Конспект "Творческое наследие В.А. Серова"

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОБОЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ А.А.АЛЯБЬЕВА»
ГОРОДА ТОБОЛЬСКА
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИМЕНИ В.Г.ПЕРОВА
Конспект информационно-познавательной
беседы, посвященной 155-летию со дня рождения
художника В.А.Серова
Тема: «Творческое наследие В.А.Серова»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
КУЗНЕЦОВА ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
ДАТА, ВРЕМЯ, МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:
3 д КЛАСС
15.01.2020г.
19.10
КАБИНЕТ №12
ТОБОЛЬСК
2020
Цель: познакомить учащихся с творчеством художника и его краткой
биографией
Задачи:
Обучающая - выяснить, что повлияло на становление личности, выбор жанра и
тем работы, расширить кругозор учащихся, научить понимать замысел автора
картины
Воспитательная воспитание духовно-нравственных качеств личности
Развивающая - развитие зрительного восприятия и внимания, воображения и
художественного вкуса.
Оборудование: презентация «Творчество В.А.Серова», репродукции картин
художника: «Девочка с персиками», «Девушка освещённая солнцем»,
«Автопортрет». Видеоматериалы о картине «Девочка с персиками»
План:
1. Организационная часть
2. Основная часть (беседа, просмотр презентации)
3. Подведение итога.
Ход мероприятия
1. Организационная часть. Приветствие детей.
На экране представлен слайд №1презентации «Творчество В.А.Серова»
Приветствие обучающихся, проверка дисциплины и готовности к мероприятию.
2. Основная часть.
Преподаватель: сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого
художника прошлого времени, в этом году в нашей стране отмечают 155-летие
со дня рождения выдающегося русского художника, Валентина Александровича
Серова (1865-1911).
Посмотрите на репродукции картин этого замечательного мастера (показ
«Девочка с персиками» и «Девочка освещённая солнцем»), как они называются?
Дети определяют названия работ и могут при желании рассказать историю
картины «Девочка с персиками».
Преподаватель: Валентин Серов был крупнейшим живописцем конца XIX –
начала XX века. Творчество художника было многогранным, его трудно отнести
к одному художественному направлению. В нем слышны отголоски таких
живописных традиций, как реализм, импрессионизм, модерн.
Серов находился в атмосфере искусства с детских лет. Он родился в Петербурге
в семье музыкантов. Его отец, Александр Николаевич Серов был крупным
композитором, а мама пианисткой. Дарование будущего живописца
обнаружилось рано: на рисунки 9-летнего мальчика обратил внимание Илья
Репин, ставший его учителем и другом. Он посоветовал Серову поступить в
Академию художеств, где он занимался в мастерской П.П.Чистякова. Профессор
Чистяков был первым, кто открыл Серову сокровища Эрмитажа и говорил о
необходимости изучения творчества старых мастеров. Позже художник
отправился за границу постигать красоту живописи великих голландцев,
испанцев, итальянцев. Эта поездка воспитала в Серове вкус к созданию
произведений, прославляющих красоту человека, проникнутых
жизнеутверждающим мироощущением.
Прежде чем продолжить рассказ о творчестве Валентина Серова, позвольте
предоставить вашему вниманию просмотр слайдов презентации с работами
художника. (Запустить слайд-шоу).
Как Вы успели заметить, художник работал, практически во всех жанрах
живописи. Какие из них вы определили? В каких видах искусства он работал?
Преподаватель. К какому жанру живописи относятся данные работы? (показ
некоторых слайдов)
Ученики. Это портреты: групповые, автопортреты, парные и конные.
Преподаватель. Я не случайно выбрала именно портреты из всего
многогранного творчества Валентина Серова. Известен факт, что в 1910 году, за
год до смерти, Серов составил список работ, отобранных для Всемирной
выставки картин в Риме. В этот список вошло 15 произведений все портреты.
По мнению Серова, это были лучшие его работы.
Перед Вами картина «Девушка освещенная солнцем» (показ репродукции).
Сообщение, подготовила исследователь картины (ответ ученика)
Картина «Девушка, освещенная солнцем» была написана Валентином Серовым в
1888 году. Это портрет двоюродной сестры художника Марии Яковлевны
Симонович будущем талантливой художницы и скульптора, а тот момент -
совсем юной девушки). В период создания картины художник и сам был молод,
ему не было еще и 23 лет. Серов хотел создать поэтический образ молодости.
Это происходило в усадьбе Домотканово. Работа над картиной шла ежедневно,
для ее создания художнику потребовалось не менее 90 сеансов.
Мы видим портрет юной девушки на фоне природы. Девушка сидит на скамейке,
прислонившись к стволу дерева, она о чем - то задумалась. Взгляд её направлен
в сторону зрителя, на лице едва заметная мечтательная улыбка. Лицо у
девушки очень доброе. Глаза можно назвать лучистыми. Создается впечатление
спокойствия, тепла и света. Девушка буквально сливается с природой. Портрет
насыщен солнцем, яркими красками лета.
Размеры картины 89,5x71 см, формат вертикальный. Картина выполнена на
холсте, в технике масляной живописи. Композиция выстроена по диагонали. Она
продуманная и устойчивая. На переднем плане картины изображена фигура
девушки, помещенная под сенью крупного дерева. Она является
композиционным центром.
Солнечные лучи проникают сквозь листву дерева, освещая девушку и играя
всеми красками лета. На дальнем плане картины – поляна на фоне парка. Поляна
ярко освещена солнцем и контрастирует с темно-зеленой травой и теневой
частью стволов удаленных деревьев. Фигура девушки смотрится более четко по
сравнению с пейзажем.
Художник выбрал такую точку зрения, что создается впечатление, будто бы
зритель находится рядом с моделью, на той же скамейке. Таким образом,
усиливается ощущение связи модели со зрителем.
Второстепенные детали композиции (ветви деревьев, световые проблески на
траве, тени от близлежащих деревьев) направлены на лицо девушки, тем самым,
сосредотачивая взгляд зрителя на смысловом центре композиции. Колорит
картины светлый и радостный. Мы видим многообразие ярких, сочных красок.
Интенсивен и разнообразен цвет зелени на картине (от темно-зеленого
холодного в тенях до светлого и даже желтоватого на солнце). В картине мы
видим эффекты пленэрной живописи. Все в ней как бы переливается и
шевелится. Контуров нет. Игра солнечного света связывает воедино фигуру
девушки, деревья, траву и воздух. Такая живописная манера близка
импрессионизму. Хотя, юбка девушки написана в реалистичной, классической
манере.
Преподаватель. Валентин Серов считал «Девушку, освещенную солнцем»
лучшим своим произведением. Что же говорить про людей, которые обладая
поэтическим талантом, пишут о данной картине стихи.
(Стихи читает ученик)
Девушка, освещённая солнцем, в простом и красивом наряде,
К дереву прислонилась старому. Лёгкая грусть во взгляде.
Освещённая солнцем девушка, лучами живыми согретая,
Совсем юным гением, в холсте на века воспетая.
Нет ни вида в ней, ни величия, только сочные краски лета,
На лице молодой девушки играют бликами света.
Давно уже кануло в лету, того тёплого лета молчание,
Девушка, освещённая солнцем, сидит, немного печальная...
Картина «Девочка с персиками» (Показ видео материала).
1887 год. Конец лета. Серов приехал в Абрамцево и, расхаживая по дому, гуляя
по лесу, знакомым с детства местам, разглядывал их теперь уже взглядом
художника. Он искал средства, способные передать свежесть красок натуры, их
оттенки и оттенки света, двигающегося вслед за солнечными лучами; думал, как
положить мазок, чтобы изобразить мгновение, как писать воздух вокруг
предметов, пропитанных светом.
Шалунья Верушка сидит в комнате за столом, в сиянии льющегося из окна
холодного утреннего солнечного света. Нет, не сидит, а только присела там, где
случайно оказалась, а художник взял кисть, краски и написал ее в этот момент
быстро, легко и свободно. Все удивляет простотой и естественностью: и
выражение полудетского лица, и поза, и жест.
Из окна справа, откуда идет свет, виден, а точнее угадывается, жизнерадостный
дачный пейзаж в ранне-осенних, золотистых красках. Этот свет живописно
связывает пейзаж с интерьером в одно жизненное пространство: свет сияет на
стене и фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко
ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам, обтекая фигуру и все предметы,
создает единую, органически цельную среду, которая была неотъемлемым
свойством живописи молодого Серова.
С 1890-х годов начинается Серов - портретист, художник острых характеристик,
мастер большого стиля, знаток человеческих характеров. Каждый выполненный
им портрет - это целый рассказ из жизни человека.
Постоянно совершенствуя свое мастерство, Серов создал обширную галерею
образов самых знаменитых людей своего времени, в числе которых были
монаршие особы и князья, промышленники и банкиры, артисты, художники и
писатели.
Знаток человеческих характеров, Серов помещал модели в удобную,
естественную для них обстановку: светских барышень и дам писал в гостиных,
деловых людей – в конторах и кабинетах, друзей - живописцев – в мастерских.
Серов всегда ценил артистизм человеческой натуры, больше всего он любил
изображать художников, писателей, драматических и оперных артистов.
Преподаватель. К лучшим произведениям художника относится и портрет
актрисы М. Ермоловой.
«Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой» был написан Валентином
Серовым в 1905 году. Ермолова - знаменитая драматическая актриса, гордость
русского театра. По свидетельству современников актрисы, у нее был
неповторимый голос удивительного тембра, и когда она играла на сцене Малого
театра, публика аплодировала ей стоя. В 1905 году в Москве широко отмечалось
35-летие ее артистической деятельности.
И сейчас исследователь картины «Портрет актрисы Марии Николаевны
Ермоловой» поделится с нами результатами проделанной им работы.
Сообщение, подготовленное учеником. Портрет Ермоловой заказал Серову
московский литературно-художественный кружок в связи с знаменательной
датой. Художник задумал создать образ творческой личности как гордого и
одинокого гения. Он писал портрет актрисы два месяца, всего 32 сеанса. Работа
над картиной проходила в московской квартире Ермоловой на Тверском
бульваре (ныне - музей-квартира М.Н. Ермоловой).
На картине изображена статная немолодая женщина в строгом черном платье на
фоне интерьера. Серов изобразил актрису в полный рост. Мы видим правильные
черты лица актрисы, ее горделивую осанку, статную фигуру. Во всем облике
Ермоловой видны благородство и аристократизм. Лицо актрисы вдохновенно и
выразительно: карие глаза устремлены вдаль, ноздри расширены, рот сжат.
Интерьер комнаты лаконичен, виден только фрагмент стены, на котором висит
зеркало.
Художник мастерски передал индивидуальность актрисы, а также сумел
передать ее сильный характер. Он создал некий образ человека искусства,
человека творческого, который несет людям радость. Мастеру удалось
изобразить актрису строго, торжественно, без каких-либо лишних деталей.
Образ великой русской актрисы получился возвышенным и прекрасным.
Преподаватель. На «Портрете императора Николая II» (1900) Серов изобразил
Николая II как простого человека, личность со своими переживаниями,
заботами и трудностями. Этот портрет по праву считается лучшим
изображением последнего русского императора (Видео материал).
Художник писал и детские портреты, которые замечательны обаятельной
непосредственностью юных героев. В портрете «Дети. Саша и Юра» (1899)
изображены два сына Серова. Художник изображает реальную сцену,
показывает своих детей в тот момент, когда они не думают о портрете.
Помимо замечательных портретов в творческое наследие живописца вошли и
пейзажи. Серов находил в русской деревне скромные, самые обычные явления,
умел передать их поэзию и красоту. Великолепны пейзажи Серова: «Зима в
Абрамцеве. Церковь» (1886), «Заросший пруд. Домотканово»(1888); «Октябрь.
Домотканово» (1895), «Зимой»(1898), «В деревне. Баба с лошадью»(1898).
Многие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью,
пастелью.
Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. В
истории России особенно интересными для художника являются XVIII век,
петровская эпоха.
В картине «Петр I» (1907) художник изобразил Петра I на постройке Петербурга,
показал его как крупнейшего исторического деятеля, раскрыл сущность целой
эпохи в развитии России. Масштабность образа Петра воплощается в
монументальной по принципу построения картине.
В 1907 году Серов отправился в путешествие по Греции. Античность стала
последним увлечением художника. Впечатления от поездки нашли отражение в
картинах «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы» (обе 1910). Эти картины
обретают черты монументальных панно. При создании картины «Похищение
Европы» художник использовал древнегреческий миф о финикийской царевне
Европе, которой пленился бог Зевс. Превратившись в быка, он переплыл море и
похитил красавицу. Моделью девушки живописцу послужила античная
скульптура портика храма Эрехтейон на Акрополе в Афинах.
Двенадцать лет художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния
и зодчества. Среди его учеников такие талантливые художники как Н.П.Крымов,
К.Ф. Юон, М.С.Сарьян, К.С. Петров–Водкин и другие. Отголоски влияния
Серова заметны в отечественном искусстве на протяжении всего ХХ века.
Заключительный этап мероприятия
Ответьте на вопросы:
- В каком жанре работал Валентин Серов?
- Кто был учителем будущего художника Серова?
- Назовите картину Серова в историческом жанре
- Назовите картину Серова в мифологическом жанре
Благодарю всех за творческий поиск, за ответы. Вы познакомились с
замечательным художником, который является символом русской живописи 19
века.
Список использованных источников:
1. Энциклопедия "Аванта+" том 7 часть 2.
2. https://www.culture.ru/persons/8247/valentin-serov