Технологическая карта "Образ художественной культуры Японии" 4 класс УМК «Школа России»

Технологическая карта
Предмет
Изобразительное искусство, УМК Школа России
класс
4
Педагог
Терешкина Юлия Владимировна, АНО «Общеобразовательная Международная школа Герценовского университета».
Тема урока
«Образ художественной культуры Японии», 3 часа
Цель урока
Урок №1. Сформировать представления о художественной культуре Японии, учить передавать в творческой работе
художественный образ национальной культуры (характерные для национальной культуры элементы: национальный
пейзаж, архитектурные формы, человек в национальном костюме).
Урок №2-3. Познакомить с техникой японской живописи суми-е, учить выполнять творческую работу, имитируя
технику японской живописи суми-ё (тушь или акварель) в стиле сансуй-га (картина гор и вод).
Тип урока
Урок №1. Комбинированный (урок усвоения новых знаний +обобщения и систематизации)
Урок №2. Комбинированный (урок усвоения новы знаний +актуализации знаний и умений)
Урок №3. Комбинированный (обобщения и систематизации +контрольного учета и оценки ЗУН)
Планируемые
образовательные
результаты
Урок №1.
Предметные:
умение создавать в творческой работе художественный образ национальной культуры Японии, передавать
особенности красоты природы, архитектурных форм, человека, народных традиций,
умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ;
Метапредметные:
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить
варианты решения различных художественно-творческих задач (регулятивные УУД);
овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать,
выделять главное, обобщать (познавательные УУД);
умение формулировать собственное мнение и позицию (коммуникативные УУД).
Личностные:
уважительное отношение к культуре и искусству других народов;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с
позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Урок 2-3.
Предметные:
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и
художественные техники, овладение первоначальными навыками работы в технике японской живописи суми-ё;
Метапредметные:
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить
варианты решения различных художественно-творческих задач (регулятивные УУД);
овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать,
выделять главное, обобщать (познавательные УУД);
умение формулировать собственное мнение и позицию (коммуникативные УУД).
Личностные:
уважительное отношение к культуре и искусству других народов;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с
позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Методы и формы
обучения
Урок №1. Проблемный метод; фронтальная дискуссия, групповая
Урок 2-3. Творческая мастерская, фронтальная, парная.
Основные понятия
и термины
Урок №1. Культура, национальная культура, художественный образ национальной культуры, национальные символы Японии: гора
Фудзияма, сакура, хризантема, японский клен, японский журавль танко, зеленый фазан кидзи; национальный пейзаж, сад камней,
архитектурные формы: пагода, минка: национальный костюм кимано, национальные праздники и традиции- праздник цветения
сакуры, чайная церемония. Стиль сансуй -га (картины гор и вод). Современный японский Художник Коукеи Кодзима.
Урок 2-3. Японская живопись суми-ё, техника четырех мазков: «Бамбук», «Дикая орхидея», «Хризантема», «Ветка сливы»,
пейзаж, тон, монохромность, кисточка (фуде), рисовая бумага, тушь. Живопись «по сырому», доработка деталей «по сухому»
Образовательные
ресурсы
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru
https://www.youtube.com/watch?v=CH6Vl0cjefs Видеоурок Японская живопись тушью Суми-ё. Базовый урок
Методический комплект:
Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы»
под руководством Б.М. Неменского. -М.: Просвещение, 2011.
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
«Образ художественной культуры Японии», Урок №1.
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Формы
организации
совзаимодействия
Универсальные
учебные действия
Промежуточный
контроль
1
2
3
5
6
7
I
Эмоциональная,
Проверяет готовность обучающихся
Фронтальная
умение
Устные
Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А., Коблова О.А., Мухина Т.А. Изобразительное искусство. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений.-5-е изд. –М.: Просвещение, 2015.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник: Учебник для 4 кл., М.: Просвещение,
2015.
Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. М.: Просвещение. 2015.
Дополнительная литература:
Мэйхолл И. Техника японской живописи суми-ё (Изоматериал)/ И. Мэйхолл: пер. с англ. В. А. Басько Мн.:
Попурри, 2006. -125 с.: ил.
Мэйхолл И. Волшебные сны суми-ё. Импрессионизм в традиционной японской живописи тушью. Мн.: Попурри,
2009
Наглядно-
демонстрационный
материал
Работы учащихся 4 классов, кукла в национальном костюме кимано.
Мультимедийный ряд:
презентация «Художественный образ национальной культуры.Япония»(Терешкина Ю.В., 2016.)
https://www.youtube.com/watch?v=dQ72_j5ir4Y Kojima Koukei. Sansui. Японский живописец.
Музыкальный ряд: Традиционный японский оркестр, Оркестр сто одной скрипки, Ethnic/Folk/Этническая музыка, 1999 AT Music
Раздаточный материал: карточки с изображениями горных пейзажей Японии, архитектурными формами и национальным
костюмом, листы самооценки и оценки творческой работы.
Оборудование
Кисти, белая акварельная (или рисовая) бумага, черная тушь, пластиковые и бумажные палитры, акварель, тряпочки, баночки для
воды, ручка.
Организа
ционный
момент
1 этап-
мотиваци
онно-
целевой
(мотиваци
я
содержани
ем)
психологическая
и мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
к уроку. Звучит японская музыка.
учитель показывает куклу в
национальном костюме кимано.
Ребята, сегодня я вас приглашаю к
путешествию в удивительную и
загадочную страну. Ее очень часто
называют Страной восходящего солнца.
Вы, наверное, догадались, что это за
страна?
Верно, Япония.
Как вы думаете, что мы сегодня будем
изучать, почему вы так решили?
-Попробуйте предположить, какое
задание у вас будет сегодня?
-А как вы думаете, нарисовав только
фигуру человека в национальном
костюме, мы сможем в творческой
работе создать художественный образ
Японии? Может быть, этот человек
приехал в другую страну, выступает на
каком-нибудь фестивале или празднике?
Что нужно еще нарисовать, чтобы в
рисунке создать полное представление о
Японии?
Давайте посмотрим, как это делает
японский художник Коукеи Кодзима.
https://www.youtube.com/watch?v=dQ7
2_j5ir4Y Kojima Koukei. Sansui.
Японский живописец.
Обратите внимание как художник
изображает природу, архитектурные
работа
Дискуссия
формулировать
собственное
мнение и
позицию
(коммуникатив-
ные УУД).
овладение
умением
творческого
видения с
позиций
художника, то
есть умением
ответы,
целенаправленн
ое наблюдение
фомы и человека.
Во время просмотра картин, учитель
сообщает: Художник работает в стиле
"сансуй-га». В соответствии с этим
стилем " (картины гор и вод) Горы –
символ мужского, твердого и
устойчивого, начала Янь. Вода – символ
женского, текучего и изменчивого Инь.
Эти противоположности всегда вместе,
их единство рождает гармонию мира.
Коукеи Кодзима изображает
идеальную Японию с неподвластной
времени красотой горных уголков.
Тончайшая пейзажная живопись
воспроизведена на натуральном шелке.
Природа в работах художника
величественна и спокойна, краски
умиротворяюще приглушены. Основная
тема – вечный круговорот времен года и
жизнь, струящаяся, как вода в горных
реках. Обязательной, но очень малой
частью почти в каждом пейзаже
присутствует человек (истинный герой
произведений в стиле "сансуй" –
крестьянин, живущий простой жизнью в
согласии с природой). Никаких бурных
страстей, лишь радость созерцания и
радость мирного труда...
После просмотра картин и
обсуждения, учитель вывешивает на
доске таблицу с целью урока:
ПОЗНАКОМИТЬСЯ с
художественной культурой Японии,
НАУЧИТЬСЯ передавать в
Обсуждение
картин,
выделение
главного,
обобщение
сравнивать,
анализировать,
выделять главное,
обобщать
(познавательные
УУД);
творческой работе художественный
образ национальной культуры.
II.
Изучение
нового
материала
Словесно-иллю-
стративный рас-
сказ с
элементами
беседы по теме
«Страна
восходящего
солнца».
Давайте с вами выясним, почему ее так
называют и что отличает эту страну
от других. Я предлагаю вам поработать
с карточками-заданиями.
Т е к с т к а р т о ч е к (на карточках – фото
Японии):
1. Япония – островное государство.
Острова находятся в Тихом океане.
Японцы называют Японию «Ниппон»,
что означает «Страна восходящего
cолнца». Покровительница государства
в древнеяпонской мифологии – богиня
Солнца Аматерасу.
Фронтальная
работа.
Самостоятельная
работа
в группах.
Личностные:
имеют мо-
тивацию учебной
дея-
тельности,
способность
к эстетической
оценке
произведений
искусства,
понимают
значимость
предмета
«Изобразительное
искусство».
Познавательные:
имеют
способность к
художественному
познанию мира,
умеют
произвольно и
осознанно
строить речевое
Устные
ответы
2. Вулкан Фудзияма священное место
для японцев. Столица – город Токио.
В Японии две религии: синтоизм и
высказывание в устной
форме о произведениях
искусства Японии;
буддизм.
3. В Японии существуют определенные
правила жестикуляции, и чем сдержаннее
человек, тем больше уважения он
вызывает, поэтому похлопывание по
плечу
и хватание за руку в Японии не вызывает
радости.
4. Ни одна страна в мире не может
сравниться с Японией по числу
государст-
венных праздников их в Японии 15.
Например, 5 мая – День детей. В этот
день дома украшают бумажными
карпами
и цветными куклами. Особо почитаемым
до сих пор остается праздник цветения
сакуры (вишни).
5. В Японии популярны бейсбол, футбол,
некоторые виды боевых искусств (дзюдо,
карате). Основой японской кухни
являются рис, рыба, особое место
занимает японская чайная церемония.
6. Япония играет ведущую роль в
мировой политике, является лидером в
области автомобилестроения,
вагоностроения
и электронной промышленности.
7. Основную одежду как мужчин, так
и женщин этой страны составляет кимо-
осуществляют поиск
существенной
информации (из рассказа
учителя, родителей, из
собственного жизненного
опыта) о красоте природы
в произведениях японских
художников-пейзажистов.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу; осознают
недостаточность своих
знаний.
Коммуникативные: умеют
строить понятное
монологическое
высказывание;
согласовывать свои
действия с партнером;
активно слушать
одноклассников и
учителя; вступать в
коллективное учебное
сотрудничество, принимая
его условия и правила;
рассуждать и находить
ответы на вопросы,
формулировать их
Просмотр
презентации
«Япония».
Просмотр
презентации о
культуре
Японии.
но, подвязанное широким поясом – оби.
Кимоно тщательно подбирали в
соответствии с временем года или
определенным событием.
Почему Японию называют Страной
восходящего солнца?
Что отличает Японию от других стран?
Что вы еще знаете об этой стране?
Очень хорошо, вы справились с
заданием.
В японском характере есть одна чер-
та – это умение замечать и ценить даже
самые малые проявления прекрасного.
Жить в гармонии с природой для японца –
это закон жизни. Они очень бережно к
ней относятся, поэтому в Японии
существует много праздников,
посвященных деревьям и цветам. И здесь
надо назвать знаменитую японскую
вишню – сакуру, воспетую в поэзии, в
картинах художников разных поколений.
Каждый цветок сакуры рассказывает,
по японскому поверью, о судьбе ребенка.
Существует легенда: чтобы доказать
правителю сёгуну жестокость князя
Хотты,
старшина деревни Сакура привел к нему
своих детей и показал их спины, сплошь
покрытые побоями княжеских слуг.
Наказанный Хотта тайком схватил Саку-
ру с детьми, привязал их к вишне и запо-
Отвечают
на вопросы
учителя.
Слушают учи-
теля, отвечают
на вопросы.
Обсуждают,
сравнивают,
анализируют
картины
японских
художников.
Фронтальная
работа.
1
2
3
4
5
6
7
рол до смерти. С тех пор вишни в
Японии
цветут розовым цветом, ведь их окропила
кровь безвинных детей Сакуры.
Цветы дикой вишни,
Разве не пышен их убор?
Из всех людей на свете
Нет ближе, чем братья родные.
Мотоори Норинага
Весной в Японии проходит Ханами-
пати – праздничный фестиваль любова-
ния цветением сакуры. Я надеюсь, что
в конце урока и мы сможем устроить
свой маленький фестиваль любования
вашими работами.
Но прежде чем приступить к работе,
я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутк
а
Японские приветствия:
Ohayou gozaimasu доброе утро»;
поворот налево, поклон на 90 градусов).
Konnichiwa («привет»; поворот направо,
поклон на 90 градусов).
Gokigenyou («здравствуйте»; встать
прямо, поклон на 90 градусов)
Выполняют
упражнения
Фронтальная
работа
III.
Творческа
я
практичес
кая
деятельно
Изготовление
модели
цветущего
дерева – сакуры.
Музыкальный
фон: записи
СуМИ-ё, термин, обозначающий
«рисование тушью», был завезен в
Страну Восходящего Солнца из Китая
примерно в седьмом столетии нашей
эры японскими монахами. Они завезли в
Японию немало незнакомых элементов
Выполняют
творческую
работу
Коллективная
работа
Познавательные: умеют
применять полученные
знания в собственной
художественно-
творческой деятельности.
Наблюдение.
Выполнение
творческой работы
сть
японской музы-
культурной жизни и среди них
каллиграфию (искусство красивого
письма), а также особый жанр
изобразительного искусства, на
который последняя оказала серьезное
влияние. Японцы внедрили китайский
художественный метод в собственную
культуру, наполнили его своим особым
шармом и назвали это новое понятие
«суми-ё».
Техника живописи суми-ё базируется
на четырех мазках, названных Четырьмя
Джентльменами: «Бамбук», «Дикая
орхидея», «Хризантема» и «Ветка
сливы». Каждый новый мазок привносит
идею, которая усиливает
предшествующий мазок. До нас дошли
сведения, что некоторые древние
китайские художники считали, будто
Четыре Джентльмена несут в себе все
формы и образы мироздания. Другие
утверждали, что эти мазки получили
такое название потому, что только у
богатых людей есть свободное время для
занятий и наслаждения каллиграфией и
рисованием. История восточного
искусства, однако, не скрывает от нас
факта, что в этой технике живописи
работали и женщины, и даже дети.
После того как суми-ё попала в
Японию, монахи дзэн-буддисты стали
использовать ее в своих занятиях в
качестве дзэн-упражнения. Они ценили
отсутствие цветовой гаммы
(одноцветность), с помощью которой
прекрасно передавались линии, тени и
душевное волнение. Они считали, что
черно-белое изображение требует
большего напряжения сил и вдохновения,
чем цветное, и приучает к
дисциплине.Делит учащихся на
творческие группы
в начале урока. Объясняет
последовательность выполнения
работы.
Приступим к выполнению творческой
работы. Перед вами необходимые
материалы. Вы должны проявить
творческую
1
2
3
4
5
6
7
ки в исполнении
Оркестра сто
одной скрипки
фантазию и умение работать с
различными материалами.
Каждая группа будет создавать свою
сакуру, свой образ этого цветущего
дерева. По завершении работы мы
устроим Ханами-пати
Регулятивные: составляют
план и
последовательность
действий; контролируют
сличение способа
действия и его результата
с заданным эталоном
с целью обнаружения
отклонения от эталона.
Коммуникативные:
задают вопросы для
уточнения
последовательности
работы и техники
исполнения цветущего
дерева; строят
индивидуальную
и коллективную
деятельность в полном
цикле: ставят цели,
анализируют ситуацию,
планируют, практически
реализовывают, получают
готовый продукт
IV. Итог
урока.
Рефлекси
я
Выставка работ
обучающихся,
анализ и
эстетическая
оценка.
Обобщающая
беседа
Ребята, что нового вы узнали на
сегодняшнем уроке?
С каким материалом было труднее
работать?
Ребята, маленький фестиваль
любования вашими работами удался,
посмотрите, какие деревца у нас
получились.
Как вы думаете, а у нас в России есть
сакура?
Рассматриваю
т работы –
веточки
сакуры,
оценивают
работу свою и
однокласснико
в, сравнивая
Фронтальная
работа
Личностные: понимают
значение знаний для
человека, воспринимают
произведения искусства;
связывают свои
наблюдения за природой с
оценкой увиденного в
произведениях японского
искусства.
Устные
ответы
1
2
3
4
5
6
7
Какие чувства вызывает у вас момент
цветения вишни?
В России есть праздники, связанные
с деревьями? (Завивание березки
на Троицу, Вербное воскресенье.)
Два разных государства – Япония
и Россия. Казалось бы, ничего не может
связывать их вместе. У нас разные языки,
одежда, архитектура, религия – ничего
общего! Но нет. Оказывается, маленькая
ветка цветущего дерева может
объединить людей. Как и японцы, мы
радуемся приходу весны, цветению
цветов и деревьев.
В знак благодарности вашим близким
людям – маме, папе, сестре, бабушке
приготовьте веточку сакуры. Я думаю,
им будет приятно ощутить легкое,
приятное дуновение весны
их с образцом
(работой
педагога)
Регулятивные: оценивают
свою работу
У р о к 2 «Образ художественной культуры Японии»,
ОБРАЗ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ, ХАРАКТЕР В ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Цели деятельности
педагога
Сформировать представления о культуре Японии, создать условия для развития интереса к истокам искусства Востока,
развивать чувство толерантности к чужой культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к японским
традициям
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Японии,
получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место,
использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «образ», «композиция»;
познакомятся с творчеством выдающихся японских художников.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную
задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают
свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте женского образа в искусстве Древней Японии
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия
и термины
Изобразительное искусство, кимоно, оби, японская живопись, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция
Образовательные
ресурсы
Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org
http://www.Shkolazhizni.ru
Наглядно-
демонстрационный
материал
Мультимедийный ряд: презентация «Япония», репродукции картин Т. Киёнаго «Вечерняя прохлада на берегу реки Окива»;
С. Харунобу «Красавица».
Работы учащихся 4 классов.
Музыкальный ряд: Традиционный японский оркестр, Оркестр сто одной скрипки, Ethnic/Folk/Этническая музыка,
1999 AT Music
Оборудование
Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, листы бумаги, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации
совзаимодейст
вия
Универсальные
учебные действия
Промежуточн
ый контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Органи-
зационны
й
момент
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала.
(На доске –
репродукции
картин Т.
Киёнаго
«Вечерняя
прохлада на
берегу реки
Окива»;
С. Харунобу
«Красавица»)
Проверяют готовность обучающихся
к уроку. Читает стихотворение.
КРУШАЩАЯ ЦАРСТВА
Живет на севере такая красота,
Что нет прекраснее на белом свете.
Один лишь взгляд ее, и гибнут города,
Еще один – и вся страна в смятении.
Редкий северный цветок –
Самая красивая девушка на земле.
От одного ее взгляда дрожит целый
город,
Второй взгляд повергает в трепет народ.
Нет на свете другого такого народа,
Который удостоился такой неземной
красоты.
Шигеру Умебаяши
Сегодня мы поговорим о красоте
женского образа Японии. Что считалось
эталоном красоты в Древней Японии?
Попробуем разобраться
Получив целе-
вую
установку,
слушают
учителя,
отзывчиво и
эмоцио-
нально
выражают
свое
отношение к
стихотворени
ю.
Отвечают
на вопрос
Фронтальная
работа
Личностные: понимают
значение знаний для
человека и принимают
его; имеют желание
учиться
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
II.
Изучение
нового
материала
Просмотр
презентации
«Страна
восходящего
солнца – Япония».
Особенная красота кимоно – в его
росписи. Женщины расписывали их сами
для себя, берегли и передавали внучкам.
Плотным поясом оби дважды
оборачивают талию так, чтобы самая
красивая его часть оказалась впереди.
Завязывают оби на спине большим
роскошным бантом. Традиционный
способ повязывания оби существует и
сегодня. Ведь умение повязывать и
носить его свидетельствует
о своеобразном мастерстве и
художественном вкусе.
«Женщина, которая не умеет повязать
оби, ничего не умеет» – гласит японская
пословица.
Слушают
учителя,
обсужда-
ют, отвечают
на вопросы.
Фронтальная
работа.
Личностные: имеют
мотивацию учебной
деятельности, способность
к эстетической оценке
произведений искусства,
понимают значимость
предмета «Изобразительное
искусство».
Познавательные: имеют
способность к
художественному познанию
мира,
умеют произвольно и
осознанно строить речевое
высказывание в устной
форме о произведениях
искусства Японии; осуще-
ствляют поиск существен-
ной информации (из рас-
сказа учителя, родителей,
из собственного жизнен-
ного опыта) о красоте
женского образа на
гравюрах японских
художников.
Регулятивные: принима-
ют и сохраняют учебную
задачу; осознают
недостаточность своих
знаний.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
Внешняя притягательная сила кимоно –
в уникальном силуэте и красоте мерца-
ющих тканей. Но присмотревшись,
можно увидеть, что кимоно
противоречиво,
как все в дзен-буддистском мире.
Простота кроя соседствует с
фантастической сложностью узоров,
статичность формы с динамичностью
летящих рукавов, жесткие правила
одевания – с изы-
сканной, почти богемной
живописностью. А узоры наполнены
философской символикой. Женское
кимоно – не просто платье. Это
овеществленное понимание красоты,
носительницей которой является
женщина. Слияние живого и неживого
создает двойной эффект красоты.
Но чтобы выглядеть красивой в кимоно,
идеальной фигуры было недостаточно.
«Идеальное лицо» и макияж считались
неотъемлемой частью антуража. В
позднем Средневековье установился
эталон японской красавицы. Лицо
должно было быть плоским, а его овал –
удлиненным. Красивыми считались
раскосые глаза с узкими и высокими
бровями. Рот должен был быть
маленьким и походить
Коммуникативные: умеют
строить понятное
монологическое
высказывание;
согласовывать свои
действия с партнером;
активно слушать
одноклассников
и учителя; вступать в кол-
лективное учебное
сотрудничество, принимая
его условия и правила;
рассу-
ждать и находить ответы
на вопросы,
формулировать их
Просмотр пре-
зентации
«Страна
восходящего
солнца –
Япония».
Просмотр
презентации
«Япония».
Фронтальная
работа.
на небольшой красный цветок. Из
малопрофилированного лица
относительно
сильно выступал лишь нос. Кожа
женщины должна была быть белой, как
снег, потому японки издавна белили лицо
и другие выступающие из-под кимоно
части тела.
Физкультминутка.
Пауза общего
воздействия
Все прически отличались
необыкновенной аккуратностью
исполнения. Поражает чистота
волосяных бантов в нарядных высоких
женских прическах. Силуэты такой
прически для всех слоев населения были
однотипны. Богатые японцы
пользовались услугами парикмахеров.
Процедура причесывания длилась
несколько часов и стоила дорого.
Женские прически напоминали
экзотические цветы. В современной
Японии кимоно надевают на различные
национальные праздники.
Давайте вспомним, какие японские
праздники вы знаете?
В чем вы видите красоту японского
костюма?
См. урок 16 («Японские приветствия»)
Отвечают
на вопросы
учителя.
Обсуждают,
сравнивают,
анализируют
японские
традиционные
костюмы.
Выполняют
упражнения
Фронтальная
работа
III.
Творческа
я
практичес
кая
деятельно
сть
Изображение
женского обра-
за – японки.
Музыкальный
фон: японская
музыка в
исполнении
Традицион-
Объясняет последовательность
выполнения творческой работы.
Задание № 2, с. 90.
Нарисуйте образ японки в
национальной одежде (кимоно) с
передачей характерных черт лица,
прически, движения,
фигуры.
Выполняют
творческую
работу
Индивидуаль
ная работа
Познавательные: умеют
применять полученные
знания в собственной
художественно-творче-
ской деятельности.
Регулятивные: составляют
план и последователь-
Наблюдение.
Выполнение
творческой
работы
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
ного японского
оркестра,
Оркестра сто
одной скрипки
Изображая фигуру, не бойтесь начать
с платья: рисуйте, будто хотите
изобразить ручеек или легкий порыв
ветра;
найдите место головке с поднятыми чер-
ными волосами; кисти рук у японок
делали неестественно маленькими, а ноги
обували в сандалии на высоких
подошвах. Представьте, что вы рисуете
девушку,
гуляющую в саду
ность действий; контро-
лируют сличение способа
действия и его результата
с заданным эталоном
с целью обнаружения
отклонения от эталона.
Коммуникативные:
задают вопросы для
уточнения
последовательности
работы и техники
исполнения
IV. Итог
урока.
Рефлекси
я
Выставка работ
обучающихся,
анализ и
эстетическая
оценка.
Обобщающая
беседа
Ребята, что нового вы узнали на
сегодняшнем уроке?
Какой образ японской женщины
сложился у вас?
Как сохраняется традиционный
японский костюм, когда он
используется?
Молодцы, вы очень хорошо
поработали!
Рассматри-
вают работы
(японка в
кимоно),
оценивают
работу свою и
однокласснико
в,
сравнивая их с
образцом
(работой
педагога)
Фронтальная
работа
Личностные: понимают
значение знаний для
человека, воспринимают
произведения искусства;
связывают свои
наблюдения за природой с
оценкой увиденного в
произведениях японского
искусства.
Регулятивные: оценивают
свою работу
Устные
ответы