Презентация "Общество и общественные науки"
Подписи к слайдам:
- Общество и общественные науки
- Презентация для проведения
- дополнительного занятия по обществознанию
- на I курсе
- Автор:
- Бабынин Сергей Анатольевич,
- преподаватель истории и обществознания
- ГОУ НПО ПУ №16 г. Строитель
- Белгородской области.
- Что такое общество?
- 1) В широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически.
- 2) В узком понимании - исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.
- 3) Группа лиц, объединенных общими морально-этическими нормами (устоями).
- 4) Объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, все остальные формы считаются не завершившими объединение, т.е. не сформировавшими до конца общество.
- Общество - это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному признакам, по территориальному и временному, по способу производства и т. д.
- Таким образом:
- ОБЩЕСТВО – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.
- Это понятие имеет два основных значения.
- В самом широком смысле, общество можно определить как систему всех существующих способов и форм взаимодействия и объединения людей (например, в выражениях «современное общество» или «феодальное общество»).
- В более узком понимании, слово «общество» употребляют для обозначения любых типов или видов социальных групп, количество и особенности которых определяются разнообразием жизнедеятельности людей («российское общество», «научное сообщество» и т.д.).
- Оба этих подхода объединены пониманием того, что человек является «общественным существом» и может полноценно жить только внутри некоего коллектива, ощущая свое единство с другими людьми. Эти коллективы образуют иерархию – от наиболее крупномасштабного, от человечества в целом как самой большой системы взаимодействия, до профессиональных, семейных и иных малых групп.
- Философы древности об обществе
- 551 – 479гг. до н. э.
- Конфуций - древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя - Кун Цю, но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель».
- Конфуций - создатель нравственно-религиозного учения - оставил глубочайший след в развитии духовной культуры Китая, во всех сферах его общественной жизни - политической, экономической, социальной, моральной, в искусстве и религии. По определению Л.С.Васильева:
- «Не будучи религией, в полном смысле этого слова, конфуцианство стало большим нежели, чем просто религия. Конфуцианство — это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов, — словом, основа всего китайского образа жизни».
- Гераклит
- Платон
- Аристотель
- Уже в древности были осознаны все главные проблемы в понимании сущности общества:
- насколько общество отличается от природы (одни мыслители вообще стирали грань между обществом и природой, другие же абсолютизировали различия между ними);
- каково соотношение коллективного и индивидуального начал в жизни общества (одни трактовали общество как сумму индивидов, а другие, напротив, рассматривали общество как самодовлеющую целостность);
- как сочетаются в развитии общества конфликт и солидарность (одни считают двигателем развития общества его внутренние противоречия, другие – стремление к гармонии интересов);
- как изменяется общество (наблюдается ли совершенствование, прогресс, или общество развивается циклически).
- Философы древности об обществе
- Философы нового времени об обществе
- Томас Гоббс
- Джон Локк
- Жан-Жак Руссо
- Социальная мысль нового времени в трактовке общества исходила из концепции «естественного состояния» и общественного договора. Ссылаясь на «естественные законы», мыслители нового времени придавали им, однако, совершенно социальный характер. Например, утверждение об изначальной «войне всех против всех», на смену которой приходит общественный договор, абсолютизирует дух индивидуализма нового времени. Согласно точке зрения этих мыслителей, в основу общества положены рациональные договорные начала, формально-юридические понятия, взаимная полезность.
- Тем самым антропологическая трактовка общества одержала победу над натуралистической, а индивидуалистическая – над коллективистской (органистической).
- Эдвард Шилз
- Толкотт Парсонс
- Развитие общественной мысли в XX в.
- Шилз - американский социолог функционалистскрго направления. Вместе с Парсонсом разрабатывал основы структурно-функционального анализа. Каждое общество, по мнению Шилз, состоит из центра и периферии, от взаимоотношения которых зависит тип общества. Шилз выделил и исследовал несколько типов взаимосвязи между ними и соответственно несколько типов общества. Современное общество, с его точки зрения, в отличие от предшествовавших и восточных обществ, где харизма чаще всего располагалась в центре, характеризуется более широким ее распределением. Основными факторами, создающими и сохраняющими общество, является, с точки зрения Шилз, центральная власть, согласие и территориальная целостность. Особое внимание, как интегрирующему фактору, Шилз придавал культуре, выделяя в обе главную (центральную) культуру и вариантные культуры.
- Для эффектного функционирования общества центральная культурная система должна включать продукты культуры, положительно ориентированные к центральной институциональной системе.
- В случае расхождения между ними центральная институциональная система утрачивает свою законность, что ведет к социальному конфликту и нарушению социального порядка.
- Новые теории об обществе
- И. Р. Пригожин
- Во второй половине 20 века обозначилась тенденция к сближению друг с другом не только разных общественных наук, но и их всех с естественными и точными науками. Эта тенденция отразилась, прежде всего,
- в формировании и росте популярности основанной И.Пригожиным синергетики – науки о наиболее общих закономерностях развития и самоорганизации сложных систем (включая и общество).
- Тем самым на новом витке развития науки происходит как бы возвращение к представлениям древних о едином «космосе».
- Таким образом:
- Понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей. Уже в древности были осознаны все главные проблемы в понимании сущности общества:
- насколько общество отличается от природы (одни мыслители вообще стирали грань между обществом и природой, другие же абсолютизировали различия между ними);
- каково соотношение коллективного и индивидуального начал в жизни общества (одни трактовали общество как сумму индивидов, а другие, напротив, рассматривали общество как самодовлеющую целостность);
- как сочетаются в развитии общества конфликт и солидарность (одни считают двигателем развития общества его внутренние противоречия, другие – стремление к гармонии интересов);
- как изменяется общество (наблюдается ли совершенствование, прогресс, или общество развивается циклически).
- Общественные науки
- Общественные науки, социальные науки - это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в аспекте его общественной деятельности. Они отличаются от искусства тем, что подчеркнуто используют научный метод и научные стандарты в исследовании человечества, включая количественный и качественный научные методы. Социальные науки, в изучении и межсубъективных, и объективных или структурных аспектов общества, иногда рассматриваются как «гуманитарные науки». Это отличает их от ««естественных наук», которые сосредоточены исключительно на объективных аспектах природы. Кроме того, социологи участвуют в теоретических и практических исследованиях как о совокупном, так и об индивидуальном поведении человека.
- А. Н. Костенко
- В настоящее время актуализируется проблема преодоления разрыва между так называемыми «естественными науками» и «социальными (гуманитарными) науками»,который трактуется как нарушение принципа природной целостности мира. Украинский ученый А.Н.Костенко сформулировал принцип социального натурализма. Социум, исходя из этого принципа, - это тоже природа, но природа отличная от физической и биологической природы - так называемая «третья природа», существующая по своим природным законам (так называемая "теория трех природ"). На основании принципа социального натурализма все науки, в том числе и социальные (гуманитарные) науки признаются равным образом естественными науками.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- В образовательных стандартах и нормативных актах России в разряде общественных наук упоминаются:
- Археология
- Экономика
- История
- Культурология
- Лингвистика
- Педагогика
- Политология
- Психология
- Социальная и культурная антропология
- Социально-экономическая география
- Регионоведение (в том числе Востоковедение, Африканистика)
- Социология
- Право (Юриспруденция)
- Этнография
- Философия
- Этика
- Эстетика
- Таким образом:
- Общественные науки (социальные науки) - крупная классификационная группа, соответствующая:
- а) в контексте гносеологии — одной из трёх главных областей научного знания, наряду с естествознанием и философией.
- б) в контексте утилитарных задач управления и планирования учебным процессом, организационной структуры учебных заведений, категоризацией и рубрикации областей науки для прикладных нужд - некий набор дисциплин, составленный по признаку объекта (предмета) изучения: отношение к обществу, его социальным группам и индивидам.
- http://ece.ru
- http://dic.academic.ru
- http://dolinaotvetov.ru/qtg/socialnii
- http://mail.pief.ru/?razdel=2&news=548
- http://www.scirt.ru
- http://www.mega-press.ru/catalog.1576.html
- http://www.combook.ru/product/10024656/
- Интернет – ресурсы:
Обществознание - еще материалы к урокам:
- Конспект занятия "Общество и общественные науки"
- Интегрированный урок "Каждый народ заслуживает своего вождя?!" 11 класс
- Интегрированный урок "Мировоззрение человека и его роль в формировании научной картины мира" 10 класс
- Презентация "Психологический климат в семье" 8 класс
- Конспект урока "Психологический климат в семье" 8 класс
- Презентация "Занятость и безработица" 11 класс