Практическое занятие "Русская народная игрушка" 9 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ» пгт.Кожва»
9 класс
Элективный курс «Традиции русской народной культуры»
Практическое занятие «Русская народная игрушка»
Учитель технологии – Шевченко Татьяна Николаевна
Тема: «Русская народная игрушка»
Цели:
1.Познакомить учащихся с историей народной тряпичной куклы
2.Развивать творческую индивидуальность, любознательность, самостоятельность и
аккуратность.
3.Воспитывать уважение к народным традициям, умение работать в коллективе.
Оборудование: лоскуты икании, ножницы, нитки, тесьма, инструкционные карты,
компьютер с проектором, образцы готовых тряпичных кукол.
Ход занятия:
1.Организационная часть.
2.Сообщение темы занятий
Солнце яркое встаёт –
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Продаются вилы, санки,
И конфеты, и баранки.
Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша:
До чего же хороша!
Свистят свистульки – утки,
Свистит петух – проказник.
Ой вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные
Веселы и ярки,
Примите их в подарки!
Т.Петухова
Этим весёлым, радостным стихотворением мы начинаем наше занятие. Игрушка – одно из
наиболее дешёвых произведений искусства. Она доступна всем. Её отличает от других
видов искусства и то, что она сопровождает человека с первого дня рождения и до
старости. Создание игрушки – прекрасное, древнее и всегда молодое, весёлое ремесло в
мире. К тому же – это благородное ремесло: ведь с игрушки, как с первых сказок, стихов и
песен, начинается познание прекрасного, игрушка забавляет как ребёнка, так и взрослого,
она украшает, освещает наш быт улыбкой.
В современном мире существует огромное множество игрушек. Они сделаны из
различных материалов, бывают огромных размеров и очень маленькие.
Но сегодняшняя наша беседа пойдёт об игрушке особенной – народной. Такими
игрушками играли дети много лет назад на территории России.
3.Изучение нового материала
Так что такое народная игрушка? Народные игрушки – это не те, которые создаются
целыми партиями на фабриках и заводах. Первую народную игрушку сделал ещё древний
человек, когда слепил горшок для еды, а из оставшейся глины сделал дочке куклу. И ещё
тот, кто, сделав себе большое копьё, изготовил маленькое копьё для сына и куклу из
щепочки дочке. А сын и дочь выросли и сделали такие же игрушки своим детям.
Правда, многие народные игрушки были вовсе не для игры. Первобытные люди делали из
камня и дерева фигурки богов, чтобы поклоняться им, просить у них милости из защиты.
Чаще всего эти фигурки напоминали человеческие фигуры и были самыми первыми
куклами. Эти куклы облегчили жизнь первых людей: они спасли множество человеческих
жизней, заменив собой людей в обрядах жертвоприношения: служили оберёгами от
болезней, несчастий, плохой охоты, голода..
Глиняные свистульки и деревянные дудочки делали, чтобы отгонять злых духов (слайд 2-
3). Той же цели служили и погремушки. Узоры тоже рисовали не для красоты, а в
качестве магических знаков. Кукла была изображением богини, а образ коня связывался
с солнцем. Но со временем грозные свистульки, гремящие шары, суровые богини
превратились в весёлые свистульки, погремушки и нарядных кукол, а магические
знаки стали просто красивыми узорами. Такими они и дошли до наших дней.
В России с давних пор существовало много центров народных промыслов. В одних
мастерили глиняные игрушки, в других деревянные, в третьих плели из соломы.
Дымковская игрушка ( слайд 4)
Особое место в русской народной игрушке принадлежит матрёшке (слайд 5). Фигурка
матрёшки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней
оказывается ещё фигурка, и так до 10-12 куколок. Для изготовления матрёшек
используется сухая берёза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от
коры брёвнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных
заготовок вытачиваются фигурки, причём вначале делается самая маленькая,
неразъёмная куколка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают. Иногда
поверх росписи изделия покрывают лаком. Наиболее известны матрёшки, сделанные в
городах Семёнове и Загорске.
В 1900 г. Матрёшки появились на Всемирной выставке в Париже и сразу завоевали
признание. Изготавливались матрёшки-пастушки, матрёшки-старики, матрёшки-невесты.
В 1911 г. Только Сергиевская мастерская выпустила 21 вид матрёшек. Однако, дожив
до наших дней, русская матрёшка воспринимается одетой в расписной крестьянский
сарафан, полушалок, передник.
Но рассказ о народной игрушке будет неполным без упоминания о
прародительнице современной куклы – тряпичной. Давным -давно их делали не для
продажи, а для себя – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Верили,
что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от
бессонницы, поспособствовать урожаю, привлечь в дом счастье, богатство, лад и
прочее.
Их мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С
надеждой и, главное, с большой любовью. А потому в процессе изготовления не
использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего
хранителя и защитника?). Нити рвали руками, так же поступали и с тканью –
лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И
обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что
носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.
Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. В
некоторых случаях навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других
– по особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулировали желания,
напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных
случаях хранили полное безмолвие).
Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно
чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла.
В русской деревне кукла была наиболее распространённой игрушкой, и в
некоторых семьях их насчитывалось до сотни. Их делали либо родители, либо
сами дети, но чаще «крутили» кукол – женщины. К тому же, как по сей день
утверждают поэты, каждая женщина – чуть-чуть колдунья.
Колдовской подход проявлялся и в запретах на изготовление обрядово-обережных
кукол. К примеру, их нельзя было делать в «плохое» для любого рукоделия время.
Не только в праздничные и выходные дни, но также ночью, плюс – по средам и
пятницам. Считалось, что в это время с текстилем (нитками, пряжей, холстами)
«работают» духи и нечистая сила (в частности, кикиморы и русалки). Зато, занятие
рукоделием в «хорошее» время (особенно в зимний сезон) приветствовались и
нередко проводились мастерицами массово, в форме девичьих посиделок с
длинными разговорами, шутками и песнями. Помните пушкинское: «Три девицы
под окном…»? Еще одна интересная особенность – изготовление обрядово-
обережных кукол в один прием, не откладывая начатый процесс ни «на завтра», ни
«на потом». Причиной тому старинная примета: дело, сделанное во второй раз,
перечеркивает то, что было сделано в первый. Поэтому наши с вами пра-пра-…-
бабули не мели избу в две метлы, не ставили хлеб в печь два раза и считали, что
нечисть можно убить исключительно с одного удара (прихлопнешь второй раз –
оживет и ускачет, зараза).
Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с 5 лет
Свёртывали в «скалку» кусочек цветной ткани, обтягивали «лицо» белой
тряпицей, затем скатывали боковые остатки ткани –получались «руки». Вот и
готова кукла. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. в доме не должно было быть
лишних глаз, безликая же кукла слепа, глуха, нема = безопасна, считалось, что
кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица
оберегают дом и очаг. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным,
недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для
ребенка. Единственное, чем допускалось отмечать кукольные лица – это крест
(древний могущественный солнечный знак). В некоторых случаях именно он
придавал текстильной или соломенной фигурке магический статус оберега.
Кукла должна была принести ребёнку благополучие, здоровье, радость. Это было
чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался
характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. Обязательна
была коса. В зависимости от причёски кукла была девочкой, невестой, матерью.
Куклам не давали имя. Называли так: Цацки, Ляльки, Маньки, Матрёшки.
Такие куклы-берегини передались по наследству от матери к дочери; они
помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы.
.
Русская народная кукла- не кукла для любования. Это прежде всего обрядовые куклы и
куклы для игры. Говорили так :«Не играет в куклы- детей не будет, плохая мать будет».
В каждой губернии были свои мастерицы и куклы отличаются всё-таки, потому что часто
отражают особенности костюма данной местности, хотя, понятно, в упрощённом
варианте. Костюм с куклы не снимали. Часто народная русская кукла обладает особо
большими грудями как почитание женской красоты и женского начала. Так и говорили ;
«Что ж за кукла без титек». «Сиськи ладили»(просторечн.) по-разному: набивали куделью
или скатывали тряпичные шарики. Груди висят между верхом и низом вместо шеи. Грудь
символизировала связь с матерью-землёй, поэтому именно женщины были хранителями
кукольной традиции.
Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица
души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно
складывали в сундук.
Все народные куклы традиционно делятся на три группы: слайд 6
игровые,
обрядовые
обереги
Обереги
У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца
от "дурного глаза" (Кувадки, Колокольчик)
Обрядовые
Все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых
кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение (
Неразлучники, Десятиручка)
Игровые (Девка-Баба)
Свадебные куклы «Неразлучники» слайд 7
Такие куклы бытовали в Тульской губернии, их дарили на свадьбу. Большое значение
на Руси имели свадебные куклы. В русской традиции во главе свадебного поезда,
везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали
пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на
себя. Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в
неразрывное целое.
Некоторых из них клали новобрачной на колени с целью вызвать материнскую силу.
Втайне от молодых перед свадьбой еще одну особую куклу шила мать невесты. Во время
свадебной церемонии родительница отрывала от подола большой куклы двух маленьких
куколок и передавала их новой семье с пожеланиями благополучия и чадородия. Большая
кукла оставалась в ее доме Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой,
красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой
служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см, шириной до 1,5 см из любого
дерева, кроме ольхи и осины (эти деревья связывались с нечистой силой).
У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку,
были вместе в радости и в беде. Куклы можно свободно двигать по «руке».
Девка – баба (кукла- перевёртыш) слайд 8
Это кукла-перевертыш, с одной стороны это девка, а с другой - баба.
Кукла несёт образ перехода, который совершает девушка, выходя замуж, становясь
женщиной, перехода из одной жизни в другую.
Кукла готовила девочку к взрослой жизни, показывая, что не всегда жизнь будет
беспечной и веселой (платочек на голове, наряд бабы потемнее чем у девки).
Куклу можно использовать как игровую, помогая ребенку создать верный образ
мира. В этом мире девочка, вырастая, становится девушкой, ищет своего суженого,
а найдя - выходит замуж. При этом в ней происходят перемены, которые наглядно
отражены в кукле.
Куклу можно дарить девушкам и женщинам. В современной культуре во многом
утрачено понимание замужества, как перехода в другое состояние, в другую жизнь.
Девка-Баба помогает вспомнить, как понимали этот переход наши предки, осознать
смысл замужества.
Кукла «Зернушка (Крупеничка)» слайд 9
Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью,
имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда
на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно
пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все
виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так
как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания
на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит значит, то и образ, дающий
этот урожай, женский.
Крупеничка несет образ женщины – достойной, статной, уверенной в себе и помогает
своей хозяйке обрести такое же состояние.
Раньше это был мешочек с отборным зерном нового урожая, его бережно хранили в
красном углу, а весной использовали для посева. Этот мешочек с зерном был залогом
достатка, сытости и богатства. Крупеничку хранят дома либо дарят, как символ богатства
и достатка или с пожеланием прибавления в семье.
Кукла «День-Ночь» слайд 10
День и Ночь — куклы-обереги жилища. Бытовали они в Пензенской и Тамбовской
губерниях, а также в Поволжье. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна
выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли
вперед светлую, а ночью — темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют
собой единую цельную композицию.
Кукла «Филипповка» слайд 11
Её дарили хозяйке для помощи во всех делах. Это обрядовая кукла, и делали её (также как
дарили) на Филиппов день, 27 ноября, отдавая дань непростому женскому труду.
Кукла Филипповка - шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что он оберегает
женские руки от усталости, травм. а также облегчает и скрашивает женский труд и
превращает его в удовольствие.
Чтобы рукоделие денежку приносило, на пояске у Филипповки привязывают узелок-
лакомник с зернышком и монеткой. Делалась такая кукла на посиделках на Филлипов
день (27 ноября) по окончании полевых работ, сразу перед тем как вплотную заняться
рукоделием зимними днями и вечерами.
Другая кукла-многоручка зовётся Десятиручка, но она делается девушками, которые
садятся за приданое и сразу сжигается, Филипповка же хранится в течение всего года.
Кукла «Десятиручка» слайд 12
Куклу Десятиручку девушки и женщины делали перед праздником Покрова, в
октябре.
Эта куколка - помощница в подготовке приданого для девушки, а для женщины в
рукоделиях и многочисленных домашних делах.
Поэтому у нее много рук – чтобы все успеть! И ее руки – очень похожи на крылья. Не то
птица, не то бабочка. Известно, что душу наши предки представляли и птицей, и бабочкой.
Не затем ли делали наши прапрабабушки таких кукол, чтобы помнить о своих
возможностях, о душе...Десятиручка несет легкий и душевный образ женских дел в семье и
этим помогает устраивать семейное счастье. Она – хороший подарок девушкам, которые
собираются замуж, и замужним женщинам.
А еще куклу можно дарить с пожеланием успеха тем, кто начинает свое дело.
На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка
предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных
делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления
она почти сразу же сжигалась.
.
Кукла «Колокольчик» слайд 13
Колокольчик - кукла добрых вестей.
Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола
оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на
всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху
напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье
складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то
человек вполне счастлив.
Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего
настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие
известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение
Кукла «Божье Око» слайд 14
Это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око.
Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих
сил на все четыре стороны света" (А.Б. Рыбаков, "Язычество древней Руси").
"Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место,
которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега
притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению
к владельцам дома.
В изготовлении используются нитки красного цвет белый символизирует святыню, зеленый
- жизнь, синий - тайну, красный -жертвенность, оранжевый - благодать Божью и Его
присутствие, голубой -чистоту и невинность. Желтый цвет - цвет тепла и любви, пурпурный
-победа, багряный - цвет величия, бирюзовый - цвет молодости, розовый -детства (из книги
"Русские традиции и обряды")
Кукла
«Куватки» слайд 15
Родом эта кукла из Тульской губернии. История этой куклы уходит в конец 19 века
и начало 20 века. Эта тряпичная кукла-оберёг изготовлялась для самых маленьких
детей из лоскутков цветной ткани и ниток. Разноцветные куватки были яркими и
привлекали внимание ребёнка, создавая ему радостное настроение. Их развешивали над
детской колыбельной целой гроздью. Поскольку они служили оберёгом для младенца.
Важным условием для того, чтобы куклы стали оберегами, является их нечётное
количество. Делали такую куклу без использования иголки, считая что металл не
должен прикасаться к кукле.
Кукла «Купавка» слайд 16
Эта кукла, бытовавшая раньше в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской
губерниях, была куклой одного дня. Купавка олицетворяла начало купаний. Её сплавляли
по воде, считалось, что тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские
болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Это – кукла
праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала
Кукла «Капустка» слайд 17
Такие куклы были распространены во многих регионах. Есть они и на юге России, и в
северных губерниях, и в Сибири.
Это обрядовая кукла, символизирующая плодородие, достаток. Может быть использована и
как игровая.
Такая кукла станет хорошим подарком и ребенку, и девушке, мечтающей о замужестве.
Ее можно подарить женщине, готовящейся стать матерью, так как во многих местах эту
куклу называли Кормилкой - считалось, что она поможет выкормить, вырастить крепкого,
здорового ребеночка.
Кукла сделана с использованием натуральных тканей – хлопка, льна. Её одежда украшена
традиционной вышивкой и плетёным поясом.
Кукла «Веснянка» слайд 18
У каждого народа существовали свои традиции, обычаи, ритуалы. Аналогично и куклы-
обереги были разные. Например, интересная кукла-оберег была у народов Коми. Делали ее
из бересты и ткани. Бересту скатывали в трубочку, внутренним слоем наружу, внутрь
вставляли лист бумаги, на котором была написана молитва матери. Одежду для такой куклы
шили из лоскутов одежды старого человека и обязательно доброго. Шили кофту с
длинными рукавами, двухъярусную юбку и фартук, который отделывали тесьмой. Шапочку
шили из темного материала.
А ещё у народов Севера существовали куклы, в основе которых лежала косточка и утиный
нос ("утка ныр"). Куклы из утиных носиков привязывали к люльке, они служили оберегами.
Невольно в голову приходит мысль: так вот, оказывается, какими куклами играли наши
прапрабабушки много лет назад! Современные дети об этом практически не знают. А ведь
куклы-обереги – часть истории и культуры нашей Родины.
Народная игрушка есть в любой стране, и у каждой – свой национальный характер,
потому что в игрушках отражается человеческая история.
-А какие народные приметы, связанные с тряпичной куклой вы знаете?
В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит на
красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу
женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Готовую
куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это
место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и
спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.
Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и
братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как
старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает
одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о
готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получается
красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться
шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу к мастерице. Многие девушки
к свадьбе шили свой наряд сами, а это уже серьезная и кропотливая работа. И,
наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой
работе, говорили: Да она до сих пор в куклы играет, и считали неумехой. Рановато
им было вставать в девичий свадебный хоровод, и серьезную работу не поручали.
русская народная игрушка способствует формированию “в мальчике
необходимых черт хозяина, кормильца, а в девочке – матери, воспитательницы,
хранительницы домашнего очага и родовой традиции, мастерицы”
Чем больше девочка играла с куклами и чем больше было у нее кукол, тем
богаче на детей она была в замужестве. С этой же темой связано и большинство
свадебных обрядов; обсыпание молодых на шубе житом, пожелания типа “сколько
черепков, столько и детушек” во время ритуального битья горшков. Рождение
ребенка воспринималось как милость и расположение Провидения, было знаком,
подтверждающим правильность жизненного пути, сделанного выбора и исполнения
свадебного обряда”
Выходя замуж, девушка собирала всех своих кукол и приносила в дом жениха.
И могла играть в них до тех пор, пока у нее самой не появятся дети, причем никто не
смеялся над ней, не считая игру в куклы несерьезным занятием. А уж потом куклы
переходили к ее детям. Кукол бережно хранили, и никогда не выбрасывали. Их
любили и берегли.
4.Вводный инструктаж. Правила техники безопасности
1. Правила изготовления тряпичной куклы:
• Умиротворение и радость приходят, когда играешь с куклой, сделанной из
мягких хлопчатобумажных и льняных лоскутов;
• Помимо ткани в изготовлении традиционных кукол используются и
природные материалы: дерево, лыко, камыш, трава и т.д.
• Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или
отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей
комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.
• Обереги не могут быть изготовлены для себя.
• Самые сильные обереги - те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими
кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми.
• В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для
которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать
его энергетику, настрой, характер, потребности.
• очень важно делать куколку с добрыми намерениями и в хорошем настроении.
Завязывая нечетное количество узелков, прикрепляя тот или иной ее элемент,
следует произносить вслух добрые пожелания.
• при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и
режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а
рвать.
• Помним, что в народном костюме используется сочетание белого, красного,
синего и зеленого цветов
• Используем сочетающиеся яркие ткани – это подарок
• Если на ткани рисунок, то мелкий, т.к куколка маленькая
2.Правила техники безопасности.
Чтобы изготовить куклу необходимы различные инструменты:
❖ Игла;
❖ Ножницы;
❖ Утюг.
При неправильном обращении они могут быть очень опасными. Поэтому соблюдение
ПТБ обязательно. Не забывайте об этом.
5.Практическая работа «Изготовление тряпичной куклы» слайд 19-23
Ребята выполняют тряпичную куклу по выбору.
Учитель во время практической работы делает целевые обходы, контролируя
правильность выполнения задания и соблюдая ПТБ.
6.Подведение итогов
Сегодня на занятии мы узнали с вами:
- историю тряпичной куклы
- для чего нужен оберёг
- почему кукла – оберёг безликая?
- виды тряпичных кукол
7.Выставка работ
Кукла-колокольчик
Необходимый материал: 3 разноцветных лоскута разных размеров ( самый
большой квадрат примерно 35*35 см), 1 белый лоскут прямоугольной формы, ветошь,
цветной лоскут треугольной формы для платка.
Ход работы:
1. Вырезать три круга из цветных лоскутов.
2. С изнанки в середину большого круга положить комочек ветоши (синтепон) и
перевязать по шее, образуя головку и пышные юбки.
3. Затем прямоугольным лоскутом белой ткани накрыть головку и перевязать по
линии шеи. Из оставшейся по бокам ткани сложить рукава-жгутики и перевязать
на концах манжеты.
4. Повязать яркий платок. Кукла готова.
Изготовление куклы «Кувадки»
Но рассказ о народной игрушке будет неполным без упоминания о прародительнице
современной куклы – тряпичной. Давным -давно их делали не для продажи, а для себя – как
обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Верили, что куклы способны защитить, отвести
беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, поспособствовать урожаю, привлечь в дом
счастье, богатство, лад и прочее.
Их мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С надеждой и,
главное, с большой любовью. А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни
иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника?). Нити рвали руками,
так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании
постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую»,
ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами
Окружающий мир - еще материалы к урокам:
- Исследовательская работа "Технология гендерного подхода на уроках технологии"
- Контрольная работа "Технология ведения дома" 8 класс
- Методическая разработка урока "Наша страна - Россия. Герб, гимн, флаг. О Москве" 1 класс
- Презентация "Выполнение орнамента вышивки с применением компьютерных технологий" 6 класс
- Мастер-класс"Выполнение орнамента вышивки с применением компьютерных технологий" 6 класс
- Презентация "Конструирование ночной сорочки с цельнокроеными рукавами" 6 класс