Презентация "Пища в семейной обрядности поморов"

Подписи к слайдам:
Пища в семейной
  • Пища в семейной
  • обрядности поморов
Цель : рассказать об отличительных чертах
  • Цель : рассказать об отличительных чертах
  • семейной обрядовой пищи поморов.
  • Задачи:
  • - изучить и проанализировать особенности семейных обрядов поморов;
  • - сравнить современное застолье с аналогичным застольем 19-20 века на примере крестьянских семейных обрядов Архангельской губернии;
  • - познакомиться с рецептурой приготовления традиционных северных обрядовых блюд.
Обряды, включавшие в себя действия, связанные с рождением
  • Обряды, включавшие в себя действия, связанные с рождением
  • детей, заключением брачного союза и смертью, принято называть
  • обрядами жизненного цикла или семейными обрядами.
В старину каждый ритуал сопровождала обрядовая трапеза, особые обрядовые блюда.  Символика обрядовых кушаний имела глубокие языческие и христианские корни.
  • Яйца и целые зёрна пшеницы - земля
  • Блины – солнце, огонь небесный
  • Мёд и молоко – обильная, сладкая жизнь в раю
  • Обрядовая выпечка - домашний и небесный огонь, жизнь, и плодородие и смерть – погребальный огонь
Каша – продолжение рода, плодородие
  • Каша – продолжение рода, плодородие
  • Хлеб у поморов ассоциировался с плодородием и богатым урожаем, иногда в обрядах его замещали зерна. Хлеб - символ стабильности.
  • Квас не в меньшей мере сопровождал человека в жизни, чем каша. Его готовили в поминальные праздники, на свадьбу и рождение ребенка. Угощение квасом у поморов было связано с магией плодородия.
Заварил кашу – расхлебывай
  • Одним из самых устойчивых элементов семейной обрядности является свадебная обрядность. В старину на Русском Севере свадьбу называли «кашей».
В старину на Русском Севере ни одна свадьба не обходилась без каши, здесь она была обязательным угощением. Подавали кашу и на стол гостям. И это не потому, что есть было нечего. Верили в Поморье, что цельное зерно несёт в себе силу природную, силу земли-матушки.
  • В старину на Русском Севере ни одна свадьба не обходилась без каши, здесь она была обязательным угощением. Подавали кашу и на стол гостям. И это не потому, что есть было нечего. Верили в Поморье, что цельное зерно несёт в себе силу природную, силу земли-матушки.
Считалось, что свадебный хлеб обладает особой знаковой ценностью, обозначая жениха и невесту и является предметным символом бракосочетания.
  • Считалось, что свадебный хлеб обладает особой знаковой ценностью, обозначая жениха и невесту и является предметным символом бракосочетания.
  • В нижнемезенских деревнях был распространен другой оригинальный обычай – «баенно»
Курник – свадебное блюдо, представляющее собой куполообразный пирог со сложной начинкой из курицы с добавлением пшеничных зерен, украшенное фигурками людей. Наличие курника на свадьбе было очень символичным, в этом заключалось пожелание прочности молодой семье, он был признаком достатка и плодородия.
  • Курник – свадебное блюдо, представляющее собой куполообразный пирог со сложной начинкой из курицы с добавлением пшеничных зерен, украшенное фигурками людей. Наличие курника на свадьбе было очень символичным, в этом заключалось пожелание прочности молодой семье, он был признаком достатка и плодородия.
В старину духовное рождение считалось значительнее телесного. Рождение ребенка осмыслялось в русской деревне XIX в. как его приход из иного мира в наш мир и ознаменовывалось всегда домашним торжеством.
  • В старину духовное рождение считалось значительнее телесного. Рождение ребенка осмыслялось в русской деревне XIX в. как его приход из иного мира в наш мир и ознаменовывалось всегда домашним торжеством.
  • К младенцу на хлеб на соль, кашу есть
Каша – это злаки, а они по поверью поморов являются спрессованным светом Солнца. Поэтому каша должна была даровать ребенку счастье и здоровье, а его матери – плодовитость.
  • Каша – это злаки, а они по поверью поморов являются спрессованным светом Солнца. Поэтому каша должна была даровать ребенку счастье и здоровье, а его матери – плодовитость.
  • На Русском Севере готовили две крестильные каши. Одна - от хозяина дома, другая - от повитухи. Повитуха свою кашу сдабривала медом. Другую кашу готовили для отцов новорожденных. Ее обильно заправляли перцем, хреном и горько солили.
В старину уход человека из
  • В старину уход человека из
  • Жизни воспринимался поморами
  • как его переход в иной мир. Похоронно-
  • поминальные трапезы должны были
  • Подготовить умершего к такому переходу.
  • В старину на Русском Севере существовали
  • четкие правила формирования поминального стола.
  • Хлеб-соль с собой – нас не беспокой
В Архангельской губернии кутью делали из «красного меда», растворенного в теплой воде, без примеси вареной пшеницы и других семян. Кутья - знак перехода, где она играет роль символа постоянного возрождения или перерождения жизни в новом качестве, несмотря на смерть.
  • В Архангельской губернии кутью делали из «красного меда», растворенного в теплой воде, без примеси вареной пшеницы и других семян. Кутья - знак перехода, где она играет роль символа постоянного возрождения или перерождения жизни в новом качестве, несмотря на смерть.
  • Блины связаны с представлениями поморов о смерти и потустороннем мире, о проводах покойника на тот свет .
  • Традиционный поминальный напиток – сладкий кисель. Сладость еды вообще является отличительной чертой поминального стола.
  • Как и прежде, свадебные обряды несут в себе определенный смысл, направленный на предотвращение вредоносного воздействия потусторонних сил, защиту невесты от них. А вот погребальная обрядность на современном этапе сохранила практически все элементы, видоизменив отдельные обряды под влиянием времени и изменившихся жизненных условий.
  • Связь времен
Как на месте вырубленного леса начинают прорастать молодые побеги, питающиеся от корней погибших деревьев, так и подрастающее поколение питается от наследия своих предков: их истории, обычаев и традиций. Историю не повернёшь вспять, жизнь идёт вперёд. С этим приходится мириться, но молодое поколение может сберечь это бесценное богатство. Их задача изучать, ценить и сохранять культурное наследие своего народа.
  • Как на месте вырубленного леса начинают прорастать молодые побеги, питающиеся от корней погибших деревьев, так и подрастающее поколение питается от наследия своих предков: их истории, обычаев и традиций. Историю не повернёшь вспять, жизнь идёт вперёд. С этим приходится мириться, но молодое поколение может сберечь это бесценное богатство. Их задача изучать, ценить и сохранять культурное наследие своего народа.
  • Благодарю за внимание!