Презентация "Живопись Руси конца 15-16 в. Иконопись"
Подписи к слайдам:
Живопись Руси конца 15-16 в.
- Иконопись
- В течение второй половины 15 и в 16 в. искусство Москвы, став общерусским национальным искусством, отражая идеи силы и значительности русского централизованного государства, приобрело ярко выраженные черты торжественности, представительности и величавости. Вместе с тем сквозь религиозную оболочку все яснее стали пробиваться светские тенденции.
- В годы правления Ивана III Москва стала центром единого государства. В то время и в 16 в. происходило окончательное сложение русского феодального государства, росли производительные силы, расширялись торговые связи, возникали предпосылки для образования единого всероссийского рынка. Процессы эти протекали отнюдь не гладко, а в жестокой политической и классовой борьбе. Одно за другим потеряли свою самостоятельность отдельные княжества, подчинился господству Москвы Великий Новгород. При Иване IV к РОССИИ присоединились древние русские земли на западе, расширилась ее территория и па восток. Намного поднялся международный престиж Руси, завязывались оживленные дипломатические сношения со странами Западной Европы, папской курией, государствами Востока. Русские послы стали частыми гостями германского императора, венецианских дожей, турецкого султана. Москву охотно посещали иностраннные инженеры, архитекторы, мастера различных профессий.
- После гибели Византийской империи Москва стала центром и восточно-христианской церкви. На нее с надеждой смотрели греческая и иерусалимская церкви, суля великому князю корону византийских императоров. Московские князья использовали создавшееся положение для обоснования якобы божественного происхождения царской власти и укрепления феодальной монархии. Возникали новые политические теории, доказывавшие необходимость и законность централизации государства. ЭТОМУ были подчинены все средства идеологического воздействия.
- Укрепление централизованного государства сопровождалось классовой борьбой, подчас выливавшейся в восстания крестьян и горожан. В идеологической области классовая борьба выражалась в широком распространении различных ересей — жидовствующих, Матвея Башкина, Феодосия Косого, в непримиримости позиций различных групп духовенства—«нестяжателей» и «осифлян», что вызывало гневные отповеди Нила Сорского и Вассиана Патрикеева, в публицистических сочинениях Ивана Грозного и Ивана Пересветова.
- Передовые люди ратовали за приоритет разума в решении вопросов веры и этики. Идейная жизнь Руси изменялась. Условия общественной жизни, рост международных связей и авторитета молодого Русского государства заставляли шире смотреть на мир и обращаться к опыту науки и культуры других стран. Фактом огромной важности было появление на Руси книгопечатания.
- Идейные сдвиги в конце 15 и в 16 в. ярко отражались в искусстве.
- Образцом для подражания в иконописи стали творения Андрея Рублёва. Главное его произведение икона "Троица" породила множество подражаний.
- Андрей Рублёв - русский живописец. Рублёв был монахом Андрониковамонастыря (Москва), где умер и похоронен; ранее, по-видимому, был связан сТроице-Сергиевым монастырём. В 1405 (согласно летописи) участвовал с ФеофаномГреком и Прохором с Городца в создании росписей и икон Благовещенского собораМосковского Кремля; вместе с Даниилом Чёрным расписывал (в 1408 г.) Успенскийсобор, во Владимире и участвовал в выполнении икон этого собора, а такжеросписей и икон Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря, в котором, вчастности, находилось знаменитая икона "Троица", наиболее совершенноепроизведение Рублёва; в конце жизни расписывал собор Андроникова монастыря.Рублёву приписывают также участие в создании росписей и икон соборов вЗвенигороде и миниатюр Евангелия Хитрово. В своих произведениях, создававшихсяв период национального подъёма, связанного с борьбой против государства, Рублёвгениально воплотил в рамках средневековой иконографии новое,возвышено-одухотворённое понимание красоты и духовной силы человека. Егоросписи и иконы, принадлежащие к вершинам мирового искусства, характеризуютсябольшой человечностью образов, тонкой гармонией композиции и красочной гаммы, вкоторой преобладают светлые тона, плавными певучими линиями.
- Дионисий - русский живописец. Историки сообщают о работах (росписи, иконы) Дионисия: в Пафнутьевом-Боровском монастыре (между 1467 - 1477 гг., совместно с художником Митрофаном), в Успенском соборе Московского Кремля (1481 г., с художниками Тимофеем, Ярцем и Коней), в Иосифовом Волоколамском монастыре (1484-1486гг., с сыновьями Владимиром и Феодосием, старцем Паисием и другие). Сохранилась замечательная работа Дионисия (вместе с сыновьями) - роспись собора Ферапонтова монастыря (1500-1502 гг.). В Третьяковской галереи находятся иконы Дионисия - "Одигитрия" (1482 г.) и две иконы из Павлова-Однорского монастыря (1500 г.). Произведения Дионисия исполнены торжественные ясности и оптимизма. Для них характерны плавные линии рисунка, гармоничность композиции, светлые прозрачные краски, изящные фигуры вытянутых пропорций.
- Строгановская школа живописи возникла в конце XVI века. Она создалась на традициях новгородской. Ее начало было положено на севере, в Сольвычегодске. После покорения Новгорода Иваном Грозным оттуда начали переселяться культурные силы в Москву, верховья Волги, на Север и в другие места. В это время богатые купцы Строгановы, любители иконописного искусства, переехали из Новгорода в Сольвычегодск, организовали там иконописную мастерскую и собрали хороших мастеров иконописного дела. Некоторые из Строгановых и сами занимались иконописанием. Мастера в Строгановской мастерской находились всецело под влиянием своих хозяев и их вкусов, а те больше всего ценили тонкое письмо, играющее яркими красками, золотом и изящной отделкой. В новых условиях мастера постепенно отходили от традиций новгородской школы и вырабатывали свои стилевые особенности, которые и стали уже строгановскими. В XVII веке строгановское письмо получило широкое развитие и его традиции укрепились. Возник строгановский стиль, строгановская школа, которая распространилась не только на Севере, но и в Москве и в городах верхней Волги.
- Характерные особенности композиций строгановской школы - их сложность и миниатюрность. Однофигурные и многофигурные композиции почти всегда усложнены пейзажем с низким горизонтом, а фона - "явлениями" и причудливыми облаками. Сравнивая композиции новгородского и строгановского стилей, мы видим, что новгородские мастера считали достоинством своих композиций простоту и убедительность образов, а строгановские видели красоту в многосложной миниатюрности и богатых украшениях композиции. Эти черты и являются основными особенностями строгановского стиля. Растительность в живописи строгановской школы занимает значительное место. Но если новгородские деревья имеют условную веерообразную и округлую форму, то строгановские ближе к натуре, разнообразнее и детальнее разработаны. В цвете деревья строгановского стиля остаются зелеными, как и новгородские, но только более цветные и яркие. Листва их выполнена не условными треугольниками и инокопью, а в различных формах, ближе к натуре. Стволы деревьев выполняются также не инокопью, а штрихами, условно передающими фактуру древесной коры.
- Тяга к декоративности и виртуозности, изощрённости и парадности характерна для живописи той эпохи. Налицо, с одной стороны, рост мастерства, технического совершенства, с другой - потеря глубины, монументальности, широкого дыхания живописи.
ОРКСЭ - еще материалы к урокам:
- Роль курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в духовно-нравственном воспитании обучающихся
- Презентация "Коран и Сунна"
- Модель урока ОРКСЭ Коран и Сунна
- Презентация "Семья в исламе"
- Презентация "Священные книги религий мира" 4 класс
- Презентация "Библейские реминисценции в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»"