Общественные движения 1830-1850-х годов.
Цель:
- Ознакомиться со взглядами славянофилов, западников, консерваторов, революционных демократов;
- Учиться доказывать и опровергать, на примерах споров о дальнейших путях развития России.
План урока.
- Направления русской общественной мысли;
- Первые кружки;
- Западники и славянофилы;
- Первые социалисты в России.
Направление русской общественной мысли.
- Консервативное направление;
- Либерально-оппозиционное направление;
- Радикально-демократическое.
Консервативное направление –
отстаивающие неизменность политического строя, быта и т.д.
Теоретики: Н.Г. Устрялов,
М.П. Погодин, Ф.В. Булгарин.
Уверены в исключительности исторического пути развития России и считали его единственно правильным.
Либерально-оппозиционное направление –
сторонники демократических свобод.
Радикально-демократическое направление –
сторонники проведения демократических изменений, направленных на коренное переустройство государства. Причём эти изменения часто планировалось проводить крайними, насильственными методами.
Особенности общественного движения 30-50-х г.г.
- Оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов;
- Произошёл окончательный разрыв между революционным и правительственным реформаторством;
- Впервые консервативное направление получило собственную идеологию;
- Оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли;
- Участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.
Главные вопросы общественной мысли России второй четверти 19 века:
- Каково настоящее и будущее России?
- По какому пути в своём развитии должна идти Россия?
Идеологию российского консерватизма разработал
С.С. Уваров
«Теория официальной народности»
основной принцип - «Православие, самодержавие, народность».
Какую идею отстаивал Уваров?
С какой целью была разработана данная идеология?
Какие события повлияли на формирования данного принципа?
Оно «истинно» народ существует как
- Самодержавие основа русского общества
- Оно «истинно» народ существует как
- И «законно» единое целое, так как
- сохраняет верность самодержавию
- Существующий порядок
- оберегает от жестокости
- и революций Запада
- отсутствие революций
- доказывало правильность
- существующего строя
- Крепостное право нормальное и естественное состояние.
Западники и славянофилы
- Какие пути дальнейшего развития предлагали?
- Какие существенные различия проявлялись в их теориях?
Западники
- Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв,
- К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, И.С. Тургенев.
- «Благодаря преобразования Петра Великого, который впервые попытался привить своему народу черты европейской образованности, Россия вступила на новую ступень развития. Задача России примкнуть к Западу и образовать вместе с ним единую общечеловеческую культуру»
Славянофилы
- Теоретики: Аксаковы, Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, А.И. Кошелев.
- Отрицательная оценка деятельности Петра I, его реформы повели Россию по пути ненужных заимствований у Запада. «Главная задача России возвращение её в старое, самобытное состояние»
|
|
|
|
- Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К.Д. Кавелин
|
- А. С. Хомяков, И. В. Киреевский
|
- Отношение к самодержавию, государственный строй
|
- Ограниченная монархия, парламентский строй, демократические свободы.
|
- Монархия + совещательное народное представительство -земское собрание; демократические права и свободы.
|
- Отношение к крепостному праву
|
- Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху.
|
|
- Отношение к преобразованиям Петра I
|
- Возвеличивание Петра, который «спас» Россию, обновил страну.
|
- Отрицательно; Петр I внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с «истинного», самобытного пути.
|
- Отношение к влиянию Запада
|
- Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития.
|
- Западный путь развития - это неизбежные революции. Но можно заимствовать у запада полезное - фабрики, железные дороги.
|
- Отношение к крестьянской общине
|
|
- Община - основа России. Уцелевшее гражданское учреждение, основанное на началах равенства.
|
Утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества вели к оформлению революционно- демократического направления. Начинают распространяться различные социалистические идеи.
Социализм – учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; утверждаются социальное равенство и справедливость.
Теоретики революционно-демократического направления и их взгляды.
- Герцен А.И., Огарёв Н.П., Белинский В.Г., М.В. Буташевич-Петрашевский.
- Отрицали существования самодержавного строя;
- Наилучший государственный строй – демократическая республика;
- Убеждённые сторонники скорейшей отмены крепостного права
- Крестьянская община и мирское самоуправление – основа социалистического общества;
- Россия в результате своего уникального пути развития придет к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину.
|
|
|
|
|
|
- Уваров С. С., Погодин М. П.
|
- Хомяков А. С., Аксаков К. С.
|
- Соловьев С. М., Грановский Т. Н.
|
- Герцен А. И., Огарев Н. П.
|
- Отношение к самодержавию
|
|
- Отрицательное отношение к абсолютной монархии
|
- Отрицательное отношение к абсолютной монархии
|
- Отрицание самодержавного строя
|
- Наилучший государственный строй
|
- Существующая в России абсолютная монархия
|
- Монархия + совещательное народное представительство -земское собрание; демокр. права и свободы
|
- Ограниченная монархия, парламентский строй, демократические свободы
|
- Демократическая республика
|
- Отношение к крепостному праву
|
- Нормальное, естественное состояние, обеспечивающее защиту крестьян
|
- Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху
|
- Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху
|
- Убежденные сторонники скорейшей отмены крепостного права
|
- Отношение к преобразованиям Петра!
|
- С Петра I Россия многое заимствовала от Запада, но и не только полезное, а и «заблуждения». Теперь «пора возвратить ее к истинным началам народности»
|
- Отрицательно; Петр I внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с «истинного», самобытного пути
|
- Возвеличивание Петра, который «спас» Россию, обновил страну
|
|
- Отношение к крестьянской общине
|
- Основа существования и дальнейшего развития России
|
|
|
- Крестьянская община, коллективное владение землей и мирское самоуправление - основа социалист, общества
|
- Отношение к влиянию Запада
|
- «Борьба низших и высших сословий, ненависть -это первая трагедия европейской трилогии. Единодержавие, аристократия, борьба среднего сословия, революция - это вторая»
|
- Западный путь развития - это неизбежные революции. Но можно заимствовать у запада полезное - фабрики, железные дороги
|
- Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития.
|
- Избежать «язв капитализма», которые существуют в Западной Европе
|