Духовное становление личности - основа гражданского воспитания

Борознина Г.А.
учитель истории и обществознания
МОУ СШ №93 г. Волгограда
Духовное становление личности - основа гражданского
воспитания.
«Мы не выживем физически, если погибнем духовно».
Д.С. Лихачев
Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности
как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности. Повседневная
речь подростков - очевидное свидетельство духовно - нравственного
кризиса общества, выраженного социального нездоровья.
Проблема духовности во все времена волновала умы и сердца людей.
Вспомним отечественную классическую педагогику с ее
общечеловеческим содержанием, непреходящими вековыми
гуманистическими ценностями, с ее заботой об «образовании сердца и
ума», об органичном слиянии воспитания с развитием на принципах
«природосообразности», провозглашенной Л.Н. Толстым «идеологией
любви как деятельной нравственности». Великая Дидактика Я.А.
Коменского включала в себя «вечные основы человечности», «одаренный
чувствами ум», «гармонию тела и души». Отечественная классическая
педагогика Добролюбова и Ушинского заботилась «об украшении души,
склоняя волю к деланию добра», о «взращивании человеколюбия и
любочестия», об охране от тщеславия, сребролюбия и щегольства,
воспитании гражданских основ личности ребенка.
К сожалению, подрастающее поколение всё хуже владеет родной
речью, дети затрудняются объединять слова в предложения, правильно
строить фразы и выражать свои мысли, они не знают и, что особенно
опасно, не очень хотят знать историю своей страны. Теряется связь
поколений,
Именно отсюда, из атмосферы бессистемности и всеобщей
отчужденности (детей от родителей, родителей от школы, школы от
общества), как из ящика Пандоры вылетают проституция, наркомания,
алкоголизм, стяжательство, актуализм (стремление жить только
сегодняшним днем) и другие виды и формы бездуховности.
Мы видим, что некогда могучая русская духовность пришла в
упадок, то же происходит и с нравственностью. Ясно, что человек,
отчужденный от общества и от самого себя как личности, выпавший из
исторического процесса, привязанный к сиюминутным интересам и
заботам, не знающий ни своих родовых, ни национальных, ни
общечеловеческих корней, оказавшийся в положении «Ивана, родства не
помнящего», этот человек не способен стать настоящим гражданином
своей страны.
Главная задача сейчас - создание системы развития личности,
направленной на формирование бережного отношения к самому себе, к
окружающим людям, к семье, природе и исторической памяти.
Мне кажется, что истинное назначение педагога духовное развитие
подростка, приобщение его к духовным ценностям, формирование
гражданских качеств личности. Учитель не может быть просто
предметником, он, в какой то мере, учитель жизни, который помогает
ученикам найти свое предназначение.
Обладая самостоятельностью и гибкостью мышления, учитель,
всегда найдет оптимальные формы и методы для истинного познания.
Процесс познания творческий процесс, где учитель и ученик - одно
целое. Учитель должен, прежде всего, убедить учеников в их человеческой
ценности и развивать то, что заложено в них. «Учитель, как носитель
духовного опыта человечества, должен учить самостоятельному,
творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к
своей личности и обществу», говорил Д.С. Лихачев. Передача этого опыта
предполагает диалог, творческое оформление, пробуждение чувств.
Именно учитель должен встать на защиту нравственного, духовного
становления и гражданской позиции личности подрастающего поколения,
воспитывать людей не только знающих, но и желающих действовать на
благо общества.
Сегодня мы говорим о том, что гражданское воспитание - главная
задача государства. Следовательно, воспитание гражданина - это значит
воспитание россиянина. Что во все времена являлось главным качеством
россиян? Что было всегда предметом их гордости? За что ценились всегда
россияне? Во-первых, за широту души. Во-вторых, за бережное хранение
своих корней, традиций, культуры. В-третьих, за чувство семейственности.
В-четвертых, за бережное отношение к природе, к Земле.
Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно
было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие
качества личности формировать?
Продумывая содержание уроков, необходимо создавать условия для
гармонического развития личности, для усвоения учениками системы
знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, для осмысления
нравственно - этических понятий и нравственных позиций.
Я хочу, чтобы мои ученики стали настоящими гражданами, не
потребителями, а созидателями, увидели мир вокруг себя, были
адаптированы в этот мир. Это бывает не так просто сделать, особенно в
нашей противоречивой жизни, в которой преобладают ценности совсем
другого характера.
На помощь приходят учебные проекты, деловые игры. В процессе
работы над проектом мои ребята становятся чуть-чуть внимательнее друг к
другу, добрее, воспитаннее, у них формируются компетентности,
помогающие им в социальной адаптации. Учебный проект закладывает
основы понимания детьми окружающей действительности, формирует их
гражданскую позицию.
Проектная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в
процессе внеклассной и внешкольной работы. Особую роль играют
социальные проекты: «Я гражданин России», «Мир вокруг враг или
друг?», «В каждом деревце память живая», «Диалог – путь к пониманию».
Обучающиеся нашей школы имеют возможность развивать свои
нравственные качества на элективных курсах по основам православной
культуры и истории «Церковные деятели средневековой Руси», «История в
лицах». Цели быстрейшей социализации служат курсы по экономике «
Путешествие в мир экономики», «Экономика вокруг тебя», «Азбука
потребителя»
В своей работе ориентируюсь на четыре основных направления
развивающих личность учащегося, его экологию («ЭКО» - в переводе с
греческого языка - «дом», «место пребывания»)
1. Экологию души:
отношение ребенка к самому себе, без любви и уважения к самому
себе невозможна любовь и уважение к другому человеку;
осознание ребенком ценности своей жизни, общечеловеческих
ценностей.
2. Экологию семьи:
отношение ребенка с окружающими его людьми: родителями,
близкими, друзьями, одноклассниками, учителями;
отношения в семье - основа формирования личности, фундамент
благополучия;
3. Экологию памяти:
отношение ребенка к историческому и культурному прошлому
своего народа, к народным традициям;
осознание ребенком того, что человек - главный хранитель и
продолжатель народных традиций, именно гражданин страны творит
ее историю.
4. Экологию природы:
отношение ребенка к природе, Земле - как к общему дому
Человечества и всего живого;
осознание ребенком того, что человек-главная ценность природы.
У любого педагога, у любой школы есть мечта. Мечта нашей школы -
построить такой дом, в котором всем было бы комфортно и радостно. В
любом доме складывается определенная система ценностей, так и в нашем
школьном доме складывается система педагогических ценностей:
Принимай и понимай ребенка таким, каков он есть.
Помогай ребенку, когда он нуждается в твоей помощи.
Не сравнивай одного с другим, а сравни его вчерашнего с ним
сегодняшним.
Не учи ребенка, а развивай его, поддерживай его позитивные
устремления.
Твори, заботься о его физическом и душевном здоровье, но не
навреди.
Необходимо чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности,
доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере
могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину,
бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья.
В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в
детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое
утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших
истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших
оттенков родного слова. Слова - Родина».