Исследовательская работа "Сагаалган - Бурятский национальный праздник" 2 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СОШ №47» г.Улан-Удэ
Сагаалган - Бурятский
национальный праздник
Проект подготовила
Томина Мария,
ученица 2 «В» класса
МОУ СОШ №47 г. Улан-Удэ
Руководитель:
Дряхлова Елена Линуровна
Улан-Удэ 2010г
Паспорт исследовательской (проектной) работы
Характеристика
Содержание (нужно заполнить!)
1
Наименование работы
« Сагаалган» - Бурятский национальный праздник
2
Фамилия Имя Отчество
автора
Томина Мария Викторовна
3
Регион
Р.Бурятия
4
Населенный пункт
Г. Улан-Удэ
5
Полное наименование
образовательного
учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СОШ №47»
6
Класс, в котором учится
автор
2 «В» класс
7
Почтовый адрес учреждения
с индексом
670042,Бурятия,г. Улан-Удэ,ул. Калашникова 12
8
Телефон учреждения с кодом
(3012)556323
9
Электронные адреса для
ведения переписки
10
Фамилия Имя Отчество
руководителя работы
Дряхлова Елена Линуровна
11
Проблема (почему
выполнялось исследование,
проект?)
« Сагаалган» является ли таким же популярным и
любимым праздником, как и Новый год. Почему именно
этот языческий праздник сохранился до наших дней и
приобретает все большую популярность.
Все ли семьи учеников нашего класса встречают этот
праздник по всем традициям бурятского народа.
12
Объект и предмет (что
исследовалось,
проектировалось?)
Каждый год, в феврале месяце, в Бурятии отмечают
праздник « Сагаалган». Меня заинтересовала история
возникновения этого праздника, обряды и традиции,
песни.
13
Гипотеза (главная
АВТОРСКАЯ идея)
«Сагаалган» вместе со своими друзьями и
родственниками празднуют жители Бурятии, показывая
своё уважение к национальным обычаям бурят. «
Сагаалган» является символом дружбы , единения и
согласия среди многонационального населения
республики.
14
Практическая значимость
работы
Мой проект можно использовать для изучения обычаев
и традиций бурятского народа, по материалам проекта
можно проводить классные часы, утренники в моём
классе посвященные « Сагаалгану».
15
Полученный результат
Узнала много о празднике Белого месяца. Что этот
праздник является таким же популярным, как и
Масленица в нашей Бурятии.
Изготовила буклет «Рецепты Бурятской кухни»
Научилась делать позы.
Аннотация
Я живу в Бурятии. В нашей республике живут люди разных национальностей. Мы все
вместе встречаем Новый год, Рождество, на Масленицу печём блины, на Пасху красим
яйца и готовим куличи. А ещё мы встречаем Сагаалган или Белый месяц. Что это за
праздник и как его празднует вся Бурятия я и решила выяснить. Для этого прочитала
книги, посвящённые этой теме, посетила с классом Этнографический музей. И вот что я
узнала:
Бурятский национальный праздник «Сагаалган» получил статус народного праздника
24 января 1990года.
Сагаалган - это новый год по восточному календарю, традиционный праздник,
который широко отмечается на территории Бурятии. Отмечают его все, от мала до велика.
В Бурятии русские и бурятские традиции вообще переплетены очень тесно - в этом году
даже народные гуляния совмещены в один повод - Масленица и Белый месяц.
Сагаалган означает Белый месяц, и корнями праздник уходит глубоко в историю.
Изначально праздник отмечался осенью, но с приходом буддизма в 12 веке его перенесли.
Заканчивается последний зимний месяц, самый суровый, темный, и наступает новый год -
светлый и чистый. Готовясь к этому дню, мы приводим в порядок не только жилище, но
прежде всего себя, свои помыслы и намерения. На стол ставим только белую пищу -
молоко, сметана, творог, рис, саламат, позы. Саламат - это сметана, которая варится
вместе с мукой грубого помола, получается очень вкусно! Позы - это большие такие
пельмени особенной формы, которые варятся на пару. Дома мы с мамой, с сестрой тоже
лепим позы к празднику.
Праздник длится целый месяц. Все члены каждой семьи поздравляют друг друга.
Обязательно посещение родителей и старших родственников с преподнесением подарков
и благопожеланий. Хадак - шелковая лента белого, синего, оранжевого или красного
цвета. На таких лентах мы преподносим подарки особенно уважаемым и дорогим гостям.
Белый хадак - символ воды, чистоты, доброты.
Синий хадак - символ неба, или долголетия.
Желтый хадак - символ огонь, солнце.
Красный хадак - символ метала.
Зелёный хадак - символ земли.
В дацанах проходят торжественные богослужения – хуралы. Верующие собираются во
дворе дацана, где находится конусообразное сооружение «Дугжууба» из досок и дров.
«Дугжууба» - символ всех людских прегрешений за год. Все желающие приносят кусочки
ткани или теста, заранее обтерев ими себя и домочадцев.
В процессе горения Дугжуубы нужно бросить принесённые кусочки в горящий костёр.
Это мы предохраняем себя и своих близких от болезней, напастей и дурных помыслов,
совершая обряд очищения огнём.
Я провела опрос среди своих одноклассников и знакомых, справляют ли в их семьях
праздник Белого месяца, соблюдая национальные традиции. Класс многонациональный и
все в семьях отмечают этот праздник по разному.
Ещё я решила выпустить буклет с рецептами бурятской кухни. Я прочитала книги
о национальной кухне бурят. Всей семьёй сходили в кафе бурятской кухни. После этого я
сделала этот буклет.
Вывод .Большинство ходят с родителями в дацаны, другие просто готовят национальные
блюда(позы), а многие посещают народные гуляния. Но все ребята знают об этом
празднике. Обязательно надо помнить традиции своего народа.
Презентация прилагается
Список используемых источников
Е.Б. Батоцыренова АН СССР СО БФ Бурятский бытовой орнамент г.Улан-Удэ
1974г.
Р. Д. Бадмаева, И. А. Бутуханова Бурятский костюм 19-20в.г. Улан- Удэ, 1979г.
Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Новый год М., изд-во
Наука 1985г.
Тумахани А. В. Бурятское народное искусство г.Улан-Удэ 1970г.
Г. Заятуев Ш. Чимитдоржиев Сагаалган. г.Улан-Удэ 1989г.(Буряад jнэн)
Буряты. Традиции и культура. Улан-Удэ, 1992г.