Проект "Снегурочкины сказки"

Тема проекта: «Снегурочкины сказки»
Участники проекта: дети от 4 до 6 лет, педагог-организатор, педагоги доп.
образования, родители.
Особенности проекта:
По характеру информационный;
по количеству участников групповой;
по продолжительности долгосрочный.
Цель: развитие творческих способностей детей через проектную
деятельность.
Задачи:
Познакомиться с символом города Костромы Снегурочкой, посетить
резиденцию Снегурочки.
Через цикл бесед выяснить, почему Кострома является родиной
Снегурочки.
Развить мотивацию к творческой деятельности детей через игровые
формы работы.
Приобщить родителей совместно с детьми к написанию сказки на тему
«Приключения Снегурочки в новогоднем лесу»
Провести презентацию семейных сказок.
Провести занятия: по ручному труду- «Снегурочка-красавица», по изо-
деятельности «Моя Снегурочка», используя межпредметные связи.
Принять участие в областном конкурсе-выставке гос. уч-я доп
образования костромского областного «Эколого-биологического
центра «Следово» «Зимняя сказка» в номинации «портрет
Снегурочки».
Актуальность проекта заключается в том, что вся работа направлена на
знакомство детей с целостным образом Снегурочки. Прививает любовь и
интерес к литературе, произведениям устного народного творчества.
Воспитывает чувство сопереживания, сочувствия, доброты и стремления к
прекрасному. Приобщает детей к самостоятельному литературному
творчеству.
Цикл занятий.
Занятие первое.
Для ознакомления с образом Снегурочки мною разработан цикл
занятий. На первом занятии дети прослушивают стихотворение Татьяны
Павловны Борисовой по мотивам весенней сказки Александра Николаевича
Островского "Снегурочка".
Цель занятия ознакомление с образом Снегурочки.
«Лунный свет струится в комнату Алёнки,
Но никак не спится озорной девчонке.
Расскажи мне сказку, бабушка Татьяна,
не то я глазки закрывать не стану!
Почему Снегурочка в Костроме живёт
И своею родиной город наш зовёт?
В Щелыково, внученька, Островский проживал,
Сказку про Снегурочку там он написал.
Доченьку Мороза и Весны-Красны
Милую и добрую очень любим мы!
В царстве Берендеевом девушка жила
Сердцем же Снегурочка холодною была.
Очень ей хотелось любить, как все вокруг.
Покинул Лель Снегурочку, ушёл к Купаве друг.
О, мамочка родимая, Снегурке дай любви,
Верни мне сердце девичье иль жизнь мою возьми!!!
У матери просила Снегурочка любви.
Весны венок волшебный в ней чувства пробудил.
И стал Мизгирь избранником Снегурочки души.
А почему растаяла Снегурка расскажи?
Познав любовь прекрасную, испив её до дна,
От солнышка от ясного растаяла она.
И с гибелью Снегурочки и принца Мизгиря
Ярило гнев на милость сменил, тепло даря.
И урожай богатый дал Берендеям он.
Яриле люди рады, и бьют ему поклон.
Растаяла Снегурочка весной-красной не зря,
Была чтоб плодородною матушка земля.
И не только родина ей наша Кострома.
Прекрасная Снегурочка и есть она сама.
В Масленицу чучело Костромы сжигают,
Золотою осенью урожай снимают.
Очень мудрый, видимо, Островский драматург,
Берендеям сказочным он самый лучший друг!
Драмтеатр не зря же назвали в его честь.
Улица Островского и беседка есть.
В посаде Берендеевом мы летом отдыхаем
И сказку о Снегурочке там часто вспоминаем.
В тереме Снегурочка ледяном живёт.
Дедушку Мороза ждёт на Новый год.
Из Устюга Великого он приедет к ней,
И повезут подарки детишкам по стране.
Закружились сказки, и закрылись глазки.
Снегурочка - девица Алёнке, внучке, снится.
Занятие второе.
«Почему Кострома родина Снегурочки?»
Снегурочка русский новогодний персонаж. Она уникальный
атрибут образа Деда Мороза. Ни один его зарубежных собратьев не имеет
такого милого сопровождения.
Снегурочка одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в
традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только
серебряными нитями. Головной убор восьми лучевой венец, шитый
серебром и жемчугом.
Существует предположение о том, что сказки о Снегурочке возникли на
основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно
утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки она и есть та самая
Снегурочка.
Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина,
закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении
хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой
персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а
затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и
последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа
Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с
образом Снегурочки.
Слово «Кострома» имеет один корень со словом «костер». В конце
зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне хоронили по-разному.
Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с прибаутками или
топили в реке, или сжигали. В некоторых вариантах сказок Снегурка прыгает
через костёр и тает, превращаясь в облачко.
Занятие третье.
«Кострома-сочетание четырех воплощений Снегурочки»
Первое воплощение.
Возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название
городу.
Второе воплощение Снегурочки.
Сказка А. Н. Островского - писателя и драматурга, тесно связанного с
Костромой и создававшего свои творения на этой земле
Третье воплощение Снегурочки.
Съемки фильма «Снегурочка» режиссером П. П. Кадочниковым в
Берендеевке (лесопарке на территории г. Костромы).
Четвертое воплощение образа Снегурочки в уроженке Костромской
земли, по праву признанной родиной сказочной героини.
Занятие четвертое.
Снегурочка в литературе и искусстве
В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей А. Н. Афанасьева, пишет
пьесу «Снегурочка». В ней главная героиня предстаёт как дочь Деда Мороза
и Весны- Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога
Солнца Ярилы.
Под влиянием весенней сказки А. Н. Островского образ Снегурочки
приобретает новую окраску. Из маленькой девочки внучки героиня
превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных
берендеев горячим чувством любви.
У А. Н. Островского она - дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом
противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает
сочувствие и интерес у публики.
В 1873г. музыку к спектаклю по личной просьбе драматурга
А. Н. Островского заказали П.И. Чайковскому, молодому профессору
Московской консерватории. И драматург, и композитор работали с
огромным энтузиазмом, обменивались написанным, обсуждали сделанное.
Островский постоянно предлагал композитору для использования
русские народные песни, наигрыши. А на премьере спектакля дирижировал
Н.Г. Рубинштейн.
Н.А. Римский-Корсаков в 1882г. написал по пьесе А.Н. Островского
одноимённую оперу. Композитор писал ее летом, уехав из Петербурга в
глухую русскую деревню. Сочинение шло с лёгкостью и быстротой. Через
год опера была закончена. Опера имела громадный успех- вершина
музыкального воплощения образа Снегурочки.
Образ Снегурочки привлекал многих художников, и каждый находил в
этом образе свои неповторимые черты.
М.А. Врубель в 1898 г. создал образ Снегурочки для декоративного панно.
В.М. Васнецов «Снегурочка»
Б.М. Кустодиев «Снегурочка» А. Клименко «Снегурочка»
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935г. в Советском
Союзе, после официального разрешения празднования Нового года.
В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка
выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник
в общении между ним и детьми.
В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на
праздник ёлки в Московский Дом Союзов.