Реализация концепции духовно-нравственного развития на уроках литературы
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Своё выступление я хочу начать со слов А. И. Солженицына: «Если
духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное
устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут её от
смерти. С гнилым дуплом дерево не стоит. И из всех возможных свобод,
которые мы получили, на первый план всё равно выйдет свобода
бессовестности».
Как здорово подметил писатель! Это же про наше время, про то, с чем
мы каждый день сталкиваемся. Достаточно посмотреть на результаты
массовых социологических опросов, чтобы удостовериться, что
воспитывающие персонажи русской классической литературы перестали
быть образцами для подражания для абсолютного большинства подростков и
молодёжи. Так, например, социологическое исследование 2012 года выявило,
каких героев сегодня выбирают наши дети для подражания. Из 2,5 тысяч
детей и подростков 187 выбрали человека-паука; 183 – фею из мультсериала
«Клуб Винкс»; 159 - Губку Боба Квадратные штаны; 145 – Бэтмена; 47 –
Гарри Поттера. А из отечественных героев 11 раз был назван Илья Муромец,
трижды – Алёша Попович, по одному разу Александр Невский, Дмитрий
Донской, Буратино и… дед из сказки про репку.
Я, как учитель, не могу смириться с тем, что наше время лишило детей
идеалов. На кого равняться, кому подражать? Многие прежние герои
низвергнуты с пьедестала, многие оболганы. Даже наша Великая Победа в
ВОв принижается. Это очень горько…
Хочется, чтобы мои ученики видели в прошлом и настоящем хорошее,
достойное уважения, чтобы гордились родной землёй и людьми, на ней
выросшими.
Проводя уроки литературы, я ориентируюсь на Концепцию духовно-
нравственного развития и воспитания личности, где четко сформулирован
национальный идеал современной России: высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации.
На уроках литературы я стараюсь не просто говорить о нравственности,
а через переживание ситуации помочь детям усвоить принципы добра,
справедливости, душевной чистоты.
Оживить для ребят литературного героя непросто. Ещё сложнее
установить связь классического произведения с нашей действительностью,
включить в урок чью-то живую судьбу, связать её с социальными и
нравственными проблемами.
Свой урок на тему «Отец и дочь» по роману Л. Н. Толстого «Война и
мир» я начинаю со слов Н. М. Карамзина: «Без хороших отцов нет хорошего
воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы». Обращаюсь к
ученикам: «Старшее и младшее поколения, отцы и дети постоянно в центре
внимания на наших уроках, потому что на примере героев произведений мы
учимся понимать взаимоотношения между близкими людьми, стараемся
понять тщательно скрываемые отцами тревоги и боль».
Вспоминаем эпизод прощания князя Андрея, уходящего на войну, с
отцом. «Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от
себя… чтобы он вырос у вас, пожалуйста».
Задаю вопрос: «Кто сможет, как князь Андрей, доверить своего
будущего ребёнка отцу?»
При обсуждении данной темы возник живой интерес, вопрос для
многих оказался не из лёгких. Дети задумались, чем близок им отец, какую
роль играет он в их жизни. «Отцовское» в мужчине – ныне проблема
остросоциальная, ведь в юноше помимо труженика, патриота, воина,
любящего сына нужно воспитывать и надёжного отца.
Необычное начало урока заинтересовывает учеников, заставляет
вдумываться в каждую фразу, позволяет глубоко проанализировать
литературное произведение, разобраться в нравственных проблемах.
Урок «Письмо от матери» по роману Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание» известный словесник Е. Ильин начал с вопроса:
помнит ли кто - нибудь почерк своей мамы? Помнили немногие. Затихли,
когда сказал, что Раскольников по памяти знал «знакомый, милый,
косенький» почерк матери. Как спасения он ждал этого письма… От чего же
должна была спасти его мать? Десятиклассники перечитывают письмо,
работают над текстом, словно исследователи. Учитель обращает внимание
детей на фразу: «Почти всё время, как читал Раскольников, с самого начала
письма, лицо его было мокро от слёз».
Какие строчки оплаканы особенно?
Остановились на этой: «…может быть, очень скоро мы сойдёмся
вместе и опять обнимемся…»
Мать и сын действительно вскоре увидятся, а вот обняться – не смогут.
Не оплакивает ли Раскольников в эту минуту и свою маму, смерть которой
сам же и приблизил?
Таким образом, проявляя хорошее знание текста, творческое
воображение, учащиеся спорят, делают открытия, приходят к глубоким
обобщениям. Самое ценное для меня в том, что старшеклассники учатся
сопереживать героям, ведут самостоятельный поиск нравственных истин. А
ведь хорошо известно: нравственные истины, добытые самостоятельно,
остаются с человеком на всю жизнь.
Непосредственное, живое, человеческое общение с литературными
героями заинтересовывает школьников. Проводя литературные дискуссии,
очень важно опираться на личный опыт, переживания детей, их интересы,
увлечения. В последнее время произошла переоценка явлений социальной
действительности, многих литературных героев. Например, в образе Базарова
наряду с положительными качествами мы должны видеть и опасность его
нигилистической теории.
В связи с этим подвожу ребят к размышлению над вопросом: чья
смерть изображена Тургеневым: Базарова-человека или базаровской теории
нигилизма? Совместно мы приходим к выводу, что трагизм героя – в
отсутствии нравственных ориентиров. Отрицая все, он не может предложить
ничего взамен. А идеал И.С.Тургенева – жизнь, идущая беспрерывно от
прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность - любовь отцов
к детям, наследующим лучшее в них.
Духовным завещанием Пушкина можно назвать его произведение
«Капитанская дочка».
Сегодня оно изучается с позиций православных ценностей,
являющихся основой общечеловеческой нравственности. Обращаем
внимание на ключевые слова: духовность, нравственный выбор, милосердие,
честь. Дети с интересом изучают это произведение, но когда мы
возвращаемся к нему в старших классах, ученики оценивают его с других
позиций. Вот строчки сочинения одного из выпускников: «В 8 классе мало
задумываешься о роли личности в истории, и повесть оставалась для меня
увлекательным рассказом. Сейчас «Капитанская дочка» открылась мне с
иной стороны. Уважение и восхищение вызывает Гринев, не склоняющий
голову под ударами судьбы и никогда не отступающий от своих принципов.
Как хочется хотя бы немного походить на этого смелого, честного героя,
следовать велению совести и разума в любой ситуации. Читаешь повесть и
задумываешься, по правильному ли пути ты идёшь, не жертвуешь ли чем-то
высоким ради приобретения мелочных жизненных благ».
Анализ ответов учащихся позволяет сделать выводы о том, что
обращение к творчеству Пушкина пробуждает гражданские чувства
старшеклассников, развивает эстетическое и нравственное начало.
И, несомненно, здесь крайне велика роль учителя литературы, ведь он
преследует цель сохранения духовной культуры нации.
Помните Аустерлицкое сражение? Подхватив знамя, князь Андрей
бросился на французов не оглядываясь, т. е. не сомневаясь, побегут ли за ним
или нет панически отступавшие солдаты. Побежали! Сперва один, другой, а
за ними весь батальон… вот так бы и нам, учителям литературы, увлекать
высоким идеалом, держа в руках книгу, как Болконский знамя. Если веришь
им, как себе, пойдут и даже побегут за тобой, а если нет, будут приветливо
улыбаться и - сидеть. Каждый миг работы наполните безоглядной верой в
ученика!
Список использованной литературы.
1. Ильин Е. н. Рождение урока – М.:Педагогика, 1986.
2. Айзерман Л. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» на уроках
литературы. Журнал «Литература в школе», №8, 2007.
3. Ерастова Е. С., Петриева Л. И. Уроки нравственности, или возвращение
к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Журнал «Литература в школе»,
№6, 2011.
4. Аглоткова Н. И. Я зажёг в своём сердце костёр. Журнал «Литература в
школе», №8, 2006.
5. Созонов В. П. Истоки современного духовно-нравственного
воспитания. Журнал «Народное образование», №4, 2012.