Методическая разработка урока "Культура и духовная жизнь общества" 10 класс
Западное Управление Образования
города Сызрани Самарской области
Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс
по теме
Культура и духовная жизнь общества.
Выполнила учитель
истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 3
Дубровина Светлана Федоровна
Сызрань 2015
Обществознание 10 класс.
Тема урока
Культура и духовная жизнь общества.
Цели урока: 1. Обучающие: систематизировать и теоретизировать знания учащихся о культуре,
путях приращения духовных ценностях общества, широкой вариативности подходов к типологии
культур.
2. Развивающие: совершенствовать умения учащихся характеризовать социальный
объект, выявлять признаки понятий, распознавать социальный объект по признакам или
проявлениям, анализировать различные источники социальной информации.
3. Воспитание в духе толерантности.
Тип урока: урок - изучения новой темы.
Материалы и оборудование: учебник «Обществознание.10 класс» под ред. Боголюбова Л.Н.,
Москва, «Просвещение» - 2010;
Школьный словарь по обществознанию. Под ред. Л.Н.Боголюбова и Ю.И.Аверьянова
Обществознание 8-11 класс. Мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание».
Авторы издания Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.
Презентация, составленная учителем к уроку.
Количество часов - 2.
Представленные уроки являются первыми в изучении темы 3 «Духовная культура». Первая
подтема играет роль введения в проблематику развития духовно-нравственной сферы
общественной жизни, позволяет связать текущий материал с изученным ранее (например,§1). Она
даёт наиболее общее представление о культуре, углубляя знания, полученные в курсе средней
школы.
Новые термины и понятия. Духовная сфера. Культура. Религия. Искусство. Массовая культура.
Элитарная культура. Субкультура. Диалог культур. Интернационализация культуры.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организационный
1) постановка целей и задач
урока
Записывают в тетрадь тему урока
Изучение новой
темы
1) ставит перед учащимися
задачи; 2) организует работу
учеников с учебными
пособиями.
Выполняют задания учителя; работают с
учебными пособиями; анализируют
информацию. В тетрадях фиксируют
результаты работы: схемы; таблицы;
кластеры.
Подведение
итогов
Подводит итоги проделанной
работы; делает выводы.
Оценивает работу учеников.
Объясняет домашнее задание.
Выполняют тестовую работу. Подводят
итоги. Записывают домашнее задание.
Описание урока.
Организационный этап. После постановки целей и задач урока, учитель актуализирует знания
учащихся по сферам общественной жизни. Учитель предлагает учащимся вспомнить и
перечислить основные сферы общественной жизни, раскрыть взаимосвязи отдельных сфер на
конкретных исторических примерах (влияние политики на культуру или духовной сферы на
экономику).
Изучение новой темы по плану
1. Духовная деятельность.
2. Что такое культура.
3. Традиции и новаторство в культуре.
4. Функции культуры.
5. Многообразие культур.
1. Духовная деятельность. Работу начинаем с составления поэлементной схемы духовной сферы
общественной жизни. Учащиеся самостоятельно в тетрадях (вариант - один ученик на доске)
составляют схему. Со слов учеников учитель составляет схему, ничего не изменяя. Далее
обсуждается схема, составленная учителем на слайдах (см. Примечание «Презентация» слайд
№1)
2. Что такое культура. Этот пункт плана изучается путём самостоятельной работы учащихся с
учебником и словарём. Подводя итоги этой работе, учитель предлагает обсудить ученикам
различное толкование понятия «культура», выделить общее в этих определениях,
сформулировать собственное определение (см. Примечание «Презентация» слайд №2). Далее
выполняется задание №1 к § 8 «Назовите науки, которые изучают те или иные стороны
культуры»
3. Вопрос «Традиции и новаторство в культуре» изучается учащимися самостоятельно, с
опорой на текст § 8, стр. 80, 4 абзац. После прочтения учащимися указанного отрывка, учитель
предлагает привести примеры традиций и новаторства в культуре. Завершает работу по этому
пункту плана работа с документом к § 8 «Заметки о русском» академика Д.Лихачёва (см
Приложение).
4. Функции культуры начинаем изучать с вопроса «Для чего нужна обществу культура?».
Выявленные в ходе беседы функции культуры фиксируются на доске (см Приложение
«Презентация», слайд № 3). Учащимся предлагаем раскрыть сущность каждой функции,
сделав записи в виде таблицы:
Функции культуры
Их сущность
Адаптационная
Приспособление человека и общества к
условиям среды
Накопление, хранение и передача культурных
ценностей
Установление непрерывной связи поколений и
непрерывность развития общества.
Целеполагание и регулирование общественной
жизни и человеческой деятельности
Создание ценностей, образцов и ориентиров
человеческой деятельности
Социализация
Усвоение новыми поколениями созданной в
обществе системы ценностей.
Коммуникативная
Обеспечение взаимодействия между
отдельными людьми и общностями
5. Изучение последнего пункта плана «Многообразие культур» целесообразно начать с коллажа,
отражающего разнообразие культур, проявления народной, массовой, элитарной культуры (см.
Приложение. Мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание». Духовная жизнь
стр.3-4). Далее организуется работа с текстом учебника, стр. 82-84. итогом становится
обсуждение вопроса 5 к § 8. В словаре учащиеся находят определение понятия субкультура, с
выделением характерных черт. Изучение понятий «массовая культура», «элитарная культура»,
«народная культура» происходит по схеме «ознакомление с текстом учебника - выделение
характерных черт культур - роль и влияние культуры на развитие общества» (см Приложение
Презентация, слайд № 4)
Подведение итогов урока. Уроки завершаются работой с практическими выводами к § 8. При
наличии времени выполняются тестовые задания (например, предложенные в Мультимедийном
учебном пособии по курсу «Обществознание», Духовная жизнь. Стр. 8-12)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Документ
Фрагмент из Эссе академика Д.С.Лихачёва «Заметки о русском»
До известных пределов утраты в природе восстановимы… Иначе обстоит дело с памятниками
культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда
связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается
навечно, искажается навечно, ранится навечно.
«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он
истощается со всепрогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом
культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению её жизни.
Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными,
неосведомлёнными, уничтожают и то, что в земле ещё не открыто, и то, что над землёй, - уже
служившее людям. Даже сами реставраторы… становятся иногда в большей мере разрушителями,
чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно
если они не имеют чётких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для
памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе
старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для
градостроителей…
Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной осёдлости» людей, мало
только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной.
Вопросы и задания к документу.
1. Определите, в чём основная мысль приведённого отрывка?
2. Объясните, почему невосстановимы утраты памятников культуры?
3. как вы понимаете выражение автора «нравственная осёдлость»?
4. Аргументировано объясните, для чего нужно сохранять памятники культуры.
5. приведите примеры варварского отношения к памятникам культуры.
Презентация
Слайд №1
Духовная сфера жизни общества
Наука религия искусство мораль образование
Слайд № 2
Происхождение слова «культура»
В специальной литературе используется не менее 400 научных определений этого понятия. Связано это
как со сложной языковой историей самого слова «культура», так и со сложностью той стороны
человеческого бытия, которое это понятие отражает.
Исходное латинское слово «colere» означало населять, разводить,
покровительствовать; почитать, поклоняться.(колония, поселение за
пределами традиционных мест расселения данного народа; культ, почитание;
культура ведения сельского хозяйства, агрокультура; искусство, умение (от
«кутюр»), развивать, культивировать)
В Древнем Риме слово культура означало облагораживание, обработка,
возделывание (культиватор). В переносном значении это слово стали употреблять
применительно к воспитанию и образованию.
Цицерон в своих трудах использовал словосочетание «культура души»,
подразумевая под ним «возделывание» духовности.
Френсис Бэкон употребляет термин «культура и удобрение умов».
Немецкий юрист С.Пуфендорф определил культуру как результат работы
человека над собой и окружающим миром, как нечто противостоящее природной
стихийности. В такой трактовке термин «культура» обозначал примерно то же, что
сегодня слова «образованность» и «воспитанность».
В России термин «культура» распространения не имел до конца 19в., хотя был
включён в словарь иностранных слов и словарь В.И.Даля. Распространён был
другой термин – «просвещение», «просвещённость».
Слайд № 3
Коммуникативная
Целеполагание и
регулирование жизни общества
и деятельности
Социализация
Функции культуры
Приспособление к окружающей среде
(адаптационная)
Накопление, хранение,
передача ценностей
Слайд № 4
Люди имеют право на ту культуру, которую предпочитают.
Новую тенденцию в отношении к массовой культуре показал итальянский культуролог У.Эко.
В статье «Низколобый высоколобый, высоколобый низколобый» он заметил, что, во-первых,
границу между высокой и низкой культурой невозможно определить однозначно, во-вторых,
они очень подвижны, низкое переходит в высокое и наоборот. Кроме того, массовое
искусство весьма неоднородно. А главное – требование элитарных критиков, чтобы все люди
жили только в сфере высокой культуры, недемократично, антинародно, люди имеют право
на ту культуру, которую они предпочитают.
Ложный гуманизм масскульта.
Авторы недавно вышедшей в России книги «Массовая культура» критикуют защитников этой
культуры, в частности выдвигаемый ими тезис о её близости к народу, демократичности,
гуманности. «Эти позиции весьма уязвимы. Ложный гуманизм масскульта оборачивается
снижением планки требований к культуре и искусству как к человеческим феноменам, в
которых воплощаются природа и дух человека. Масскульт по типу его создания и восприятия
– культура потребительская, что и определяет её характеристики. Масскульт должен прежде
всего лишь удовлетворять вкусы публики; это означает создание произведений
облегчённых, рассчитанных на людей, не имеющих специальной подготовки для восприятия
и понимания культуры. Говорить, что масскульт нужен маленькому человеку, означает
проявлять замаскированное неуважение к нему, к его способностям понимать и ценить
настоящее искусство. Истинный гуманизм в отношении к нему – это не заигрывание с ним,
не оправдание его безликости и пассивности, но побуждение его к осмысленному бытию, к
развитию собственной личности.
Какая из представленных позиций кажется вам более убедительной.? Почему.