Классный час "Образование Дагестана"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №56»
Классный час на тему:
«Образование Дагестана»
Составитель: Махмудова П.С.
Махачкала, 2020 г.
Классный час на тему: «Образование Дагестана»
Цель: приобщать учащихся к прекрасному, к богатому культурно-
историческому наследию малой Родины углубить; знания учащихся о
народностях Дагестана и его аулах; воспитание нравственности; развитие
информационной культуры учащихся;
Форма проведения: дискуссия
Оборудование: ноутбук, жёлтые и синие карточки, листы с правилами
ведения дискуссии
Дагестан
Общие сведения о республике
Республика расположена на стыке Европы и Азии в восточной части
Кавказа и является самой южной частью России. Она граничит по суше и
Каспийскому морю с пятью государствами - Азербайджаном, Грузией,
Казахстаном, Туркменистаном и Ираном, внутри Российской Федерации
соседствует со Ставропольским краем, Калмыкией и Чеченской
Республикой. Общая протяженность территории с юга на север составляет
около 400 километров, площадь - 50, 3 тысяч квадратных километров, длина
береговой линии - 530 километров.
Республика включает в себя различные физико-географические зоны:
от Прикаспийской низменности, находящейся на 28 метров ниже уровня
мирового океана, до снежных вершин высотой более 4 тысяч метров. В
северной части преобладает низменность, в южной - предгорье и горы
Большого Кавказа (в его пределах лежит почти три четверти всей территории
республики), на востоке омывается Каспийским морем.
Климат в целом умеренный континентальный, засушливый. В горной
части он изменяется с высотой: падает температура, растет влажность. В
южной, прибрежной части - переходный от умеренного к субтропическому.
Отличительной чертой приморского и равнинного климата является его
сильная ветреность. Средняя температура (по Цельсию) января от +1 градуса
на низменности до -11 градусов в горах, средняя температура июля до +24
градусов. Осадков выпадает 200-800 мм в год.
Республика считается относительно водообеспеченным регионом, хотя
речная сеть распределена неравномерно. Наиболее крупными реками
являются Терек, Сулак и Самур. Реки широко используются в народном
хозяйстве республики для гидроэнергостроительства, мелиорации и
водоснабжения.
Дагестан малоземельная республика, но с очень разнообразным
почвенным и растительным покровом.
По разнообразию растительно-климатических поясов Дагестан не
имеет себе равных в России: от субтропического леса в устье реки Самур,
пустынь и полупустынь на севере республики до высокогорных тундр и
ледников. Всего флора Дагестана насчитывает около 4000 видов, среди
которых множество эндемиков и реликтов. Богат и разнообразен животный
мир Дагестана, насчитывающий 89 видов млекопитающих, 300 видов птиц и
92 вида рыб, в том числе осетровых. Немного найдется мест, где еще
имеются такие возможности для развития отдыха и туризма (пока
малоиспользуемые), как в Дагестане. Наличие минеральных источников и
лечебных грязей, обилие и разнообразие прекрасных ландшафтов,
памятников истории и природы, климат, обширная песчаная пляж- ная
полоса на побережье Каспия, теплое море, ионизированный воздух, а также
неповторимая самобытная культура и искусство народов - все это
обязательно сделает республику в недалеком будущем своеобразной Меккой
туризма. Особенно велики возможности для развития санаторно-курортного
бизнеса в центральных и южных частях республики. Нередко в одном месте
сочетаются горный и морской пейзажи, вдобавок, здесь расположена
историческая часть и имеется большое количество геотермальных
источников. Многие из них по своей мощности и целебным свойствам не
уступают или даже превосходят источники всемирно известных
курортов("Талги", "Каякент", "Ахты")
История Дагестана
Народы Дагестана прошли большой и сложный путь развития: на
протяжении веков они боролись за национальную независимость.
Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов сказал: "Не пером написана
история горских народов - она написана кинжалами, серпами, копытами
коней, надмогильными памятниками".
Археологи доказали, что человек заселил Дагестан в очень древние
времена. Например, в местности Чумус-Иниц, на границе Дербентского и
Кайтагского районов, найдены грубые каменные изделия, изготовленные
более ста тысяч лет назад. Помимо этой древнейшей стоянки обнаружен еще
ряд более молодых стоянок, разбросанных по всей республике.
Дагестан является одним из древнейших центров земледелия и
животноводства на Земле. К тому же некоторые историки высказывают
мысль о родстве народов Дагестана с древними народами Шумера, Загроса, а
также с хеттами и мидийцами.
Первым государством, образовавшимся в V веке до нашей эры на
территории Южного Дагестана и Азербайджана, являлась Кавказская
Албания, населенная предками современных дагестанских лезгино-язычных
народов. Образованная как конфедерация 26 царств, она просуществовала до
XVII века нашей эры (Арран - последнее политическое образование,
продолжавшее традиции Кавказской Албании).
Столицей этого государства считается город Кабала, руины которого
находятся на территории современного Азербайджана. Находившаяся на
стыке цивилизаций, караванных и миграционных путей, Албания по
существу постоянно была в состоянии войны за независимость. Она воевала
с Сасанидским Ираном, римлянами (знаменитые походы Красса и Помпея на
Кавказ), гуннами, хазарами, арабами, тюркскими племенами, которые, в
конце концов, и разрушили Албанию как государство окончательно.
В первые века нашей эры народы Албании, а затем и почти весь
Дагестан приняли христианство. Но в VI-VII века нашей эры в течение
столетней войны с арабами албанцам силой был навязан ислам, который
затем через них распространился почти на весь Северный Кавказ.
В средние века на арену истории выходят и другие народы Дагестана,
они образуют свои государства: Аваристан, Таркинское шамхальство,
Казикумухское ханство, Кайтаго-Табасаранское майсумство. В это время и
начинается постепенный процесс образования Дагестана как единого целого.
Главной причиной объединения дагестанских народов, говорящих на разных
языках и имеющих разную культуру, стала война, заставлявшая мелкие
народы объединяться вместе против множества захватчиков, которые
помимо чисто завоевательских преследовали цели уничтожения и
растворения гордых, свободолюбивых народов Дагестана. Для этого, многие
завоеватели умышленно меняли демографическую ситуацию в Дагестане,
переселяя на лучшие земли то арабов, то иранцев, то тюрков-шиитов, то
тюрков-суннитов. Именно поэтому коренные жители Дагестана живут в
горах, а равнины оказались заселенными пришлыми народами. Но в течение
веков эти некоренные народы постепенно сблизились с коренными и
образовали общедагестанский этнос, выступающий сейчас единым целым
перед лицом внешнего мира.
Страницы истории изобилуют героическими подвигами дагестанцев в
защиту родины и свободы. И хотя многие из этих жертв оказались
напрасными, однако это не может умалить мужества малого по сравнению с
захватчиками народа Дагестана. Как уже отмечалось, целых сто лет
понадобилось на покорение маленькой Албании гигантскими Арабским
халифатом, а еще через сто лет арабы навсегда покинули ее территорию.
Воины Чингисхана покорившие Китай, государства средней Азии, Иран и
Древнюю Русь, не смогли взять штурмом крепость Дербента, а только
обошли его.
Второй поход монголы совершили в 1239 году под предводительством
Кровавого Батыя. К сожалению, в этот период Дагестан был ослаблен
междоусобицей и, несмотря на это, Дербент был взят после длительной
осады только в результате предательства, но сам город монголы разрушить
побоялись. После Дербента, обуянные желанием сломить упорных
дагестанцев монголы подошли к селению Рича. 25 дней ричинцы, которых
было в много раз меньше, отражали их атаки. После того, когда почти все
население героического аула было истреблено, завоеватели ворвались в него
и вынуждены были вести бой за каждый дом и улицу с женщинами,
стариками и детьми. В ответ за упорное сопротивление монголы уничтожили
весь аул и всех оставшихся в живых.
Однако долго праздновать победу не пришлось: после неудавшейся
попытки в 1240 году покорить Кумух монголы вынуждены были оставить
Дагестан. Еще более ужасным было нашествие хромого Тимура,
покорившего до этого Индию, Иран, Среднюю Азию, совершившего походы
в Китай, нанесшего поражение Золотой Орде. Именно в борьбе с Тимуром
определилось единство народов Дагестана. После кровавого похода по
Дагестану его войска остановились у стен аула Ушкуджан, жители которого
были язычниками. И до чего же был удивлен Тимур, когда им на помощь
пришли мусульмане, представители других дагестанских народов.
Есть у дагестанцев своя Жанна Д'Арк. Это Парту Патима, простая
горянка, своим примером вдохновившая кумухских воинов, оборонявших
свой аул. Возглавляемый ею отряд смог разбить непобедимого Тимура.
Последующую эпоху, до включения в состав России в 1813 году согласно
Гюлистанскому миру, Дагестан был ареной борьбы Турции и Ирана за
обладание им. И хотя он неоднократно завоевывался то одним, то другим
захватчиком, никто из них не смог покорить "Страну Гор" до конца.
Постоянно возникавшие восстания выгоняли захватчиков из Дагестана.
Особенно следует отметить восстание лезгин под предводительством Хаджи
Давуда, начавшееся в 1707 и подавленное в 1728 году. Боровшиеся против
Ирана и Турции, восставшие особые надежды возлагали на Россию, не
оправдавшиеся в последствии. Восстание началось в Цахурском султанате,
населенном цахурами, аварцами и лезгинами, перекинулось затем на
лезгинские земли.
Далее восстание начало распространяться среди других народов
Дагестана: аварцев, даргинцев, лакцев. Дружным действиями дагестанцы
освободили свою землю, однако с помощью подкупа и заговоров иранский
шах смог внести раскол в восстание, и от Хаджи Давуда начали отходить
некоторые народы. В мае 1728 году Хаджи Давуда обещавшие помощь турки
заманили к себе и арестовали. Его перевезли на Кипр, где он и умер.
Для окончательного подавления свободолюбивых дагестанцев, а также
для выяснения отношений с турками собрал огромное войско и ринулся в
поход иранский предводитель Надир-Шах. Борьба против него является
одной из наиболее ярких страниц в истории народов Дагестана. Покорив
полностью Закавказье, стотысячное иранское войско вторглось в Дагестан.
Первыми Надир-Шаха встретили лезгины. Несмотря на упорное
сопротивление горного народа, Надир-Шах ценой больших усилий и
невиданной до селе жестокости перешел Южный Дагестан и вторгся в более
северные районы. Напуганные этими зверствами, дагестанские ханы, уцмии
и султаны стали сдаваться кровавому Шаху. Однако народ остановить было
невозможно: повсеместно создавались отряды добровольцев, готовых
защитить Родину. В октябре 1741 года отдельные отряды Надир-Шаха были
разбиты в Табасаране и Кайтаге, однако, несмотря на это, Надир-Шах дошел
до земель аварцев. Но уже с половиной воинов. Здесь его ждало
объединенное войско дагестанцев. Несколько дней длилась кровавая битва, в
которой Надир-Шах потерпел сокрушительное поражение и через семь лет
после начала своего дагестанского похода бежал из Дагестана. Из-за
возраставшего влияния России в этом регионе Иран и Турция снова и снова
пытались подчинить себе Закавказье и Дагестан. Однако после поражения,
нанесенного Россией Турции и Ирану, и заключения Гюлистанского мира в
1813 году Дагестан вошел в состав Российской Империи.
Но подписание Гюлистанского мира не принесло мира в Дагестан.
Политика России на Кавказе, которую олицетворяет генерал Ермолов, автор
тактики "выжженной земли", не могла не привести к возмущению гордого,
свободолюбивого народа. То здесь, то там начали вспыхивать восстания.
Возникла и идеологическая основа для массового восстания горцев -
мюридизм. Появившись в Южном Дагестане, мюридизм перекинулся в
нагорный Дагестан и Чечню, где стал быстро развиваться и
распространяться. Окончательное движение горцев под флагом мюридизма
оформилось в 1828 году в Аварии. Особенно широкие размеры оно приняло в
30-40-х годах XIX века, когда во главе борьбы за независимость стал имам
Шамиль. Восстание, длившиеся до 1859 года, то есть более тридцати лет,
показало всему миру несгибаемую волю и храбрость дагестанского народа.
Поразительным фактом остается то, что эта война шла более трех
десятилетий между государствами с разницей в численности населения в 100
раз, а территории в 400 раз! И это притом, что Россия в течение одного
неполного года смогла разбить Наполеона, покорившего пол-Европы, а в
период борьбы с горцами была в пике в своей военной мощи и
международного авторитета. Это хорошо известный всем отрезок истории,
но хочется заметить, что в данный период помимо восстания под
предводительством Шамиля, антиколониальные выступления дагестанцев в
разных регионах возникали и другие подавленные царскими войсками:
например, Кубинское восстание в 1837 года (Кубинское ханство являлось
тогда частью Дагестана). Борьба продолжалась и после прекращения войны
горцев под предводительством Шамиля. Самым крупным в этот период было
восстание 1877 года, распространившееся почти на весь Дагестан.
Руководителями и вдохновителями его являлись многие ученые и
религиозные деятели Дагестана: Хасан Алкадарский, Гази-Магомед
Согратлинский, кадий (судья) Цудахарский, Кази-Ахмед и Абдул
Казикумухские. После подавления восстания около пяти тысяч человек были
высланы из Дагестана, а руководители частью казнены, частью посажены в
тюрьмы.
Хотя вхождение Дагестана в состав России и имело определенную
прогрессивную роль, в целом он оставался колониальной окраиной империи.
Уровень жизни населения был одним из самых низких по России. В 1913
году здесь было всего 66 врачей, то есть 1 врач на 12300 жителей. Это был
край сплошной неграмотности и отсталого полуфеодального хозяйства.
Именно по этой причине дагестанцы активно поддержали революции 1905-
07 годов, а затем и Октябрьскую. Активно участвовал Дагестан и в
гражданской войне, особенно отличившись в борьбе с войсками генерала
Деникина, творившими повсюду большие зверства. Советский период
истории республики неразрывно связан с историей всего Советского Союза,
с преодолением культурной отсталости и созданием современной
промышленности и сельского хозяйства.
В годы Великой Отечественной войны дагестанцы снова проявили свой
героический и свободолюбивый характер: 47 дагестанцев стали героями
Советского Союза, тысячи дагестанцев награждены орденами, более 150
тысяч медалями. Послевоенное развитие в республике шло также очень
интенсивными темпами. Однако в 50-60 годах из-за политических перекосов
того периода началось переселение горцев на равнину. И хотя этот процесс
оправдывался лучшим условиями жизни и работы на равнине, в результате
оказались заброшенными множество селений, тысячи гектаров горных
земель. Приостановилось развитие горных районов, были утеряны
знаменитая многовековая террасная система земледелия и многие народные
традиции и обычаи.
Дагестанцы, у которых принято почитать старших, а ругать мертвых
считается кощунством, с благодарностью и теплотой вспоминают Советский
период истории республики. И, прежде всего, из-за мира, царившего в то
время на Кавказе. Поэтому наш народ, знающий, что такое война не
понаслышке, сумел сохранить мир в самом многонациональном регионе
бывшего Советского Союза, который в посткоммунистический период
опустился в омут конфронтаций, межнациональных конфликтов и войн.
Народы Дагестана
Среди республик Российской Федерации Дагестан по численности
населения занимает третье место. На 1 января 1998 года в республике
проживало 2, 1 млн. человек (1, 2 процента от населения России), из которых
58 процентов - сельские жители. Средняя плотность населения - 41, 2
человека на 1 кв. км среднем по Северному Кавказу - 49, 6). По
численности населения Дагестан занимает 25-е место в Российской
Федерации, по территории 52-е место.
Население Дагестана необыкновенно сложно и разнообразно по своим
языкам и племенному составу. Трудно найти на всем земном шаре страну,
где на небольшой, сравнительно, площади помещалось бы столько народов с
различными языками, а также племенными и бытовыми особенностями.
Наиболее поражает в этом отношении горный Дагестан, издавна
прославившийся своей многоплеменностью и получивший уже в древности
название: "Гора языков".
Современный этнический состав населения республики отличается
динамичностью. На территории Дагестана зафиксированы представители 102
-х национальностей, которые принадлежат к трем языковым семьям :
К дагестанско-нахской ветви иберийско-кавказской семьи языков
относятся аварцы (вместе с 14 этносами, имеющими самостоятельные, но
близкие аварскому, языки, а именно, ахвахцами, каратинцами, андийцами,
ботлихцами, годоберинцами, тиндалами, чамалялцами, багулалами,
хваршинами, дидойцами, бежтинцами, гунзибцами, гинухцами и арчинцами),
даргинцы (включая кубачинцев и кайтагцев), лезгины, лакцы, табасаранцы,
рутульцы, агулы, цахуры и чеченцы. К тюркской группе алтайской языковой
семьи относятся кумыки, азербайджанцы и ногайцы.
К индоевропейской языковой семье принадлежат русские, таты и
горские евреи, говорящие на татском языке, который относится к иранским
языкам. В республике нет т. н. "титульной национальности", но ее
политическими атрибутами наделены в настоящее время 14 национальностей
Дагестана:
Религия
Ислам, одна из мировых религий, её последователи - мусульмане. И.
возник в Западной Аравии, в Хиджазе, в нач. 7 в. Основателем И. считается
житель Мекки Мухаммед (570-632). В возрасте 40 лет (ок. 610) Мухаммед
объявил себя посланником единого Бога - Аллаха, продиктовавшего ему
свою волю. В этот период каждое из арабских племён имело своих богов, но
по мере концентрации власти у нек-рых племён стали выделяться гл. боги.
Мухаммед призывал своих соотечественников отказаться от поклонения
многочисленным племенным богам, верить только в Аллаха, вести
праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Основным
догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым Богом Аллаха и
Мухаммеда - "посланником Аллаха" ("ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун
расулюллах").
Учение И. распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из
родного племени курейшитов поддержали Мухаммеда. Среди первых его
последователей были его жена Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиб и
двоюродный брат Али, сын Абу Талиба. Со своими сторонниками
Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее - Медина); со
времени этого переселения -хиджры, к-рое произошло в 622, начинается
летосчисление Ислама На формирование И. оказали влияние как
политеистические представления, так и давно существовавшие на терр.
Аравии монотеистические религии - иудаизм и христианство. Вероучение И.
изложено в священной книге мусульман - Коране. Коран был прочитан
Мухаммеду ангелом Джибрилом (Джабраилом) по вечному оригиналу,
находящемуся на небе. Коран при жизни Мухаммеда существовал в устной
форме, и было немало людей (кари, мн. ч. курра), к-рые могли читать весь
Коран или его большую часть наизусть. Первая попытка записать Коран
была предпринята в кругу ближайших сподвижников Мухаммеда после его
смерти, но как рукописная книга и канонический текст Коран стал доступен
лишь при третьем халифе - Османе (644-656).
Дагестан находится в выгодном географическом положении и по сути
связывает Россию и Европу с Востоком. Здесь имеются налаженные
товарные потоки железнодорожного, морского и автомобильного транспорта.
Через республику проходит железнодорожная магистраль Ростов-Баку и
федеральная автодорога "Кавказ" магистральный нефтепровод Грозный-
Баку. В Махачкале имеются морские торговый и рыбный порты,
незамерзающие практически круглый год, и к которым подведена железная
дорога. В порту имеется перевалочная нефтебаза. В 15 километрах от
столицы расположен аэропорт.
Вместе с тем Дагестан по-прежнему остается одним из депрессивных и
малоосвоенных регионов России. Многие современные социально-эконо-
мические проблемы требуют серьезного изучения и нового подхода в их
разрешении.