Как научить детей писать сочинение по картине 1-4 класс (любой УМК)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Статья
Как научить детей писать сочинение по картине
1-4 класс
(любой УМК)
Учитель начальных классов
Крутикова Вера Николаевна
г. Югорск
2017-2018 уч. год
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он
всегда будет только подражать, копировать» Л.Н.Толстой
Сочинение ребенка это его видение мира, поэтому даже по одной и той же
теме мы получим совершенно разные работы. Но это произойдет лишь в том
случае, если мы не будем ограничивать детей определенными рамками,
излишне подготавливать его к творческой работе. Подготовка к сочинению
это не навязывание ребенку каких-либо речевых клише, красивых и
выразительных на наш взгляд словосочетаний. Неуместно и повторение
орфографических правил. Ребенок должен быть свободен!
Существует методика, описанная кандидатом педагогических наук Т.А.
Сидорчук, - как научить писать сочинение по сюжетной картине. Прежде
всего, надо соблюсти важные правила. Во-первых, картину надо повесить в
классе на обозрение ребят за неделю до урока - сочинения. Во-вторых,
ребенок обязательно работает с черновиком, чтобы у него была возможность
исправить речевые и орфографические ошибки. В-третьих, нельзя сначала
озаглавливать сочинение, а потом писать его. Творческая работа имеет
неожиданные нюансы, которые не учтешь заранее. Кроме того, заголовок
будет устанавливать границы, за которые «нельзя». Итак, сначала пишут
сочинение, а потом его озаглавливают. Поверьте, что в каждой работе будет
своя собственная главная мысль.
Собственно подготовка к сочинению это ряд творческих игр. По-взрослому
звучит «корреспондентский дневник», именно его заводит каждый ребенок и
играет с ним так.
ИГРА 1. «Бинокль» (или камера, подзорная труба).
Смотри на картину в бинокль, выделяй объекты, записывай в
корреспондентский дневник слова (в 1 классе – зарисуй). Надо заметить все
живые и неживые объекты.
ИГРА 2. «Сыщики».
Все объекты в картине связаны между собой, эти связи нужно увидеть и
объяснить.
Туча и солнце. Ручей и трава. Ветер и деревья. Медведица и медвежонок.
Дрова и костер. Кому от этой связи хорошо, а кому плохо? Костру хорошо,
дровам плохо. Ветру хорошо, а деревьям плохо, он их раскачивает. Деревьям
хорошо, а ветру плохо – он их освежает, а ему трудно пробираться по лесу.
ИГРА 3. «Нос. Рука. Ухо. Глаза».
Волшебные помощники – мои ощущения! Сделать в дневнике зарисовки
возможных ощущений с помощью органов чувств. Нос чувствует запахи
объектов картины, рука определяет тактильные ощущения, ухо слышит звуки
и мысли любого объекта, даже диалоги.
ИГРА 4. Составление сравнений, метафор.
Одуванчики – желтые цыплята весны. Дождик – тучкины слезки. Снежинки
балерины зимнего неба. Радуга – праздничный салют небосвода.
ИГРА 5. «Волшебник времени».
Заметить время года, суток. Кроме того, каждый объект на картине живет по
своей линии времени. Так, цветок был семечком, а станет красивым бутоном.
Береза весной распускала сережки, а сейчас наряжается в изумрудное платье,
осенью станет золотой, а зимой запахнет белую шубку из инея. Белочка
утром умывалась росой, сейчас собирает грибы, а вечером уснет в
гнездышке, укрывшись теплым хвостиком. В корреспондентском дневнике
появляются записки Волшебника времени.
ИГРА 6. « Я – ОБЪЕКТ».
Каждый объект имеет свою точку зрения на происходящие в картине
события. Я – хитрая река, я – мягкий мох, я – быстро бегущее облако. Я –
шершавая кора старой сосны, я – лесная тропинка, я – резвый медвежонок.
Каждый напишет 1-2 предложения в дневник по секрету от всех. Что видит,
что думает, что знает.
ИГРА 7. «Ожившая картинка».
Распределяем роли всех объектов картины, дети изображают их. По команде
учителя: «1,2,3, картина, замри!» картина замирает. Учитель спрашивает:
«Ты кто? Ты где?» Объекты отвечают.
ИГРА 8. «Астра мудрости».
Завтра конкурс пословиц и поговорок! На лепестках астры в специальном
мудром сундучке написаны разные пословицы. Достаем и проверяем, какие
из них подходят к картине, а какой можно ее назвать.
В день сочинения картина висит в классе, но сегодня она уходит к другим
детям. Картина ждет подарка, напишем ей сочинение. Будьте уверены, после
такой творческой работы двух одинаковых сочинений не будет! Каждый
ребенок увидел по-своему, и у него есть возможность творить, сочинять!
Озаглавить свое сочинение можно по-разному. Простым предложением,
указывающим на объекты. (Медведица и медвежата)
По действиям, происходящим в картине. (Как медведица медвежат
воспитывала) По морально-этическим нормам. (Маму никто не заменит)
Подготовка к сочинению – это игра, написание сочинения – интереснейший
творческий процесс, детские работы масса открытий, чтение этих
сочинений – большой литературный праздник.
Как не допускать орфографических ошибок? В затруднительных
случаях ученик поднимает руку, учитель оказывает ему скорую помощь,
орфографически проговаривая запрашиваемое слово. Никаких нотаций: «Мы
же изучали!», никаких проверочных слов в данный момент. Нельзя нарушать
творческий процесс ребенка, нельзя сковывать его орфографическими
правилами.
Как знать, может быть, в вашем классе учатся будущие писатели или
журналисты, и именно вы открываете им дорогу в литературное творчество?
(В статье использованы идеи методики ТРИЗ Т.А. Сидорчук: «Технология
составления творческих текстов по картине», пособие для преподавателей и
студентов педагогических учебных заведений, Челябинск, 2000)