Методическая разработка "Изображения природных форм с помощью аппликации"

Изобразительное искусство
7-10 лет
Методическая разработка
По теме
Изображения природных форм с помощью аппликации
в рамках преподавания изобразительного искусства для младших школьников
по авторской программе
«Развитие творческих способностей и изобразительной деятельности
младших школьников»
Автор: Сергеева Лилия Ниясовна
преподаватель высшей категории
заведующая отделением изобразительного искусства
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
детей «Полазенская детская школа искусств» (МБОУ ДОД «ПДШИ»)
Пермский край, Добрянский район, п.г.т. Полазна
Аппликация – один из видов прикладного искусства.
Applicatio –латинское слово, означает «прикладывание, накладывание».Это способ
создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания или
нашивания разноцветных кусочков материи, бумаги.
Аппликация распространена во многих странах. Большое место она занимает в
искусстве народов Востока Вьетнаме, Японии, Китае. Аппликационные работы
используются в Польше. В России аппликации в виде вырезанных бумажных кружев,
салфеток применялись для украшения полок с посудой. Широко используются
аппликации из кожи и меха в оформлении одежды, ковров народами Севера.
Своеобразные выразительные особенности аппликации интересовали многих
представителей искусства. Французский художник Маттис, в конце жизни будучи из-за
болезни прикованным к постели, продолжал творческую деятельность, создавая
изумительные картины аппликационным способом. Русский художник Ф.П.Толстой,
увлекаясь силуэтной графикой, создал средствами силуэтной аппликации ряд
интересных работ, поражая тонкостью и изяществом вырезанных форм. Интересные
работы по аппликации выполнены советской художницей Е.Е.Лебедевой.
Аппликация имеет много общего с другими видами искусства. С живописью ее
сближает изображение на плоскости. По способу создания ближе всего к аппликации
стоят инкрустация и мозаичные работы, где изображение получается путем соединения
отдельных частей на общем фоне. Но техника работы совершенно иная.
Аппликационные изображения предметов всегда имеют более условные формы,
чем в других видах искусства. Эти формы носят обобщенный характер, не выделяются
мелкие детали, как по контуру, так и внутри его, что может быть передано в живописи и
скульптуре. Ограничено в аппликации и цветовое решение. Не может быть передано все
богатство цветов и оттенков, которые мы воспринимаем в окружающем мире, цвета в
аппликации передают локальную окраску предметов без постепенных переходов от
одного цвета к другому. Для праздничного оформления аппликационный способ
изображения наиболее удобный, он создает большой эстетический эффект
лаконичностью и яркостью форм.
Поскольку техника аппликации более проста, чем в рисунке и живописи, можно
быстро сделать панно, плакат, фриз и др. Такое оформление доступно исполнению не
только профессионалам, но и любителям, поскольку нужные формы можно использовать
готовые, срисовав или переводя их, цвет также дается в готовом виде, можно подобрать
нужные тона. Процесс аппликационных работ складывается из двух действий:
вырезывания и прикрепления к фону, формы приклеиваются или пришиваются ( в
зависимости от материала). Иногда вырезывание имеет самостоятельное значение, когда
используется как праздничное оформление (снежинки, цветы, флажки и т.д.)
Материалы для аппликации
На практических занятиях учащиеся знакомятся с приемами создания
аппликации, готовят материал для этого. Бумага должна быть различного качества и
цвета для фона и вырезаемых форм. В качестве фона лучше использовать цветную
бумагу, плотную белую или картон. Цвет фона должен быть несколько приглушенным,
чтобы наклеенные формы несколько выделялись. Лучше использовать нейтральные тона:
серый, серовато-голубой, серовато-зеленый, коричневый, черный и др. Естественно, что
при этом надо учитывать замысел и следовать согласно задуманному содержанию.
Для вырезания форм используется более тонкая бумага (глянцевая или матовая)
Гладкая глянцевая бумага легко сгибается, имеет яркий цвет, приятна для осязания, но
она почти одного какого-либо тона, и блеск порой мешает сделать образ более
выразительным, выделяя незначительные детали. Поэтому следует использовать
различную бумагу, и, если бумаги нужного тона не хватает, ее можно подготовить
самим, окрасив белую бумагу различными способами.
Приклеивать различные детали аппликации рекомендуется клеем ПВА или клей-
карандаш для младших школьников, чтобы работы получались более аккуратными.
Основные приемы вырезывания.
Приемы вырезывания можно расположить в определенной системе по
трудности их применения:
- вырезывание правильных геометрических форм,
- вырезывание из бумаги, сложенной вдвое,
- вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз,
- вырезывание из бумаги, сложенной «гармошкой»,
- вырезывание по частям,
- силуэтное вырезывание,
- вырезывание по контуру,
- обрывание краев бумаги.
Вырезывание правильных геометрических форм
Геометрические формы используются в основном в декоративных работах, причем
важно, чтобы все они сочетались друг с другом по размерам. Так, прямоугольник должен
соответствовать или двум квадратам или половине большого квадрата; треугольник
квадрату, разделенному по диагонали; сторона ромба должна быть равна стороне
квадрата и тд. Такое соответствие надо соблюдать и тогда, когда используются
одинаковые формы, но в разных размерах: большой квадрат должен включать в се6бя
четыре маленьких и т.д.
Округлые формы получаются из прямоугольных путем закругления углов. При этом
должны также сохранятся их размеры, например диаметр круга должен быть равен
стороне квадрата, из которого вырезывается круг.
Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое
Этот прием применяется при вырезывании предметов симметричной формы: листьев,
цветов, посуды (кувшины, вазы др.) При вырезывании фигур сложной формы этим же
способом надо выбрать такое положение, при котором части будут расположены
симметрично. Для фигуры человека это положение фас, для животного спереди или
сзади, бабочки или стрекозы с распростертыми крыльями. Используя данный прием,
необходимо соблюдать правильные соотношения по ширине предмета, так как ,
вырезывая из бумаги, надо представить только половину предмета.
Вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз
Этот прием дает возможность вырезать формы некоторых предметов, имеющих также
симметричную форму, но более сложную: все части расположены вокруг центра
(салфетка, снежинка, ромашка, василек, лютик и др.) Квадратный лист бумаги
складывается по диагонали в три-четыре раза ( в зависимости от того, какой предмет
вырезается). Следует помнить, что часть, приходящуюся на сгибе надо вырезать вдвое
уже, чтобы она соответствовала другим таким же частям, вырезаемым без сгиба.
Существует специальный прием складывания бумаги для вырезывания предметов,
имеющих пять частей, - звезда, лютик, полевая гвоздика. Этот прием следует освоить по
чертежу.
Вырезывание из бумаги, сложенной «гармошкой»
Этот прием используется, когда надо сделать несколько одинаковых форм и для
вырезывания гирлянд. При выполнении одинаковых форм бумага складывается по
ширине так, чтобы согнутая часть соответствовала ширине половине вырезаемой
формы; сгибов должно быть столько, сколько требуется форм. Вырезывают так же, как
из бумаги, сложенной вдвое. При выполнении гирлянд надо помнить, что формы должны
остаться соединенными между собой. Поэтому на местах сгибов и с одной и с другой
стороны должны остаться неразрезанные места перемычки, соединяющие всю
гирлянду в единое целое. На сгибах с одной или двух сторон вырезывают изображения
половины предмета.
При вырезывании только с одной стороны сгиба получается фриз одной формы, если на
сгибах разные формы, если на сгибах разные формы, в гирлянде получится их
чередование.
Вырезывание по частям
Для вырезания предметов сложной конструкции или для получения частей разного цвета
применяется вырезывание каждой части отдельно. Здесь важно предусмотреть размеры
бумаги для каждой части, чтобы сохранить правильные пропорциональные
соотношения. Вырезывается каждая часть соответственно своей форме или другим
приемом.
Силуэтное вырезывание
Силуэты предметов нессиметричной формы могут быть вырезаны на глаз, без ранее
нарисованного контура. Для удобства вырезывание проводится в два этапа. Сначала
выполняется обобщенная форма больших размеров, чем требуется, а затем по краю ее
вырезаются все детали, присущие данному предмету, - иголки у ежа, плавники у рыбки
т.п. По мере овладения этими приемами можно вырезать всю форму сразу.
Вырезывание по контуру
Этот прием применяется в тех случаях, когда форма предметов должна быть точной, без
каких либо изменений, или чрезмерно затейливый орнамент при выполнении
декоративных работ (завитки, сложные листочки и др.), особо сложные положения
людей, животных.
Обрывание краев бумаги
Этим приемом легко передать особенности поверхности некоторых предметов
(пушистый мех, снег, облака, пенистые гребни волн и др.) Форма здесь создается, как и
при вырезывании, на глаз или по контуру.
Практические занятия по аппликации
В программе: «Развитие творческих способностей и изобразительной деятельности
младших школьников» разработано восемь занятий с учащимися по теме аппликация:
1 «Краб»
2. «Обитатели морских глубин»
3. «Необитаемый остров»
4. «Цыпленок»
5. «Космический мир»
6 «Поздравительная открытка»
7 «Морской конек»
8. «Жар-птица»
9 «Дельфины и кит»
10. «Мягкая игрушка»
Все занятия рассчитаны таким образом, чтобы учащимся было интересно выполнять
аппликацию. Порядок работ по аппликации идет от простого к сложному. Сначала
учащиеся осваивают подготовку материала к аппликации, экономному и правильному
расходу цветной бумаги. Также проводится беседа об аккуратности на рабочем столе при
работе с клеем. Для каждого ученика подготовлен набор шаблонов, которые необходимы
для выполнения задания. В процессе работы учащиеся осваивают разнообразные приемы
вырезывания. С помощью таблиц поэтапного составления аппликации учатся
компоновать детали в сюжетную композицию. В программу включено занятие, где
включена работа с натуры - «Мягкая игрушка». Учащиеся используют натуру, передавая
ее форму, строение, цвет с учетом особенностей аппликации, учатся выбрать нужный
прием вырезывания в зависимости от формы изображаемого предмета. После цикла
занятий по аппликации, проводится выставка учащихся.
Список литературы.
1.Богатеева З.А Народный орнамент. – М., 1981
2.Гусакова М.А. Аппликация.- М., 1983
3. Грибовская А.А., Суховская Л.А Аппликация в детском саду. Альбом. М.,1985
4. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельностью детей М., 1985