определение метода проектирования;
– разработка эскиза авангардной модели одежды «от
кутюр»;
– разработка эскиза промышленной модели одежды
«прет-а-порте»;
– презентация результата работы.
Записывают план работы.
Слайд 88
5.Реализация
плана
35
5.1. Проводит вводный инструктаж по организации
работы на уроке: распределяет исходные эскизы,
назначает каждой микрогруппе конкретный метод
проектирования для освоения:
1 м/группа – метод карикатуры; 2 м/группа – метод
инверсии; 3 м/группа – комбинация методов (инверсия +
карикатура).
Определяет временной промежуток для выполнения
творческого задания.
5.1. Слушают, уточняют непонятные
моменты, делают письменные
пометки.
Выбирают координатора и
выступающего для презентации
эскизов.
Слайд 89
Предупреждает, что студентам предстоить осуществить
само- и взаимооценку процесса и результата работы . Для
8
этого на каждом учебном столе имеется оценочный лист,
который следует заполнить в ходе презентаций.
5.2. Обеспечивает руководство творческим процессом и
при необходимости оказывает помощь.
5.2. Выполняют творческие задания в
микрогруппах – вырабатывают
концепцию нового костюма и
разрабатывают фор-эскизы
(выставочный и носимый варианты).
Эскизирование производится
маркерами на листах бумаги формата
А-3.
По завершении работы координатор
микрогруппы определяет
выступающего студента.
Самостоятельная
работа малыми
группами.
6. Презентация
продуктов
работы.
Обсуждение.
10
Выслушивает каждого выступающего.
Задаёт наводящие вопросы.
При необходимости корректирует выступления и
вовлекает в обсуждение всех присутствующих.
Выступающий каждой микрогруппы
демонстрирует фор-эскизы на
выставочной плоскости флипчарта и
кратко презентует общую работу.
Студенты других микрогрупп задают
вопросы и заполняют оценочный лист.
Обсуждение.
7. Контроль
процесса
и результата.
5
Осуществляет контроль всех этапов учебного занятия с
помощью вопросов:
– «Какая цель была поставлена в начале занятия?»
– «Можно ли считать цель достигнутой на 100 %?»
– «Какую ценность представляют собой методы
парадоксального решения?»
Отвечают на вопросы фронтально,
дополняя друг друга.
Слайд 90 (вопросы)
Критические
суждения не
высказываются.
– «При экспресс-решении задачи были задействованы
только те методы, которые рекомендовал преподаватель?
Или негласно и интуитивно использовались
дополнительные методы?»
Осознают, что в процессе авральной
работы был использован метод
«мозговой атаки» – об этом
свидетельствуют сжатые временные
сроки и коллективная форма работы.
8. Рефлексия.
Подведение
итогов урока.
10
8.1. Просит обучающихся озвучить индивидуальные
впечатления и отзывы.
Задаёт вопросы следующего типа:
– «Что нового узнал?»
8.1. Высказываются индивидуально,
осмысляя прошедший урок.
Слайд 91 (вопросы)
9
– «Что для себя выяснил?»
– «Что понял?»
– «Чему научился?»
– «С чем справился успешно?»
– «Насколько доволен собой и совместной работой с
напарником?»
8.2. Выставляет итоговые отметки за урок.
8.2. Заполняют оценочную ведомость
в графах «самооценка» и
«взаимооценка».
Оценивается работа
каждого студента за
весь урок.
8.3. Постановка домашнего задания.
– «Приготовьте к следующему занятию исходный эскиз
из авторского архива, материалы и графические средства
для индивидуального освоения на практике методов
парадоксального решения композиции костюма и
оформления отчёта»
8.3. Фиксируют домашнее задание.
Слайд 92
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Фамилия студента
Самооценка
Взаимооценка
Оценка преподавателя
Итог
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Интегированный урок "Средства выразительности в поэзии и скульптуре" 10 класс
- Сценарий "Знатоки детской литературы"
- Презентация "Семья - здоровый образ жизни"
- Конспект логопедического занятия "Обитатели наших лесов"
- Конспект психолого-педагогического занятия по воспитанию толерантности с детьми старшей группы "Мы все такие разные"
- Презентация "Древне - русская живопись. Иконопись"