Сценарий мероприятия "Ребенок и компьютер - за и против" 7-9 класс
Муниципальное образовательное учреждение
«Попенкская русская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий мероприятия
«Ребенок и компьютер - за и против»
для учащихся 7-9 классов
Заместитель директора по воспитательной работе
Маурер Людмила Михайловна
ПМР, Рыбницкий район, село Попенки.
2012 год
Статистика: компьютеры есть дома - у 70 % наших учеников.
работают за компьютером - 62 % . Пользуются интернетом- 58 % детей.
Ведущий:
-Друг нам компьютер или враг - вопрос хитрый.
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь
без этой умной машины сложно представить себе. Наши дети родились и растут в мире,
где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое
освещение. То, что нам, взрослым, совсем недавно казалось чудом техники, для них –
вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться, как со всякой новой
игрушкой.
Тем не менее вокруг компьютеров на пороге XXI века нагородили достаточное
количество споров.
Этим опасениям есть основания, но не потому, что компьютер «излучает что-то
страшное» и «может ударить током» (современные модели компьютеров, давно ничем
подобным не грозят). Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство
- в его бесконечной увлекательности. Именно поэтому, приобретая для своего сына
компьютер, – вещь, вне сомнения, очень полезную - мы должны понимать, что на нас
ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт компьютер детям.
Поэтому следует разобраться, где тут правда, а где вымысел, и в чем может быть от
компьютера польза, а в чем - вред.
- Разрешите представить вам две команды, команда «За» и команда «Против»,
которые, собрались сегодня за круглым столом, чтобы попытаться найти истину в
вопросе: Компьютер – друг или враг? Команды сформировались добровольно, их
участники сами выбрали мнение, которое сегодня будут отстаивать.
- Прежде, чем мы приступим к дискуссии, разрешите задать вам насколько вопросов:
- Кто из вас при работе с компьютером ограничивает себя во времени?
- Используете ли вы физминутки?
- Кто из вас знает и соблюдает правила работы на компьютере
( осанка, время, гигиена, физические упражнения)?
-Часто приходится слышать такие вопросы: А не опасен ли компьютер моему ребенку?
Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию
детей?
Давайте зададим этот вопрос нашим участникам.
1 вопрос. Здоровье и компьютер. Насколько все серьезно?
Команда «Против»
- Мы считаем, что компьютер наносит большой вред нашему здоровью. Об этом мы
узнаём из публикаций журналов, газет, телевидения, книг. Учёные всего мира бьют
тревогу в вопросе отрицательного влияния компьютера на здоровье детей.
Врачи в результате длительных испытаний выделили пять основных симптомов влияния
компьютера:
1. Компьютерный зрительный синдром, несмотря на громкое название, как раз и знаком в
большей - меньшей степени практически всем пользователям. Проявляется он в
ощущении дискомфорта в области глаз, резях, жжении, затуманивании зрения. А также в
головной боли, боли при движениях глаз. Сопряжены они все в значительной степени с
защитной реакцией органа зрения на воздействие такого своеобразного раздражителя, как
включенный монитор. Компьютерный зрительный синдром - один из наиболее ярких
примеров последствий, которые проистекают из "обламывания" наших органов чувств с
компьютерной помощью.
Изображение на экране ведь "ненастоящее". Оно светится по-другому, чем естественные
объекты, находится часто на неадекватном для глаз расстоянии, имеет другую "резкость",
чем, например, написанный на бумаге текст. Несовершенство рабочего места
пользователя, неправильный режим освещения. Огромные усилия глаз совершает при
"перебегании", допустим, с экрана на лежащий рядом документ и обратно.
Наши глаза напрямую связаны с мозгом, и зрительное утомление сразу сказывается на
состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом.
2. Позвоночный синдром (ПС) принадлежит к явлениям, встречающимся весьма часто у
"сидячих" . Все мы знаем, что окружающие нас люди, - родители, учителя, затрачивают
огромные, часто бесполезные усилия на сохранение нашей правильной осанки. При
сидении за партой, да и просто в жизни. Поэтому с детских лет мы наслышаны об
искривлении позвоночника - сколиозе . На самом деле современный ребенок, проводящий
за компьютером долгие часы, менее всего озабочен состоянием своего позвоночника.
Недалеко от него ушли и многие взрослые. Болит спина? Конечно, да еще как, ведь целый
день просидели, не разгибаясь. А осанка? Какая осанка...
Хотя бы потому, что человек - существо прямоходящее. Бывает: "жизнь согнула". Однако
и разогнуться надо уметь, не превращаясь в эдакое "четвероногое". На то мы и люди.
3. Очень тесно с позвоночным сопряжен грудной синдром. Он проистекает из
сдавливания грудной клетки в процессе длительного сидения и заключается в
недостаточной вентиляции легких, и, естественно, постоянной нехватке кислорода.
Бледнеем к концу дня? Голова болит? А вроде бы и работа интересная, днями сидим за
компьютером буквально - затаив дыхание. К сожалению, с этим никак пока не могут
примириться наши клетки, которым, можно сказать, нечем дышать...
4. Застойный, или венозный, синдром - также давний спутник "пролетариев умственного
труда". Причина его возникновения - постепенное развитие дефицита венозного оттока
преимущественно в нижних конечностях. Это связано с преобладающей не
задействованностью венозных клапанов, способствующих нормальному кровотоку "в
сторону сердца" в условиях относительной неподвижности. Результат очевиден - отеки,
онемение...
5. Карпальный туннельный синдром или синдром запястного канала . Этот синдром
относится к сравнительно новым функциональным расстройствам, связанным, как ни
забавно это может показаться, с повсеместным распространением ручных компьютерных
манипуляторов попросту говоря, "мышей". Научно сформулирован был синдром в самом
конце 90х годов, - за рубежом он уже тогда превратился в серьезную проблему. Суть его
состоит в возникновении неприятных ощущений в области запястья, ладони и пальцев
руки, управляющей мышью? Со временем появляется ослабление пальцев, слабость
ладони, онемение и тяжесть в руке.
"Перегнув" канал вместе с нервом (канал - очень узкое образование) путем укладывании,
руки на "мышь" и оставаясь в таком положении целый день, пользователь провоцирует
возникновение упомянутых расстройств. Дело может зайти далеко - вплоть до временной
потери трудоспособности, и даже хирургического вмешательства с целью освобождения
защемленного нерва.
- Продолжительная же работа за персональным компьютером без защитного экрана
чревата такими заболеваниями как гипертония, импотенция, расстройство нервной
системы и даже образование злокачественных опухолей. Но наиболее распространенная
проблема всех программистов, да и просто людей, работающих за компьютерами, - это
сильное ухудшение зрения.
- Говоря о здоровье и компьютере необходимо отметить влияние электромагнитных полей
компьютера на здоровье человека. По обобщённым данным у пользователей работающих
за монитором от 2 до 6 часов в сутки происходят нарушения центральной нервной
системы, болезни сердечно-сосудистой системы, болезни верхних дыхательных путей,
Болезни опорно-двигательного аппарата. В 1996 году Центром электромагнитной
безопасности были проведены исследования функционального состояния пользователя
компьютера. Они показали, что даже при кратковременной работе ( 45 мин) в организме
под влиянием электромагнитного излучения монитора происходят значительные
изменения гормонального состояния и специфические изменения биотоков мозга.
Особенно ярко и устойчиво эти эффекты проявляются у женщин. К сожалению, в нашем
Центре гигиены необходимое оборудование отсутствует, позволяющее как проводить
исследования вредного влияния на здоровье. Так и разрабатывать методы защиты от него.
Команда «ЗА»
Мы не считаем, что компьютер отрицательно влияет на здоровье детей. Говоря, о
влиянии компьютера на здоровье человека мы хотим сказать, что наиболее опасным
считается излучение монитора.
Что касается электромагнитного излучения то, во-первых, несмотря на многочисленные
исследования, проводимые во всем мире, его отрицательное воздействие на организм
человека так пока и не доказано, как, впрочем, не доказано и обратное. Кроме того, вы
должны помнить, что излучает практически любая вещь, включенная в электроразетку.
Во-вторых, все выпускаемые сейчас мониторы снабжены встроенной защитой.
В-третьих, установлено, что максимальное излучение исходит не от самого экрана, а сзади
и с боков.
Но все жидкокристаллические (плоские) экраны и переносные компьютеры-ноутбуки
вообще не излучают. Что касается «обычных» мониторов, то они являются источниками
электромагнитного излучения сверхнизкой частоты - но не больше, чем другие
электроприборы - и уж точно меньше, чем телевизор. А все излучение, полученное в
среднем за год сидения перед телевизором, примерно равно… одному сеансу
флюорографии. Вот и посчитайте, насколько существенным в результате получается
“компьютерное излучение”. Монитор является источником и многих других излучений -
рентгеновского, инфракрасного, ультрафиолетового. Но уровень рентгеновского
излучения монитора намного меньше, чем естественный радиационный фон. А
инфракрасное ультрафиолетовое излучение монитора ничтожно малы по сравнению с
воздействием электрических ламп . Опасными в этом плане могут оказаться только
довольно старые (выпущенные 5-7 лет назад) мониторы. Но даже в этом случае можно
отдельно приобрести защитный экран.
Все болезни ... от зрения Главный вывод, сделанный участниками семинара - учеными
Российской и Медицинской Академий Наук, специалистами Госстандарта,
Испытательного центра средств отображения информации и других организаций - звучит
весьма неожиданно: электромагнитное излучение персонального компьютера, если оно не
превышает допустимых норм, не оказывает отрицательного влияния на наше здоровье.
Утомление глаз вызывает прежде всего не резкость изображения и мерцание экрана,
определяемое способом формирования картинки. Современные компьютерные мониторы
обладают гораздо более высокой разрешающей способностью, чем телевизоры, а
применяемая в них высокая частота развертки изображения существенно снижает эффект
мерцания.
Офтальмологи, кстати, рекомендуют тем, кто вынужден много сидеть перед монитором,
две элементарные вещи: небольшие перерывы в работе и гимнастика для глаз.
В развитых странах для предупреждения синдрома запястного канала используется
особое приспособление в виде модернизированного "мышиного" коврика с подвижной -
на колесиках - опорой для запястья. У нас таких опор практически нет, поэтому лучше
всего обращаться к памятным из школы упражнениям из серии "мы писали, мы читали,
наши пальчики устали".
Для предупреждения застойного или венозного синдрома
Рекомендуют шевелить ногами. Это достигается в идеале применением разного рода
тренажеров, установленных под рабочим столом - педалей, пневмоковриков и т.д. И стул
должен быть адекватный - не высокий и не низкий.
Чтобы компьютер приносил только пользу, необходимо правильно обустроить рабочее
место. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор
попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым сидит ребёнок,
должен подходить ему по росту. Ноги не должны «болтаться» или быть поджатыми под
себя, потому лучше подставить под ноги подставку ровно держать спину и не задирать
голову. Монитор лучше расположить так, чтобы взгляд на него падал немного сверху
вниз, а находиться он прямо перед глазами (чтобы не приходилось поворачиваться к
нему). Экран лучше всего расположить на расстоянии 70–и сантиметров от глаз. Врачи
советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и
проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем
кактус у монитора.
Слово врачу ________________________
Врач
Вы затронули очень важную и нужную тему.
Нас в большей степени тревожат медицинские последствия контакта человек-компьютер.
Некоторые из них выявились сравнительно рано, - еще в 70х годах прошлого столетия,
другие стали очевидными буквально в последние годы. К настоящему времени стали ясны
практически, где источники "вредности" при работе с компьютерами.
0 некоторых из них, знают даже люди совершенно неискушенные. Что глаза начинают
болеть - понятно. Что спина болит - тоже понятно.
Контакт человека с компьютером носит комплексный, многогранный характер в первую
очередь в смысле медицинском. Достаточно лишь коснуться спектра возможных при этом
расстройств (отечность конечностей, расстройства нервной системы, заболевания
суставов, расстройства зрения...), чтобы понять всю глубину данной проблемы.
Практика показывает, что отношение к своему здоровью у многих из нас прямо-таки
наплевательское. И вовсе не из философских соображений . Пока ничего не болит - жить
можно.
Когда заболело, - надо лечить (а вдруг уже поздно?), - по другому никак... И хотя насчет
гиподинамии и вреде сидячего образа жизни слышали все до единого, однако же, вид
изнуренного землекопа в траншее вызывает содрогание почти у каждого. Наша задача
важнее - опасность там, где она действительно имеет место.
Если мы ведем речь о влиянии на здоровье компьютера, стоит все-таки обратить внимание
на ряд сопутствующих особенностей. Новейшее рабочее средство, стремительно
вошедшее в нашу жизнь, как ни крути, еще не явило себя во всей краса. Это- дело
ближайших нескольких лет. Однако поток жалоб на здоровье со стороны пользователей
продолжает расти неуклонно. Очень часто абсолютное безрассудство при занятиях с
компьютером отличает детей, - в школе, у друзей, дома. И так далее. Компьютер - это не
пишущая машинка, не книжка, не бумажка и ручка, которой пишут, склоняясь слишком
низко и от этого, грубо говоря, становясь близорукими. Работа с Компьютером - процесс
на самом деле очень непростой, непростой в первую очередь для человеческого
организма. Неслучайно во всем цивилизованном мире принята и успешно развивается
особая наука - компьютерная эргономика. То есть, в переводе с греческого, свод тех
законов, которые должны обязательно соблюдаться при работе с К.
Большинство специалистов сходится во мнении, что для 3-4-летнего малыша за день
хватит в общей сложности тридцати - сорока минут пребывания перед монитором
(например, три-четыре сеанса по 10 минут), а для младших школьников это время может
быть увеличено до полутора-двух часов.
Не забывайте и о других элементарных правилах, сохраняющих здоровье: чередуйте
занятия за компьютером с подвижными играми или упражнениями, а на экране
компьютера - аркадные игры, требующие быстрой мышечной и зрительной реакции с
какими-нибудь головоломками, логическими играми.
Компьютер на самом деле - агрегат мистический. Он вполне в силах обмануть наши
органы чувств, беспредельно захватить внимание, стать смыслом жизни и т.п. Однако
ничто подобное не проходит бесследно хотя бы потому что все мы еще являемся живыми
существами. Как было сказано выше, к настоящему времени выяснены все негативные
пути воздействия компьютера на организм, а также разработаны пути их пресечения.
Одним словом, имеет место специфическая гигиена, включающая правила не менее
элементарные, чем мытье рук перед едой.
Ведущий:
- Влияние электромагнитных полей на здоровье объяснит учитель физики:
Физик
Результаты оказались просто обескураживающими: электромагнитные и
электростатические поля на порядок выше нормы, сами компьютеры с точки зрения
условий освещения, размещены безграмотно, требуемые расстояния между ними не
соблюдаются, экраны практически не защищают от излучений.
Словом нарушены многие правила работы с ПК, о которых, к большому сожалению, дети
просто не знают.
Причем завозится и сбывается в основном устаревшая зарубежная техника, не
отвечающая современным нормам безопасности. А самое печальное, что пользователи до
сих пор толком не ведают об основных правилах работы на ПК, о санитарных нормах и
своих правах.
- Учитель информатики ________________________предложит вам необходимые
физминутки.
Ведущий: 2 вопрос
- Прежде чем задать вам следующий вопрос, я хочу рассказать одну
историю. Программист из крупной компьютерной фирмы переходил дорогу в
неположенном месте, видел несущуюся на него машину, но даже не попытался уберечься.
Все обошлось, водитель затормозил, ругался. Когда его спросили почему, он не
попытался уйти, он ответил, что воспринял это как игру: «Ничего, перезагружусь, и все
будет нормально».
Таких страшных историй можно рассказать много. Вот я хочу спросить у вас. Что вы
думаете про компьютерные игры и их влияние на поведение подростков.
Команда «За»
-Компьютерные игры предоставляют ребенку возможность быть тем, кем он пока еще не
может быть в жизни: руководящей и направляющей силой какого-либо события. Он
значительно вырастает в собственных глазах, ведь речь идет не просто об участии в
игровом действии, а о полном контроле.
Игры могут быть и развивающими (в том числе логическое мышление), и
общеобразовательными, и неплохими тренингами (как для детей, так и для взрослых).
Есть очень неплохие игрушки для совсем маленьких детей, так называемые
интерактивные мультики, которые воспитывают вовсе не жестокость, а доброту,
стремление прийти на помощь, а нередко учат и бережно относиться к своему здоровью, и
разумно расходовать деньги.
Если ребенку игры просто запретить, то он будет искать другой способ ухода: а
компьютерные игры, в отличие от наркотиков не дают физической зависимости и
абстинентного синдрома.
На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также
оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру,
они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него.
Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное
понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех
похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие
операции мышления как обобщение и классификация .
Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на
компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей
.
Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для
них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер , так
как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала , что не только
ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.
Интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе
формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные
память и внимание. Развитие этих качеств особенно важно для детей, так как именно они
во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе.
Команда « Против»
- К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань
« разумного» в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может
отрицательно сказаться не только на зрении детей, но и на его психическом здоровье. При
всем преимуществе компьютерных игр они все же воздают иллюзию общения и не
приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для
застенчивых детей . Реальное общение доставляет им психо-эмоциональное напряжение,
ставит их в ситуацию стресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение. Компьютер
дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно
поиграть. В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят
негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную
реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от
компьютера.
Главным объектом нападок и одновременно аргументом "компьютероборцев" являются
компьютерные игры, в которых все больше насилия, жестокости и натуралистичных сцен.
Кроме того, предоставленные самим себе дети могут настолько погрузиться в игру, что
забывают о пище, сне и об окружающем мире. Такие дети не читают книг и вырастают
угрюмыми, необщительными, ограниченными, оживляющимися лишь при слове
"компьютер".
Развивающие компьютерные игры малышам, может быть, и не вредны, но они часто
формально имитируют то, что можно сделать на бумаге. Многие родители верят в «миф»
о том, что пользование компьютерной мышкой развивает у детей мелкую моторику. Это,
конечно, преувеличение.
-То, как процесс будет происходить дальше, зависит исключительно от желания
нажимающего кнопки. Игра становится противовесом реальной жизни, в которой от
ребенка мало что зависит.
Психологи утверждают, что компьютерные игры вызывают агрессию в поведении
подростков. Исследования агрессивного поведения подростков на фоне влияния
компьютерных игр позволяют сделать следующие выводы:
1. Увеличиваются раздражительность, подозрительность, негативные подозрения со
стороны играющего.
2. Такие подростки, чаще чувствуют себя виноватыми в детских шалостях либо
проигрыше.
3. Проявляется негативизм к окружающему миру (ссоры с близкими, проклятия,
унижение других).
4. Такого рода подростки применяют не только словесные формы агрессии, но и
физические.
5. При длительном увлечении компьютерными играми у подростка формируется
эффект длительного воздействия игры во времени, то есть прекращая игру,
подросток некоторое время находится в виртуальном мире.
Таким образом можно с уверенностью утверждать, что компьютерные игры оказывают
влияние на формирование агрессивного поведения подростков способствуют
ухудшению состояния здоровья.
- Я думаю, по этому вопросу уместно дать слово нашему психологу.
Психолог:
Психологические аспекты общения детей и компьютеров гораздо сложнее
физических проблем
"Компьютер ребенку не нужен! И даже вреден", - такой точки зрения придерживаются
довольно многие зарубежные врачи, психологи и педагоги. "Его излучение и мерцание
экрана вредны для зрения и для общего состояния здоровья; погружение в иллюзорные
миры уводит от реальности; все эти компьютерные игры губят воображение и не
способны заменить традиционные игрушки, возбуждающие фантазию; компьютер крадет
у ребенка часы нормального человеческого общения, которое он никогда не сможет
заменить".
Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры
сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры
требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.
Существуют определенные ограничения по времени. Так детям 3-4 лет не рекомендуется
сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время
ежедневной игры до получаса.
Сторонники "компьютерного детства" возражают, что, во первых добрых и умных игр,
слава Богу, тоже хватает, и никто не мешает вам проследить, чтобы ваш ребенок имел в
своем распоряжении именно такие игры, а не пресловутые "мор-тал комбаты". Во-вторых,
вопрос о том, стимулируют ли боевые игры агрессию или же ассимилируют ее, пока
находится в разряде вечных.
Наконец, чтобы ребенок и в самом деле не слишком предавался "компьютерному
одиночеству", взрослым рекомендуют самим активно включаться в процесс
компьютерного действа или же организовывать компанию сверстников, в этом случае
ребенок общается не с машиной, а с людьми.
Лет двадцать назад на Западе поднялись споры - попытки выяснить, чего можно ждать
от фильмов ужасов и боевиков? То ли они повышают, то ли наоборот, снижают уровень
агрессивности. Так вот, все споры уже окончены, причем не в «нашу пользу».
Исследования Альберта Бандуры экспериментально доказали, что сцены насилия в
фильмах приводят к тяжелым последствиям в плане нарастания агрессивного поведения.
Дети получают четкие рекомендации, как это делается, и начинают применять в жизни то,
что видели на экране.
Они начинали наблюдать за детьми с 8-9 лет и делали это в течение 20 лет. Было
показано, что дети, которые в раннем возрасте предпочитали агрессивные телепередачи и
фильмы, имели впоследствии конфликты с законом, иногда попадали в тюрьму. Даже
если криминала не было, оставалось агрессивное отношение к своему окружению - детям,
женам, подчиненным. Т. е. то, что проявилось в 8-9 летнем возрасте, никуда не ушло,
изменилась только форма.
Это тот нечастый случай, когда психологи поставили перед обществом такое
«зеркало». Выводы же относительно пагубного воздействия агрессивного кинематографа
и телевидения в полной мере распространяются на компьютерные игры со сценами
насилия. Острота проблемы игр будет нарастать - степень совпадения с реальностью в
последние годы достигла высокой отметки. Игровая индустрия научилась придумывать
антураж, который все больше и больше повторяет реальную жизнь. К этому добавляется
сильное погружение человека в игровую реальность, гораздо более сильное, чем при
просмотре тех же телепрограмм. Меняется игровой интеллект и вообще предсказуемость
игры.
Столь очевидные факты ведут за собой вечный вопрос: «Что делать?» А ответ на вопрос
тоже приходится давать «вечный»: запретить полностью не удастся, но пускать эти вещи
на самотек также нельзя.
Родителям и педагогам необходимо участвовать в подборе игр,
а также проводить беседы об организации разнообразного досуга детей.
Слово учителю информатики ______________________________
( физминутка)
Ведущий:
- Компьютерный бум в чем-то схож с ветрянкой, которой почти все мы переболели в
детстве. Приятного в этом, конечно, было мало, но никому еще не удавалось изменить
естественный ход событий. Впрочем, в наших силах сделать так, чтобы болезнь прошла
без осложнений. И, как ни крути, на это понадобятся время и терпение, которых нам
постоянно не хватает.
3 вопрос. Интернет – болезнь или лекарство.
Команда «ЗА»
Вокруг этой информационной сети сложилось большое количество мифов. А на
самом деле Интернет –открыл перед людьми новые границы, доступ практически к
любой информации. Это большой-большой справочник на самые разные темы. Поэтому
и относиться к этой сети следует соответственно. Вообще сегодня уже планируется
сделать доступ в Интернет чуть ли не с помощью обычных телевизоров (кстати, телетекст
- это первый шаг в этом направлении). И бояться ее - все равно, что бояться телефонной
книги.
В Интернете можно обнаружить массу полезных сведений: свежие новости;
содержание газет и журналов (скоро получить электронную копию будет быстрее и
дешевле, чем выписывать издания); бесплатные объявления (которые можно самим
помещать в сеть прямо с домашнего компьютера); разные базы данных - адреса и
телефоны учреждений и граждан, наличие лекарств в аптеках и т.п…
+Особенно это актуально для тех, кто не способен к реальному общению - в первую
очередь для людей с ограниченными физическими возможностями. А потом уже для тех,
кому проще познакомиться виртуально. Говорят, что, например, если тому же
застенчивому позволить знакомиться в Интернете, он никогда не научится общаться с
людьми.
+ Но все же Интернет лучше, чем одинокое сидение в четырех стенах из-за той же
застенчивости! Виртуальное общение может послужить своеобразным тренингом
общения реального. А потом уж каждый волен решать сам, что ему нравится больше:
оставаться на виртуальном уровне или потихоньку переходить к настоящему.
С возможностью пользоваться компьютером и Интернетом стал легче и
образовательный прочес в школах. Внедрилось много новых технологий.
Поэтому не допустимо считать Интернет болезнью или злом. Наше мнение от него
больше пользы.
Команда «ПРОТИВ»
У нас по этому вопросу сложилось противоположное мнение. Действительно
Интернет открыл перед людьми новые границы. Доступ практически к любой
информации - это конечно хорошо.
Но запретный плод сладок. В Интернете отсутствует какая-либо цензура. Насилие, разврат
и мошенничество – процветают.
Можно натолкнуться и на порнографию, и на садизм, и на фашистскую агитацию - но не
чаще, чем в обычной жизни. Стоит только войти в сеть. Как вас сразу же засыпят
предложениями посетить те или иные сайты. Хитрые программы сами открывают нужные
страницы. Уже стали говорить о новом заболевании: Интернет - зависимости. Некоторые
люди буквально живут в просторах Интернет сети. Многие забыли, что такое реальное
общение. Возможно, людям стоит задуматься, действительно ли они хотят прожигать
жизнь в виртуальном мире? Но как лечить если человек сам выбрал такой путь, чем ему
можно помочь. Специалисты считают, что люди которые, отрываются от реальной жизни
и с головой уходят в Интернет – больны их надо лечить.
- Бесспорно одно - с компьютерами человечество стало перелопачивать больше
информации (как на земляных работах, когда экскаватор заменил совковую лопату):
- но сама проблема усвоения информации изменилась мало.
- так как мерилом усвоения по-прежнему остается формула: человек усваивает ровно
столько, сколько в состоянии усвоить.
- проблема переработки больших объемов информации все-таки существует. И
определяется она не столько «малой» головной болью, сколько «большой»: информации
стало не просто много, главная беда - в постоянном обновлении.
От количества знаний не появляются навыки работы с новым материалом, умения решать
нестандартные задачи. К тому же в Интернете очень много устарелой не качественной
информации, для использования которой необходимы специальные знания.
В итоге понимание того, что такое новые технологии обучения с использованием
компьютера и Интернета, в нашей стране получается удивительно убогое. Якобы
достаточно обеспечить компьютерами школьников и студентов, и все. Это уже и есть
новая технология.
Но основная проблема при этом не решается.
Ведущий:
Вопрос, чего больше – вреда или пользы приносят Интернет развлечения,
риторический. У любого развлечения есть и положительные и отрицательные стороны.
Главное – знать меру. И быть психологически готовым к восприятию информации.
-Слово учителю информатики ( знакомит с правилами работы на компьютере)
Альтернативные способы защиты пользователя и повышения комфортности работы
за монитором:
1) защитные шторы и специальное освещение;
2) корректирующие компьютерные очки;
3) сеточные экраны;
4) пластиковые экраны;
5) окрашенные стеклянные экраны;
6) стеклянные экраны класса "полная защита".
Рекомендуемое время работы за компьютером
Малышам до 6 лет - 20 минут - и то, желательно, не каждый день.
Детям 7-8 лет - 30-40 минут в день.
С 9-11 лет - не более часа-полутора.
Правила работы за компьютером.
Ведущий :
- Прежде чем сделать вывод я хочу обратиться к нашим ученикам, какие выводы вы для
себя сделали. Компьютер всё же друг или враг?
- А так же хочу обратиться к нашим гостям.
Какой из команд, по вашему мнению, удалось убедить вас в своей правоте.
Кто был более красноречив и убедителен.
Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями
дети встречаются первыми.
Так всё же компьютер – друг или враг?
Тут всё дело в чувстве меры.
-Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию
внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень
важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером.
И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже
необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать
то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со
своими детьми. И только от нас зависит другом или врагом мы сделает для себя – эту
умную современную машину.
-На этом мы заканчиваем нашу дискуссию.
-Спасибо за внимание!
Полезные материалы по теме.
http://www.gnomik.ru/articles/art-rebyenok-i-kompyuter-za-i-protiv/
http://www.medicinform.net/comp/comp_zdor9.htm
http://www.burn-soft.ru/zdorove-i-komyuter/rebenok-i-kompyuter-za-i-protiv.html
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ
- Презентация "Родительское собрание "Нужна ли школьнику самостоятельность, что это такое?""
- Родительское собрание "Как помочь ребёнку научиться пересказывать" 3 класс
- Родительское собрание "Наказание и поощрение в семье"
- Родительское собрание "Семья - глаза в глаза"
- Родительское собрание "Ох уж эти мультфильмы!"