Методическая разработка "Методика освоения фольклорного материала детьми"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка детский сад № 15 «Золотая рыбка»
Методическая разработка
«Методика освоения фольклорного материала
детьми»
Подготовила: Смольянинова Н.М., воспитатель
Московская область
г. Озёры
2015г.
Игра – основной вид деятельности детей, и именно над этой темой в
данное время работает весь педагогический коллектив детского сада, где я
работаю. В течение нескольких лет я собирала фольклорный материал,
разрабатывала методику работы с ним.
Прежде всего, подбираю текст игры, считалки, потешки, песенки
соответственно возраста детей. Так, игру «Сорока» уже понимают дети
второй группы раннего возраста (с 1,5 до 2 лет). Сначала они внимательно
слушают текст песенки, затем, подражая, водят пальчиком по ладошке, и
только потом, через 2 – 3 занятия пытаются мне подпевать. Чтобы было
интересно, показываю им иллюстрации, пою и играю без музыкального
сопровождения. Дети становятся активнее с каждым занятием. Игра
доставляет им радость, появляется желание петь (кто-то произносит слоги,
кто-то отдельные слова, 1 – 2 ребенка поют всю песенку). Так, активизируя
детей, стимулируя и подбадривая их, я добиваюсь главного – все дети знают
текст и мелодию песенки, и сопровождающие ее движения. Конечно, здесь
происходит развитие дыхательной системы ребенка, т.к. во время пения
нужно «взять» воздуха гораздо больше, развития артикуляционного
аппарата. Народный стих музыкальный, плавный, звучный, с обилием
гласных. Это делает его легко произносимым для детей и легко
запоминающимся. Важно так же и то, что смысловые ударения падают на
рифмы. Рифмуются две ближайшие строки, что создает необычайную
ритмичность и четность:
Сорока, сорОка!
Где была? ДалЁко!
А песенность и ритмичность вызывают двигательную реакцию. Часто можно
наблюдать, как дети прыгают, скачут, четко шагают, сопровождая
движениями знакомое или сочиненное двустишие. Оказывается, двигаясь
под слово, ребенок глубже и ярче представляет себе то, что он произносит.
Например, шуточная русская народная песня «Две тетери»:
Как на нашем на лугу,
Стоит чашка творогу,
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели!
Я беру ее для распевания в старшей группе. Сначала дети поют ее в соль-
мажоре, ля-мажоре, си-мажоре, затем поют тихо и громко (но не кричат),
четко проговаривая слова. Обязательно найдется несколько человек, которые
произносят в слове «поклевали» звук «ю». Обязательно останавливаюсь,
проговариваю и пропеваю это трудное слово сама несколько раз. Затем с
каждым из этих детей отдельно, потом поет вся группа. Буквально через 2 – 3
занятия дети такую речевую ошибку больше не допускают. Эта потешка
плясового характера помогает закрепить у детей танцевальное движение
«поскок», сделав его легким и непринужденным.
А потешки «Радуга – дуга»:
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Колоколнышко.
и «Андрей-воробей»:
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
помогут обучить таким элементам народной пляски как «качалочка»,
«ковырялочка», «метелочка».
Игры со словом помогают осуществлять многие задачи музыкального
воспитания. Работая над правильной речью ребенка, я одновременно
помогаю детям овладевать пением. Подобные игры ценны тем, что их можно
использовать на музыкальных и спортивных занятиях, на праздниках и
развлечениях, на прогулке и гимнастике, в помещении и на улице, в детском
саду и дома, тем более, что одни возникают чаще всего по инициативе самих
детей. Эти игры не требуют большого пространства, но они нужны для
развития дикции, артикуляцию, дыхание, интонационную выразительность.
Словестно-игровая деятельность, имеющая в своей основе народное
творчество, должна всегда присутствовать в повседневной жизни детей.