Квест-урок как итоговое занятие по предмету "Музыкальная литература" за 1-2 четверть 4 класса

1
ГБПОУ «Курганский областной музыкальный колледж им. Д.Д.Шостаковича»
Клевцова Т. Г.
Квест-урок как итоговое занятие по предмету
«Музыкальная литература» за 1-2 четверть 4 класса
2021
2
Содержание
Пояснительная записка..……………………………………….……………………2
Ход урока…….…………………………………………….…………………………3
Самоанализ открытого квест-урока...………………………………………………7
Список литературы…………………..……………………………………………..10
Приложение……………………………..…………………………...……………...11
3
Пояснительная записка
Организация квест-уроков в образовательном процессе связана с
технологией проблемного обучения, которую в последние годы стали внедрять
в свои классы педагоги образовательных школ. Автором данного подхода
является американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952).
Он ввел в учебный процесс деловую игру, которая в современном мире
получила название «квест
1
», благодаря интеллектуальному виду игровых
развлечений как компьютерных, так и реалистичных.
Квест-урок – это урок-игра, в котором детям для получения желаемого
результата необходимо проявить упорство, трудолюбие и самостоятельность
для приобретения или закрепления необходимых знаний и практических
навыков.
Выбор нестандартного типа урока по предмету «Музыкальная литература»
в 4 (8) классе ДПОП в области музыкального искусства связан с развитием у
обучающихся положительной мотивации к познавательной деятельности.
Тема урока: Закрепление изученного материала за 1 полугодие.
Квест-урок состоит из следующих элементов:
I. Организационный момент.
II. Прохождение маршрутного листа.
III. Решение головоломки.
IV. Заключительный раздел.
Тип урока «Нестандартный урок».
Форма организации урока: групповая.
Цель урока: закрепление ранее изученного материала с помощью
применения технологии проблемного обучения.
1
«Quest» по-английски означает «поиск».
4
Задачи урока:
- образовательные: закрепить полученные знания, умения, навыки
обучающихся;
- развивающие: формировать умение каждого обучающегося проявлять
свою творческую активность; способствовать расширению кругозора,
эрудиции;
- воспитательные: воспитать у обучающихся интерес к предмету,
сообразительность, активность, самостоятельность и ответственность.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие обучающихся. Проводится жеребьевка, деление на две
команды и выбор капитанов.
2. Обозначение целей и задач, условий квест-урока.
Условия квест-урока:
Команды выполняют задания всех станций маршрута:
Композиторская
Инструментальная
Выразительная
Танцевальная
Музыка и ее формы
За быстрое и правильное выполнение заданий маршрута команды
оцениваются в баллах (Максимальное количество баллов 5, заносятся в
таблицу). Команда-лидер получает подсказку. (Приложение: № 1, № 2)
В конце маршрута команды должны разгадать ГОЛОВОЛОМКУ,
используя полученные подсказки.
II. Прохождение маршрутного листа
1. Станция «Композиторская». На столах у команд большие карты
лото, где подписаны фамилии семи композиторов. И конверт 1 с
5
маленькими карточками, на которых даны портреты композиторов.
(Приложение: № 3)
Задание: найти каждому портрету свое место (приклеить с
помощью клея).
2. Станция «Инструментальная». На столах у команд большие
карты лото с номерами музыкальных фрагментов. В конверте 2
маленькие карточки с изображениями музыкальных инструментов.
(Приложение: № 4)
Задание: после прослушивания музыкальных фрагментов
подобрать к каждому солирующий инструмент (приклеить) и написать
название инструмента.
Аудиоприложение:
№ 1 – С. Прокофьев «Петя и волк», тема птички (флейта)
№ 2 – К. Сен-Санс «Карнавал животных», «Лебедь» (виолончель)
№ 3 – П.Чайковский «Щелкунчик», «Танец феи Драже» (челеста)
№ 4 - С. Прокофьев «Петя и волк», тема утки (гобой)
№ 5 - К. Сен-Санс «Карнавал животных», «Слон» (контрабас)
6 - П.Чайковский «Щелкунчик», «Испанский танец» (скрипка,
кастаньеты)
№ 7 - С. Прокофьев «Петя и волк», тема дедушки (фагот)
3. Станция «Выразительная». На столах у команд карточки с
понятиями основных средств музыкальной выразительности: мелодия,
гармония, лад, ритм, темп, динамика, тембр, фактура. (Приложение: № 5)
Задание: после озвучивания преподавателем музыкального термина
быстро определить и поднять карточку с нужным средством музыкальной
выразительности.
Средства музыкальной
выразительности
Термин
Мелодия
«речитатив»
6
Гармония
«аккорд»
Лад
«мажор», «минор»
Ритм
«пунктир»
Темп
«аndantino», «a tempo»
Динамика
«mf», «diminuendo»
Тембр
«тенор», «альт»
Фактура
«полифоническая»
4. Станция «Танцевальная». На столах у команд большие карты
лото, где написаны ритмические формулы танцев. И конверт 3 с
маленькими карточками, на которых даны названия танцев.
(Приложение: №6)
Задание: определить, к какому танцу относятся данные ритмы,
приклеить названия танцев, прохлопать ритмы.
Танец
Ритмическая формула
Мазурка
Камаринская
Полонез
Тарантелла
7
Краковяк
Болеро
Полька
Сарабанда
5. Станция «Музыка и ее формы». На столах у команд карточки с
буквами для определения музыкальной формы. (Приложение: № 7)
Задание: после прослушивания музыкальных пьес определить их
форму, выложить форму буквами.
Аудиоприложение:
Р.Шуман «Альбом для юношества», «Весёлый крестьянин,
возвращающийся с работы» (ав – простая 2-х частная форма)
П.И.Чайковский «Детский альбом», «Песня жаворонка» (ава
простая 3-х частная репризная форма)
III. Решение головоломки
Командам нужно расшифровать высказывание П.И. Чайковского об
одном из наиболее важных средств музыкальной выразительности
«Мелодия душа музыки», используя заработанные подсказки.
(Приложение: № 8)
IV.Заключительный раздел
Подведение итогов квест-урока.
8