Конспект урока "Проблема одиночества" 7 класс
Управление образования администрации г. Владимира
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
г. Владимира
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Урок по обществознанию
(с интеграцией литературы)
в 7 классе
Тема:
Проблема одиночества
Разработали:
Учитель обществознания:
Богатова Ю.Н.
Учитель литературы:
Богачева Г.Г.
Владимир 2013
Цели урока:
обучающие
дать представление учащимся о том, что такое одиночество,
каковы причины подросткового одиночества и пути преодоления этого
состояния;
развивающие:
формировать коммуникативные умения и навыки учащихся в
коллективной деятельности;
развивать мышление и устную речь учащихся;
воспитательные:
формировать у семиклассников интерес к самопознанию;
воспитывать культуру общения.
Формы деятельности учащихся:
групповая;
фронтальная;
индивидуальная;
самоанализ;
консультация.
Для организации эффективного взаимодействия обучающихся
сформированы малые группы, в которых происходит вся основная работа на
занятии.
Принципы формирования групп
Семиклассники разделены на 3 группы, исходя из их собственных
пожеланий.
В процессе совместной работы обучающихся осуществляются
различные интеракции:
учитель – ученик,
ученик – ученик,
учитель – малая группа,
учитель – класс,
малая группа – малая группа,
малая группа – класс,
ученик – малая группа,
ученик – класс.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя обществознания
Задачи этапа – настроить на предстоящую работу.
(Слайд презентации № 1)
Ребята, представьте себе, живет один мальчик. Ходит в школу, на
уроках сидит тихо, не хулиганит. Не отличается особыми способностями,
дарованиями и талантами, вроде обычный мальчик… Но есть у него
особенность, например, когда ребята в классе бурно обсуждают какой-нибудь
вопрос, он не принимает никакого участия, сидит тихо. Если какая-нибудь
одноклассница хочет над ним пошутить, он сразу исчезает, убегает, боясь, что на
него обратят внимание. Мальчик этот не подпускает к себе никого. После школы
он один идет домой. У него совсем нет друзей, у него нет тех людей, с которыми
он мог бы позволить себе поговорить по душам, рассказать о том, что его
волнует. Люди, которые приближаются к нему, стараясь хотя бы как-то узнать
его лучше, кажутся ему навязчивыми, надоедливыми, даже неискренними.
– Ребята, как вам кажется, этому мальчику хорошо жить? (нет)
- А является ли это его состояние проблемой? (да)
– А как вообще можно назвать это состояние? (одиночество)
– А вы встречались когда-нибудь с таким состоянием?
– Что же это такое «одиночество», каковы его причины и нужно ли с
ним бороться попытаемся сегодня узнать.
II. Объяснение нового материала
Задача этапа – дать научное объяснение сущности и причин
состояния одиночества.
1.Слово учителя обществознания: (Слайды презентации № 2 - 3)
Одиночество – это острое ощущение беспокойства и напряжения,
связанное со стремлением иметь дружеские отношения и их отсутствием.
Начинает проявляться это чувство именно в подростковом возрасте.
Одинокие подростки чувствуют себя неуверенно в обществе, им кажется, что
они ничего не знают, никому не нужны, неинтересны, нелюбимы. Они избегают
контактов с людьми, происходит отчуждение подростка от общества.
Еще психологи говорят, что чем больше на планете людей, тем чаще человек
ощущает себя одиноким… Это как человек в толпе – вроде человек не один, но
часто бывает такое, что он в ней потерян, одинок.
Но стоит различать два понятия - одиночество и уединение. Уединение это
положительная сторона одиночества, которая дает возможность остаться наедине
с самим собой и поразмышлять, «послушать себя». Когда у человека нет такой
возможности, он испытывает дискомфорт.
2. Учитель обществознания.
(Слайды презентации № 4 - 6)
Определение причины одиночества.
Ребята, скажите, а почему человек бывает одинок?
Потому что гонит прочь всех от себя, потому что строит стены вокруг себя и
не пускает сквозь них никого.
III. Работа в группах.
Задача этапа – применение полученных знаний.
Учитель литературы:
Чувство одиночества – одно из вечных переживаний переходного возраста, оно
знакомо в той или иной степени, пожалуй, всем подросткам, юношам. Очень
полезно знать, что ты не первый, кто столкнулся с проблемой одиночества, что
эта проблема преодолима.
Осознать это помогает литературы. Когда душа переполнена нелёгкими
переживаниями, а высказать их некому, человек доверяет их листу бумаги. Кто-то
ведёт дневник, кто-то начинает писать стихи. Для кого-то друга и собеседника
заменяет книга.
Предлагаю сейчас каждой группе задания по теме сегодняшнего урока, при
выполнении их применяйте знания, которые вы получили о проблеме
одиночества.
На подготовку - 10 мин.
Затем группы представят друг другу результаты своей работы.
Задание для I группы. (Слайд презентации № 7)
М.Ю.Лермонтов
* * *
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
1841
1. прочитайте выразительно стихотворение М.Ю.Лермонтова.
Выясните по словарю значение непонятных слов.
(«Риза» - старинное длинное красивое одеяние без рукавов (царское
парадное одеяние);
«горючий» - горестный (фольклорный эпитет);
Север «дикий» - необжитый)
2. Какие картины вы представляете, читая 1-ую и 2-ую строфы?
( 1: сосна "стоит... на голой вершине",
2: "пальма растет" "на утесе")
3. Сравните образы 1-ой и 2-ой строфы. Какой приём использован
для их создания?
А) Лексический повтор В) Анафора
Б) Антитеза Г) Гипербола
(Антитеза между холодным севером и жарким югом.)
4. Какое значение в стихотворении имеет пейзаж?
(Картины природы служат для выражения настроения и чувства
лирического героя.)
5. Найдите ключевое слово, характеризующее внутреннее
состояние лирического героя в 1-ой и во 2-ой части. Сделайте вывод о теме
(главном мотиве) стихотворения.
(1: «одиноко»; 2: «одна». Это стихотворение об одиночестве.)
6. Какие эпитеты и сравнения усиливают главный мотив
стихотворения?
(1: север «дикий», то есть необжитый, пустынный, безлюдный;
вершина «голая»; снег «сыпучий», «как риза» (царское парадное одеяние –
великолепное и торжественное) укрывает её, т. е. сосна окутана в лёд и снег.
Зимний безлюдный пейзаж подчёркивает состояние одиночества: душа
лирического героя словно заледенела.
2: пустыня (тоже безлюдье) «далёкая», утёс «горючий», т. е.
горестный (фольклорный эпитет). Пейзаж подчёркивает мотив одиночества.)
7. Найдите олицетворения, объясните их значение в этом
стихотворении.
(1: сосна «дремлет», ей «снится» сон; 2: пальма «грустна».
Подобные чувства и действия свойственны не деревьям, а людям, это
подтверждает мысль о том, что речь в стихотворении идёт об отношениях
между людьми. Стихотворение следует отнести не к пейзажной, а к
философской лирике.)
8. Это стихотворение представляет собой свободный перевод
стихотворения немецкого поэта Г. Гейне «Сосна», тема которого - столкновение
мечты и реальности. Написано в 1841 году незадолго до отъезда Лермонтова в
ссылку на Кавказ. Как в стихотворении Лермонтова раскрывается мир мечты?
(Первая строфа говорит о реальной картине: сосна,
замерзающая "на голой вершине", "на севере диком". Вторая картина - сон
сосны. Пальма существует в воображении, сне, мечте сосны. Можно было бы
предположить, что замерзающая и страдающая от одиночества сосна
мечтает о другой - веселой и счастливой - пальме. Но пальма, которая снится
сосне, похожа на нее; она так же несчастлива на своем юге, как сосна на
своем севере.)
9. Сформулируйте идею (главную мысль) стихотворения
Лермонтова.
(Лирический герой Лермонтова стремится не к благополучию, а к
преодолению одиночества, он мечтает о другом одиноком существе, которое
так же, как и он, рвется к общению. Главная беда героя – не плохие условия
жизни, сосна страдает не от физического холода и снега на диком севере.
Холод, который имеет в виду Лермонтов, - душевный холод. Герой его
жаждет душевного тепла, общения, единства, а страдает от разобщенности
и невозможности соединения.)
Задание для I группы.
М.Ю.Лермонтов
* * *
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
1841 г.
1. Прочитайте выразительно стихотворение М.Ю.Лермонтова.
Выясните по словарю значение непонятных слов.
2. Какие картины вы представляете, читая 1-ую и 2-ую строфы?
3. Сравните образы 1-ой и 2-ой строфы. Какой приём использован
для их создания?
А) Лексический повтор В) Анафора
Б) Антитеза Г) Гипербола
4. Какое значение в стихотворении имеет пейзаж?
5. Найдите ключевое слово, характеризующее внутреннее
состояние лирического героя в 1-ой и во 2-ой части. Сделайте вывод о теме
(главном мотиве) стихотворения.
6. Какие эпитеты и сравнения усиливают главный мотив
стихотворения?
7. Найдите олицетворения, объясните их значение в этом
стихотворении.
8. Это стихотворение представляет собой свободный перевод
стихотворения немецкого поэта Г. Гейне «Сосна», тема которого - столкновение
мечты и реальности. Написано в 1841 году незадолго до отъезда Лермонтова в
ссылку на Кавказ. Как в стихотворении Лермонтова раскрывается мир мечты?
9. Сформулируйте идею (главную мысль) стихотворения
Лермонтова. К чему стремится лирический герой?
Задание для II группы. (Слайд презентации № 8)
Прочитайте отрывок из воспоминаний Татьяны Сухотиной-Толстой,
дочери Л.Н.Толстого, написанных на основе дневника, который она вела с 10
лет. Почему у неё возникло состояние одиночества? Какие детали
(подробности) передают всю тяжесть этого состояния? Как, по-вашему,
можно было бы его преодолеть?
Осенью 1872 года мне пришлось покинуть ту комнату, в
которой я прожила все свое детство с Сережей, Ильей и с милой моей
воспитательницей Ханной.
Временно я осталась без товарищей и спала наверху с горничной
Дуняшей. Она вставала гораздо раньше меня и уходила убирать комнаты. А я
вставала и одевалась одна. После веселых утр с братьями и Ханной я была
обречена на полное одиночество.
Я чувствовала себя в это время одинокой и несчастной. Мальчики
от меня отошли. Я с ними видалась редко. Они жили внизу с учителем
Федором Федоровичем. Скоро они начали сокращенно звать его Фо-Фо и вели с
ним разговоры об охоте, ружьях, собаках и лошадях. Меня они в эти
разговоры не посвящали, и я не принимала в них участия.
МамА я тоже вижу мало: она всегда или за работой, или кормит
одного из своих многочисленных детей, или с быстротой молнии строчит что-
нибудь на своей ножной швейной машине, или же переписывает какую-нибудь
рукопись для папА. О папА и говорить нечего. Он "занимается" по целым
дням. А когда он не "занимается", то он усталый и какой-то отсутствующий и
нас, детей, мало замечает. Мы, дети, сознавали, что его "занятие" очень важно и
значительно, и я понимала, что все мои переживания перед его работой
ничто. Поэтому я никогда не решалась говорить с ним о них. Может быть,
если бы я на это решилась и сумела бы рассказать ему про свое душевное
состояние, он нашел бы слова, которые успокоили бы и утешили меня. Но я
ревниво замкнулась сама в себе и никому не рассказывала о тяжелых
переживаниях, которыми полны были годы моего отрочества.
Я настолько привыкла скрывать то, что я чувствовала и думала, что
это доходило до нелепости. Когда меня о чем-нибудь спрашивали, первым моим
движением было - сказать не то, что было на самом деле, а выдумать что-нибудь
другое, только бы не дать заглянуть в мою внутреннюю жизнь. Это вошло в
привычку.
Я сделалась мрачна, раздражительна и необщительна. Вероятно,
мои родители понимали, что я переживаю что-нибудь тяжелое, так как я
стала замечать с их стороны бережное и мягкое отношение ко мне.
"Они жалеют меня, - думала я. - Они говорят со мной, как с
больной... Они, конечно, видят, что я говорю безумные вещи, и хотят, чтобы я
сама этого не замечала..." И я стала строго следить за тем, что я говорила, и
говорила как можно меньше. Часто я сравнивала свои слова и поступки со
словами и поступками своих братьев, боясь слишком резко от них отличаться. Я
становилась все более и более угрюмой и замкнутой.
Чтобы облегчить свое одиночество, я придумала себе
воображаемого "друга". "Друг" этот жил только в моем воображении. Он был
невидим и жил в старом сиреневом кусту против дома. Я влезала на куст,
садилась на одну из его ветвей и шептала своему "другу" все свои секреты,
поверяла ему свои мечты, свои страдания... Мне становилось после этого легче.
Со временем я так привыкла к этому "другу" и так полюбила его,
что начала писать повесть, в которой описывала этого воображаемого "друга".
Но вдруг я испугалась. "А не признак ли это сумасшествия? -
думала я. - Разве, кроме меня, кто-нибудь поймет, что пустое место на сиреневом
кусте может быть "другом"? Я изорвала свою рукопись и перестала лазить на
ветки сиреневого куста к своему "другу".
Ах, если бы только можно было хоть на часок увидать мою
милую Ханну! Несмотря на свои десять лет, я влезла бы к ней на колени,
прижалась бы головой к ее груди и облегчила бы свою мятущуюся душу
горячими слезами. Она поняла бы меня без слов. Я так и слышу ее голос: «Не
печалься, дитя, все еще не так плохо, как тебе кажется». И я поверила бы в это.
Но ее нет. Она далеко, на Кавказе.
Задание для II группы.
Прочитайте отрывок из воспоминаний Татьяны Сухотиной-
Толстой, дочери Л.Н.Толстого, написанных на основе дневника, который она
вела с 10 лет. Почему у неё возникло состояние одиночества? Какие детали
(подробности) передают всю тяжесть этого состояния? Как, по-вашему,
можно было бы его преодолеть?
Осенью 1872 года мне пришлось покинуть ту комнату, в которой я
прожила все свое детство с Сережей, Ильей и с милой моей воспитательницей
Ханной.
Временно я осталась без товарищей и спала наверху с горничной
Дуняшей. Она вставала гораздо раньше меня и уходила убирать комнаты. А я
вставала и одевалась одна. После веселых утр с братьями и Ханной я была
обречена на полное одиночество.
Я чувствовала себя в это время одинокой и несчастной. Мальчики от
меня отошли. Я с ними видалась редко. Они жили внизу с учителем Федором
Федоровичем. Скоро они начали сокращенно звать его Фо-Фо и вели с ним
разговоры об охоте, ружьях, собаках и лошадях. Меня они в эти разговоры не
посвящали, и я не принимала в них участия.
МамА я тоже вижу мало: она всегда или за работой, или кормит
одного из своих многочисленных детей, или с быстротой молнии строчит что-
нибудь на своей ножной швейной машине, или же переписывает какую-нибудь
рукопись для папА. О папА и говорить нечего. Он "занимается" по целым дням. А
когда он не "занимается", то он усталый и какой-то отсутствующий и нас, детей,
мало замечает. Мы, дети, сознавали, что его "занятие" очень важно и значительно,
и я понимала, что все мои переживания перед его работой ничто. Поэтому я
никогда не решалась говорить с ним о них. Может быть, если бы я на это
решилась и сумела бы рассказать ему про свое душевное состояние, он нашел бы
слова, которые успокоили бы и утешили меня. Но я ревниво замкнулась сама в
себе и никому не рассказывала о тяжелых переживаниях, которыми полны были
годы моего отрочества.
Я настолько привыкла скрывать то, что я чувствовала и думала, что
это доходило до нелепости. Когда меня о чем-нибудь спрашивали, первым моим
движением было - сказать не то, что было на самом деле, а выдумать что-нибудь
другое, только бы не дать заглянуть в мою внутреннюю жизнь. Это вошло в
привычку.
Я сделалась мрачна, раздражительна и необщительна. Вероятно,
мои родители понимали, что я переживаю что-нибудь тяжелое, так как я стала
замечать с их стороны бережное и мягкое отношение ко мне.
"Они жалеют меня, - думала я. - Они говорят со мной, как с
больной... Они, конечно, видят, что я говорю безумные вещи, и хотят, чтобы я
сама этого не замечала..." И я стала строго следить за тем, что я говорила, и
говорила как можно меньше. Часто я сравнивала свои слова и поступки со
словами и поступками своих братьев, боясь слишком резко от них отличаться. Я
становилась все более и более угрюмой и замкнутой.
Чтобы облегчить свое одиночество, я придумала себе
воображаемого "друга". "Друг" этот жил только в моем воображении. Он был
невидим и жил в старом сиреневом кусту против дома. Я влезала на куст,
садилась на одну из его ветвей и шептала своему "другу" все свои секреты,
поверяла ему свои мечты, свои страдания... Мне становилось после этого легче.
Со временем я так привыкла к этому "другу" и так полюбила его,
что начала писать повесть, в которой описывала этого воображаемого "друга".
Но вдруг я испугалась. "А не признак ли это сумасшествия? -
думала я. - Разве, кроме меня, кто-нибудь поймет, что пустое место на сиреневом
кусте может быть "другом"? Я изорвала свою рукопись и перестала лазить на
ветки сиреневого куста к своему "другу".
Ах, если бы только можно было хоть на часок увидать мою милую
Ханну! Несмотря на свои десять лет, я влезла бы к ней на колени, прижалась бы
головой к ее груди и облегчила бы свою мятущуюся душу горячими слезами. Она
поняла бы меня без слов. Я так и слышу ее голос: «Не печалься, дитя, все еще не
так плохо, как тебе кажется». И я поверила бы в это. Но ее нет. Она далеко, на
Кавказе.
Задание для III группы.
Притча – это современный жанр устного народного творчества,
ведь её чаще пересказывают по какому-либо случаю, что-то при этом невольно
изменяя. В притче обязательно есть скрытый смысл, мудрые мысли, философское
обобщение.
Прочитайте притчи, подумайте над их содержанием и
найдите строки, в которых выражена идея (главная мысль). Дайте свой
комментарий. Помогут ли эти притчи человеку преодолеть одиночество?
1.
Пришёл однажды к мудрецу юноша и спросил его, как спастись от
одиночества.
— Я избавлю тебя от этого чувства, но сначала ты должен пройти
трёхдневное испытание, — ответил мудрец.
Юноша согласился. В первый день мудрец плотно завязал юноше
глаза, чтобы тот ничего не видел. Это было невыносимо тяжело, особенно когда
юношу просили что-нибудь принести. На следующий день мудрец плотно закрыл
уши юноши, чтобы тот ничего не слышал. Юноше показалось, что весь мир
вокруг словно оглох. На третий день мудрец закрыл юношу в маленькой комнате
без окон и света на целый день. Юноша с трудом выдержал этот день.
Наконец все испытания закончились, и юноша воскликнул:
— Как я рад, что всё выдержал! Теперь вы поможете мне?
— Разве ты по-прежнему чувствуешь себя одиноким? — спросил
мудрец.
— Откровенно говоря, нет. Мир так прекрасен. Я даже не
догадывался, что вокруг такое множество звуков и красок.
— Пока человек может смотреть на солнце, луну и звёзды и
наслаждаться дарами земли и моря, он не одинок, — заметил мудрец.
— Но вдруг чувство одиночества опять вернётся, — забеспокоился
юноша.
— Тогда приходи снова, и я устрою тебе новое испытание, —
улыбнулся мудрец.
2.
Один человек пришёл к Учителю и пожаловался:
— Учитель, я не вижу никакого смысла в своей жизни. Всё в итоге
сводится к формуле «работа-дом-работа». Работа скучна, и я каждый раз с трудом
досиживаю до конца рабочего дня. Но дома ещё хуже — не знаешь, чем заняться
и как убить свободное время. У знакомых свои дела, им не до меня. А потому,
когда я хочу с ними встретиться, чтобы хоть как-то скрасить своё одиночество,
они находят различные причины для отказа. В последнее время я всё чаще думаю,
как бы поскорей дожить эту жизнь до конца.
— Ты слишком обращён в себя. Тебе нужно учиться видеть
окружающее. Пойдём со мной, — сказал Учитель.
В пути человек думал: «Разве это настоящий Учитель? Похоже, что
он так и не разобрался в моей проблеме. Ничего толком не сказал. Вместо этого
мы идём в неизвестном направлении. Не зря у меня было предчувствие, что мне
уже никто и ничто не поможет. Если разобраться, то какое ему дело до меня?»
Человек, думая о своём, даже не заметил, как они вошли в сад.
Учитель вдруг остановился и сказал:
— Посмотри, — он указывал на человека в инвалидной коляске,
сидящего перед мольбертом с кистью в руке.
Вокруг благоухали цветущие вишни, сияя белоснежной пеленой в
ослепительных солнечных лучах. И точно такое же великолепие цвело на картине
художника.
— Нужно учиться у таких людей, — сказал Учитель.
— Потому, что они умеют рисовать? — не понял человек.
— Потому, что они — художники своей жизни. А что до
одиночества, то тут как раз всё просто. Не нужно пытаться скрасить своё
одиночество. Скрась одиночество другого.
Задание для III группы. (Слайд презентации № 9)
Притча – это жанр эпоса: небольшое повествовательное
произведение назидательного характера, содержащее поучение в иносказательной
(аллегорической) форме. В притче обязательно есть скрытый смысл, мудрые
мысли, философское обобщение.
Прочитайте притчи, подумайте над их содержанием и
найдите строки, в которых выражена идея (главная мысль). Дайте свой
комментарий. Помогут ли эти притчи человеку преодолеть одиночество?
1.
Пришёл однажды к мудрецу юноша и спросил его, как спастись от
одиночества.
— Я избавлю тебя от этого чувства, но сначала ты должен пройти
трёхдневное испытание, — ответил мудрец.
Юноша согласился. В первый день мудрец плотно завязал юноше
глаза, чтобы тот ничего не видел. Это было невыносимо тяжело, особенно когда
юношу просили что-нибудь принести. На следующий день мудрец плотно закрыл
уши юноши, чтобы тот ничего не слышал. Юноше показалось, что весь мир
вокруг словно оглох. На третий день мудрец закрыл юношу в маленькой комнате
без окон и света на целый день. Юноша с трудом выдержал этот день.
Наконец все испытания закончились, и юноша воскликнул:
— Как я рад, что всё выдержал! Теперь вы поможете мне?
— Разве ты по-прежнему чувствуешь себя одиноким? — спросил
мудрец.
— Откровенно говоря, нет. Мир так прекрасен. Я даже не
догадывался, что вокруг такое множество звуков и красок.
— Пока человек может смотреть на солнце, луну и звёзды и
наслаждаться дарами земли и моря, он не одинок, — заметил мудрец.
— Но вдруг чувство одиночества опять вернётся, — забеспокоился
юноша.
— Тогда приходи снова, и я устрою тебе новое испытание, —
улыбнулся мудрец.
2.
Один человек пришёл к Учителю и пожаловался:
— Учитель, я не вижу никакого смысла в своей жизни. Всё в итоге
сводится к формуле «работа-дом-работа». Работа скучна, и я каждый раз с трудом
досиживаю до конца рабочего дня. Но дома ещё хуже — не знаешь, чем заняться
и как убить свободное время. У знакомых свои дела, им не до меня. А потому,
когда я хочу с ними встретиться, чтобы хоть как-то скрасить своё одиночество,
они находят различные причины для отказа. В последнее время я всё чаще думаю,
как бы поскорей дожить эту жизнь до конца.
— Ты слишком обращён в себя. Тебе нужно учиться видеть
окружающее. Пойдём со мной, — сказал Учитель.
В пути человек думал: «Разве это настоящий Учитель? Похоже, что
он так и не разобрался в моей проблеме. Ничего толком не сказал. Вместо этого
мы идём в неизвестном направлении. Не зря у меня было предчувствие, что мне
уже никто и ничто не поможет. Если разобраться, то какое ему дело до меня?»
Человек, думая о своём, даже не заметил, как они вошли в сад.
Учитель вдруг остановился и сказал:
— Посмотри, — он указывал на человека в инвалидной коляске,
сидящего перед мольбертом с кистью в руке.
Вокруг благоухали цветущие вишни, сияя белоснежной пеленой в
ослепительных солнечных лучах. И точно такое же великолепие цвело на картине
художника.
— Нужно учиться у таких людей, — сказал Учитель.
— Потому, что они умеют рисовать? — не понял человек.
— Потому, что они — художники своей жизни. А что до
одиночества, то тут как раз всё просто. Не нужно пытаться скрасить своё
одиночество. Скрась одиночество другого.
(То есть не ищи тех, кто тебе нужен, найди тех, кто нуждается в
тебе.
Одиночество - это результат такой жизни, когда ты всегда искал,
чтобы осчастливили тебя. И редко приходит одиночество к тем, кто всегда был
готов осчастливить окружающих.)
IV. Фронтальная работа. Дальнейшее объяснение нового
материала
Задача этапа – дать научное объяснение сущности и причин
подростковой депрессии и способов её преодоления.
— Хорошо, если герой последней притчи понял Учителя и сумел
преодолеть своё одиночество, перестал думать: «…как бы поскорей дожить эту
жизнь до конца… мне уже никто и ничто не поможет». Ведь долгое пребывание в
таком состоянии может привести к депрессии.
(Слайд презентации № 10)
Учитель обществознания:
Таким образом, мы поняли, что одиночество – это действительно
проблема, которая может даже ввести человека в депрессивное состояние. Но эта
проблема преодолима. Одиночество – временное явление, с которым можно и
нужно бороться.
(Слайды презентации № 11 - 24)
Способы борьбы с одиночеством:
1) Надо научиться ценить и наслаждаться тем, что имеешь.
2) Перестать думать о проблемах! Счастье всегда рядом!
3) Смех поможет в борьбе с одиночеством (съесть лимон перед
зеркалом)
4) Чаще улыбаться, т.к. мимически мышцы посылают сигналы в
мозг, ион начинает настраиваться на веселье.
5) Не нужно облачаться в черную одежду
6) Спорт помогает выработать физическую активность, а трудно
тосковать, когда ты активный
7) Оптимистические книги, фильмы, музыка
8) Домашние животные – занимают мысли, рождают любовь,
ответственность
9) Трудотерапия – рисовать, сочинять
10) Постарайся сделать счастливым кого-то ещё.
V. Домашнее задание
(Слайд презентации №25)
Ребята, теперь вы знаете больше о причинах и путях преодоления
одиночества?
Тогда помогите нашему герою справиться с одиночеством.
Напишите письмо этому мальчику. Объясните ему его состояние, дайте совет, как
поступить. Это будет вашим письменным домашним заданием.
Обществознание - еще материалы к урокам:
- Презентация "Одиночество" 7 класс
- План-конспект урока "Производство" 7 класс
- Презентация "Производство: затраты, выручка, прибыль" 7 класс
- Конспект урока "Производство: затраты, выручка, прибыль" 7 класс
- Конспект урока "Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства" 7 класс
- Конспект урока "Правовая ответственность несовершеннолетних" 8 класс