Дипломная работа "Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ....................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические и методические аспекты развития восприятия цвета у
детей старшего дошкольного возраста ..................................................................... 7
§1. Теоретические основы цветовосприятия у детей старшего дошкольного
возраста ..................................................................................................................... 7
§2. Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию
цветовосприятия ..................................................................................................... 15
§3. Возможности цветоведения в изобразительной деятельности детей
старшего дошкольного возраста ........................................................................... 19
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию восприятия цвета у
детей старшего дошкольного возраста ................................................................... 29
§1. Диагностика развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного
возраста ................................................................................................................... 30
§2. Система работы по развитию цветовосприятия у детей старшего
дошкольного возраста ........................................................................................... 34
§3. Динамика уровня развития восприятия цвета. ............................................. 36
Заключение ................................................................................................................ 38
Литература ................................................................................................................. 40
3
Введение
Вспомните, многие из нас в детстве развлекались, прикладывая к глазам
цветные стеклышки: синее - мир становится серьезным, строгим, печальным;
желтое - все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное,
бессмысленное занятие? Нет!
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него,
увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и
тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает
наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по
мере того, как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь
непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в
единстве с обозначающим его словом.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития
ребенка. В вопросах сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в
разных видах деятельности важную роль сыграли работы (Венгера Л. А.,
Ветлугиной Н. А., Запорожца А. В., Комаровой Т. С., Сакулиной Н. П., Усовой
А. П., и др.). Исследования показывают, что чувство цвета включает в себя
восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет
при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и
создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового
образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету[6,стр.72].
Чувство цвета - не только проявление художественных способностей
человека, но и способность отражения им окружающего мира. Разнообразные
чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь изобразительным
искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности,
чрезвычайно значимы для его творчества. Цветовая палитра служит своего
4
рода показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного
развития.
Эмоциональное, или психологическое воздействие цвета не так легко
проанализировать, как физиологические процессы, возникающие в результате
цветовосприятия, а между тем большинство из нас отдает предпочтение
определенным цветам и считает, что цвет влияет на настроение.
Цветовосприятие влияет на психическое, нравственное и эстетическое развитие
человека. Художественное восприятие цвета - одно из важнейших
составляющих эстетического развития личности. Современные города
заполнены яркими искусственно созданными красками, раздражающими
детскую психику.
В такой среде обитания не остается места для душевных переживаний по
поводу красоты окружающего мира.
Нелегко воспитать цветовую культуру в обществе, где цвет все дальше от
природной естественности. Цветовое художественное воспитание дает
возможность наиболее широко развить органы чувств ребенка, способности
видеть красоту в простых образах, что, в свою очередь, непосредственно
отразится наилучшим образом на общем развитии, окажет влияние на
формирование одного из основных социально-культурных критериев -
стремление к красоте, т. е. развитию эстетических чувств. Одним из средств
развития цветовосприятия у детей является рисование.
В научной литературе накоплены определенные данные, позволяющие
поставить и решить проблему формирования цветовосприятия у дошкольников.
Несомненную ценность для исследования представляют работы ученых
физиологов С.С. Алексеева, В.П. Ершакова, Л. Лукхарда, исследовавших
процесс восприятия цвета человеческим глазом и выявившие индивидуальные
особенности цветовосприятия человеком.
Вопросами ознакомления детей с цветом и обучения их элементам
живописи на первоначальных этапах обучения в общеобразовательных
5
учреждениях уделяли внимание такие просветители и педагоги как Ян Амос
Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци и Фридрих Фребель.
Методические аспекты развития способности к цветовосприятию и
цветовоспроизведению на занятиях изобразительной деятельностью
рассматривались в работах Н.Н. Волкова, Л.В. Компанцевой, B.C. Кузина, А.А.
Унковского, Г.В. Черемных А.П. Яшухина и др.
Несмотря на столь широкое рассмотрение проблемы формирования
художественного восприятия цвета, методики изображения, вопросы,
связанные с организацией самого процесса художественного восприятия цвета,
у дошкольников решены не полностью. Остаются неразрешёнными
противоречия между потребностью современного общества в личности,
способной творчески мыслить и недостаточным использованием потенциала
дошкольного образовательного учреждения в формировании творческих
возможностей детей дошкольного возраста. Необходимость разрешения данных
противоречий и современной тенденции развития системы дошкольного
образования обусловили выбор темы нашего исследования: «Развитие
цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе
изобразительной деятельности».
Объект: процесс развития цветовосприятия у детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет: изобразительная деятельность как средство развития
цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и практическим путем
подтвердить значение изобразительной деятельности в развитии
цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
дать характеристику изобразительной деятельности детей
старшего дошкольного возраста;
6
изучить особенности восприятия цвета у детей старшего
дошкольного возраста;
подобрать диагностический материал и выявить уровень
развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста;
разработать и апробировать комплекс мероприятий по
развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста;
выявить динамику уровня развития цветовосприятия у детей
старшего дошкольного возраста, сделать выводы.
Гипотеза: процесс формирования цветовосприятия у детей старшего
дошкольного возраста будет эффективным, если:
- работа по этой проблеме будет систематической и целенаправленной;
- будут использоваться различные средства формирования цвета.
Методы исследования:
- анализ педагогической и методической литературы и имеющегося
опыта по проблеме исследования;
- педагогический эксперимент;
- наблюдение;
- индивидуальные беседы с детьми;
- изучение продуктов деятельности детей.
Теоретическая и практическая значимость: систематизация имеющихся
сведений по теме исследования может быть использована педагогами
дошкольных образовательных организаций для развития цветовосприятия у
детей старшего дошкольного возраста, материалы исследования могут быть
использованы студентами специальности Дошкольное образование при работе
с детьми во время прохождения практики и воспитателями в их
профессиональной деятельности.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит
из введения, теоретической главы, включающей 3 параграфа,
экспериментальной главы, состоящей из 3 параграфов, заключения, списка
7
литературы и 5 приложений. В работе содержится 3 рисунка, 2 диаграммы.
Общий объем выпускной квалификационной работы 40 страниц.
Глава I. Теоретические и методические аспекты развития восприятия цвета у
детей старшего дошкольного возраста
§1. Теоретические основы цветовосприятия у детей старшего дошкольного
возраста
Восприятие процесс приема и переработки человеком различной
информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается
формированием образа. [21,стр.30] Восприятие это отражение человеком
предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на
органы чувств. Восприятие совокупность ощущений. Так, воспринимая
свежее, ароматное, круглое, румяное яблоко, человек отражает в ощущениях
его цвет, запах, ощущает его тяжесть, упругость, его гладкую поверхность.
Наблюдая развитие восприятия у детей дошкольного возраста, ученые
выявляют сложность этой формы чувственного познания действительности.
Споры о том, какой признак предмета является основным для его восприятия,
продолжаются среди психологов и при обсуждении особенностей чувственного
познания предметов детьми дошкольного возраста. При изучении восприятия
дошкольников установлено, что цвет предмета является для ребенка
опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно более сильный
признак (форма), почему либо не получит сигнального значения. По мнению
З.М.Богуславской, эти факты наиболее отчетливо выражены при восприятии
ребенком незнакомых предметов. Огромную роль играет и задача, стоящая
8
перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор, дети
ориентируются на форму, если надо «спрятать» цветную фигуру на
аналогичном фоне, решающее значение приобретает цвет. Цвет - одно из
наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать
свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке, аппликации.
Цветовосприятие - способность зрения воспринимать и
преобразовывать световое излучение определённого спектрального состава в
ощущение различных цветовых оттенков и тонов, формируя целостное
ощущение («хроматичность», «цветность», колорит) [24, стр.5].
Мышление ребенка более эмоционально и конкретно, чем у взрослых,
поэтому он использует творчество (лепка, рисование, аппликация и др.) как
способ осмысления 8 действительности и своих взаимоотношений с нею. Цвет
это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы
посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Красный
цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и
активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее
действие на нервную систему. Оранжевый и красный цвета возбуждают
попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся
увеличение громкости звуков. Не без основания эти активные цвета называют
«кричащими». Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют
возбуждение слухового центра, то есть как бы ослабляют или компенсируют
громкость шумов.
Практик дошкольной педагогики, Наталья Валентиновна Нищева,
говорит о том, что с первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная
цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети
очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета
открывается ребенку не сразу, а в определённой последовательности. Сначала
ребенок воспринимает только теплые цвета красный, оранжевый, желтый; с
развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий,
фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие
9
цветовых тонов спектра. Первое знакомство с красками – значительное событие
в жизни ребенка. Сам вид красочных пятен, появляющихся на листочке,
кажется чудом. Малыш увлекается, пробуя все цвета подряд, и не замечает, что
его рисунок не изображает ничего. Некоторые взрослые в шутку называют
такие рисунки абстрактными. К пяти годам, как только ребенок научился
распознавать и называть цвета, это умение помогает ему усваивать новую
информацию. Педагог обращает внимание на роль цвета в окружающей жизни.
Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознавать врагов и друзей.
А о мебели и нарядах Барби и говорить не приходится. Все эти цветовые
нюансы не только работают на формирование цветового восприятия, но и
дифференцируют детей по полу. Так девочки в числе наиболее приятных им
цветов назовут розовый, красный, фиолетово сиреневый. А мальчики отдадут
предпочтение черному, коричневому и зеленому. В области восприятия цвета
эталонами служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра
(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и
ахроматические цвета (белый, серый, черный). Хроматические цвета
расположены в спектре в строгой последовательности от красного к
фиолетовому. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает
промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов оттенок.
Хроматические цвета делятся на две группы теплых и холодных тонов.
Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную
светлоту и насыщенность. Светлота это степень близости данного цвета к
белому, а насыщенность степень ее чистоты. Цвет как средство
выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции.
Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное
отношение к образу. Старшие дети изображают различные цветовые оттенки
предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. И,
наконец, в старшем дошкольном возрасте цветом дети начинают передавать
настроение героев своих рисунков. Обычно дети используют яркую окраску,
которая делает рисунок привлекательным. Важную смысловую функцию несет
10
окраска фона она способствует передаче настроения, чувств маленького
художника. Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что
очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег,
как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких
наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников
ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и
выразительно. Он может использовать цвет и “подражательный”, близкий к
реальному, и “неподражательный”. Дети старшего дошкольного возраста уже
могут: · Постепенно вводить цветовые сочетания, начинать лучше с черно
белой гаммы (со временем ребенку самому захочется внести туда какой-нибудь
контрастный цвет); · Использовать сочетания ярких цветов, стараться, чтобы
цвета были разные по тону; · Сочетать яркие цвета, чтобы добиться цветовой
гармонии. Выбор предпочтительного цвета определяется характером ребенка,
зависит также от социального фактора. Экспериментальное изучение цветовых
предпочтений детей дошкольного возраста началось в XIX веке и
первоначально было связано с проблемой возрастных границ способности
цветоразличения. В обзоре К.В. Бардина приводятся результаты этих работ, и
делается вывод об отсутствии какой либо закономерности в цветовых
предпочтениях детей: «…вообще не существует определенного порядка
предпочтения цветов». Мы не можем согласиться с таким выводом.
Экспериментальными работами по цветовым предпочтениям детей занимались
следующие зарубежные авторы: У.Ю.Уффельман , У.А.Бине ,М.Шинн,
У.А.Габбини, Р.Мардсен , Ч.Майерс, Е.Вули, В.П.Бражас ,В.Прейер
,К.Валентайн, Р.Степлз, Базыма Б.А., Бардин К.В, Мухина В.С. Р.Франсе в
«Психологии эстетики», а также М.Сент – Джордж и В.Уолтон делают вывод о
«врожденности цветовых предпочтений детей».
По данным зарубежных исследователей, дети в возрасте до 1 года
независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые
цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают
синему, зеленому и фиолетовому. Любовь детей к цветам «активной стороны»
11
проявляется в их рисунках. В работе В.С.Мухиной показано, что дети
дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего используют в своих
рисунках цвета с характеристиками «яркий», «светлый», «чистый».
Предпочтение их настолько выражено, что дети стараются использовать их при
рисовании как можно чаще, что, в свою очередь, приводит, с точки зрения
взрослого наблюдателя, к нереалистическому изображению (в терминологии
В.С.Мухиной «неподражательный цвет»). Так возникают красные и желтые
дома, самолеты, люди, деревья и т.д.
Мрачные, холодные, темные тона используются детьми (особенно до 5
лет) только в тех случаях, когда взрослый просит их нарисовать нечто
нелюбимое и неприятное для ребенка. При этом дети могут давать пояснения
типа: «черное грязное, - некрасивое». Несмотря на различия
методологических подходов и методик исследования тенденция предпочтения
детьми ярких и светлых стимулов проявляет себя постоянно [2, стр. 63].
Г.Фрилинг и К.Ауэр, изучая цветовые симпатии людей в зависимости от их
пола и возраста, выявили, что дети от 4 до 10 лет отдают предпочтения
красному, пурпурному, розовому, бирюзовому и отвергают черный, темно –
коричневый и серый. Причем в детском возрасте половые различия в цветовых
предпочтениях не являются значимыми. Цветовые предпочтения детей авторы
связывают с индивидуальными особенностями. «Очень живой и несобранный
ребенок проявляет определенный интерес к красному; ребенок, склонный к
фантазии, мечтательности, с открытой душой, но еще не способный к
самостоятельным действиям из всех цветов использует при рисовании главным
образом желтый». От того, как грамотно педагог спланирует серию занятий по
цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка
будет зависеть и результат. Свобода в использовании цвета, богатство колорита
и сочетаемость его элементов в рисунке ребенка приходят с опытом, который в
значительной мере приобретается в процессе обучения. Воздействие ярких
цветов не раздражает малышей, а даже успокаивает, позволяет ребенку
чувствовать себя комфортно. Основатель Вальдорфской школы педагогики
12
Рудольф Штейнер советовал воспитателям использовать красный цвет для
успокоения ребенка 3 4 лет. Восприятие цвета очень индивидуально.
Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат
ребенка еще не достаточно сформирован, и оценки психического,
физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты
с нравственными. В художественной работе восприятие цвета у детей
дошкольного возраста связано с понятиями «нравится не нравится», «красиво
не красиво». Цветовое решение понравившегося в большинстве случаев
сходно: цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. Что не нравится и не
красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением
темных цветов. Восприятие цвета у разных детей гораздо меньше различается,
чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения. Это легко
подтвердить цветовыми тестами М. Люшера /известный врач, психолог,
социолог. Разработал «Тест цветовых предпочтений», позволяющий на основе
выбора ребенком цветов судить о его эмоциональном состоянии и отношении к
происходящему/. Светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне
кажутся более привлекательными для зрения.
Темные - тревожными, несущими опасность. В процессе взросления
ребенок под воздействием современной реальной жизни может изменить свои
предпочтения к цветам. Это уже будет приобретенный опыт, что тоже вполне
подтверждается тестами Люшера. Подобные факты дают нам основание
считать, что нервная система здорового ребёнка нуждается в энергетическом
воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые
оттенки оказывают на ЦНС влияние, без которого она обойтись не может.
Дошкольник нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить
постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша. При
работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить
хаотические цветовые и световые эффекты, так как психика ребёнка может не
выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы. Цвета
можно сравнивать с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития,
13
и по аналогии с явлениями авитаминоза. Дошкольник, по мнению Ушинского,
«мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно
обогащать эти ощущения и восприятия. Знакомство с цветом помогает детям
полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира,
развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Таким образом, путь
знакомства детей с цветом это путь непосредственного восприятия цвета в
связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его
обозначающим.
Цветовосприятие – это одна из важнейших составляющих сенсорного
воспитания. Сенсорное воспитание в свою очередь это целенаправленное
развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних
свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве,
запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира
начинается познание. Издавна цвет считался одним из важнейших свойств
предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались
определить воздействие цвета на человека. На протяжении многих веков цвет
остаётся важным объектом исследований, только подходы учёных к этой
проблеме осуществлялись с различных сторон. В начале XVII в. Я. А.
Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у
детей чувства цвета. Я. А. Коменский считал, что формирование у детей
интереса к цвету должно осуществляться постепенно и строиться с учетом
возрастных особенностей. Он рекомендовал давать детям что- нибудь
раскрашенное и цветное уже в два - три года, а на четвертом году призывал еще
более расширять область цветового зрения, основываясь на том, «...что
доставляет удовольствие глазу». Он подчеркивал, что необходимо с раннего
возраста воспитывать у детей эмоциональное отношение к цвету. По мнению Я.
А. Коменского, цвет имеет большое значение в развитии эстетического
восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков
предмета. Поэтому отношение детей к цвету может строиться на основе их
отношения к данному предмету (ребенку понравился по вкусу ярко - красный,
14
сочный помидор, и на основе этого он положительно относится к красному
цвету). Взгляды Я. А. Коменского полностью разделял Ф. Фребель.
Он считал, что дети учатся различать и использовать различные цвета и
оттенки в процессе изобразительной деятельности. Ф. Фребель считал, что при
формировании у детей представлений о цвете педагог должен учитывать их
интересы, эмоциональные от ношения к тому или иному цвету. Поэтому он
считал необходимым предоставлять детям возможность самим выбирать тот
цвет краски, который им приятнее и ближе других. Если дети испытывают
затруднения в цветовом решении, то следует предложить им повторно
рассмотреть предмет и с помощью наводящих вопросов помочь отобрать
соответствующий цвет для его изображения Для обучения детей восприятию
различных цветов и оттенков Ф. Фребель предлагал специальные методы и
приемы. Во-первых, он рекомендовал рассматривать цвет самостоятельно,
несмотря на форму предмета. По мнению Ф. Фребеля, цвет следует изобразить
ради него самого. Во-вторых, Ф. Фребелю принадлежит одна из первых
классификаций последовательности называния детьми цветов. Прежде всего,
называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т.д.). Затем
называются цвета по их внутренней силе (темный, светлый и т.п.), и в конце -
отдельные цвета по их видам смешивания. Такое же большое значение
воспитанию чувства цвета придавала М. Монтессори. Она считала, что
формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом
развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются
специальные усилия педагога. В работе по ознакомлению детей с цветом М.
Монтессори следовала четырем этапам: 1. Активные действия самого ребенка,
направленные на получение сенсорного опыта; 2. Ассоциация сенсорного
восприятия с названием цвета педагогом; 3. Распознавание ребенком цвета по
называнию; 4. Запоминание и самостоятельное называние цвета ребенком; М.
Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей умения
различать, называть и использовать различные цвета и оттенки возможна
только при наличии специальных дидактических средств. Впервые в истории
15
педагогики М. Монтессори были разработаны наглядно- дидактические
материалы для работы с детьми. Она утверждала, что постоянное общение
ребенка с этими материалами способствует приобретению знаний о цвете даже
малолетними детьми, которые оказываются в состоянии располагать оттенки по
градациям.
Содержание и методика развития цветового восприятия детей, усвоение
ими цветовых эталонов, знаний о цветах и способах их получения были в
дальнейшем более подробно изучены в результате проведения исследований по
сенсорному воспитанию. Работы по сенсорному воспитанию и развитию
позволили лучше разобраться в природе развития детского восприятия. А.В.
Запорожец полагал, что восприятие свойства предмета (в том числе цвета)
строится на основе перцептивных действий, включающих сравнение предметов
окружающего мира с сенсорными «мерками» или эталонами, круг которых
расширяется в процессе развития.
§2. Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию
цветовосприятия
В результате теоретического исследования литературы можно сделать
вывод, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и
чувство цвета. Эта работа должна проводиться в процессе специальных
мероприятий.
Основные формы работы по развитию цветовосприятия у дошкольников:
-специально организованные занятия по изобразительному исскуству;
-разнообразные игры;
-ознакомление с художественной литературой;
-ознакомление с произведениями искусства;
-организованная самостоятельная деятельность детей.
16
Занятия по изобразительной деятельности организуются в форме игры-
путешествия или игры-перевоплощения, где ребенок и взрослый становятся
зрителем. Для того чтобы занятие приобрело эффект изотерапии, используются
движения, музыку, звуки. Все это приводит к установлению эмоциональных
контактов между детьми, между взрослым и ребенком.
Детей на занятиях по изобразительной деятельности необходимо научить
самостоятельно выбирать краски и смешивать их для получения нужных цветов
и оттенков. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно.
Работа по развитию чувства цвета у детей должна сопровождаться сказкой,
игрой, музыкой.
В примерной образовательной программе «От рождения до школы» под
редакцией Н. Е. Вераксы представлен ряд задач по фoрмированию
колористических умений в рисовании, усложняющихся от группы к группе:
свойства цвета: цветовой фон, светлота, насыщенность; две группы цветов
хрoматические и ахроматические; понятие гармонии (сочетание цветов, теплые
и холодные тона, сближение тона), определение цветовым ощущениям и
цветoвым асcоциациям.
Занятия по изобразительной деятельности не может осуществляться без
наличия разнообразного материала, литературы, произведений искусства,
дидактических игрушек, а также пособий по цвету. Использование пособий с
детьми имеет большое значение для формирования у детей чувства цвета. Это
является необходимым условием. Большую роль использованию пособий
придавали Ф.Фребель, М. Монтессори, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др.[15,
стр. 47]
Цветовые впечатления, которые дети получают из окружающей жизни,
должны быть организованы, приведены в известную систему. Только при этом
условии дети могут сравнивать предметы по цвету, устанавливать цветовое
сходство и различие. Детям также необходимо знать цвета, их названия, их
отношения друг к другу и свойства.
17
Н. П. Сакулина рекомендует знакомить детей с цветами в процессе самой
изобразительной деятельности. Знать отвлеченные цвета детям нужно лишь
после того, как у них путем наблюдения окружающего накоплен достаточный
опыт цветовых представлений.
Для того, чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве,
понять значение цвета и использовать цвета в своём изобразительном
творчестве, по мнению Т.С. Комаровой, А. В. Размысловой, необходимо
педагогу создавать педагогические условия: систематично и последовательно
знакомить детей с цветом предметов и явлений окружающей среды, нужно
развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов, их сочетаний;
формировать у них умение самим создавать нужные цвета и оттенки (ведь
готовая краска часто не соответствует реальному цвету предмета или
задуманному детьми).
Ведущими средствами в сенсорном воспитании детей являются
дидактические игры и игрушки. Это прослеживается от дидактики Фребеля до
наших дней.
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие, в частности
на формирование чувства цвета, обладают большими возможностями:
позволяют знакомить детей с цветом [17, стр.55]. В процессе разнообразных
дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета и
оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству цвета,
дифференцировать по основному цвету и оттенкам. Все эти действия
развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют
формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие
изобразительной деятельности, готовят детей и к более свободному и точному
отражению цветов и оттенков в рисовании. С другой стороны, то, что ребёнок
получил на занятии по изобразительной деятельности, по изобразительному
искусству, из наблюдений в природе, уточняется, закрепляется и вновь
обогащается в играх, проводимых после занятий [11, стр. 52].
18
Эстетическому восприятию цвета предметов и явлений способствует
использование художественных образов литературы. Художественное слово
помогает выделить в наблюдаемом основное, причём не навязчиво, не сухо,
дидактично, и это помогает запоминанию.
Первое, что необходимо включить в систему работы с детьми после
наблюдений восприятия цвета, - это занятия по изобразительной
деятельности, изобразительному искусству, экскурсии, прогулки на природу.
Природа великий художник. Многие поколения художников учатся у неё.
Цвет в природе существует не сам по себе. Он тесно вязан со всеми
сезонными изменениями в окружающем мире, состоянием погоды, временем
суток. Цвета окружающих предметов воздействуют друг на друга.
Лучше увидеть действительность помогает систематическое знакомство
детей с искусством. Искусство важный фактор формирования чувства цвета
у детей. Наиболее доступные виды изобразительного искусства для детей,
включающие цветовое богатство мира, - иллюстрации в детских книгах,
произведения живописи (репродукции) и народное декоративно прикладное
искусство.
Большое значение имеет в работе с детьми слово воспитателя и речь самих
детей. Важно, чтобы ребёнок не только видел цвет, но и слышал от
воспитателя его обозначение. Следует чаще пользоваться сравнениями, так
как они вызывают в памяти знакомый образ, ярко его характеризует и ребёнок
устанавливает ассоциативные связи с ранее имевшимся опытом, что облегчает
осознание видимого, проявление эмоционального отношения к нему.
Важнейшим условием является также среда, которая окружает ребёнка.
Необходимо научить его видеть красоту окружающей жизни, и прежде всего в
быту: красивое оформление групповой комнаты, приятную по цвету одежду,
детей и педагогов. Ребёнка следует постепенно, умело вводить в мир
гармонии цвета. Объяснять детям, какие цвета подходят друг другу наглядно
на образцах. Очень важно посоветовать, какие лоскутки взять для кукольных
19
платьев, прежде чем шить для их наряд. Ведь сочетание цветов в одежде
может воспитывать и вкус, и безвкусицу.
Наиболее эффективным средством развития цветовосприятия на занятиях
изобразительной деятельности, является цветоведение. При выполнении
практических заданий на занятиях по изобразительной деятельности
дошкольники сталкиваются с проблемами, связанными с использованием
цвета. Детям не хватает знаний о сочетании цветов или способах создания
нового цвета, для выражения своих замыслов с помощью красок. Выполнение
специальных упражнений и творческих заданий по цветоведению, поможет
развить чувство цвета у ребенка, поможет чувствовать себя уверенно при
работе с красками.
§3. Возможности цветоведения в изобразительной деятельности детей
старшего дошкольного возраста
Цветоведение - наука о цвете, включающая знания о природе цвета,
основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках
цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии,
цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре. Цветоведение
развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей
думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать,
экспериментировать с краской, слушать и высказывать свои мысли, влияет на
формирование словарного запаса и связной речи ребенка. [14]
«Цвет – одно из свойств материального мира, осознанное зрительное
ощущение. Цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз
потока электромагнитного излучения, воспринимаемое глазом как световой
20
поток. Следовательно, цвет это свойство света. Свет, отраженный предметом
разлагается на волны разной длины, которые и возбуждают у нас различные
цветовые ощущения». [1]
Свет, исходящий от солнца или искусственного источника света,
сложнейшее явление природы. Пучок солнечного света, преломляясь в каплях
дождя или в трехгранной призме, образует радугу, иначе спектр. Нормальный
глаз человека способен различать в спектре до 130 различных цветов. И.
Ньютон выделил из них семь основных: красный, оранжевый, желтый, зеленый,
голубой, синий, фиолетовый, и объяснил, что путем их смешивания создается
богатство природных красок. Цвета спектра всегда расположены в
определенной последовательности, постепенно переходя один к другому.
Цвет служит средством общения, самовыражения. Цвета радуги это
есть спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях
(преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в
Формирование знаний основ цветоведения - одна из педагогических проблем,
требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Задача воспитателя помочь ребенку разобраться в цветовом многообразии
окружающего мира, развить способность восприятия цветовых оттенков,
познакомить с выразительными возможностями цвета. Общие задачи по
обучению цветоведения можно подразделить на две группы: во-первых, задачи
в области обучения и, во-вторых, задачи в области воспитания. В области
обучения цветоведению решаются следующие задачи:
закрепить знания детей об основных цветах солнечного спектра в
пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый,
зеленый, голубой, синий, фиолетовый); о главных красках (красная,
желтая, синяя)
учить особенностям работы с акварельными и гуашевыми красками
учить элементарным правилам смешивания главных красок для
получения составных цветов (оранжевый — от смешивания желтой и
21
красный красок, зеленый от смешивания желтой и синей, фиолетовый
от смешивания красной и синей)
показать и закреплять деление цветового круга на группу теплых цветов
(желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий,
зеленый, фиолетовый)
формировать умение правильно определять и изображать цвет
В числе воспитательных задач цветоведения можно назвать следующие:
развитие зрительной памяти пространственных представлений, образного
мышления;
воспитание художественного вкуса, интереса и любви к
изобразительному искусству и к наблюдению самой жизни;
развитие творческих способностей;
развитие навыков творческой переработки впечатлений, переживаний.
Уметь точно воспринимать отдельные цвета, их оттенки далеко не
достаточно. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и
разнообразных сочетаниях. В связи с этим дети учатся обследовать эти
сочетания; ранжировать предметы по цвету, оттенкам цвета в ритмически
заданной последовательности; дифференцировать сочетания теплых тонов от
сочетания холодных; отличать сильные контрастные сочетания от средних и
слабых. Это возможно благодаря аналитическому восприятию сочетаний,
основанному на выделении элементов, из которых они состоят, а также
определении связей между элементами.
Развитие аналитического восприятия сочетания цветов начинается с
обучения построения узоров различного уровня сложности сначала по образцу,
затем по кратковременной экспозиции образца, а после этого и по
собственному замыслу.
Ученые установили, что восприятие цвета и его применение очень важно
в различных областях жизни. С цветом ребенок прежде всего сталкивается,
22
занимаясь художественным творчеством, а занятие рисованием – одно из самых
больших удовольствий для ребенка. Оно приносит ребенку много радости.
Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет
собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции
составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку
изобразительная деятельность является источником хорошего настроения,
следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству. В
изобразительной деятельности идет интенсивное познавательное развитие.
Рисовать любят все дети: они берутся за карандаш даже тогда, когда их
никто к этому не побуждает, и активно выражают свою непосредственность
восприятия мира.
Почти все явления окружающей жизни дети видят впервые и поэтому
воспринимают и выражают их пусть неловко, но ярко и неповторимо.
Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия
заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно
сформирован, и потому оценки психологического, физиологического и
эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.
Цвет играет роль основного выразительного средства языка
живописи, с овладения которым начинается приобщение ребёнка к
изобразительному искусству, культуре. Именно через овладение языком цвета,
более доступным и органичным ребёнку, чем язык формы, линии объёма, дети
открывают многообразие живописных образов, приобщаются к искусству.
Нужно открыть связь цвета с настроением. Старшие дошкольники должны
осмысленно воспринимать цвет, творчески его использовать и выражать своё
отношение.
Дети творят ярко, живо, они открыты для творчества, и моя задача
подвести их к творческому опыту использования красок для выражения мыслей
и чувств, для активизации воображения. Вместе с тем необходимы и
конкретные знания, иначе ребёнок, миновав порог «эмоционального
23
благополучия» рискует остаться безоружным перед новыми, усложнившимися
задачами трудного возраста.
Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, должен
овладеть определенными эталонами цвета и систематизировать то, что видит, и
то, с чем взаимодействует. Чем определеннее выбор эталонов цвета (зеленая
трава, синее море, желтое солнце, красный цветок и т. д.), тем дольше ребенок
по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия». И
наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире
возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия.
Развитию чувства цвета помогают занятия изобразительной деятельности
средствами цветоведения. Непосредственное соприкосновение с краской,
сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение
оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового
цвета - все это процессы, в которых для детей много приятных
ощущений. Давая детям возможность почувствовать всю цветовую прелесть
окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи
помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают
художественный вкус, творческое воображение и способность смотреть на мир
глазами юного художника.
На занятиях изобразительного деятельности средствами цветоведения у
детей формируются представления о хроматических и ахроматических цветах.
Дошкольники знакомятся с основными, составными цветами, узнают о теплых
и холодных тонах, о цветовом контрасте, смешивании цветов.
Дети учатся с помощью цвета выражать свое отношение к событию, герою,
передавать свои чувства, внутреннее состояние.
На занятиях изобразительной деятельности, используя конкретные
предметы из окружающей жизни и картинки с их изображением, дети
повторяют названия цветов и оттенков красный, зеленый, голубой, розовый и
т.д. Используя акварельную краску, дети закрепляют навык правильно держать
кисть, разводить краску водой и пробовать ее цвет на палитре, затем рисовать
24
разнообразными красками. В процессе выполнения работы дошкольники
учатся правильно выбирать и воспроизводить нужный цвет.
Старшие дети составляют оттенки сами на палитре (кусочке белого
пластика или в дополнительных розетках). Им можно давать весь набор
гуашевых красок (коробку). Перед занятием воспитатель открывает крышки
баночек, а дежурные размешивают палочкой все краски по очереди сначала
одного цвета во всех коробках, затем второго и т. д. Воспитатель проверяет
густоту краски, доливает воды при необходимости. Разводят краски до
определенной густоты (консистенции жидкой сметаны), подбирают по цвету,
оттенкам (для младшей и средней групп) в соответствии с содержанием темы,
цвета бумаги. Важно, чтобы цвета красок хорошо сочетались и выделялись на
листе бумаги. Особенность гуашевых красок состоит в том, что они светлеют
после высыхания. Следовательно, рисунок бледнеет, становится
невыразительным. Поэтому, готовясь к занятию, воспитатель пробует краски на
том листе, на котором будут рисовать дети, и в случае необходимости делает
краски темнее или светлее.
Дети знакомятся с такими понятиями как: картина «Радуга», картина
«Волшебный цветок», сказка о трех королях, цветовой круг, сближенные и
контрастные цвета, теплые и холодные краски, осветление и затемнение цвета,
разные оттенки одного цвета, краска черная и белая.
С помощью таблицы детям показывают синий, красный и желтый цвета
(основные цвета). Дошкольники узнают, что при смешивании основных цветов
можно получить новые цвета составные. Составные цвета можно получить не
только смешиванием, но и наложением одной краски на другую, если эти
краски прозрачные. Там, где один цвет краски находит на другой, получается
цвет новый – составной.
На занятии изобразительного искусства дети могут быстро усвоить
теплые и холодные цвета, сравнивая красные, оранжевые, желтые цвета с
цветом огня, солнца, а синие, голубые, зеленые цвета с цветом воды и льда.
Поэтому запоминают, какие цвета называются теплыми, а какие холодными. Их
25
знания по этому вопросу находят применение при выполнении
индивидуальных заданий.
В ФГОС описано содержание образовательной области «Художественное
творчество» [23]. Оно направлено на достижение целей формирования интереса
к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение
потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка,
аппликация, художественный труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
Рисование. Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать
предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность
замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами
рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу
и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность,
ритмичность.
Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в
рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный
карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные
материалы для создания выразительного образа. Направлять внимание детей на
новые способы работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать
акварелью по сырому слою); разные способы создания фона для изображаемой
картины: при рисовании акварелью и гуашью до создания гневного
изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может
быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения.
Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при
выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при
рисовании округлых линии, завитков в разном направлении (от веточки и от
26
конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять
движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними
пальцами при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких
линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.
Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче
формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности
расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка;
чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при
равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на
реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить
создавать цвета и оттенки.
Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два
оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным
(малиновый, персиковый и т.п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета
предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие —
красные).
Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды
(небо голубое в солнечный день и серое—в пасмурный), Развивать цветовое
восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в
рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета
окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся
листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т.
п.).
Сюжетное рисование. Совершенствовать умение детей размещать
изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе
или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа —передний план или
дальше от него—задний план); передавать различия в величине изображаемых
предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона
27
большая и т.п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать
движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать
формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и
авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять
самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.
Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество
детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых
детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская
роспись и др,).
Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного
декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать
композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек;
расписывать вылепленные детьми игрушки.
Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того
или иного вида народного искусства использовать характерные для него
элементы узора и цветовую гамму.
В подготовке к занятиям по изобразительной деятельности принимают
участие как педагог, так и дети. В зависимости от возраста дети выполняют
поручения педагога либо дежурят по занятию для подготовки необходимых
материалов.
У педагога более широкая задача: подготовить не только материал для
занятий, но и подготовить самих детей к изображению того или иного
предмета, явления и т.п. Эта задача решается путем организации
предварительной работы к занятиям.
Занятия по изобразительной деятельности требуют продуманной
подготовки материалов, оборудования - от этого во многом зависит успешное
выполнение работы с детьми. Подготовка к занятию начинается с составления
плана. Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает,
какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение
учебного материала.
28
При планировании занятий воспитатель определяет, какая
подготовительная работа должна быть проведена с детьми - наблюдения,
беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т. п..Подготовка
педагога. Педагог, готовясь к занятию, обязательно прорисовывает, лепит или
вырезает то изображение, которое будут выполнять дети, даже если на занятии
не предполагается показ. Выполняя работу, воспитатель уточняет способы ее
решения, отмечает, где у него возникли трудности, а в случае, если окажется,
что материал подобран не совсем удачно, своевременно заменяет его. Это
позволит во время объяснения сосредоточить внимание детей на самом
трудном. Кроме того, воспитатель просматривает методическую литературу по
данной теме, выбирает наиболее действенные методы и приемы обучения с
учетом особенностей детей своей группы.
В зависимости от содержания задания воспитатель дает возможность
детям самим выбрать цвет бумаги, постепенно подводя их к сознательному
выбору фона, к подбору красок. Так рисунок будет приобретать красочность. В
старшей группе дети рисуют акварельными красками. Педагог показывает, как
правильно смачивать краски перед рисованием: каплю воды стряхивают с
кисти на каждую краску; к занятию краски немного размокают, следовательно,
готовы к употреблению. Во всех группах дети рисуют гуашевыми красками.
Краски воспитатель подготавливает накануне, но разливает в небольшие
палитры утром, в день занятия.
В возрасте 6 -7 лет дети, как правило, хорошо знают цвета многих
окружающих их предметов и явлений природы и начинают окрашивать их
соответственно действительному цвету, но обобщенно, без характерных
оттенков. У детей наблюдается отношение к использованию цвета в рисунке:
цвет как передача окраски изображаемого предмета и цвет как украшение
рисунка, независимо от реального. Дети этого возраста уже знают 1012
цветов и могут различать предметы по их локальному цвету, а также
группировать их по признаку цвета. Этo может быть развито путем специально
29
организованных игр и занятий. Помогает созданию цветового образа
художественное поэтическое слово.
При работе над цветовосприятием особо важно создавать условия для его
развития у детей. Необходимо обращать внимание на цвет, его изменения и его
свойства как во время совместной деятельности, так и при самостоятельной
деятельности детей. Подбирать соответсвующий возрасту и целям материал для
специально организованных занятий и игр, подвижных и дидактических.
Выводы: в результате работы над теоретической частью исследования
была изучена методическая литература в области изобразительной
деятельности детей старшего дошкольного возраста, рекомендации при
подготовке к занятиям изобразительной деятельности и особенности
проведния; содержание образовательной области «Художественное
творчество» по ФГОС. В ходе исследования изучили особенности восприятия
цвета у детей старшего дошкольного возраста; выделено рабочее понятие
«цветовосприятие»; были изучены возможности использования средств
цветоведения на специально организованных занятиях, играх и в совместной
деятельности детей c целью развития цветовосприятия детей старшего
дошкольного возраста.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию восприятия цвета у
детей старшего дошкольного возраста
30
§1. Диагностика развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного
возраста
Изучив несколько диагностик по цветовосприятию, для
диагностирования детей я решила взять диагностику Урунтаевой Г. А.
«Изучение цветовосприятия детей» (приложение1).
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №35», в подготовительной к школе группе №1. В
исследовании принимали участие 15 детей 6-7 лет. Диагностика состояла из
четырех серий.
Первая серия: выбор цвета по наглядному образцу. (рис.1,рис. 2, рис.3)
Процедура проведения: перед ребенком ставятся коробочки, окрашенные
в основные, дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов, дается набор
кружков таких же цветов и оттенков (по 5 штук каждого цвета).
Инструкция: разложи кружочки по коробочкам в соответствии с
их цветом, цвет называть не надо.
рис. 1
31
рис. 2
рис. 3
Вторая серия: размещение цвета по наглядному образцу. ис.1,рис. 2,
рис.3)
Процедура проведения: ребенку дают набор кружков (по 5 шт.
каждого цвета, карту-образец и пустую карту.
Инструкция: разложи кружки на пустой карте так же, как на образце.
Третья серия: выбор цвета при назывании его взрослым.
Процедура проведения: ребенку дают 10 кружков разного цвета.
Инструкция: я буду называть тебе цвет, а ты найди кружочек такого же и
покажи мне.
Четвертая серия: самостоятельное называние цвета.
Процедура проведения: ребенку дают 10 кружков разного цвета.
Инструкция: назови цвета каждого кружка. Если ребенок называет
кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они
по цвету.
Критерии оценки:
32
- выбор и размещение цвета по наглядному образцу;
- выбор цвета при самостоятельном назывании и назывании его
взрослым.
За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за ошибку или
отказ от задания 0 баллов. Максимальное количество баллов за первую и
вторую серию по 18, за третью и четвертую по 10, за все задания в сумме 56.
Результаты мы поместили в таблицу (Приложение 2). Мы определили уровни
сформированности восприятия цвета в соответствии с количеством
набранных баллов: 0-48 баллов низкий уровень, 49-55 баллов средний, 56
баллов – высокий.
Взяв за основу выделенные критерии, мы гипотетически определили и
описали следующие уровни:
I уровень (высокий): размещает цвета по наглядному образцу, группирует
предметы по цвету, находит цвет по называнию его взрослым, самостоятельно
называет цвет. Задания выполняет самостоятельно и правильно – 56 баллов.
II уровень (средний): начинает группировать предметы по цвету,
размещает цвета по наглядному образцу после небольшой помощи педагога,
испытывает небольшие затруднения при нахождении цвета по называнию его
взрослым, затрудняется в называние цвета самостоятельно, опирается
на «опредмечивание» названия: как помидорчик, красного цвета. Задания
выполняет с незначительной помощью педагога – 49-55 баллов.
III уровень (низкий): начинает группировать предметы по цвету,
размещает цвета по наглядному образцу с помощью педагога, испытывает
затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, не
называет цвета. Задания выполняет с помощью педагога или отказывается от
выполнения 0-48 баллов.
Мы полагаем, что данная методика позволит нам выявить уровень
сформированности цветовосприятия у дошкольников.
Анализируя полученные данные по четырем сериям получили
следующие результаты:
33
Высокий уровень показали - 4 ребенка, средний уровень - 8 детей,
низкий 3 ребенка. Основные неудачи возникали у детей во второй, третьей и
четвертой серии заданий. Большинство детей испытывали трудности в
назывании оттенков цвета.
Результаты диагностики можно увидеть в таблице (приложение 2).
Из полученных диагностических данных следует, что необходимо
разработать комплекс мероприятий работы с детьми 6- 7 лет, для повышения
уровня цветовосприятия. Для эффективности работы использовать средства
цветоведения. Уделить особое внимание проговариванию названий оттенков,
так как это вызвало наибольшее затруднение у детей.
27%
53%
20%
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Уровень развития цветовосприятия у детей старшего
дошкольного возраста
Первичная диагностика
34
§2. Система работы по развитию цветовосприятия у детей старшего
дошкольного возраста
Специфика непосредственно-образовательной деятельности по
художественному творчеству открывает широкие возможности для познания
прекрасного, развития у детей эмоционально-эстетического отношения к
действительности, а изобразительное искусство, в свою очередь, показывает
ребёнку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения. И
один из главных компонентов красоты мира и искусства цвет. В процессе
непосредственно-образовательной деятельности дети работают с
разнообразным материалом (акварель, гуашь). Их использование позволяет
детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Система работы с детьми по развитию цветовосприятия заключается в
проведении специально организованных занятий по изобразительному
искусству средствами цветоведения в первой и второй половине дня,
проведении мероприятий с использованием дидактических игр на запоминание
цветов и оттенков во второй половине дня, в совместной деятельности. За
время практики было организованно 6 занятий и 3 мероприятия (приложение
3). Продолжительность занятий 30 минут. Для сохранения здоровья старших
дошкольников на занятиях проводились физминутки и пальчиковые
гимнастики.
Например, в первом занятии «Превращение цвета», для формирования
представления об основных цветах, я использовала ИК технологии, при
помощи которых составила и показала детям презентацию с красочными
изображениями. Изображение основных цветов и таблица смешивания цветов
содержащиеся в презентации также были представлены на магнитной доске в
бумажном виде, в помощь детям при работе. Для того, что бы научить детей
получать дополнительные цвета путем смешивания основных, была проведена
практическая работа «Рисование радуги», с опорой на таблицу смешивания
35
цветов. Применялись здоровъесберегающие технологии, физминутка «Радуга»
и пальчиковая гимнастика «Перчатки и мышата».
В занятии «Цветочная палитра» для закрепления у детей понятий «цвет»
и «оттенок» я использовала наглядный материал, в виде птиц цветов радуги. В
практической деятельности, ребенок прежде чем рисовать определенным
цветом должен был сделать логическое умозаключение на основании знаний
цветоведения о смешивании цветов. Так же в занятии была использована
подвижная игра «Посади цветок в клумбу», на различение холодных, теплых и
нейтральных цветов. Проводилась пальчиковая гимнастика «Цветок».
В совместной деятельности с детьми проводились дидактические игры
«Времена года», «Художник по имени природа», целью которых было
сопоставлять цвета и оттенки характерными цветовыми особенностями
времени года, продолжать учить детей проводить аналогии времени года с
цветовой гаммой красок, определять характер цвета «холодный», «теплый»,
закреплять знания о свойствах цвета (характер, насыщенность, яркость). Также
проводилась игра «Превращение цвета» для закрепления умения детей
получать новые цвета в красках; определять основные и составные цвета.
(Приложение 5)
В процессе игры дети оперируют имеющимися знаниями о цвете, которые в
ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры
ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе
игры у детей активизируется цветовой словарь детей.
36
§3. Динамика уровня развития восприятия цвета.
После апробирования системы работы по развитию цветовосприятия,
была проведена контрольная диагностика (приложение 4). По данным
диагностики восокий уровень цветовосприятия показали 8 детей, что в два раза
больше первичных данных. Средний уровень определился у 7 детей, низкий
уровень не показал ни один ребенок. На основании полученных данных была
построена диаграмма процентного соотношения изменения уровня
цветовосприятия у детей.
Из диаграммы «Уровень развития цветовосприятия у детей старшего
дошкольного возраста» видна положительная динамика усвоения знания
воспитанниками основных, дополнительных цветов и их оттенков.
Высокий уровень знаний цвета показало 8 детей, это в два раза больше
чем после первичного диагностирования. Средний уровень показали 7 детей.
Низкий уровень цветовосприятия не был выявлен ни у одного ребенка.
Таким образом, работа по изобразительной деятельности способствовали
развитию цветовосприятия у дошкольников и обогащению их знаний о цвете.
27%
53%
20%
53%
47%
0%
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Уровень развития цветовосприятия у детей старшего
дошкольного возраста
Первичная диагностика
Контрольная диагностика
37
На мой взгляд, наиболее эффективными формами работы с детьми было
использование специально организованных занятий, мероприятий и, конечно,
дидактической игры на развитие целенаправленного восприятия цвета. В
работе со старшими дошкольниками более эффективными по значению
являются занятия на приобщение к изобразительному искусству с
использованием музыкальных произведений, использование игр. Огромное
значение для развития технических навыков в работе с цветом имела игра.
Статистический анализ свидетельствует о том, что проведённая работа
позволяет детям успешно овладевать символической функцией цвета и
произвольно использовать цвет для решения творческих задач.
Выводы: задачи исследования решены.
Гипотеза о том, что процесс формирования цветовосприятия у детей
старшего дошкольного возраста будет эффективным, если: работа по этой
проблеме будет систематической и целенаправленной; будут использоваться
различные средства формирования цвета, подтвердилась.
38
Заключение
Работая над данной проблемой, мы изучили особенности восприятия
цвета детьми старшего дошкольного возраста. Для решения задач,
поставленных перед нами, мы создали необходимые условия. В практической
части определили наиболее эффективные способы и средства развития
восприятие цвета детьми старшего дошкольного возраста в процессе
художественного творчества. Разработали систему работы, мероприятия, по
восприятию детьми основных и составных цветов, а также их оттенков.
Задачи, поставленные в начале работы, выполнены.
Дети четко усвоили названия цветов и их оттенков. Получили
возможность сравнивать предметы по цвету, то есть выполнять элементарные
мыслительные операции. Наша работа максимально приблизила детей к
пониманию «языка цветов» (В.Кандинский), а тем самым обогатила их
восприятие и сознание, открыла для них новые краски мира.
Накопление знаний о различных изобразительных техниках, комплексное
использование средств и методов в работе с дошкольниками способствовало
значительному развитию творчества и созданию обстановки эмоционального
комфорта. Творчество врожденное качество каждого из нас. Если в детстве
оно остается невостребованным, то накапливается эмоциональная
подавленность. Во время занятий изобразительной деятельностью происходит
высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через
воплощение в художественной работе движений души. В этом и состоит
терапия изобразительной деятельности, которое уравновешивает разум и
чувства, восстанавливает эмоциональное равновесие.
Очевидно, что работа с дошкольниками по цветовосприятию обогащает
эмоционально-творческое развитее ребёнка. Наблюдение за цветовыми
39
взаимодействиями в произведениях искусства и собственных работах с краской
гармонизирует и внутренние процессы, связанные с цветосенсорикой. Подводя
итог проделанной работы можно судить о том, как важен и сложен мир цвета.
Для педагога цвет становится одним из союзников по развитию внутреннего
мира ребенка. От того, насколько грамотно он спланирует серию занятий по
цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка,
будет зависеть и результат.
40
Литература
1. Авторский коллектив, Большая советская энциклопедия, MediaMark, 2006.
2. Аллаярова И. Е. Симфония красок. / И. Е. Аллаярова М., 2010.- C. 80.
3. Афанасьева С. Чудеса чародея Цвета / С. Афанасьева // Дошкольное
воспитание.-2006.-№2.- С. 53.
4. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного
проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. 2-е
изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 20012.-C. 222.
5. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном
искусстве. / В.В Визер. - сПб.: Питер, 2013.-C. 195.
6. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:
учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Г. Г. Григорьева.- М.,
2010. C. 344.
7. Гуреева И. В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности.
Подготовительная группа. / И. В. Гуреева.- Волгоград ИТД «Корифей»,
2012. C.158.
8. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть
1-2./ Г.Н. Давыдова.-М.: "Издательство Скрипторий 2008", 2008-80с.
9. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности./ Т.Н.
Доронова // Ребенок в детском саду. – 2005. № 1.
10. Дошкольное воспитание. -2010. -№2.
11. Дубровская Н. В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с
основами цветоведения. / Н. В. Дубровская. - Санкт-Петербург «Детство-
Пресс», 2011. C.76.
12. Евдокимова М. М. Учимся рисовать красками. / Евдокимова М. М. - М.
«Дрофа», 2012.- C. 32.
41
13. Дианова Т. B. «Эксперименты с цветом» /Дианова Т. B. // Журнал
«Обруч» №3, 2015 г. C.13.
14. Ильина О.В./ Ильина О.В., Бондарева К. Ю.-Цветоведение и колориска:
учебное пособие/ГОУ ВПО СПб., 2010.-C.-120
15. Комарова Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве
дошкольников. / Комарова Т. С. , Размыслова А. В.- М. Педагогическое
общество России.2011.-С.-152.
16. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует
понимать?/ Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание.-2005.-№2.-С.80-87
17. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» / Р. Г.
Казакова Москва.- Издательство: «Творческий центр». 2012г.-C.119.
18. Курочкина Н. А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» / Н. А.
Курочкина.- М.: «Детство-Пресс»; 2011 г.-C.-272.
19. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. / Н. В. Нищева.- Санкт-Петербург
«Детство-Пресс», 2014.-C.139.
20. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим- Бад;
Редкол: М. М. Беруких, В.А. Болотва, Л.С. Глебова и др..- М.: Большая
Российская энциклопедия, 2010-528с.
21. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и
выражений. / С. И. Ожегов.- Москва. «Мир и Образование» 2015г..
22. Трофимова М. В. Тарабарина Т. И. И учёба, и игра изобразительное
искусство./ М. В. Трофимова, Т. И. Тарабарина.- Ярославль.- «Академия
развития». 2011. C. 208.
23. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного
Образования./Москва.-Министерство образования и
науки Российской Федерации. 13.06.2014г.
24. https://ru.wikipedia.org/wiki/Цветоощущение
25. http://studopedia.ru/2_115782_osnovi-tsvetovedeniya.html
42