Презентация "Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве"
Подписи к слайдам:
Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве
- Презентация - справочник
- Авдеева Светлана Николаевна, учитель изобразительного искусства,
- МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Возможность»
- г. Дубны Московской области»
- Глиняные фигурки, с головы до ног плотным слоем покрашенные масляной краской, а поверх покрыты лаком до блеска..
- Однако сохранившиеся в музеях немногие образцы абашевских игрушек начала нашего столетия дают основание считать, что игрушки не окрашивались, а покрывались глазурью неброских цветовых оттенков.
- Абашевские мастера избегают пользоваться красками открытых цветов — их палитра представлена цветами более сложными, приглушенными, а это, в свою очередь, освобождает керамику от присущих детским игрушкам черт простодушия и переводит ее в план скульптуры.
- Изображениям птиц присущ монументальный характер. Ну как не подивиться, глядя на абашевских кур с утками: батюшки-светы, да за что же им, худородным, честь такая — словно с герба старинного, с княжеского сошли...
- Прослеживаемый у абашевских гончаров своеобразный культ «венчания» головы животных распространяется и на птицу — украшения их голов соблазнительно сравнить с кокошниками.
- В корне природы абашевской пластики лежит удивительное умение ее мастеров освободить форму от каких бы то ни было признаков натурализма. Строению изделий своих они, кажется, придают такую устойчивость, что из состояния покоя их не выведешь. Энергичный, островпечатляющий силуэт.
- Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен. Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица - это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших.
- Сюжет "Мать Мира с птицами в поднятых руках" встречается уже в вышивке X века. Как считают ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи.
- Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и "красном петухе".
- К птице как символу Солнца примыкает появившаяся в русской вышивке в XI веке птица-пава. Скорее всего, пава как узор была заимствована из искусства Византии - в нем павлин был одним из любимых мотивов.
- Длинные перья хвоста павы понимаются как лучи, то есть символически это - птица-Солнце. При этом иконография павы очень разнообразна - в разных областях павам меняли пропорции, увеличивали или уменьшали хвост, добавляли хохолок на голове (иногда изображавший Солнечное колесо), и.т.п.
- Изображение павы всегда было в профиль, с поднятым крылом и огромным хвостом.
- Сюжет "Птицы около Древа Жизни" можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы.
- Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни. В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия - Рая. Они открывали двери Неба весной и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия.
- Изображения водоплавающих птиц (лебедей) на женских и девичьих головных уборах и одежде в приморских районах севера России связано с почитанием лебедя.
- Кроме того, лебеди парами присутствуют в свадебной символике, например, на свадебных полотенцах и поясах. Часто "лебядки" дополняются снизу "водным зигзагом", чтобы уж ни у кого не возникло сомнения в том, что это за птицы.
- Еще один вариант "птичьего" узора - "курушки". Курица почиталась славянами как символ женского плодородия, поэтому курушек вышивали на одежде женщин детородного возраста.
- Встречаются несколько видов композиций с курушками. Это может быть просто "курица с цыплятами", "утица с утятами". Также есть изображения нескольких мелких птиц внутри одной большой. И тот, и другой вариант безошибочно читается как заклятие на многочадие.
- Довольно часто использовалось и изображение петуха или павлина в тамбурной, строчевой вышивке: на концах полотенец, подолах рубах.
- Изображение птицы Сирин тоже относится к "птичьим" мотивам. Оно появляется в вышивке в XVIII веке. Видимо, это связано с предшествовавшим распространением лубочных картинок в XVII веке. Эти картинки создавали зрительный ряд для старинных народных мифологических и сказочных сюжетов.
- Мастерицы стали вышивать Сирин золотой нитью на бархатных головных уборах, тамбурным швом на концах полотенец, строчевым шитьем на подзорах. Часто фигура Сирин сопровождается растительными мотивами, а то и вышитым текстом с именем мастерицы или цитатой из сказания.
- С конца XVIII века в вышивке (преимущественно в городской) появляются сюжеты с геральдическим двуглавым орлом. Двуглавая птица (вариант "солнечной ладьи") была привычным мотивом для народной вышивки, поэтому кое-где геральдический орел просто "вписался" в готовый смысловой ряд.
- Кто из нас не видел посуду, расписанную под гжель? Между прочим, синяя птица - один из любимых мотивов этой русской народной росписи.
- Стиль росписи Гжели напоминает прохладу синих вечеров, голубизну неба и белоснежные просторы. Кажется, что белая метель синие цветы запорошила, как в песне поётся.
- Гжель - это колыбель и основной центр производства русской керамики. Гжель ассоциируются с красотой и гармонией, сказкой и былью. В декоре узнаются любимые народом сказочные птицы.
- Орнаментальные композиции, словно снежное кружево, искрятся на белой поверхности фарфора. Традиционные гжельские розы, колокольчики и полевые травы - все цветы России сплетаются в гирлянды и букеты. Персонажи словно обрамлены в фантастически плетеные мотивы.
- Здесь и сказочная птица Сирин.
- Большое значение придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого.
- Художники, создавая свои произведения, берут сюжеты и сцены из окружающей природы и создают свой самостоятельный декоративный запоминающийся образ.
- Петух с гжельской посуды, как и гжельские цветы, - воздушный. Темно-синие мазки, которыми изображены большие перья на крыльях, хвосте и хохолок, располагаются поверх бледно-синего фона.
- Это петух гордый и смелый. Его решительная осанка, поднятая голова, уверенная поступь говорят о характере птицы. Контраст широких синих мазков и изящных тонких линий растений создает образ романтический.
- Городецкая птица является символом семейного счастья.
- Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица.
- В городецкой росписи распространена цветочная композиция с включением мотива «птица». Его можно увидеть на блюдах,
- разделочных досках,
- шкатулках и хлебницах,
- детской мебели.
- В изделиях с изображением птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды.
- Выполняя композицию на комплекте разделочных досок, городецкие художники создают симметрию внутри самого комплекта. Так, если он состоит из трех досок, то две крайние будут симметричны, хотя эта симметрия достаточно условна.
- Городецкие мастера пишут узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных и красных «подкладках», хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например желтый, охристый, золотистый, оранжевый и др.
- Вводимый в орнамент зооморфный мотив привносит определенную семантическую окраску. Так, изображение мотива «петух» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.
- Петух в городецкой росписи может быть густого черного цвета. Его форма похожа на каплю, как и те белые мазочки-перышки, которыми украшено его крыло.
- Красный хвост больше напоминает плавник; тонкие линии, нарисованные поверх красного фона, делают его колючим.
- Ковш скопкарь
- Солоница утица
- Ложка
- Большой, долбленный из корня сосуд для хмельных напитков выносился только к праздничному столу. По-видимому, он сохранил древнюю языческую ритуальную форму. По существу, это настоящая деревянная скульптура, изображающая плывущую по воде птицу.
- Красота пластического образа сочетается с утилитарным назначением предмета. Округлые линии немного расплюснутой чаши-тулова с краями, чуть наклоненными внутрь, продолжают свой певучий и плавный ритм в слегка откинутой назад голове птицы, в красивом изгибе огромного клюва, который, как и широкий хвост, служил второй ручкой.
- Роспись, которая покрывает весь скопкарь, прекрасно подчеркивает его форму и делает предмет еще более парадным. Грудь скопкаря украшает огромная розетка, край которой образует строй изогнутых в одну сторону листиков. Гибкие растительные побеги вторят плавным линиям сосуда, фантастические птицы, вписанные в узор, очень пластичные по форме, не нарушают общего движения и ритма росписи. Организует всю эту подвижную композицию узкий поясок геометрического орнамента из треугольников, который обегает сосуд по краю.
- Утица для многих районов Архангельской области, в частности, для всей Северной Двины, была самой распространенной формой солоницы. Образ утицы когда-то тесно связывался со свадебным обрядом. Ее считали в народе покровительницей семейного счастья.
- Солоница в виде плывущей утицы. Большой утиный клюв соединен с грудью уточки и образовавшаяся петля служит удобной ручкой. Съемная спинка (крышка солоницы) укреплена на вертлюге и отводится в сторону. Форма солоницы очень устойчива и монументальна.
- Тонко уловлен основной характер силуэта. Манера резьбы очень уверенная. Мастер лепит форму крупными массами, достигая большой пластической выразительности. В спинке утицы сделано углубление для соли, крышки нет.
- Наиболее древняя ложка, видимо, имевшая ритуальное назначение. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.
- Дымковская игрушка (вятская игрушка, кировская игрушка) - глиняные лепные расписные фигурки людей и животных (иногда в виде свистулек).
- Свистульки - конь, всадник, птица - восходят к древним магическим ритуальным изображениям и связаны с земледельческими календарными праздниками. Вплоть до XXв. их производство было приурочено к весеннему празднику Свистунья ("свистопляска").
- “Индюк”, веером распустил крылья, пышный хвост, похожим на алый цветок. А какой высокий гребень и гроздья тяжёлой красной бороды. Чувствуется какая-то смешная важность этой птицы.
- Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. Всех нарядом удивил Крылья важно распустил. Посмотрите, пышный хвост
- У него совсем не прост – Точно солнечный цветок, А высокий гребешок, Красной краскою горя, Как корона у царя. Индюк сказочно красив, Он напышен, горделив. Смотрит свысока вокруг. Птица важная – индюк.
- Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок.
- Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.
- Изразец (кафель) – керамическая плитка для облицовки стен, печей и т.д.
- «…Мастеров изразцового искусства в наши дни мало, они буквально наперечет. Но сказочные керамические картинки – будь то созданные по старинным образцам или по современным сюжетам – вызывают у неравнодушного зрителя всплеск эмоций.
- Чудные, необыкновенные по своему разнообразию, созданные талантливейшими людьми изразцовые панно, печи, кокошники, элементы церковного декора – все это дарит внутреннее тепло, которого нам так не хватает в наше время.
- В бесчисленных изображениях животных и птиц проявляется наблюдательность художника, порой очень тонкое восприятие форм живой природы.
- С особой любовью на изразцах изображаются птицы и чаще других — петух, этот извечный в народном искусстве символ бодрости и пробуждения к труду.
- Можно встретить нахохлившегося индюка. На изразце помещен индюк с распущенным хвостом, стоящий на цветке.
- Изредка можно встретить аиста.
- Бесчисленны интерпретации двуглавого орла, заимствованного из мотивов геральдики. Здесь и величественные, с пышным оперением, с державой и мечом в пухлых лапах.
- Тощие, с редко торчащими перьями, словно общипанные, и свирепые, с устрашающе раскрытым клювом и выпущенными когтями. Создается впечатление, будто народные мастера с присущим им юмором всякий раз по-своему осмысляют символ монархии.
- Изразец с изображением птицы - "оглядышка". На изразце - профильное изображение птицы с повернутой назад головою, по народной терминологии - "оглядышка", стоящей на "шаре" - "яблоке". В клюве птица держит ягоду на длиной ветке. Изображение птицы окружено узорной рамкой растительного характера.
- Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображением птицы "оглядышка" в узорной раме, дающей законченную форму, при соединении изразцов. Одной ногой птица опирается на цветок, другая нога на завитке рамы.
- Профильное изображение птицы с распущенными крыльями и хвостом, поднимающейся с ветки и несущей в клюве цветок. Трактовка рельефного изображения реалистическая.
- На изразце изображен павлин с распущенными хвостом, стоящий на овальном граненом бутоне цветка.
- На изразце изображена птица, стоящая на одной ноге на цветке. Птица клюет яблоко, которое держит в другой ноге.
- На изразце помещена птица, кормящая двух птенцов (по легендарным данным пеликан кормил птенцов своим мясом). Ноги птицы опираются на лепестки цветка.
- Изготовление глиняных игрушек изначально сопутствовало гончарному ремеслу. О том, как выглядели средневековые каргопольские игрушки, известно мало. Единственную игрушку этого времени, найденную в Каргополе, археологи датируют 15 - серединой 16 в.в.
- В течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. Так возникла обтекаемая компактная форма птички-свистульки.
- Изменялась со временем и техника обработки поверхности. В конце 19 века для увеличения спроса начинают делать и расписную игрушку. Для росписи использовали натуральные природные красители.
- Самые ранние сведения о каргопольской глиняной игрушке относятся к 70 годам 19 века. В настоящее время в музейных собраниях сохранились лишь единичные экземпляры старой каргопольской игрушки.
- В прошлом каргопольские игрушки отличались архаичностью образов, наивной условностью лепки и примитивной, но живописной раскраской в 2 - 3 цвета. Фигурки монументальны, неподвижны.
- В большинстве своем это одиночные фигурки, которые лепились из одного куска глины, налепных деталей было немного. Формы предельно упрощены. Именно в лепке лежит секрет выразительности каргопольских игрушек.
- Появление игрушки в языческие дохристианские времена дает основание видеть в ней отголоски древних представлений и практически ныне не сохранившейся рунической культуры. В росписи современной игрушки сохранилась традиционная символика: круг и крест в различных сочетаниях как солярные знаки (символы солнца), знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия.
- Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они "прогоняли" с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.
- Слепленная из глины женская фигурка с воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами символизирует моление Матери-сырой земли о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия.
- И именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, в своё время тесно связанных с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистками.
- Свистульки-утушки в Каргополье были самыми распространёнными и любимыми детворой игрушками. На Троицу и Иванов день устраивали весёлые гулянья. Под пение "утушки" водили хороводы, парни выбирали невест, тогда же устраивали и крестьянские свадьбы, а жениха и невесту, величая, называли "селезнем" и "утушкой".
- Сказочная птица-пава считалась символом счастья, любви и благополучия семейной жизни. То эта птица счастья была белоснежной, как лебедь, то горела цветными узорами, как сказочная жар-птица, то она представляла обобщенный образ неведомой птицы, то вдруг приобретала определенные черты домашних птиц.
- В Ярославской губернии часто изображали небольших птичек около несложного куста с тремя ответвлениями. Обращает внимание также своеобразное изображение у ярославских кружевниц двуглавого орла, похожего на цветущее растение.
- В Нижегородской губернии птица-пава всегда была большого размера с пышным распущенным хвостом. Ее ноги часто были подогнуты вперед, как будто она только что приземлилась около цветущего куста после полета.
- Двуглавые же орлы четкой прорисовкой почти всегда были близки к изображению герба государства Российского. Xотя встречаются и другие варианты этого мотива, где его силуэт приближается к очертаниям рядом стоящих растительных форм и поэтому трудно узнаваем.
- В Вологодской губернии мастерицы наряду с растительными мотивами также изображали птиц, что позволяло мастерицам проявлять свое понимание традиционного образа.
- Птицы-павы на вологодских кружевах изображались в спокойных позах. Они неторопливо шагают навстречу друг другу.
- Красочными и многоцветными были сцепные кружева XVIII — XIX веков Михайловского и Зарайского уездов Рязанской губернии с изображением птиц-пав.
- Кружева михайловских мастериц по рисунку резко отличались от кружев других районов. Птицы здесь были и небольшими, скорее похожими на цыплят, и крупными, напоминающими нижегородских, но какие-то все ершистые с распущенным в разные стороны оперением.
- А некоторые двуглавые орлы похожи на цветущий куст, где только при внимательном рассмотрении начинаешь различать где головы, а где лапы. Встречаются кружева, где цвет был введен в некоторые формы орнамента, особенно в фигуре птицы-павы, придавая ей более сказочный вид.
- Палех
- Холуйская миниатюра
- Федоскино
- Бесконечно разнообразен художественный мир миниатюры. Парочки, пляски, тройки, эпические сюжеты, русские песни, сказки…
- Сама жизнь отражается на изящных, блестящих лаком шкатулках, ларцах, украшениях.
- Все работы преисполнены ярких красок, очень выгодно смотрящихся на чёрном фоне – это ещё одна особенность палехской лаковой миниатюры.
- Утончённая роспись золотом подчёркивает детали, заставляет работу светиться и переливаться, наполняя её каким-то особенно добрым, вечным, земным теплом.
- Золото в сочетании с глубоким чёрным фоном придаёт живописи вневременной, глубинный смысл.
- Рассматривая тонкую роспись, невольно погружаешься в атмосферу сюжета, чувствуешь всей душой настроение, которое хотел передать мастер.
- Любая сцена приобретает доселе не познанный характер.
- Холуйская миниатюра — народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области.
- Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.
- Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов.
- Холуйские произведения посвящены мудрым сказкам, былинам, фольклору, истории
- Особое место занимает неповторимый архитектурный пейзаж.
- Живопись Холуя отличается большей конкретностью, точностью рисунка по сравнению с Палехом и Мстерой.
- Для Холуя типична более крупная трактовка фигур, скупой орнамент.
- Холуйские миниатюры более реалистичны, чем у Палеха и Мстеры, но более декоративны, чем в Федоскино.
- «Федоскинская лаковая миниатюра» исполняется масляными красками в три-четыре слоя.
- Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения.
- Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном.
- Излюбленными сюжетами рисованного лубок являются изображения сладкоголосых полуптиц-полудев Сирина и Алконоста.
- Согласно легенде пение птицедевы Сирин так сладостно, что человек, заслышав его, забывает обо всем и идет за ней, не в силах остановиться, пока не умирает от усталости.
- Художники обычно изображали человека, завороженно слушающего птицу, сидящую на огромном кусте, усеянном цветами и плодами, а чуть ниже — он лежал мертвый на земле.
- Чтобы прогнать птицу, люди пугают ее шумом: бьют в барабаны, трубят в трубы, стреляют из пушек, на нескольких листах видим колокольни со звенящими колоколами.
- Другая райская птица, Алконост, по облику весьма схожа с Сирином, но имеет одно существенное отличие — она всегда изображена с руками.
- Нередко в руке Алконост держит свиток с изречением о воздаянии в раю за праведную жизнь на земле.
- По легенде, Алконост своим воздействием на человека близок сладкоголосому Сирину. «Кто во близости ея будет, той все в мире сем позабудет, тогда ум от него отходит и душа его от тела исходит...»
- Творческие традиции местного населения в селе Полховский Майдан Горьковской области имеют по крайней мере вековую историю.
- Здесь создаются яркие, красочные «тарарушки».
- Старинное слово «тарара» — язык, со временем снизило свое смысловое значение до слова «болтовня». Отсюда «тарарушки» — не для серьезного занятия вещи, а просто для забавы.
- Нарядные веселые матрешки, майданские птички-свистульки, коробочки, декоративные тарелки привлекают внимание многих любителей народного искусства.
- И форма и характер росписи полхов-майданских изделий необычны. Деревянные птицы-свистульки расписаны яркими красными, желтыми, малиновыми, синими и зелеными красками.
- Основной мотив росписи — цветы и ягоды. Узор, как правило, «наведен» (сделан предварительно черный контур), а потом раскрашен.
- Среди живописных мотивов часто встречаются птицы.
- Последнее время все чаще встречаются сюжетные сцены в овале: лебеди на воде, петухи и куры с цыплятами во дворе.
- На предварительно загрунтованную крахмалом поверхность деревянных изделий наносят пером или тушью черный контур растительного орнамента. Затем рисунок ярко расцвечивают.
- Пряники в России всегда были излюбленным лакомством.
- Пряники — так назвали их за пряный вкус и аромат — имеют чудесное свойство долго не черстветь и сохранять свои вкусовые качества.
- Когда-то специально к Новому году хозяйки выпекали небольшие пряники в виде птиц и зверушек, которые использовались как елочные украшения, а потом их можно было съесть.
- К весенним праздникам выпекали жаворонков как символ весны и пробуждающейся природы.
- Богато украшенные затейливыми узорами пряники дарили на свадьбе невесте и имениннику на день рождения.
- По форме пряники были очень разнообразными. С изображением птиц делали пряники для детей.
- лепные
- вырезные
- печатные
- Сегодня лепные пряники - это большая этнографическая редкость, сохранившаяся на территории русского Севеpa под названием “козули”.
- Их традиционные персонажи - утица, тетерка с птенцами - уцелевшие образы древнерусской языческой мифологии.
- Никакого специального оборудования для их формовки не требовалось - их лепили из теста прямо руками.
- Красота и выразительность таких пряников полностью зависела от искусства пекаря, от его умения в условной декоративной манере передавать самое характерное.
- Лепной пряник подчас представлял собой довольно сложную декоративную скульптуру.
- Вырезные пряники вырезались из теста ножом или металлической формой в виде изогнутой по контурам пряника полоски. Вдавливая ее в тесто, получали одинаковые силуэтные фигуры.
- Появились сравнительно недавно. Первое упоминание о них относится к 1850 году, но уже к началу ХХ века силуэтные пряники благодаря своим декоративным качествам стали наиболее массовыми и популярными.
- Их широкое распространение, предопределило и разнообразие художественных решений: мягкий, линейный рисунок, заполняющий плоскость пряника, яркая расцветка сахарной глазурью.
- Печатные пряники печатали на тесте деревянными формами - так называемыми пряничными досками.
- Иногда на пряниках выполнялись разные надписи.
- Пряничные доски делали резчики по дереву. Доски были для одного, двух, четырех и даже для 120 пряников одновременно.
- Наиболее популярными мотивами досок для "подносных" пряников были двуглавый орел с атрибутами царского отличия,
- Сказочные терема с шатровыми крышами, увенчанные двуглавыми орлами
- Сложные декоративные композиции, насыщенные растительным орнаментом, райскими птицами, цветами, а также птицы Сирин и Алконоста.
- Вырезанные на доске птицы выглядят живыми и нарядными
- Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопасные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы.
- Среди них кустики из округленных листьев, Сирины, нарядные сказочные птицы.
- В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный основной цвет узора.
- Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными, сопутствующими.
- Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло и всегда мастеровито. Сначала на белый грунт, как на бумагу, наносится пером черный контур, потом его заполняли цветом.
- Роспись отличается графичностью и яркостью. Часто используются знаки традиционной росписи: древо Жизни, птица Сирин.
- Круг бытовых предметов, которые расписывались был очень велик, украшали деревянную и берестяную посуду, росписью покрывали многие крупные предметы.
- Но больше всего расписывались прялки.
- Диковинные сосуды, у которых тулово может быть в виде занятных зверей.
- Такие чудо-сосуды народного гончарного искусство продолжают жить и сегодня в Скопине на Рязанской земле.
- Наивысшего рассвета оригинальные изделия Скопина достигли во второй половине XIX века.
- Здесь лепили кумганы в виде птиц.
- Кумган – большой кувшин, сосуд для умывания.
- Самая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки – это птицы.
- Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи.
- Чаще всего изображали куриц и петухов.
- Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией.
- Главное в игрушке – свисток, он всегда находится в хвосте птиц. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником.
- В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия.
- Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы стали использовать анилиновые краски. Краски стали более стойкими и яркими
- Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый.
- Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется.
- Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов.
- Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительнотравная роспись.
- Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами.
- Птицы написаны «жаркими» цветами. Они словно сказочные жар-птицы среди волшебных цветов и плодов.
- У петуха в хохломской росписи образ другой. Он имеет скругленные, мягкие формы, которые похожи на лепестки и украшены плавными завитками.
- Петухи необычайно величавы. Огненными языками разметался пышный хвост и крылья. Пламенея, взметнулся гребешок, венчающий голову птицы. И чтобы красный цвет ярче горел, мастер добавляет в роспись цвет чёрный.
- А большой ковш "курица" напоминает добрую сказочную птицу. Как жар горят её причудливые перья, превращаясь в затейливые цветы и узоры. Огненно-красный цвет ковша и золотое сияние узоров действительно вызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром! Огонь превратил деревянные поверхности этих предметов в золотые. Они блестят золотистым металлическим блеском.
- Был когда-то на русском Севере обычай украшать избы деревянными щепными птицами. Подвешенные на тонкой бечевке к потолку, забавные птицы мирно «дремали» весь день.
- А по вечерам, когда вся семья собиралась за столом у кипящего самовара, а изба наполнялась неторопливым говором, чудо-птица вдруг оживала. Медленно вращалась она над столом, словно заглядывала во все уголки избы, проверяя, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.
- Подвешивали птицу над столом, а точнее, над тем местом, где обычно стоял самовар. Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь к потолку, едва касался легких перьев птицы, но этого было вполне достаточно, чтобы она могла медленно и плавно вращаться.
- Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого - крылья. Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева.
- Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет. Мифическая птица хорошо вписывается в любой интерьер.
- Расположение вблизи источника света придает её полету дополнительное очарование: лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя причудливые тени.
- Сейчас птицу изготовляют из сосновой щепы. Животворная энергетика чистого соснового дерева, тепло рук мастера и хорошее настроение обязательно передадутся людям, в чьих домах поселится эта птица .