Курсовая работа "Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Томский Государственный Педагогический Университет»
(ТГПУ)
Факультет дошкольного образования
Развитие творческого воображения детей старшего
дошкольного возраста средствами изобразительной
деятельности
Курсовая работа
Выполнил (а)
студентка 2 курса
группы 42 (ДО)
Перфильева О.П.
Руководитель:
уч. степень, уч. звание
Ящук А.В.
к.п.н. доцент ТГПУ
Дата защиты:_______
Оценка:____________
Подпись руководителя:_______
Томск 2016
2
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть исследования творческого воображения
дошкольников средствами изобразительной деятельности………………6
1.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке…………7
1.2 Виды воображения и способы создания творческих образов………11
1.3 Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей
старшего дошкольного возраста…………………………………………….13
Выводы по I главе……………………………………………………………..18
Глава II. Практическое исследование развития творческого воображения
дошкольников средствами изобразительной деятельности…………………20
2.1 Изучение исходного уровня развития творческого воображения………20
2.2 Практические исследования занятий по изобразительной деятельности с
детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого
воображения…………………………………………………………………22
2.3 Эффективность занятий изобразительной деятельности в развитии
творческого воображения……………………………………………………27
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………33
Приложения……………………………………………………………………35
3
Введение
В современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании
творческой личности, обладающей способностью эффективно и
нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы. Для того чтобы
выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них
реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал,
основой которого является творческое воображение .
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот
психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы
творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы
на страницах психологической и педагогической литературы все чаще
ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об
определении сущности механизмов воображения.
Воображение – великая сила. С его помощью мы живем в настоящем,
можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря
воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия,
а в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и любая
другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной
работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.
С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня
воображения. Так, уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в
ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов
предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению
возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения
происходит в игре и изобразительной деятельности. Важно отметить, что
4
это становление происходит не само по себе, а в процессе
целенаправленного обучения и воспитания. Как показывает практика, в тех
случаях, когда в семье, в детском учреждении уделялось значительное
внимание специальным развивающим занятиям по изобразительной
деятельности, с включением заданий, требующих от детей
самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их
воображение оказывалось на более высоком уровне развития. [1, с. 32-38].
Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую
деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым
становится выявление специфики воображения, закономерностей его
развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно
в этот период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы
развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни
ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез
психического развития.
Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение
ребенка богаче воображения взрослого, С.Л. Рубинштейн указывал на
относительность детского воображения, которое можно оценивать только в
сравнении с темпом развития других психических процессов.
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в
себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского
изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева
Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-
эстетического и волевого развития детей.
И.В. Дубровина рассматривает фантазию (мечтательность) в качестве
одного из видов творческого воображения. [18, с. 169].
Воображение и фантазия это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить
какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей
и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта
5
способность нуждается в особой заботе в плане развития. Для того чтобы
развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация
изобразительной деятельности.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса развития творческих
способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности. Данная
цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:
1. Рассмотреть специфику и психологические механизмы творческой
деятельности.
2. Рассмотреть особенности творческого развития в детском возрасте.
3. Рассмотреть построение специальной программы, направленной на
развитие творческих способностей у детей.
4. Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня
творческого развития у детей.
Гипотеза – является ли организованная изобразительная деятельность
дошкольников эффективным средством развития творческого воображения
Объектом данной работы является изобразительная деятельность
дошкольников.
Предмет исследования – процесс развития творческого воображения у детей
дошкольного возраста.
Актуальность данного исследования определяется тем, что развитие
творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию
личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.
Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно
прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок
видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим
6
количеством элементов действительности он располагает в своем опыте,
тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет
деятельность его воображения.
Глава 1. Теоретическая часть исследования творческого воображения
дошкольников средствами изобразительной деятельности
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека,
которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой
деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным
построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в
самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его
деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различить
два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать
воспроизводящим, или репродуктивным; он бывает связан теснейшим
образом с нашей памятью; его сущность заключается в том, что человек
воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные
приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений. Когда
человек вспоминает дом, в котором он провел свое детство, или далекие
страны, которые он некогда посетил, он воспроизводит следы тех
впечатлений, которые он воспринял в раннем детстве или во время
путешествия. Так же точно, когда человек срисовывает с натуры, он ищет
или делает что-либо по заданному образцу, во всех этих случаях он
воспроизводит только то, что существует перед ним, или то, что было им
усвоено и выработано раньше. Во всех этих случаях общим является то, что
деятельность человека не создает ничего нового, что основой ее является
более или менее точное повторение того, что было [8, с. 10].
По определению, данному в психологическом словаре, воображение – это
универсальная человеческая способность к построению новых целостных
образов действительности путем переработки содержания сложившегося
7
практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-
смыслового опыта.
Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к
психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его
пробуждать в наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих
феномен воображения придерживаются, одного и того же мнения, что
воображение характерно только для человека, которое странным образом
связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым
психическим из всех психических процессов и состояний.
До сих пор так и неизвестна настоящая природа воображения. Ученые не
могут объяснить механизм воображения, его анатомо-физиологическую
основу. Неизвестными остаются такие факты, как место локализации
воображения в мозгу человека, с работой каких известных науке нервных
органических структур оно связано.
Возникновение работы воображения нельзя свести ни к какому закону, оно
является следствием схождения в одной точке, часто случайного,
различных, изученных предварительно факторов.[10, с.15].
1.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке
Воображение является основой всякой творческой деятельности. В
психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет
воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько
ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально
заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе
с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе
неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из
наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах
8
воображение можно определить как способность к перекомбинированию
образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает»
целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ.
Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет
от действительности», создание нового образа, а не простое
воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или
внутреннего плана действий [19, с.432]. Возможность построения нового,
воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному.
Я.Л. Коломенский определяет воображение как своеобразную форму
отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и
идей на основе имеющихся представлений
Философ Л.Э. Голосовкер рассматривает воображение как первоначальный
и высший познающий и комбинирующий разум человека, разум его
мифотворческого периода. Он определяет воображение парадоксально –
«разум воображения», диалексическая логика воображения – и
противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум
порождает идеи, которыми живет человечество.
В работах Выготского Л.С. раскрыты основополагающие характеристики
воображения вообще и детского в частности. Непреходящее значение
имеют замечания учёного о том, что детское воображение развивается
относительно независимо от рассудка, и поэтому недостаточно
контролируется ребёнком. Неприхотливость детской фантазии создаёт
ложное впечатление его богатства. Л.С. Выготский также отмечал, что
образы воображения строятся из элементов, взятых из действительности, из
опыта человека . Поскольку опыт ребёнка мал, поэтому детское
воображение беднее, чем у взрослого. В то же время он отмечал яркость,
свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и
большое доверие ребёнка к продуктам своего воображения. Сравнивая
детское воображение и воображение взрослых, он подчёркивал, что не
9
только материал для образов у ребёнка беднее, но и качество, и
разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого.(4)
Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение
развивается по мере накопления практического опыта, приобретения
знаний, совершенствования всех психических функций. В современной
науке существует много исследований, посвящённых развитию
воображения в онтогенезе.
Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития
воображения и те виды деятельности, в которых оно развивалось. На основе
обобщения большого экспериментального материала, полученного разными
специалистами при исследовании детского воображения, выделены
следующие этапы его развития:
Очень много известно о том, какое значение воображение имеет в жизни
человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже
на организм.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою
деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и
духовая культура является продуктом воображения и творчества людей, а
какое значение эта культура имеет для психического развития и
совершенствования вида homosapiens, уже достаточно хорошо известно.
Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного
существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. [5, с. 19].
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что
не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое
зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли,
будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение человека выражается:
10
1) в построении образа средств и конечного результата предметной
деятельности;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация
характеризуется неопределенностью;
3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют,
симулируют действительность;
4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Имеет
аналитико-синтетический характер, как и другие психические процессы
(мышление, память, восприятие). [17, с.35]
Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять
результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе
деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при
отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи.
Однако в этом и ограниченность воображения - намеченные с его помощью
пути решения проблемы нередко недостаточно точны (9).
Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе
познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более
привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора
дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где
основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение.
Однако при наличии приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно
получить ответ с помощью мышления - здесь вступает в права фантазия.
11
1.2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из
которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков
воображения.
По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение
с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное,
практически деятельное воображение. При активном воображении образы
всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.
В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов
воображения бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для
данного человека, опирающееся на словесное описание или условное
изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид
воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в
том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти.
Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации
и усвоении социального опыта.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на
готовое описание или условное изображение. Творческое воображение
заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся
человеческая культура является результатом творческого воображения
людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль
памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.
Образы творческого воображения создаются посредством различных
приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется
определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения
характерны определенные процессы, которые включают элементы
12
наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения
выступает операция типизации.
Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного,
целостного образа, носящего синтетический характер. Например,
существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д. [12, с. 39].
Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой
подбор и соединение определенных черт предметов или явлений.
Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных
элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для
комбинирования является опыт человека.
Следующим существенным способом создания творческих образов является
акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон,
свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером
является шарж, карикатура.
Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием
реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается»
целостная структура образа.
Имеется способ – аплютинация, т.е. «склеивание» различных,
несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить
классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.
Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение
предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).
Механизмом функционирования воображения является и прием
уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную
роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления
тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или
иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).(2)
13
Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате
разъединения частей объектов.
Прием замещения – это замена одних элементов другими.
Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по
аналогии (сходству) с известным.
Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами
действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе,
протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе
этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех
превращений здесь выступает именно чувственность.
Конечный источник операций воображения – предметно-практическая
деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления
содержания образов воображения. Следовательно, основой для
воображения являются чувственные образы, но их преобразование
осуществляется в логической форме.(1)
1.3 Способы развития воображения в изобразительной деятельности у
детей старшего дошкольного возраста
Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с
приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие
воображения. Эта система включает в себя программу требований к
изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на
воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни
многообразие красок, форм, движение. Методика должна включать
применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач,
возраста и общего развития детей.
14
Большое внимание в построении всей системы обучения изобразительному
искусству должно уделяться воспитанию воображения ребенка.В своей
работе по руководству изобразительной деятельностью детей педагог
должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным
подходом к каждому ребенку.
Отечественная педагогика считает бесспорным зависимость правильного
развития всех сторон личности от обучения. Развитие воображения и
творческих изобразительных способностей также подчиняется этой
закономерности. (6)
Идеалистичность зарубежных теоретиков в понимании развития
воображения у дошкольников особенно видна, когда ставится вопрос о роли
обучения и воспитания. Почти все исследователи согласны с теорией
спонтанного развития ребенка, хотя в теоретических положениях отводят
большую роль педагогу. Так, профессор Лоуэнфельд пишет:
«Идеалистическая концепция ребенка как врожденного художника,
которому нужно получить лишь художественные материалы и ничего
больше, чтобы начать творить, принесла такой же вред, как и прежнее
игнорирование детского творческого импульса»[31, c.54].
Несмотря на это положение, очень много внимания уделяется интуиции и
самовыражению, которые понимаются в идеалистическом плане как
самопроизвольные понятия, оторванные от влияния окружающей
действительности. Это сказывается, прежде всего, в разрыве творческого и
интеллектуального развития.
Для новой системы художественного воспитания во Франции характерно
глубокое преклонение перед художественно-творческими возможностями
детей. Детские рисунки определяются как «шедевры», основанные на
15
интуитивном творчестве; взрослые утрачивают эту непосредственность
выражения.
Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в отечественной
психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегративного
показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель
определяется как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных
факторов или же рассматривается как непрерывное единство
процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и
творческого мышления, в частности.
Психологический анализ творческой деятельности указывает на ее
огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно,
постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более
сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта.(10)
В этой связи можно говорить о наиболее важном законе, которому
подчиняется творческое воображение: творческая деятельность
воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия
прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из
которого создаются построения фантазии.
Важнейшими составными частями процесса творческого воображения
являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений.
Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы “рассекается” на
части, одни из которых преимущественно выделяются по сравнению с
другими, сохраняются, другие забываются. Диссоциация является
необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Ассоциация –
это объединение диссоциированных и измененных элементов.(11)
Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, оно
способно давать новые и неожиданные результаты.
16
Новым и прогрессивным в рассмотренных теориях является то, что
развитие воображения в изобразительной деятельности поставлено
основной задачей эстетического воспитания, и возможность такого развития
признана за всеми детьми, большая роль отводится среде, педагогу. Но все
эти положения сочетаются с неверными обоснованиями и неправильными
методологическими выводами.
"Истоки воображения и дарования детей – на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок" – утверждал В.А. Сухомлинский[14, c.].
Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной
деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и
эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть
прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и
богатство родной природы.
К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.
Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок
проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в
определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более
развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их
представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в
своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В
изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие
специфические особенности их мышления, как конкретность, образность.
Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не
только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением,
воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы
ребенка, темперамент, некоторые половые различия.
17
Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе
лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов,
посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов
позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой
выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности
образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми,
поступающими в школу.(14)
Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а
человека определенного возраста, героев конкретной сказки – Незнайку,
Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных,
отражая характер образов и динамику действий.
Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные
сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют
как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся
аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания,
правила работы с клеем.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость,
зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка
к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых
дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина,
одной линией контура в рисовании.(2)
Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой
ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода
движений способствует рисование растений, декоративное рисование по
мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов
различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать
определенное направление[15, c.423].
18
Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими
фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из
окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине,
высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их
пространственное положение на занятиях по лепке, аппликации и
рисованию способствуют, позднее, овладению элементарными
математическими понятиями на уроках математики в 1 классе.
Выводы по I главе
Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты потенциала
изобразительной деятельности в развитии воображения у детей старшего
дошкольного возраста, я пришла к выводам:
1. Воображение – это психический процесс создания образов предметов,
ситуаций, обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в
новое сочетание.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в
образах. Вторая функция воображения состоит в регулировании
эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его
участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний
человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана
действий. Пятая функция – это планирование и программирование
деятельности.(13)
В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное
или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные);
произвольное или активное воображение: воссоздающее или
репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и
фантазия.
19
2. Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни
взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое
отступление от действительности, нарушение жизненной реальности.
Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и
освоению детьми узкого личного опыта.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает
репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные
впечатления в виде образов.
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в
запоминании, воображение из репродуктивного механически
воспроизводящего действительность превращается в творчески ее
преобразующее. Воображение из непроизвольного (пассивного) становится
произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного
в опосредованное, причем основным орудием овладения им со стороны
ребенка являются сенсорные эталоны. Помимо своей познавательно-
интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну,
аффективно-защитную роль. Познавательное воображение формируется
благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью
слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и
осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от
других людей и от совершаемых поступков. [5, c.43].
3. Эффективнее всего развивать воображение у детей дошкольного возраста
предполагается в изобразительной деятельности, так как именно эта
деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка
дошкольного возраста, образы, в основном, не предваряют деятельности, а
возникают лишь в ходе ее. Начальные формы проявления воображения у
ребенка связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка
20
(аппликации) и представляют собой отдельные разрозненные воображаемые
признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка.
На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего
развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение
к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки,
аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от
работы с изобразительным материалом, результатом которого является
выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для
коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.(16)
Глава II. Практическое исследование развития творческого
воображения дошкольников средствами изобразительной
деятельности
2.1 Изучение исходного уровня развития творческого воображения
Исследование проводилось с детьми моей группы. В нем приняли участие 7
дошкольников. Для выявления исходного уровня развития творческого
воображения дошкольников были использованы следующие методики:
. Методика «Рисунок» (Р.С. Немов)
В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и
фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание
придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.
Оцениваемые параметры:
необычность, оригинальность образов;
богатство фантазии (разнообразие образов);
глубина и проработанность (детализированность) образов;
21
впечатлительность, эмоциональность образов.
. Методика «Скульптура» (Р.С. Немов)
Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить
какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.
Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в
предыдущей методике, от 0 до 10 баллов.
0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение
задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.
2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из
пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо
и т.п.
4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно
простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных
деталей, не более двух-трех.
6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то
необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно
оригинальная, но детально не проработанная.
10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае,
если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и
отличается хорошим художественным вкусом.
. Методика «Фантазия» (Р.С. Немов)
Шкала «Фантазия» включает следующие показатели:
новизну - оценивается по 4-х уровневой шкале, копирование объекта
(ситуации, явление), незначительные изменение прототипа, получение
принципиально нового объекта (ситуации, явления);
22
убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная
ребенком с достаточной достоверностью).
Выводы об уровне развития творческих способностей:
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Таким образом, для диагностики развития воображения было использовано
три методики.
В таблице приведены результаты диагностики детей (приложение 1).
Как видим из таблицы и рисунка, результаты дошкольников следующие:
высокий уровень развития воображения отмечен у трёх детей;
средний уровень - у трёх ребят;
низкий уровень - у одного ребёнка.
Итак, первоначальные исследования показали, что необходима
целенаправленная работа с большей частью детей по развитию
воображения.
2.2 Исследование занятий по изобразительной деятельности,
направленных на развитие творческого воображения
На основании проведенного исследования, была предложена система
занятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста
средствами изобразительной деятельности. Была использована авторская
методика Петуховой Л.В. о развитии художественно-творческих
23
способностей детей старшего дошкольного возраста на материале
нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Программа занятий включала систему творческих заданий, направленных
на формирование у детей способности создавать новые образы, используя
для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-
поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих
дидактических игр, активизирующих творческое воображение.
Технология предполагает три этапа обучения: обучающий, развивающий,
творческий.
Для решения первой задачи формирующего этапа эксперимента была
разработана система занятий, которая включала в себя различные
нетрадиционные техники изобразительной деятельности, приемы
рисования, которые осваиваются детьми в циклах «Радуга цвета», «В стране
чудес», «Счастливый художник».
Разрабатывая систему занятий по освоению нетрадиционных техник
изобразительной деятельности как средства развития художественно-
творческих способностей у детей, мы обратились к положению Е.Е.
Кравцовой: «Волшебниками не рождаются, волшебниками становятся. А
для этого у вашего ребенка все есть: он уже умеет видеть то, что не видно
остальным, слышать непонятные, волшебные звуки, красить весь мир в свой
любимый цвет и многое другое. Но все же ему нужно помочь. Надо дать
ему возможность действовать самостоятельно, проявить индивидуальность,
желательно стараться не заставлять его делать то, что он очень не хочет,
надо много общаться с ним. В этом вам поможет игра. Она сумеет сделать
малыша послушным и не отобьет у него охоту учиться, научит его долго и
сосредоточенно заниматься одним делом, превратит ваше обыденное
общение с ним в увлекательное занятие».(16)
24
Каждый из этапов формирующего эксперимента был направлен на
достижение главной цели - развитие художественно-творческих
способностей у дошкольников. В соответствии с содержанием каждого
цикла была определена технология, основанная на выборе ведущих методов
и приемов, состоящая из трех этапов: экспериментирование, вариативность,
творческая активность.
Технология первого этапа эксперимента названа «экспериментирование»,
поскольку на этом этапе дети знакомятся с нетрадиционными техниками, с
особенностями и выразительными возможностями, экспериментируют,
создавая рисунки, осваивая разные варианты в дальнейшем для подготовки
фона последующих работ.
В процессе развертывания экспериментальной деятельности дошкольник
способен ориентироваться не только на внешнеэмпирические свойства
предметов, но и на их образно представленные существенные
характеристики. Технология первого этапа предполагает обучение детей
умению работать с изобразительными материалами (гуашь, акварель) в
нетрадиционных техниках (кляксография, монотипия, печатание листьями,
набрызг, рисование по-сырому), учитывая при обучении каждой
нетрадиционной технике последовательность этапов (разработаны
технологические карты). Постепенно происходит накопление детьми
художественного опыта рисования в изучаемых техниках, педагогом
используются «опорные элементы» - эмблемы нетрадиционных техник, для
лучшего их запоминания, развития воображения и обогащения творческих
проявлений на этой основе создаваемых изображений детьми.
Объединяющим началом выступает игра, игровые приемы, которые
усиливают «эмоциональное воздействие рисования и игры на ребенка», тем
самым повышая «интерес к процессу отражения», и искусство
(художественное слово, живопись, музыка), где «репродукции с картин,
25
иллюстрации к стихам о природе, а также литературные тексты помогают
добиться воспитателю выразительности детских рисунков». [20, с. 180].
На данном этапе это способствует формированию у детей умения
воспринимать и представлять образ, формированию техники и графики
рисунка, эстетическому восприятию явлений реального мира, пробуждает
интеллектуальную активность, то есть ведет к развитию художественно-
творческих способностей. Педагог учит выделять выразительные средства
каждой, находить способы применения в рисунке, при этом сочетая с
традиционными техниками, обращая внимание на изобразительные и
выразительные приемы - пятно, цвет, композиция, линия, ритм,
«способствует созданию образа, его выразительности» в рисунках детей.
Особое внимание уделяется цвету: его подбору, смешиванию, получению
новых цветов. На основе этой технологии реализован цикл занятий «Радуга
цвета».(17) (приложение 3)
Второй этап эксперимента - «вариативность» - назван так, потому что дети
учатся в одном рисунке сочетать, объединять нетрадиционные техники
попарно, в разных вариантах. Это относится к техникам, уже освоенным на
первом этапе (в основном они удачно могут быть использованы для фона
рисунка) и новым, при этом учитываются выразительные возможности
каждой для передачи необходимого художественного образа. Например:
рисование по-сырому (фон) + тычок жесткой полусухой кистью (образ);
монотипия (фон) + рисование трубочкой (образ); набрызг (фон) +
кляксография (образ) и т.д. (приложение 4)
Такая продуктивная деятельность играет большую роль в воплощении
замысла, его обогащении, уточнении, углублении. Она предполагает
дальнейшее развитие у детей художественно-творческих способностей.
На начальном этапе технологии «вариативность» дети учатся высказывать
свое мнение по содержанию, стилю художественного выражения в разных
26
подобранных техниках с помощью педагога в изображении определенного
образа. К концу этапа детям предлагается самостоятельно подобрать,
нарисовать и объяснить выбор техник по конкретной теме. При этом
происходит формирование умений видеть, выделять средства
выразительности каждой техники, замечать особенности их сочетания в
изображении необходимого образа.(3) При использовании живописи,
музыки, художественного слова у детей развиваются наблюдательность,
представление, понимание средств художественной выразительности,
«обогащается арсенал средств выразительности детских рисунков
(расширение цветовой палитры, изменение композиционного решения
рисунка, использование линии и цвета как средства эмоционального
отношения к изображаемому, стремление к реалистичности изображаемых
образов природы)».
Таким образом, сущность этого этапа технологии заключается в
объединении нетрадиционных техник попарно и использование искусства
для выразительности детских рисунков, расширении опыта художественно-
творческой деятельности детей, освоении языка изобразительной
деятельности. Этап реализован в цикле «В стране чудес».
Третий этап - «творческая активность» - направлен на стимулирование
самостоятельного творчества детей, создание условий поиска в подборе
нетрадиционных техник для рисования нужного выразительного образа к
предложенной теме, побуждающих детей к творческой активности,
организующих работу воображения.
Используя при этом коллективное творчество детей, педагог формирует
потребность к работе в команде, умения договариваться, искать новое,
необычное, оригинальное. Овладев разнообразными нетрадиционными
техниками, компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу
действий, получают возможность изображать предметы и явления по-
разному, демонстрируют выразительность рисунков - все это дает
27
возможность творческого решения изобразительных задач, показывает
новый уровень художественно-творческих способностей младших
школьников. Поощряется и приветствуется самостоятельный выбор
нетрадиционных техник для раскрытия темы рисунка, когда детям
предлагается одна тема, а рисунки выполняются в разных нетрадиционных
техниках и их сочетаниях. Эта технология реализована в цикле
«Счастливые художники». (приложение 5)
Таким образом, технология предполагает постепенное освоение
нетрадиционных техник изобразительной деятельности, способствуя
пониманию выразительных средств каждой, освоению особенностей
создания целостного образа путем сочетания их в разных вариантах, тем
самым обогащает художественный опыт, используя при этом средства
искусства, игру, опорные карточки, индивидуальное и коллективное
творчество, что ведет к формированию потребности в творческой
активности. Необходимо быть очень внимательным к проявлению
индивидуальности восприятия, манере исполнения каждого ребенка.
Важно, чтобы занятия были последовательными и систематическими, чтобы
изобразительная деятельность была включена в целостный педагогический
процесс. Необходимым является сочетание обучающего компонента с
развивающим, соединение обучения с развитием самостоятельности,
познавательной активности, эстетической восприимчивости детей и их
эмоционального отношения к окружающему.
2.3 Эффективность занятий изобразительной деятельности в развитии
творческого воображения
После окончания программы, была проведена повторная
диагностика детей по тем же методикам. Результаты представлены в
таблице 2 (приложение 2 ).
28
Из рисунка наглядно видно, что низкий уровень развития воображения ни у
кого не отмечен. Средний уровень наблюдается у четырёх ребят, и у трёх
остаётся высокий уровень изобразительных способностей.
При сравнении таблиц видно, что по сравнению с констатирующим
этапом, после проведения занятий у детей значительно повысился уровень
воображения .
Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие
воображения детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по
формированию геометрических представлений, можно отметить, что у
детей повысился не только уровень воображения, но и стал очевиден
личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные
результаты проделанной работы:
. Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт
партнерских отношений, активного взаимодействия на основе
изобразительной деятельности, стали инициативнее, научились более
свободно выражать свои мысли.
Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения
с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.
Дошкольники ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и
разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены
через призму своего индивидуального видения.
Таким образом, экспериментальная работа показала, что специально
организованная изобразительная деятельность дошкольников является
эффективным средством развития творческого воображения.
Следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
29
Выводы по II главе
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в
формировании познавательной сферы ребенка, является воображение.
Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса,
как творчество. Творческое развитие молодого поколения - одна из главных
задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном
возрасте. Поэтому большое внимание в процессе развития ребенка нужно
уделять творческому воображению.
Современные тенденции в развитии психологической науки и
образовательной практики поднимают новые вопросы в изучении
воображения. Одним из них является вопрос об индивидуальных
особенностях развития воображения, проявлениях индивидуальности
ребенка в его творческой деятельности.
В отечественной психологии исследования, посвященные развитию
воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное
место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием
игровой деятельности ребенка, а также с овладением детьми-
дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися
«творческими»: конструктивной, музыкальной, изобразительной,
художественно-литературной.
В результате изучения психолого-педагогической литературы мы
установили, что творчество позволяет значительно обогатить
художественно-образное представление детей. Анализ литературы и
научных исследований показывает большое многообразие оценок, мнений,
попыток объяснения феномена творческого воображения, этим вопросом
занимались многие ученые, такие как: Л.С. Выготский , В. Штерн, Д. Дьюи
, С.Л. Рубинштейн , Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г
30
,Дубровина И.В. и многие другие . Вслед за И.В. Дубровиной мы считаем,
что воображение - это процесс преобразования представлений, от
ражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых
представлений. Творческое воображение - самостоятельное создание новых
образов, включенное в процесс творческой деятельности, дающей в
результате оригинальные и ценные продукты. Самым важным, решающим
условием, определяющим деятельность творческого воображения, является
идейная направленность человека. Воображение только тогда заслуживает
названия творческого, когда оно служит реализации идеи, когда в
создаваемых образах воплощается идейный замысел.
31
Заключение
Итак, воображение старшего дошкольника более богато, чем у ребенка
раннего возраста, оно приобретает новые, отсутствовавшие в младшем
дошкольном возрасте черты. Важнейшими составными частями процесса
воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых
впечатлений. Сам процесс воображения совершает полный круг
деятельности, который будет завершен тогда, когда воображение
воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах.
Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме
конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный
образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции
(познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель
выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Для изобразительной деятельности и развития творческого потенциала
ранний возраст играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем
материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления
в образах.
Изобразительная деятельность ребенка всегда конкретна. Как только у
неопределенной формы появляются какие-то детали, это уже образ, так как
ребенок мыслит предмет в действии, добавляя недостающее звуками,
собственным движением. Постепенно количество деталей в изображении
нарастает, образ становится богаче.
Дети почти всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его
изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать
изобразительную деятельность ребенка своеобразной и выразительной.
32
Проведенная экспериментальная работа показала, что специально
организованная изобразительная деятельность дошкольников является
эффективным средством развития творческого воображения.
Следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Таким образом, все задачи решены и цель достигнута.
33
Список литературы
1. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества/Н.Ю. Венгер//Дошкольное
воспитание. -1982. - №11. - стр. 32-38.
2. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие
дошкольников: Учебное пособие/В.И. Волынкин. – М.: Феникс, 2007.
– 448с. – ISBN 978-5-222-11688-3.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. – М.: Просвещение,
1991. – 93с. – ISBN 5-09-003428-1.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей
психологии/Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 368с.
5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов
дошк. учреждений/О.М.Дьяченко. – М.: Знание, 1986. – 96с.
6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения
дошкольника/О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. –
с.34-35
7. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольника/О.М. Дьяченко,
Т.В.Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984. – 128с.
8. Ендовицкая Т. О. развитии творческих способностей/Т.О.
Ендовицкая// Дошкольное воспитание. – 1967. - №12. - стр. 73-75.
9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития
воображения/Е.В.Заика//Вопросы психологии. – 1993. - №2. - стр. 54-
58.
10. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной
деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л.М. Ковалицкая. –
М.: Аркти, 2008. – 24с. – ISBN 978-5-89415-671-2.
11. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании: Учебное
пособие/Л.С.Коршунова. – М.: Педагогика, 1979. – 246с.
12. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет:
Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г.Королёва. – М.: Учитель,
2009. – 114с. – ISBN 978-5-7057-2078-1.
34
13. Кравцова Е.В. Развитие воображения/Е.В.Кравцова//Дошкольное
воспитание. – 1989. - №12. – с.45-47
14. Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по
их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В. Опевалова. –
Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед.
университета, 2003. – 148с. – ISBN 5-85094-080-4.
15. Полуянов Д.С. Воображение и способности/ Д.С.Полуянов. – М.:
Знание, 1985. – 50с.
16. Практическая психология образования/И.В.Дубровина [и др.], под
ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592с. – ISBN 5-94723-
870-5
17. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические
рекомендации к практической деятельности/Под ред.
Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144с. – ISBN 5-7301-
0204-6.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. –
Т.1./С.Л.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1989. – 374с.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие/
Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672с. – ISBN 5-
222-00483-Х.
20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие/Г.А.
Урунтаева. – М.: Академия, 1996. – 336с. – ISBN 5-7695-0149-9.
35
приложение 1
таблица 1
Первоначальная диагностика уровня развития воображения
дошкольников
Высокий - 33% - 3 чел
Средний- 50% - 3 чел
Низкий- 17% - 1чел
высокий
средний
низкий
36
приложение 1
таблица 2
Заключительная диагностика уровня развития воображения
дошкольников
Высокий - 43% -3 чел.
Средний-57% - 4чел.
Низкий- 0% - 0 чел.
высокий
средний
низкий
37
приложение 3
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе
«Волшебная страна – подводное царство»
Цели:
1. Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому листу».
2. Развивать разнонаправленные, слитные и плавные движения руки.
3. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке.
4. Воспитывать воображение и творчество.
Материал: белый лист бумаги, краски, поролоновая губка, кисточки,
салфетки на каждого ребенка.
Предварительная работа: знакомство детей с техникой рисования «по
мокрому листу», чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,
рассматривание иллюстраций к этому произведению, рассматривание
картинок с изображением морских обитателей.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня, ребята, на нашем занятии мы совершим путешествие
в волшебную страну – подводное царство! Только давайте договоримся
вести себя тихо, так как море у нас сегодня спокойное и тихое, и если мы не
будем шуметь, краски будут вести себя не совсем обычно, они будут
расплываться, растекаться, выходить за рамки вашего рисунка.
Необыкновенная легкость красок, получение новых цветов прямо на
рисунке сделают вашу работу удивительно интересной. Вы почувствуете
себя немного волшебниками и изобразите сказочную страну. Вы
38
догадались, как мы будем рисовать, и почему наши краски будут вести себя
так необычно?
– Мы будем рисовать «по мокрому листу».
– А что же это такое рисование «по мокрому листу»? Давайте с вами
вспомним. Главным инструментом сегодня станет губка – небольшая,
поролоновая. Мы смочим ею наш лист. Смачивается лист бумаги быстрым
движением (показ воспитателя). Работу выполнять надо быстро, легким
движением, рука движется свободно. А потом уже «по мокрому листу»
наносится краска. Кисточка не касается листа, краска красиво ложится,
образуя волшебные переливы. Вспомнили, ребята? Итак, если мы с вами
захотели почувствовать волшебство, то и рисование наше сегодня пусть
будет волшебным, удивительным, сказочным.
– Сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы ее отгадаете.
Они жили в ветхой землянке, старик ловил неводом рыбу, старуха пряла
свою пряжу. Дед был добрым, старуха спокойная, и в доме у них были мир
и согласие. И природа была спокойная: голубое небо, спокойное море.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какого цвета было море?
Дети: Синего.
Воспитатель: И в этом спокойном синем море жила добрая волшебная
«золотая» рыбка, но жила она не одна. Кто еще жил в ее волшебной стране
– подводном царстве?
Дети: Ракушки, водоросли, улитки, осьминоги, крабы, дельфины.
Воспитатель: Ребята, какой краской мы будем рисовать тихое спокойное
море?
39
Дети: Голубой.
Воспитатель: А «золотую» рыбку?
Дети: Желтой, оранжевой.
Воспитатель: А вода в море движется?
Дети: Движется, когда ветер дует, корабли плывут.
Воспитатель: А как передать в рисунке движение воды?
Дети: Волны на поверхности моря, а в глубине – водоросли качаются,
песочек пересыпается, рыбки двигаются.
Воспитатель: Посмотрите, как я буду рисовать море. Губкой смачиваю лист
слева направо быстрыми движениями. Широкой кисточкой провожу линию
сверху листа, и краска стекает вниз. Вы тоже проведете полоску и
поднимите листочек вертикально, чтобы у вас краска тоже стекала.
Чуть-чуть подсохнет краска, и будем рисовать обитателей подводного
царства уже тонкой кисточкой. Рисуем водоросли, песчаное дно и всех
обитателей волшебной морской страны. Если вы хотите, то вы можете
изобразить в своем рисунке и сказочный дворец «золотой» рыбки.
Физкультминутка «Ноченька»
Звёздочка в небе колышется кротко,
(руки подняты вверх, пальцы широко расставлены, лёгкое покачивание
руками)
В белом тумане качается лодка.
В лодке той – чудесные краски.
40
(руки опущены вниз, немного разведены в стороны, раскачивание туловища
влево и вправо)
Шепчутся в ней небылицы и сказки.
(руки к губам, повороты головы влево и вправо)
Лодочку ветер тихонько качает,
В волшебное царство он нас приглашает.
(дети садятся на стулья, за столы)
Дети выполняют работу, воспитатель наблюдает за рисованием и помогает
каждому, если нужно.
Когда все ребята закончат рисование, листочки сложить на одном большом
столе, получится «подводное царство».
Воспитатель: Какое огромное спокойное синее море у нас получилось. И
обитатели подводного царства спокойно передвигаются в воде среди
водорослей. И от того, что море мирное, спокойное и золотых рыбок стало
много, все они такие яркие и красивые. Когда я смотрю на ваши рисунки, я
чувствую, что в этой волшебной стране торжествует добро.
приложение 4
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе:
41
( кляксография- экспериментирование)
"Весеннее дерево"
Цель: Продолжать закреплять умение выполнять работу в
нетрадиционных техниках.
Художественное творчество:
• Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники
рисования « кляксография».
• Познакомить с методом рисования при помощи трубочки и методом
дорисовывания при помощи карандашей .
• Формировать умение передавать цветовую гамму.
• Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
• Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия
предметов в изо- деятельности, подводить их к осознанию
выразительного образа.
Познание:
• Развивать познавательную и исследовательскую деятельность.
• Развивать воображение, внимание, память и мышление.
• Развивать дыхательную систему.
Коммуникация:
• Совершенствовать речь как средство общения.
• Совершенствовать умение точно характеризовать объект,
высказывать предположения и делать простейшие выводы.
Активизация словаря: трубочка для коктейля.
Обогащение словаря: кляксография.
Предварительная работа:
• Экскурсия по весеннему парку.
• Рассматривание иллюстраций на тему « Весна пришла».
• Игры с водой и трубочкой для коктейля « морской бой»
• Выдувание воздуха через трубочку.
42
• Изготовление фона в технике «По мокрому».
.
Оборудование:
• Затонированные листы
• Разведенная гуашь
• Акварель, кисть для рисования (белка)
• Трубочки для коктейля.
• Вода в баночках
• Речной песок на тарелочках.
• Бумажные салфетки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Дети вы верите в волшебство?
(Ответы детей)
-Каких волшебников или волшебные предметы вы знаете?
( ответы детей)
Где водятся волшебники?
В фантазиях твоих!
С кем водятся волшебники
А с тем, кто верит в них!
-Сегодня мы с вами будем волшебниками, а трубочка для коктейля
будет волшебной палочкой.
2. Экспериментирование:
Мы палочкой волшебной
Тихонечко взмахнем
И чудеса в тарелочке
Мы из песка найдем.
- Подвиньте к себе тарелочку с песком и попробуйте подуть в
палочку, что вы видите? (песок раздувается). Попробуйте нарисовать
с помощью трубочки и воздуха выдуваемого вами солнышко, (дети
43
рисуют). А теперь попробуйте это в тарелочке с водой (дети делают).
Не получается. А я вам предлагаю с помощью нашей волшебной
палочки порисовать на бумаге, да не просто рисовать, а выдувать
рисунок, но вначале мы с вами побеседуем.
3. Беседа:
-Давайте все вместе вспомним и перечислим времена года.
-А какое сейчас время года?
-Что нравится или не нравится весной?
-Что можно сказать про деревья?
(ответы детей)
Чтение стихотворения Т.Дмитриева
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки
Посмотри на ветки клена-
Сколько носиков зеленых.
-Ребята, я вас приглашаю на прогулку по весенней тропинке. Пойдем?
Посмотрите, здесь чьи- то следы. Как вы думаете чьи? ( на полу лежат
нарисованные следы зайца). Наверно зайчата играли на этой полянке
и оставили много следов.
-А давайте и мы с вами поиграем как зайчата.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
Прыг – скок, прыг – скок-
Встал зайчонок на пенек
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
44
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
-Славно мы прогулялись, наигрались, а теперь можно и делом
заняться.
Посмотрите, что у нас лежит на столе.
( альбомные листы с подготовленным фоном, акварель, кисточки,
разведенная гуашь, ложечки, баночки с водой, бумажные салфетки)
Мы будем рисовать деревья с помощью нашей волшебной палочки-
трубочки. Сначала мы возьмем ложечкой краску и сделаем кляксу на
том месте, где будет начинаться ствол дерева. Затем трубочкой
начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу.
Лист можно поворачивать создавая ствол. Далее рисуем крону дерева
с помощью салфетки ( берем салфетку, сминаем ее и обмакнув в
краску рисуем крону дерева (примакиваем) или кистью методом
примакивания рисуем листочки, но прежде рисунок должен
просохнуть. А пока мы с вами немножко отдохнем. Полежим на
ковре с закрытыми глазами и представим себе красоту весеннего леса.
(звучит запись музыки - релаксация «Звуки весеннего леса)
4. Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым?
- Нужно сильно постараться и выполнить рисунок с любовью. Дети
рисуют. Самостоятельная деятельность.
Итог занятия:
Вот и готовы наши рисунки, яркие, нарядные!
В заключении физкультминутка:
Мы сегодня рисовали
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут
45
Снова рисовать начнут
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем ( кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Заколачиваем гвозди ( дети плавно поднимают руки перед собой,
встряхивают кистями, притопывают.)
Мы старались, рисовали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Снова рисовать начнем.
Мы старались, рисовали,
Наши пальчики устали.
А теперь мы отдохнем –
Снова рисовать начнем
( Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя за
педагогом.)
Если кто-то из детей не успел дорисовать, дорисовывают. По
окончании занятия – выставка получившихся работ. Просмотр
детских рисунков проводится с заданием выбора выразительных
образов: самое необычное, яркое, нарядное, веселое дерево.
Отмечается реалистичность изображения. У каждого ребенка
выясняется, какие материалы и техники он применял.
46
приложение 5
Конспект занятия по рисованию «Весна» с использованием
нетрадиционных техник
Цель: развитие творческого воображения, выбор способов изображения и
изобразительного материала в зависимости от передаваемого образа.
Задачи:
• Совершенствовать умения и навыки детей в технике оттиск
печатками (картофель, поролон), рисование тычком жесткой кисти,
примакивание кисти к бумаге, рисование ватной палочкой.
• Развивать воображение, чувство композиции, ритма;
• Воспитывать эстетическое отношение к природе, через изображение
цветов
• воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы.
Предшествующая работа: наблюдение весенних явлений в природе;
рассматривание цветов, чтение стихотворений.
Материалы: картофель, поролон, тарелочки с гуашью разных цветов,
бумажная "дорога", солнце, аудиозаписи.
Ход занятия.
Дети входят и встают вокруг педагога.
В лес весенний, на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за другом становитесь
Крепко за руки беритесь
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем.
47
Может тут в лесу весеннем
Мы цветочки наберем?
- Сегодня мы с вами оправимся в необыкновенное путешествие, в страну,
где происходят чудеса. Эта страна называется весна. А пока мы идем, я
расскажу вам об этой стране. В этой стране солнце ласково смеется, звонко
бежит ручей, сугробы тают, снег становится тяжелым, темным. Солнце
своим теплом согревает все вокруг: из маленьких почек появляются зеленые
листочки, распускается красавица - верба, щебечут и поют птички, зеленая
трава шелестит под ногами. И еще в этой стране есть чудесная цветочная
поляна, усыпанная разными цветами: желтыми одуванчиками, синими
подснежниками, нежной мимозой.
Нет и снега там, нет и холода,
Там все проснулось ото сна.
Мы приехали из города
В страну чудесную - Весна!
- Ну вот, ребята, мы и дошли. Что-то тут совсем невесело. Все белым-бело.
Ребята, смотрите, нас солнышко встречает! Но почему-то оно не ласковое,
совсем не улыбается.
Звучит аудиозапись:
- Здравствуйте, ребята! У красавицы Весны в ее волшебной стране
случилась беда. На волшебную поляну налетела злая Вьюга, занесла ее
снегом, заморозила все цветы. Снежные сугробы такие глубокие, что моим
лучам никак не пробиться. Помогите, мне ребята, растопить снег. Но чтобы
попасть на поляну вам нужно выложить дорогу цветными камешками.
Д/и "Волшебные палочки"
- Пусть каждый из вас возьмет одну палочку, под музыку начинайте
накручивать веревочку, пока не дойдете до коробки с красками. Когда она
откроется, вы узнаете, кто какой краской будет рисовать.
(Дети выполняют.)
48
- Теперь, когда у всех есть краски, мы можем начать выкладывать дорогу
цветными камнями. Как же мы сможем нарисовать камни, если у нас нет
кисточки?
Дети высказывают предположения. Педагог обобщает ответы детей.
- Любое изображение можно напечатать, например картофелем или
поролоном. Возьмите каждый тарелку с гуашью и печатку, какая вам
нравится.
Дети подходят к бумажной "дороге", располагаются по краям, педагог
напоминает детям технику печатания. Дети печатают под музыку.
- Вот и наша цветочная поляна! Что наделала вьюга, ни одного цветочка
не пожалела. Мы с вами восстановим поляну и посадим новые красивые
цветы.
- Для этого сейчас мы с вами возьмем листочки и отправимся рисовать
цветы для весенней полянки.
Педагог напоминает последовательность выполнения работы техникой
тычок жесткой кистью, примакивание кисти к бумаге, рисование ватной
палочкой. (Дети выполняют под музыкальное сопровождение.)
В это время педагог меняет мимику солнца с грустного на веселое.
- Я рада, что вы нарисовали столько цветов для полянки.
Раз, два, три, выросли цветы!
К солнцу потянулись высоко:
Стало им приятно и тепло!
Пусть они цветут, растут,
Радость всем несут!
- Ребята, смотрите, солнышко стало улыбаться! Оно опять дарит нам
тепло. Несите свои рисунки сюда на полянку. (Дети раскладывают
рисунки)
- Пришло время прощаться с волшебной поляной. Нам надо возвращаться
домой.
49
Педагог включает музыку. (дети идут за педагогом)
- Ребята, вам понравилось путешествие? Что больше всего запомнилось?
Какое у вас настроение? (ответы детей)
- Вот мы с вами вернулись в детский сад. Давайте, передадим свое
хорошее настроение, свое тепло друг другу. Согласны?
Педагог включает аудиозапись "Встреча весны", проводится игра
"Передача настроения"
- Согрейте ладошки своим теплом. (дети имитируют беззвучные хлопки
под музыку) Согревайте свои ладошки! А теперь передавайте тепло друг
другу и всем нашим гостям! Подходите, не стесняйтесь! Передайте свое
тепло и нежность гостям! (имитируют игру в "ладошки"). Посмотрите, как
всем стало хорошо!
Упражнение для динамической паузы. Цветы
Наши нежные цветки (Плавно раскрывают пальцы)
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, (Помахивают руками перед собой)
Лепестки колышет.
Наши нежные цветки (Плотно закрывают пальцы)
Закрывают лепестки
Головой качают, (Плавно опускают их на стол)
Тихо засыпают