Духовно-нравственное развития младших школьников по средствам курса ОРКСЭ «Православная культура»

"МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ", ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
г. о. Саранск
Секция: «Православное просвещение и духовно-нравственное воспитание
в системе церковного и светского образования: опыт, проблемы,
перспектива»
Название темы: Духовно-нравственное развития младших
школьников по средствам курса ОРКСЭ
« Православная культура»
Выполнила:
Волкова Екатерина Юрьевна
учитель начальных классов
2014г.
Духовно-нравственное воспитание в рамках преподавания курса
ОРКСЭ
« Православная культура»
Сегодня в воспитании школьников все больше внимания уделяется
духовно-нравственному аспекту. В числе важнейших проблем воспитания
серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного
воспитания школьников. Духовность является одним из основных
существенных видовых признаков человека. Вся жизнедеятельность
человека, определяемая условиями социального бытия, морально-правовые
установки несут на себе печать индивидуальной духовности. Чему учить и
как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою
национальную культуру и традиции своего народа? В новый учебный план в
Федеральных государственных образовательных стандартов начального и
основного общего образования включена предметная область ОРКСЭ.
Введение курса ОРКСЭ призвано содействовать более тесному
взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников,
оказанию необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в
непростых ситуациях нравственного выбора и общественного
самоопределения.
Главное наше достояние это наши дети. Какими мы сегодня их
воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жит. Мы должны научить
наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно
здоровыми. Мы можем помочь им стать образованными, успешными
людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и
будущее своих близких, своего народа, своей страны.
ыыыыУчитывая мой пока еще скромный опыт в преподавании нового курса,
рано делать какие-либо выводы. Но я могу поделиться некоторыми своими
наблюдениями. И первое из них связано с общественным мнением по поводу
изучения основ православия в школе. Начиная работу по введению ОПК, мы
готовились к тому, что определенная часть родителей, прямо или косвенно
выразит свои опасения по поводу нововведения. Но эти опасения были
напрасны, сегодня большинство родителей проявляет заинтересованность в
этом предмете все родители изъявили желания, чтобы их ребёнок
изучал новый предмет ОРКСЭ. Как известно, первыми воспитателями
ребенка всегда являются его родители. Поэтому работа, проводимая в школе,
без сотрудничества с родителями учащихся была бы неэффективной. Они
должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-
нравственном воспитании детей.
Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная
их часть считают себя православными людьми. Но, вера дело сугубо
личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь.
Цель нашей работы с родителями это познакомить родителей с православной
культурой и историей, пробудить к ней интерес. Православное воспитание не
противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет
воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и
вносит в жизнь начальной школы особую одухотворенность.
Не могу утверждать, что 100% ребят глубоко вникают в изучение основ
православной культуры, но для большей части это составляет значительный
эмоциональный след, который заставляет их задуматься. И может быть
повлияет на их дальнейший выбор между добром и злом, и на дальнейшую
жизнь.
В преподавании предмета ОПК считаю главным не знание каких-то
терминов, устройства церкви и других обучающих элементов, прописанных в
рабочей программе, а развитие интереса к духовным вопросам, воспитание
способности противостоять злу и нечистоте мира. Важно чтобы учащиеся
задумались о своей жизни, назначении человека, увидели, что жизнь без
христианских идеалов бессмысленна. На занятиях ОПК учащиеся
рассматривают изображения икон и картин с сюжетами из Библии,
знакомятся с православными праздниками, с литературными произведениями
на религиозные и нравственные темы. Так на занятии по теме «Добро и зло»
зачитывался рассказ «О солнце и ветре», по обсуждении которого ученики
сделали вывод, что сердечное тепло и любовь побеждает все. Чтение и
разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из книг, просмотр видео
материалов, прослушивание православных молитв помогают детям понять и
оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в
которых ставятся в доступной для них форме, вопросы о справедливости,
честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу,
гуманности, патриотизме. Так при изучении темы "Десять заповедей”.
Многие дети многое вспоминают то, что говорили им мамы и бабушки о
прошлом.
вваааГлавным результатом на уроках ОПК, заключается в усвоении
школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к
добру. Бог пожелал, чтобы человек был счастлив только в нравственной
системе ценностей. И если владея этими ценностями, учащиеся будут
способны различать добро и зло, то сильной будет личность, сильным будет
общество и сильным будет государство. видеоролик, "Человек, творящий
добро в любом его проявлении, не только улучшает качество своей жизни, но
и создает вокруг себя положительную ауру".
На своих занятиях использовала методические приемы организации
учебной деятельности как. Наглядные (решают задачи развития
образного мышления, познавательного интереса, воспитания
художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции).
Беседа является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не
превращалась в лекцию учителя. При организации и проведении беседы на
уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и
активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо
продуманная система логически связанных вопросов, которые по
содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и
особенностям изучаемой темы. Проектирование - особый вид
деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с
групповым занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный
продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию,
выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи,
находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий,
учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, оценивать и
анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с
ожидаемыми. Работа в группе также позволяет ученикам получить
эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности
в общую работу класса. Одна из задач, стоящих перед учителем при
организации работы в группах, создание перспективы для получения
индивидуального образовательного результата каждым учеником. Также
необходимо соблюдать временные ограничения: работа младших
школьников в группе не должна превышать 10—15 минут. Также на занятиях
использовала метод драматизация(театрализация). Она
привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она
близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации.
Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или
презентации домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной
проектной работы учащихся. Однако необходимо помнить, что
максимальный педагогический эффект достигается при условии активного
участия детей во всех этапах деятельности: в написании сценария,
распределении ролей, сценографии и т.д. Каждый из этих этапов может быть
поручен отдельной творческой группе. Драматизация может стать
прекрасным способом самовыражения и облегчит работу учителя по оценке
результатов образовательной и воспитательной деятельности, поскольку на
примере постановки достаточно легко установить личный вклад каждого
участника и степень проникновения в суть изучаемых явлений культуры.
Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную
учащимися, или, благодаря внедрению в учебный процесс информационно-
коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер апример, в
виде презентации, подготовленной с использованием программы Power
Point). Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию,
сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми еще один этап
закрепления теоретических сведений. На уроке, завершающем изучение
курса, я провела презентацию галереи образов, где представители каждой
творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Из всего
арсенала моих форм, методов, вариантов проведения уроков, следует выбрать
соответствующие особенностям и запросам современных школьников. А
именно: уроки экскурсии; деловые игры; драматизация (театрализация);
практикумы; викторины и конкурсы; творческие мастерские; создание
галереи образов.
Подводя итог нашим соображениям по данной теме, важно определить
педагогические основы организации преподавания религии в школе. По
моему мнению преподавание ОРКСЭ с 4 класса- это правильный выбор
возраста учащихся и их умственные силы. По возможности избегать
схоластики в изложении религиозных истин. Преподавание должно быть
соотнесено с практикой использования правил христианского учения в
жизни. Наши соображения, разумеется, далеко не исчерпывают сложную
многоплановую, актуальную тему роли религиозной идеи в становлении
системы образования, в воспитании учащихся. Недопустимо подменять
религию образованием, а образование религией. Но в каких-то разумных
пропорциях должно найти способ сосуществования в жизни современного
общества науки, философии, религии и содействовать духовно-
нравственному воспитанию школьника.
Используемая литература
1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики.
Программы общеобразовательных учреждений. – Просвещение. 2010.
2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики.
Книга для родителей. Просвещение. 2010
3. Никандров Н.Д. Светское образование и духовное просвещение:
проблемы взаимодействия [Текст] / Н.Д. Никандров // Педагогика.
2010. 3. с. 914.
4. Писманик М.Г. Религия в истории и культуре М.: ЮНИТИ, 2000. —
591 с.