Презентация "Путешествие в рукотворную сказку" 2 класс
Подписи к слайдам:
- Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
- 2 класс
- Учитель: Щавелёва Ольга Александровна
- -2010-
- МОУ Подозерская средняя школа
- Ивановская область Комсомольский район
- Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и красивыми. Любой природный материал – глина, дерево, жесть – красив. Но красота открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты.
- По всей нашей стране живут художники-умельцы. В их руках происходят удивительные превращения природного материала в изделия.
- Места, где живут и работают художники, называются центрами народных промыслов. На уроках м ы познакомимся с некоторыми из них.
- Ремёсел очень много на земле на русской есть
- И всех ремёсел нам сейчас не перечесть!
- Дымковская игрушка очень популярна. Ласково и нежно называют её «дымка», потому что впервые её начали изготавливать много лет назад в слободе Дымково, что стоит на высоком берегу реки Вятки.
- Дымковская игрушка
- Зимой слобода в дыму от того, что топятся печи, а в пасмурные дни стелется туман от речки, отсюда и название – Дымковская слобода, и игрушка именуется дымковской.
- Чем знаменито Дымково?
- Игрушкою своей!
- В ней нету цвета дымного,
- Что серости серей.
- В ней что-то есть от радости,
- Гремящей, как басы!
- Мы игрушки расписные,
- Хохотушки вятские,
- Щеголихи слободские,
- Кумушки посадские.
- Дымковские барыни
- Всех на свете краше,
- А гусары-баловни –
- Кавалеры наши.
- У большого индюка
- Все расписаны бока.
- Всех нарядом удивил,
- Крылья важно распустил.
- За студёною водицей,
- Как лебёдушка плывёт,
- Водоноска-молодица
- Вёдра синие несёт.
- Козоньки рогатые,
- Козоньки бодатые,
- Ждём вас на дорожке,
- Разомните ножки.
- Ой, люли, люли, люли,
- Кони на лужок пришли.
- Кони удалые,
- Гордые, лихие.
- Так лепят дымковскую игрушку
- Роспись глиняных игрушек
- Обрати внимание на основные элементы геометрического орнамента игрушки: круги, овалы, клетки, полоски, точки. На то, как они выстраиваются в узор, на яркость красок. В росписи используют желтый и синий, малиново-красный и зеленый, белый в фоне и черный цвета.
- Ростом разные подружки,
- Но похожи друг на дружку.
- Все они сидят друг в дружке,
- А всего одна игрушка.
- Матрёшка
- Русская деревянная кукла матрёшка родилась около 100 лет назад под Москвой. Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрёшка сразу понравилась взрослым и детям. Нравилась её доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство.
- И сегодня русская матрёшка – желанная гостья в каждом доме. География её местожительства давно охватила многие страны мира.
- Почему матрёшка нам
- нравится?
- В чём секрет успеха и
- долгожития матрёшки?
- Почему матрёшка стала
- русским сувениром за рубежом?
- Эстетическое представление о женщине часто неотделимо от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. «Лебёдушка», «пава», «утушка» - слова, которыми величают женщин в русской народной поэзии. Эти своеобразные черты женского образа прекрасно воплотились в красочном народном костюме.
- Облик матрёшки воплотил в себе спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма. Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней – дружба и любовь, пожелания счастья и благополучия.
- Этапы росписи матрешек
- Хохлома, хохлома!
- Весь народ свела с ума!
- Яркая, лучистая,
- Узоры золотистые!
- Хохломская
- роспись
- Расписная деревянная посуда очень древняя. Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, поставцы и вазы, солонки и сказочные ковши-утицы, а еще мебель детскую. Прежде на ярмарку возами такой товар возили. Почему же так охотно покупали хохломские изделия?
- Не только разнообразием форм, но и росписью славятся эти изделия. В чем секрет золотого узора, да и каков он сам?
- Любимые цвета — красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки —приписок. А золото-то откуда? В этом и есть секрет хохломского промысла! Чтобы золотом загорелся узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь. Закалится лак до желтого цвета — и вспыхнет под ним блестящий фон. Чем не золото?
- Любят мастера этого промысла растительные узоры: травки, ягодки, цветы сказочные. Природа вокруг какая: глаз не оторвешь!
- Ещё раз присмотрись к этому чуду. Говорят, хохломская посуда ни воды, ни жары не боится. Как ты думаешь, почему?
- Впервые Каргополь упомянут в год Куликовской битвы. Знаменит он шедевром древнерусского зодчества – Христорождественским собором XVI века. Места здесь дивные, незабываемые: река Онега, простор земли, ширь неба. Одним словом – Русский Север!
- Каргопольская игрушка
- Здесь родилась глиняная игрушка. Завелась она по избам окрестных деревень, по городским домам, глубоко выразив народный характер, став настоящим художественным явлением.
- Лепят игрушку руками, как пирожок, сушат, обжигают в русской печи, раскрашивают немудреными красками. Делают основательно и умело, как и всякую другую работу.
- Авторы каргопольских игрушек – люди в основном пожилые, но не стареющие сердцем.
- После напряженного трудового дня в темную зимнюю пору или в пасмурную осень посмотришь на эти рукотворные чудеса – и словно побеседуешь с хорошим и отзывчивым другом. Станет на душе и легче, и радостнее, в самом пробудится художник, и мир расцветится радугой.
- Роспись глиняных игрушек
- Посмотри, как выразительна роспись каргопольской игрушки, которая сохраняет прочную связь с древними мотивами.
- Каждая мастерица всегда вносит элемент творчества в это яркое, весёлое искусство.
- Ожили краски и в душу запали,
- Русским напевом заслушался мир.
- Сколько кудесников вырастил Палех!
- Сколько диковин красою затмил!
- Палехская миниатюра
- Испокон веков палешане писали образа. От поколения к поколению передавалось их древнее мастерство. Славилось и процветало село, шла о нём молва по всей Руси.
- После революции 1917 г. ведущие художники Палеха организовали новый промысел, творчески переработали художественные традиции и приёмы, унаследованные от глубокой древности.
- Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.
- Особенности палехской живописи
- Создание миниатюры
- В настоящее время в селе работают Художественно-производственные мастерские, есть художественное училище, открыт музей.
- Произведения художников из древнего русского села принесли Палеху мировую известность и славу.
- Они неизменно с большим успехом демонстрируются на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.
- Гжель, гжель, сказочная гжель - песня задушевная, хорошая, словно белая метель, словно белая метель синие цветы запорошила.
- Искусство Гжели
- Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин.
- В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушайся в слово «гжель» - и ты уловишь в его звучании что-то общее со словами «жечь», «обжигать».
- Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика.
- Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
- Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных сценки из жизни и многое другое.
- Основные элементы гжельской росписи
- ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ - русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.
- Роспись по металлу
- Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостова.
- На сверкающей лаком чёрной, синей, красной поверхности подноса хороши и подмосковные пейзажи и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты, осенние мотивы ягод и листьев.
- Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная манера письма даёт мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской живописи.
- Обычно о жостовских изделиях говорят как об искусстве ярком. Да, краски его звучны, но не терпят пестроты, назойливости.
- Им к лицу плавное, мелодичное письмо, гармоничная композиция, нежные, тонко подобранные тона цвета.
- Присмотрись к росписи подносов.
- Букеты у них плотные, почти нигде не видны стебли.
- А какие цветы!
- Здесь красиво сочетаются крупные, средние и мелкие формы.
- Даже в самом чудесном саду не увидишь таких роз, как на жостовских подносах.
- Любя природу, человек украшает её неповторимыми образами своей фантазии.
- Этапы росписи жостовского подноса
- Деревня Филимоново в Тульской области – знаменитый центр производства этих игрушек. Никто уже не помнит, когда здесь впервые стали делать замечательные игрушки. Но и сейчас этот промысел живёт, а с ним продолжает жить прекрасное искусство народных умельцев.
- Филимоновская игрушка
- У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными. Эти игрушки вылеплены из вязкой, податливой белой, с синеватым оттенком глины.
- Любимые цвета игрушек – малиново-красный, жёлтый и изумрудно-зелёный. Расписывают игрушки, как и раньше, куриным пёрышком.
- Роспись глиняных игрушек
- Необычайно ярка игрушка в своих пёстрых декоративных «одеждах» - узорах, нанесённых прямо на поверхность обожжённой глины. Сплошную окраску дополняют чередующиеся радужные полосы.
- Искусство городецкой росписи зародилась в заволжском крае близ г.Городца, недалеко от Нижнего Новгорода. В окрестных селах этого края крестьяне
- издавна украшали удивительной росписью свои дома – ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки – настоящее произведение искусства.
- Городецкая роспись
- На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелёными веточками.
- В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены все предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение.
- В чём же волшебство городецких узоров? Красок-то всего: красная, синяя, зелёная, немного жёлтой, а чёрная и белая для оживки. Всё дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.
- Роспись купавок и розанов
- Сначала делается замалёвок – цветные пятна круглой формы. Из них и составляется композиция росписи. Затем форма цветка усложняется, делается серединка и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид.
- Мастера за работой
- Источники:
- Animashky.ru c 2006-2008
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007
- www.google.ru.
- Учебно-воспитательная работа в начальной школе – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000
- Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.1/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2005
- Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.2/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2005