Учебное пособие по музыкальной литературе 4 класс

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«БЕРЕЗОВСКАЯ ДЕТСКАЯ
ШКОЛА ИСКУССТВ АРЗАМАССКОГО РАЙОНА»
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 4 КЛАССА
АВТОР: БАХАРЕВА ТАТЬЯНА ЛЬВОВНА
2
ОТ АВТОРА
Данное учебное пособие разработано для учащихся 4 класса по
предпрофессиональной общеобразовательной программе по
предмету «Музыкальная литература». В комплект, кроме учебного
пособия, предусмотрены рабочие страницы для заполнения детьми
и аудиозаписи необходимого музыкального материала. Издание
рассчитано на большую аудиторию преподавателей, учащихся и
родителей.
Учащимся работа с книгой облегчит выполнение домашних
заданий, даст возможность лучше усвоить материал уроков и
самостоятельно прослушивать музыкальный материал.
3
Тема 1 "Введение. Место музыки в жизни человека"
Музыка всегда занимала в жизни людей большое место. Еще древние греки придавали
особенное значение музыкальному воспитанию юношества. Они считали, что человек,
которого с детских лет обучали понимать и любить музыку, никогда не совершит
неблаговидного поступка, не станет преступником, а, наоборот, будет честно служить
своей родине.
Музыка - это вид искусства. Главная её цель - художественно отображать
окружающую жизнь. Язык музыки - это язык звуков. Искусство музыки способно
очень сильно и глубоко воздействовать на человека. Чтобы понимать искусство,
необходимо разбираться в важнейших выразительных средствах музыки.
Тема 2 "Содержание музыкальных произведений"
Когда мы слушаем инструментальную музыку, не имеющую слов, мы не только
слушаем, как сменяют друг друга темы, как они разрабатываются, мы еще и
представляем какие-то картины, образы, которые рождает в нашем воображении
музыка. Причем, если поделиться этими картинами с друзьями, часто получается, что
одна и та же музыка может вызывать у разных людей различные картины. Все зависит
от вашего воображения и подготовленности.
Существует огромное количество произведений, в которых композитор каким-либо
образом объясняет нам содержание своего произведения. Это может быть только
название, как например, в "Детском альбоме" П.И. Чайковского: "Марш деревянных
солдатиков", "Новая кукла" и др.
Все эти произведения относятся к программной музыке - той инструментальной
музыке, которая имеет программу, то есть какой-то конкретный сюжет или образ.
Очень ярким примером программной музыки является симфоническая сказка "Петя и
волк", музыку и текст которой написал С.С. Прокофьев. Этим произведением он хотел
помочь детям познакомиться с симфоническим оркестром. За каждым героем этой
сказки была закреплена не только определенная тема, но и определенный тембр
музыкального инструмента. Например, музыкальный портрет птички рисует в сказке
флейта, утку изображает гобой, кошку - кларнет и т.д.
Программных произведений в музыке существует огромное множество.
4
Тема 3 "Выразительные средства музыки"
Важнейшими выразительными средствами музыки являются МЕЛОДИЯ, РИТМ,
ЛАД, ГАРМОНИЯ, РЕГИСТР, ТЕМП, ТЕМБР и т.д.
МЕЛОДИЯ - это одноголосно выраженная музыкальная мысль. В общем, мелодия -
это то, что мы с вами можем пропеть. Несколько звуков образуют мотив - маленькую
частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразы, а фразы образуют
предложения.
Некоторые произведения состоят только из мелодии - это народные песни (например,
"Во поле береза стояла"). Иногда кажется, нет и не будет конца напеву. Один звук
переходит в другой, песня льется беспрерывным потоком. Такую мелодию называют
кантиленой. А бывает наоборот. В мелодии нет долгих протяжных звуков, она близка
человеческой речи. Такие мелодии называют речитативными, или декламационными.
Речитатив - полупение, полуговор.
РИТМ - еще одно важное средство музыкальной выразительности. Ритмично тикают
часы, стучат колоса в поезде... В музыке звуки длятся неодинаково. Одни из них,
короткие, другие - длинные. РИТМ - это чередование длительностей звуков. Ни
одна мелодия невозможна без ритма. Хотя ритм без мелодии существует. У многих
народов Востока есть танцы, которые исполняются только под ритм ударных
инструментов. От ритма во многом зависит характер музыки. Ровный ритм делает
мелодию плавной и мягкой, прерывистый ритм придает мелодии взволнованность и
напряженность, часто используется в решительной, маршевой музыке.
Еще одно понятие, которое тесно связано с музыкой - ЛАД. Хорошо, когда дело
ладится, когда в семье ладят. Недаром лад - это согласие, мир, стройность, порядок -
так читаем мы в толковом словаре. Музыка - искусство, в котором звуки
располагаются упорядоченно, согласованно.
ЛАД - это взаимосвязь звуков между собой, их согласованность. Для каждого
музыкального произведения, в зависимости от его характера, композитор выбирает
определенный лад - МАЖОР или МИНОР.
Одно из главных средств выразительности - ГАРМОНИЯ.
ГАРМОНИЯ - это последовательность аккордов вместе с мелодией. Иногда она
играет даже большую роль, чем мелодия. Например, в Прелюдии № 20 Ф. Шопена нет
развернутой мелодии, общее настроение создает именно гармония.
Расстояние от самого низкого звука инструмента или голоса до самого высокого
называется ДИАПАЗОНОМ. Разные отрезки диапазона называют
РЕГИСТРАМИ. Регистр бывает низкий, средний и высокий.
ТЕМП - скорость движения музыки. От темпа зависят и характер и настроение
пьесы. Колыбельная не может исполняться в быстром темпе, а галоп - в медленном.
ДИНАМИКА - сила звучания. Во время исполнения музыканты играют то громко, то
тихо. Это происходит не потому, что так хочется музыканту. Так задумал композитор
и указал, при помощи каких динамических оттенков можно раскрыть его замысел.
Часто на протяжении произведения сила звучания изменяется не раз.
5
Давайте вспомним пьесу П.И. Чайковского "Баба-Яга". Музыка начинается чуть
слышно, потом её звучность все усиливается, доходя до очень громкой, и постепенно
снова стихает. Как будто издалека показалась ступа с Бабой-Ягой, пронеслась мимо
нас и исчезла вдали. Вот как динамические оттенки могут помочь композитору
создать яркий музыкальный образ.
Еще одно средство музыкальной выразительности - ТЕМБР.
ТЕМБР - это звуковая окраска. У каждого человека свой, индивидуальный тембр
голоса. Благодаря этому мы узнаем голоса родных и близких. Определенный тембр
имеет и каждый музыкальный инструмент.
Тема 4 "Состав симфонического оркестра"
"Классический" состав симфонического оркестра сложился к концу 18 века.
Музыканты в оркестре сидят в строгом порядке, чтобы всем было видно ДИРИЖЕРА
- руководителя оркестра. Главная задача дирижера - заставить оркестр играть строго
ритмично и слаженно.
Современный состав симфонического оркестра имеет следующие группы
инструментов:
- СТРУННО-СМЫЧКОВУЮ;
- ДЕРЕВЯННО-ДУХОВУЮ;
- МЕДНО-ДУХОВУЮ;
- ГРУППУ УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ;
- КЛАВИШНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
В СТРУННО-СМЫЧКОВУЮ группу входят скрипки, альты, виолончели и
контрабасы. Арфа относится к струнно-щипковым инструментам.
В ГРУППУ ДЕРЕВЯННО-ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ входят флейты, гобои,
кларнеты и фаготы.
К МЕДНО-ДУХОВЫМ относятся трубы, тромбоны, валторны и тубы.
В ГРУППУ УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ входят большой и малый барабаны,
литавры, тарелки, гонг, колокольчики, треугольник, ксилофон, вибрафон, челеста.
К КЛАВИШНЫМ ИНСТРУМЕНТАМ относятся орган, фортепиано.
6
Тема 5 "Тембры певческих голосов"
Каждый человек обладает голосом, многие умеют петь, но не каждый человек, даже
поющий, может называться вокалистом. Так называют певца, который прошел
специальную школу пения и умеет хорошо владеть голосом.
В зависимости от тембра и высоты певческие голоса делятся на низкие, средние и
высокие. Мужские голоса делятся на три группы: ТЕНОР, БАРИТОН И БАС.
ТЕНОР - голос, отличающийся светлым, звонким и одновременно мягким
тембром. Тенор используется буквально в каждой опере (Ленский в опере П.И.
Чайковского "Евгений Онегин"). Этим голосом обладали Леонид Собинов, Иван
Козловский, Сергей Лемешев и др.
БАРИТОН - средний по регистру мужской голос. Для баритона написана партия
Евгения Онегина в одноименной опере П.И. Чайковского. Этим голосом обладают
Георг Отс, Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский и др.
БАС - самый низкий из всех голосов. Имя знаменитого на весь мир баса знают все.
Это Федор Иванович Шаляпин. Диапазон его голоса был так велик, что он иногда
исполнял партии, написанные для баритона.
Женские певческие голоса делятся на СОПРАНО И МЕЦЦО-СОПРАНО И
КОНТРАЛЬТО.
СОПРАНО - самый высокий голос. Для драматического сопрано характерны
плотность, насыщенность тембра, ровность звучания на всем диапазоне. Лирическому
сопрано свойственны мягкость тембра, гибкость, подвижность. Колоратурное сопрано
поражает легкостью, необыкновенной подвижностью голоса, свободным звучанием
высокого регистра (партия Снегурочки в опере "Снегурочка" Н.А. Римского-
Корсакова). Знаменитая русская певица Антонина Васильевна Нежданова обладала
лирико-колоратурным сопрано.
МЕЦЦО-СОПРАНО - низкий, грудной, бархатистый женский голос. По характеру
он близок драматическому сопрано, но ниже и насыщеннее его.
КОНТРАЛЬТО - самый низкий женский голос. Многие считают его разновидностью
меццо-сопрано. Иногда этому голосу композиторы поручают партии юношей и
мальчиков-подростков: Вани в опере "Иван Сусанин" М.И. Глинки, Леля в опере
"Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова и др.
Детские певческие голоса делятся на СОПРАНО и АЛЬТ, а самый высокий голос в
хоре мальчиков называется ДИСКАНТ.
7
Тема 6 "Понятие жанра в музыке. Основные жанры - песня, марш,
танец"
В любом искусстве существует такое слово - ЖАНР. В переводе с французского оно
означает тип, род. В живописи картина, на которой изображен человек, называется
портрет. Если на полотне изображена природа, это - пейзаж. Изображение фруктов,
дичи называется натюрмортом. Пейзаж, портрет/ натюрморт - это жанры в
живописи. В литературе это повесть, роман, рассказ. Есть свои жанры и в музыке. В
симфонической музыке - это симфония, концерт, сюита; в камерной - трио, квартет,
соната, прелюдия; в вокальной - романс, опера, кантата.
Мы начнем с трех музыкальных жанров. Много лет назад замечательный педагог и
композитор Д.Б. Кабалевский сравнил их с тремя китами. В музыке эти "три кита" -
три основных музыкальных жанра - марш, песня и танец.
МАРШ. В переводе с французского это слово означает "ходьба". В музыке так
называют пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под который удобно
шагать, маршировать. Марш всегда пишется в размере либо две либо четыре четверти.
Есть несколько типов маршей. В строевом, походном марше на первом месте ритм.
Фанфарный марш - наиболее праздничный, включающий сигнальные и фанфарные
темы (например, оенный марш" Г. Свиридова). Встречный марш исполняется при
встрече гостей, знамени, он торжественный и величавый. Концертный марш имеет
праздничное, приподнятое настроение.
Похоронный марш полон скорби, сдержанности. Он всегда исполняется в медленном
темпе, в его мелодии стонущие интонации, в сопровождении мерно чередующиеся
аккорды (например, "Похороны куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского).
Детские марши отличаются "игрушечным" характером (например, "Марш" из оперы
С.С. Прокофьева "Любовь к трем апельсинам"). Марш может быть частью крупного
музыкального произведения - например, в опере Дж. Верди "Аида" звучит "Марш", он
имеет торжественный характер.
ТАНЕЦ. Это вид искусства, в котором мысли и чувства передаются при помощи
пластических движений тела под музыку.
Трепак - задорная мужская пляска, в которой нашли выражение русская удаль и
молодецкий задор. Танцоры в ней как будто состязаются в ловкости и быстроте.
"Трепак" из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского звучит весело, задорно.
Совсем другой характер имеют девичьи русские танцы. Их движения отличаются
плавностью, спокойствием. Недаром во многих русских песнях о девушках говорят:
"пава", "лебедушка". Как красиво водили девушки хороводы! Во главе танца
становилась самая лучшая плясунья в деревне и вела за собой девушек
замысловатыми фигурами: змейкой, зигзагом, закручивала хоровод в спираль.
Гопак - самый популярный украинский танец. По характеру он близок русскому
трепаку и тоже представляет собой соревнование между танцорами. "Гопак" из оперы
М.П. Мусоргского "Сорочинская ярмарка" звучит весело, задорно.
8
Лезгинка - грузинский танец. Быстрая, темпераментная, требующая большой силы и
ловкости от юноши, плавности и изящества от девушки, она похожа на их
соревнование. Энергично звучит "Лезгинка" А.И. Хачатуряна из балета "Гаянэ".
Наиболее популярные в Польше полонез, краковяк и мазурка. Самый древний танец -
полонез. Без этого танца не обходился ни один придворный бал. Под горделивую,
величавую музыку в трехдольном размере длинной вереницей выступали танцующие,
изящно приседая в конце фразы. Много полонезов сочинил польский композитор Ф.
Шопен. Очень популярен Полонез М. Огиньского! В России П.И. Чайковский в опере
"Евгений Онегин" ввел полонез в сцену бала.
Мазурка родилась в народе, это парный танец, где нет заранее придуманных фигур.
Этот танец звучит в трехдольном размере, имеет веселую, задорную мелодию с
резкими акцентами. В XIX веке мазурка - один из популярных бальных танцев.
Мазурка М.И. Глинки из оперы "Иван Сусанин" звучит блестяще, её движения
показывают военную удаль.
Краковяк отличается четким двухдольным размером. Сначала его танцевали только
мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря, а другой – его оруженосца.
Затем краковяк стали танцевать в паре с дамой, которая плавно, изящно кружилась
вокруг кавалера. Эти польские танцы сочинял польский композитор Ф. Шопен.
Краковяк М.И. Глинки из оперы "Иван Сусанин" звучит стремительно.
Полька чешский народный танец. Его танцевали короткими мелкими полушагами с
подскоками и поворотами. Полька обычно открывала деревенский праздник и звучала
весело. Этот самый любимый в Чехии танец завоевал популярность во всей Европе.
Полька М.И. Глинки звучит весело.
Чардаш венгерский танец. В переводе означает трактир, корчма. Когда-то давно в
Венгрии корчма была своеобразным клубом, где собирались жители. Там же
устраивались танцы. Чардаш возник в среде городских жителей в начале XIX века.
Характерные черты чардаша мы встречаем в Венгерских рапсодиях Листа и в
Венгерских танцах Брамса. Самым популярным чардашем является «Чардаш» Монти.
Тарантелла самый популярный итальянский танец. Своё имя танец получил от
названия города Таранто на юге Италии. Стремительный, веселый танец ярко
выражает характер темпераментных южан. Наиболее известная «Тарантелла» Д.
Россини стремительная, в быстром темпе. Хота испанский танец. Это парный
танец под аккомпанемент гитары с быстрым темпом, четким ритмом, с щелканьем
кастаньет. Красотой этого танца был поражен М.И. Глинка во время путешествия по
Испании. В основе его «Арагонской хоты» лежит подлинная народная тема.
Еще один популярный испанский танец - болеро. В переводе с испанского означает
"летать". Он более спокоен, с ритмом, напоминающим полонез. Его тоже танцуют в
сопровождении гитары и кастаньет, но часто и с пением. Наиболее известен "Болеро"
французского композитора М. Равеля.
9
Какие же танцы были модны в XX веке?
В начале века появился американский фокстрот, что в переводе означает "лисий
шаг". В 20-е годы в Европе всех покорило аргентинское танго - медленный и томный
танец. Позднее появился чарльстон, в 40-е годы - рок-н-ролл, буги-вуги, твист,
шейк.
И только вальсом мы восхищаемся уже более 200 лет! В 18 веке вальс стали
танцевать не только в сельских кабачках, но и во дворцах! В России Павел I издал
"Указ, запрещающий пляску вальсеном именуемую". Вальсы сочиняли Ланнер и
Иоганн Штраус-отец. Вальсы И. Штрауса-сына покорили не только Вену, но и весь
мир. Его вальс "На прекрасном голубом Дунае" радует сердца любителей музыки и
сегодня.
ПЕСНЯ. Мы поговорим о самых древних песнях, которые веками создавал народ. В
них рассказывалось о жизни и труде, о своих горестях и радостях. Шли годы. Как
ценную реликвию передавали песни старики своим детям и внукам. И так из
поколения в поколение. Почему же бережно сохраняли эти песни? Да потому, что в
них заключена святая святых - история родного края, а еще потому, что в них
раскрывалась душа народа. Эта огромная песенная сокровищница называется одним
словом - фольклор - народное творчество. Музыкальный фольклор - это народные
песни, танцы, былины, инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной
музыки, фольклор не знает авторства. "Создает музыку народ, а мы, художники, её
только аранжируем" - говорил М.И. Глинка. Еще в 18 веке русские музыканты стали
собирать народные песни и издавать первые сборники народных песен. Этим делом
занимались М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, А. Лядов, П.И. Чайковский.
Среди народных песен существуют различные виды: трудовые, игровые, обрядовые,
семейно-бытовые, хороводные, плясовые, лирические, эпические и другие.
Календарные песни дошли до нас вместе с обрядами, поэтому их называют еще и
обрядовыми. Человек в то далекое время был тесно связан с природой, от которой
зависел и уклад его жизни. Так, в праздник "Рождества" пели колядки («Подайте
коровку»).
Праздником проводов зимы была Масленица. В последний день недели сжигали
соломенное чучело, что олицетворяло конец зимы. Этот обычай был изображен в
опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" (Хор "Прощай, масленица").
В праздник встречи весны (22 марта) изготавливали из печеного теста птиц, девушки и
дети исполняли особые закликания весны веснянки («Весна, где далёко была»).
На старинной русской свадьбе исполнялись свадебные песни. Свадьба складывалась
из сценок, игровых действий. Она длилась несколько дней. Важнейшие эпизоды
свадебной игры сватовство, рукобитье, сговор, или «смотрины» невесты, девичник,
встреча свадебного поезда родными невесты после заключения брака и свадебное
пирование. На девичнике девушка-невеста в последний раз проводила время с
подругами и родными. При этом подруги пели лирические и величальные песни, а
невеста причитала, прощаясь со своей «вольной волюшкой». Послушайте Романс
Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из оперы «Иван Сусанин». Именно в
ней изобразил М.И. Глинка свадебный обряд.
Песни, которые через века пронесли в себе историю нашего народа, называются
исторические песни и былины. В исторических песнях рассказывается о подлинных
событиях в истории народа, будь то татаро-монгольское иго или народные восстания,
о живших на самом деле героях русского народа. Историческую песню «Про
татарский полон» Н.А. Римский-Корсаков включил в свою оперу «Сказание о
невидимом граде Китеже». В былинах, сказах чаще воспевались легендарные герои,
русские богатыри, совершавшие немыслимые ратные подвиги, побеждавшие
сказочных чудовищ. Многие русские былины использовались композиторами в их
произведениях. Былина «Добрыня Никитич и Алеша Попович» звучит
неторопливо.
Лирические песни пелись на Руси не только во время праздников. В них воплотились
серьезные раздумья о горькой доле, о любви к родному краю, о смерти в чужом краю,
о тяжести подневольного труда и многом другом. Напевно и неторопливо звучит
песня «Как за речкою, да за Дарьею». Лирические песни использовали многие
русские композиторы в своих операх.
Хороводные и плясовые песни занимают особое место в русском фольклоре. Они
обычно сопровождали танец. Хороводные песни чаще были медленными и плавными
(«Во поле береза стояла»). Плясовые песни отличались оживленным темпом, четким
ритмом. Напевы плясовых и хороводных песен занимают огромное место в
произведениях русских композиторов. Хор «Песня и пляска птиц» звучит в опере
Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Тема 7 «Музыкальная форма»
Форма это соотношение отдельных частей музыкального произведения. Ведь мы не
можем сразу представить себе музыкальное произведение как нечто целое. Любое
музыкальное сочинение состоит из различных частей. Если бы этого не было,
произведение представляло собой бессмысленный поток музыкальных звуков. В
музыке обычно уже знакомые музыкальные мысли чередуются с новыми или
повторяются.
Мелодия состоит из отдельных фраз, фразы складываются в мотивы, мотивы- в
предложения, два предложения образуют период. Это самая простейшая музыкальная
форма.
Песни имеют куплетную форму разные слова исполняются на одну и ту же
мелодию. Мелодия написана в форме периода, который состоит из предложений.
Часто встречается в песнях и припев, который как бы досказывает куплет.
В куплетной форме пишутся многие народные песни, современные песни, которые мы
слышим в кино, мультфильмах и на эстраде. Вспомните песню В. Соловьева Седого и
поэта Матусовского «Подмосковные вечера»:
10
Первая фраза звучит устойчиво и уравновешенно. Вторая фраза («все здесь замерло до
утра») похожа на первую, но распета более широко. Если остановиться на этой части
куплета, то почувствуем его незавершенность, необходимость продолжения.
Следующая фраза («если б знали вы, как мне дороги») еще дальше уводит от
устойчивости, завершенности. Мелодия развивается еще шире. И только четвертая
фраза подводит итог этого развития и плавно возвращается к тонике. Здесь тоже
образуется период, состоящий из предложений. Причем второе предложение
повторяется два раза, создавая еще большую завершенность. Такой прием
используется во многих песнях. Часто встречается в песнях и припев, который как бы
досказывает куплет.
Двухчастная форма состоит из двух периодов. В некоторых произведениях второй
период может быть построен на материале первого периода, а в некоторых сочинениях
периоды совершенно различны (пьеса «Шарманщик поет» из «Детского альбома» П.и.
Чайковского).
Трехчастная форма состоит из трех разделов, причем третий является повторением
первого. Если записать это буквами, получится:
А В А
Этот повторяющийся раздел называется репризой переводе с французского -
повторение). Трехчастная форма бывает простой и сложной. В простой трехчастной
форме каждый раздел может быть периодом (например, «Марш деревянных
солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского). В сложной трехчастной
форме - каждый раздел может быть написан в двухчастной или простой трехчастной
форме (например, «Баркарола» П.И. Чайковского).
Марши и танцы, как правило, написаны в трехчастной форме.
11
12
ВАРИАЦИИ.
Повторение в музыке не может быть бесконечным. Это утомляет наш слух. Поэтому в
музыке часто используется варьирование, видоизменение. Слово «вариация» означает
«изменение». Мы называем вариациями определенную форму произведения или его
части, которая состоит из изложения темы и ряда её видоизменённых повторений.
То, что композитор опирается на тему, дает нам нить для запоминания и узнавания
музыки. А её варьирование обогащает, углубляет тему. Форму вариаций можно
изобразить так:
А, А
1
, А
2
, А
3
, А
4
, А
5
В форме вариаций М.И. Глинка сочинил «Камаринскую».
Рондо. В основе этой формы лежит принцип повторности. В ней как бы соединяются
куплетность и трехчастность. Родиной рондо считается Франция. Здесь в старину был
популярен хороводный танец с пением. Танец назывался «рондо», что означает «круг,
хоровод». В рондо есть наиболее важная тема рефрен. Она повторяется несколько
раз, чередуясь с новыми темами эпизодами. Если рефрен обозначим буквой А, а
эпизоды – В и С, то получится А В А С А
причем рефрен должен повториться не менее трех раз. В такой форме написано
«Турецкое рондо» В.А. Моцарта.
КВАРТЕТ
Струнный квартет как музыкальная форма утвердилась в творчестве Й. Гайдна в
18 веке. Квартет, как сюита, состоял из 4 частей: быстрая часть медленная часть
менуэт быстрый финал. Кроме Гайдна, квартеты сочиняли Моцарт, Бетховен и
Шуберт, а среди русских композиторов А.П. Бородин и П.И. Чайковский. Теперь
квартет может иметь любое количество частей, есть даже одночастные квартеты. В
состав струнного квартета входили две скрипки, альт и виолончель. Прослушивание
Первого струнного квартета П.И. Чайковского – 2 часть.
КОНЦЕРТ
Концерт одночастное или многочастное музыкальное произведение для одного или
нескольких солирующих инструментов и оркестра. В переводе слово концерт означает
«согласие» и «состязаюсь». Действительно, солисты и оркестр в концерте как бы
состязаются. Концерты сочиняли Бах, Гендель, позже Моцарт, Бетховен, Шопен. В
концертах Антонио Вивальди «Времена года» три части: быстрая часть медленная
часть быстрый финал. Прослушивание Первого концерта для фортепиано с
оркестром П.И. Чайковского – финал.
СЮИТА
Сюита музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей. В
переводе с французского слово «сюита» означает «последовательность». Форма
сюиты возникла в 16 веке как объединение медленного танца паваны и быстрого
гальярды. Но уже к началу 18 века сложилась форма так называемой старинной
сюиты, состоящей из четырех танцев: аллеманда, куранта, сарабанда и жига.
13
Эти танцы объединялись по принципу контраста: после медленного шел подвижный,
прыжковый.
Сочинение Анатолия Константиновича Лядова «8 русских народных песен для
оркестра» - это сюита - цикл небольших пьес для симфонического оркестра. Каждая
пьеса имеет свое «имя» по жанру народных песен. Композитор использовал
подлинные народные мелодии и сделал обработку для симфонического оркестра.
Лядов все лето жил в деревне, много общался с крестьянами, ходил по окрестностям и
записывал народные песни. Теперь подробнее о каждой песне.
Духовный стих это характер калик перехожих. В старину в зеленые Святки (неделя
перед Пасхой) в дом приходили бродячие музыканты и пели Духовные стихи. В
каждой песне - сюжеты о «небесной» жизни, о загробном мире, о душе и так далее. В
данном цикле это символ молитвы.
Коляда-Маляда это зимние Святки, неделя перед Рождеством, когда в дом
приходили ряженные, плясали с хозяевами дома, пели им величальные (то есть
хвалебные) песни, показывали кукольный театр (вертеп) на библейский сюжет. Быть
может, это марионетки зажигают вифлеемскую звезду и несут дары младенцу Иисусу?
В оркестровке все «кукольное», «крошечное» - тихие шаги пиццикато, негромкие
трубы голоса кукол, но характер все же торжественный.
Протяжная это наиболее красочное выражение страдания народного. В каждой
такой песне рассказывается о тяжкой судьбе, женской доле или какая-то
душещипательная история с грустным концом... Хочется обратить внимание, как
ансамбль виолончелей исполняет основную мелодию в подражание ансамблю голосов
хора. Виолончели здесь особенно задушевны...
Шуточная «Я с комариком плясала». Изображение писка комаров это не самая
главная прелесть пьесы. Лядов часто использует звукоизобразительность. Это
веселая остроумная шутка.
Былина о птицах. Былина обычно рассказывает о подвигах русских богатырей. И
музыка обычно медленная, спокойная, «эпическая». А отношение к птицам в древние
времена было особенным. Птицы были почитаемы на Руси как священные. Весной
«закликали» жаворонков, а осенью провожали журавлей на юг. Композитор
использует звукоизобразительность: форшлаги деревянных духовых, что изображает
полеты птиц и порхания с ветки на ветку; в начале пьесы - птица словно стучится в
окно (пиццикато), и, судя по музыке, несет весть недобрую... Она мечется, стонет.
Колыбельная Традиционные колыбельные песни для детей обычно очень
спокойные. Музыка как бы стонет и вздыхает. Словно кто-то прощается навеки с
дорогим человеком.
Плясовая - появилась волшебная дудочка пастуха, свирель. Связь с загробным миром
в деревне приписывалась всем пастухам, потому что они знали язык птиц и зверей, и
скота. А маленькие дудочки делали из «волшебной» травы, которая играет сама.
Хоровод это когда все вместе держатся за руки и идут по кругу. Круг - это символ
солнца. А солнце – это тепло, изобилие и богатство. Последняя пьеса это победа над
смертью и радостный гимн Ее Величеству Жизни.
14
Тема 8 «Программно-изобразительная музыка»
Мы уже говорили о программной музыке - той инструментальной музыке, которая
имеет программу, то есть какой-то конкретный сюжет или образ. Эти программы
могут быть различными. В своих произведениях композиторы подробно излагают
содержание каждого фрагмента музыки. Так сделал Лядов в своей симфонической
сказке «Кикимора». Прослушаем фрагмент «Кикиморы».
Но программность бывает не только литературной. Часто в музыкальном
произведении сюжета как такового нет, и оно рисует какой-то один образ, пейзаж,
картину. Так, 2 часть симфонии №6 «Пасторальная» Л. ван Бетховена
называется «Сцена у ручья». Музыка рисует картину природы.
Программная музыка содержит элементы «звукоизобразительности»,
«звукоподражания». Так, в пьесе «На тройке» из цикла «Времена года» П.И.
Чайковский изображает тройку с бубенчиками.
В программной музыке мы встречаем сочинения, вдохновленные не литературными
произведениями, а живописными полотнами. Ярким примером этому является
фортепианная сюита М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». Поводом для её
создания стали впечатления Мусоргского от выставки работ замечательного
художника В. Гартмана. Некоторые из них получили воплощение в музыке
композитора. Среди них «Избушка на курьих ножках» такой форме были сделаны
часы, вдохновившие композитора на создание музыкальной картинки полета Бабы-
Яги на ступе).
Очень ярким примером программной музыки является симфоническая сказка С.С.
Прокофьева «Петя и волк».
Тема 9 «Музыка в драматическом театре»
Надеюсь, вы не раз бывали в драматическом театре. Сидя в зрительном зале, вы
вместе с героями пьесы переживаете, радуетесь и страдаете вместе с ними. Нам
помогают в этом игра актеров, декорации, костюмы и не менее важна музыка.
Вспомним знаменитую сюиту Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Пер Гюнт
фантазер и мечтатель, его манят приключения и путешествия. В поисках смысла
жизни скитается он по свету, и музыка рисует людей, которых он встречает на своем
пути, события, которые с ним происходят. Из музыки, которую Григ написал для
театрального спектакля, он составил две симфонические сюиты они часто
исполняются в концертных программах.
Пьеса «Утро» открывает первую сюиту. Послушав эту музыку, мы услышим, как
манит в горы приветливая, плавная песня пастушка. Как серебрится в камнях ручеек,
как прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига.
«Смерть Озе» - второй номер сюиты. Это один из самых ярких образцов траурной
музыки. Озе мама Пера Гюнта. Сын примчался к ней из далеких краев, чтобы быть
рядом с ней в последние минуты жизни. Слушая сына, Озе незаметно, словно засыпая,
умирает.
15
«Танец Анитры». В своих путешествиях Пер Гюнт попадал в самые разные страны.
Вот танцует перед ним свой легкий, воздушный танец арабская девушка Анитра. Пер
от удивления разинул рот: в его родной деревне девушки не так танцуют. Далеко от
своей Норвегии забрел он, шатаясь по белу свету.
«В пещере горного короля». Во время скитаний Пер Гюнт в царстве властителя гор.
Цепочкой тянутся в пещеру горного короля тролли, причудливые существа, гномы.
Это свита короля и его гости. Пер хочет жить среди этих волшебных существ.
«Песня Сольвейг». Пер Гюнт скитается по свету, а в это время его терпеливо ждет
девушка с лучистыми глазами и золотой косой Сольвейг. Ждет и верит, что все
хорошее, что есть в душе Пера, победит, и он возвратится на родину и придет к ней. И
он вернулся, измученный бесцельными скитаниями, старый Пер Гюнт. Доброй
колыбельной песней успокаивает его Сольвейг.
Тема 10 «Музыка в театре» Раздел «Балет»
Еще одним музыкально-театральным жанром является балет. С ним мы
познакомимся на этих занятиях. Вы, конечно, знаете, что русский балет славится уже
несколько веков. Имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире.
Слово «балет» в переводе с итальянского означает «танец». Так называют
спектакль, в котором объединены музыка, танец, драматическое и изобразительное
искусство. Было время, когда в балете были песенные и разговорные эпизоды. И
только в XVIII в. появился балет в современном понимании этого слова. Именно
французские балетмейстеры создали специальный «хореографический язык», которым
пользуются до сих пор.
Балет всегда поражает красотой выразительных движений, жестов, мимики.
Основными его компонентами являются классический танец, характерный танец и
пантомима.
Классический танец тот, что сложился во Франции. Он очень красив и изящен.
Сольный танец в балете называется вариациями. Он похож на оперную арию, потому
что как бы рисует портрет героя. Помогает понять его характер. Таким же сольным
номером в балете является адажио. И вариации и адажио могут входить в
ансамблевые танцы. Часто главные герои балета танцуют вдвоем. Такой танец
называется па-де-де. Это танцевальные дуэты героев. Па-де-труа это танец трех
героев. Па д аксьон действенный танец основан на выразительных жестах,
передающих самые важные моменты действия.
В балете есть свой «хор» - большая группа артистов, которая принимает участие в
массовых сценах. Эту группу называют кордебалет. Танцы кордебалета вносят
разнообразие в балет.
Еще один компонент балета пантомима. С её помощью передается в балете
содержание спектакля, развитие его сюжета. Пантомима это жесты, движения,
мимика, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом.
Огромные достижения в балетной музыке были связаны с именем П.И. Чайковского.
Он сочинил три балета «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица».
16
Более подробно мы познакомимся с балетом «Щелкунчик».
Основой для балета "Щелкунчик" послужила детская сказка немецкого писателя
Гофмана об удивительных приключениях девочки Маши, которые ей приснились
после веселого праздничного вечера новогодней елки.
Как часто бывает и в народных сказках, реальная жизнь переплетается здесь с
вымыслом и фантастикой. Маша, её брат и их родители, гости, приглашенные на
праздник, старый фокусник - все это реальные персонажи балета. А щелкунчик,
король мышей, игрушки и лакомства в царстве сластей - сказочные. Каждый из
персонажей имеет свою музыкальную характеристику.
Музыка Чайковского искренне и правдиво передает детские переживания.
В балете два действия. События происходят зимой в канун Нового года.
...Снежные хлопья летят за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и
уютно. Они радостно маршируют и танцуют вокруг наряженной елки.
Но вот в зале появился новый гость фокусник Дроссельмейер. В его руках игрушки,
и среди них забавная кукла, умеющая раскалывать орехи. Это Щелкунчик. Новая
игрушка особенно нравится Маше. И когда её брат сломал Щелкунчика, засунув ему в
рот большой орех, Маша очень огорчилась.
Праздничный вечер заканчивается. Гости разъезжаются. Маше тоже пора спать.
Она укладывает сломанного Щелкунчика в кровать своей любимой куклы и с грустью
уходит. Но Маше не спится. Тихо пробирается она к Щелкунчику. Лунный свет
освещает зал. Маше кажется, что елка начинает расти, а куклы и игрушки оживают.
Вдруг из всех щелей выползают мыши. Злое мышиное войско уничтожает пряничных
солдатиков. Тогда храбрый Щелкунчик созывает оловянных солдатиков и
набрасывается на мышиное войско. Оно отступает. Мышиный король вступает в
поединок со Щелкунчиком. И когда он уже готов убить Щелкунчика, Маша снимает с
ноги туфельку и бросает её в мышиного короля. Щелкунчик тяжело ранит врага, а
мышиное войско обращается в бегство.
Щелкунчик превращается в прекрасного юношу-принца. Он благодарит Машу за
спасение и приглашает её следовать за ним. Оба отправляются в путь. Зал
превращается в зимний еловый лес. Метель кружит танцующие снежинки.
Второе действие балет происходит в волшебном царстве сластей. Фея Драже в
сопровождении свиты торжественно встречает принца Щелкунчика и Машу.
Начинается праздник. Появляется стол с роскошными яствами. Шоколад, кофе, чай,
леденцы, паяцы и пастушки, цветы - все танцуют. Исполняет свой танец и фея Драже в
сопровождении принца Коклюша. Всеобщий вальс завершает празднество.
Все эти танцы образуют красочный дивертисмент (отдельный танец или вереница
танцев). Каждый танец из дивертисмента второго действия имеет название и
представляет собой небольшую пьесу с выразительной и яркой музыкой. Тут и удаль
русской пляски "Трепак", и благородное изящество "Вальса цветов".
17
«Марш» - напоминает «детский марш». Он звучит легко и задорно.
Танцы составляют дивертисмент - сюита из танцев.
«Арабский танец» (КОФЕ). Его музыка неторопливая, с медлительной мелодией и
однообразным аккомпанементом. Тема танца изложена двухголосно в терцию. Её
плавное, будто ленивое движение напоминает задумчивую восточную песню. Нежно
звучит она у скрипок на фоне квинт у альтов и виолончелей.
«Китайский танец» (ЧАЙ) живой, веселый и даже комичный. Его исполнители,
как заводные куклы, все время подпрыгивают, кружатся, переворачиваются. В очень
высоком регистре, резко, со свистом звучит мелодия у флейты. А в сопровождении
два фагота звучат в низком регистре и словно топчутся на месте.
«Танец пастушков» - один из самых изящных и грациозных номеров дивертисмента.
В нем спокойный темп, умеренная звучность. Движения танцующих отличаются
гибкостью и пластичностью. Основная тема танца (ре мажор) имеет аккордовое
изложение. В мягком и светлом звучании трех флейт она кажется нежной, а стаккато
придает ей изящество. В среднем разделе появляется новая тема. Она построена на
легком и непрерывном движении шестнадцатыми в терцию. Её исполняют две трубы.
В репризе возвращается основная тема.
«Танец феи Драже». В конце праздника в танцах принимает участие и фея Драже.
Хозяйка сказочного сахарного дворца загадочна и прекрасна. В её музыкальной
характеристике Чайковский использовал новый в то время музыкальный инструмент,
специально выписанный им из Франции челесту. Челеста ударно-клавишный
инструмент, обладающий холодноватым, прозрачно-серебристым тембром.
Напоминая серебристый звон колокольчиков, звуки челесты помогают передать в
музыке переливы фонтанов сладких напитков, блеск разноцветный леденцов,
сверкание драгоценностей, которых так много в волшебном царстве сластей. Хрупко и
нежно звучит тема танца в исполнении челесты. А в среднем разделе переливы
арпеджио у челесты подобны блеску хрусталиков.
Балет «Щелкунчик» - лучшее произведение Чайковского, написанное им для детей.
Музыку балета можно услышать не только во время спектакля. В симфонических
концертах часто исполняется сюита из нескольких номеров балета.
Замечательные балеты написали М. Равель («Дафнис и Хлоя»), Глазунов
(«Раймонда»), С.С. Прокофьев Ромэо и Джульетта», «Золушка», «Каменный
цветок»), Д. Шостакович, А.И. Хачатурян и другие.
Тема 11 «Музыка в театре» Раздел «Опера»
Опера один из самых популярных жанров искусства. В переводе с итальянского
опера означает «труд, дело, сочинение». Опера это жанр синтетический,
появившийся из содружества различных искусств.
Опера родилась около 400 лет назад в итальянском городе Флоренции.
18
Итак, из чего же состоит опера? Прежде всего композитору необходимо либретто.
Либретто это полный словесный текст музыкально-сценического произведения.
Сочиняют либретто поэт или драматург обычно вместе с композитором. Очень часто
основой либретто становится какое-либо литературное произведение. Обычно
либретто перерабатывается в связи со спецификой оперы. Текст ее должен быть
сжатым, лаконичным. Не может быть в опере и большого количества персонажей, как
в романе. Это сильно изменяет литературный первоисточник. Некоторые композиторы
сами писали либретто для своих опер (А.П. Бородин, С.С. Прокофьев и др.).
Дальше композитор пишет музыку, включающую много голосов: солисты, хор,
инструменты оркестра. Каждый исполняет свою строчку в нотах. Получается много
строчек, а все вместе они называются партитурой. Каждая строчка в отдельности
партия. Но оперный певец не просто поет свою партию, он должен быть актером,
играть роль.
Мы поняли, что главное в опере музыка. Именно она раскрывает чувства героев, их
характер. В опере герои исполняют арии переводе с итальянского «песня»). У героя
может быть несколько арий, которые рисуют его музыкальный портрет. Не менее
важным сольным номером в опере является ариозо переводе с итальянского «вроде
арии»). Ариозо по размерам меньше арии. Иногда герой, впервые появляясь на сцене,
исполняет каватину. Иногда перед арией встречается речитатив (пение, похожее на
декламацию). Еще один важный компонент оперы ансамбли дуэты, терцеты,
квартеты, квинтеты и т.д. Самый большой ансамбль в опере хор.
В современном оперном хоре все голоса делятся на четыре группы: женские сопрано
и альты, мужские тенора и басы. В опере объединяются пение, танцы, пантомима,
инструментальная музыка, драма и изобразительное искусство. Но главная роль
отводится музыке, поэтому важное место занимает оркестр. Очень часто оркестр
рисует музыкальные портреты. Важным компонентом оперы являются танцевальные
сцены, в них важную роль играет оркестр.
Опера открывается увертюрой (в переводе с французского «открывать»), которую
исполняет оркестр при закрытом занавесе. Увертюра вводит нас в атмосферу
действия. Иногда в операх есть лишь небольшое вступление.
М.И. ГЛИНКА ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
М.И. Глинка сочинил две оперы: «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин». Опера
«Руслан и Людмила» - сказочная, написана на сюжет одноименной поэмы Пушкина.
Как и в народных сказках, преданиях, в опере Глинки действуют силы светлые,
добрые и силы мрачные, злые. Руслан, Людмила, волшебник Финн вступают в борьбу
с Черномором и волшебницей Наиной. В своей поэме «Руслан и Людмила» Пушкин
воспел людей сильных и мужественных, верных и добрых, воспел честность,
справедливость и любовь. Глинка мечтал работать над оперой вместе с Пушкиным, но
трагическая гибель поэта помешала этому. В создании либретто Глинке помогали его
друзья. Опера была завершена и поставлена в Петербурге в 1842 году.
19
Содержание оперы.
Первое действие. Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и
отважного витязя Руслана. В разгар пира происходит таинственное похищение
Людмилы злым волшебником Черномором. По призыву князя Светозара Руслан и оба
отвергнутых Людмилой жениха Фарлаф и хазарский хан Ратмир отправляются на
поиски Людмилы.
В последующих действиях показаны фантастические приключения, сопутствующие
витязям в их странствиях.
Второе действие состоит из трех небольших картин.
Картина первая. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна. Финн
открывает ему тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает
свою помощь, предсказывая успех.
Картина вторая. Трусливый Фарлаф, в поисках Людмилы, встречает злую
волшебницу Наину. Она убеждает его вернуться в Киев и ждать там её дальнейших
повелений.
Картина третья. Руслан, продолжая свой путь, бесстрашно сокрушает
встретившуюся ему фантастическую голову великана и овладевает чудесным мечом,
который поразит Черномора.
Третье действие. Коварная Наина заманивает в свои волшебные сады Руслана и
Ратмира. Им грозит смерть, но появившийся Финн разрушает козни Наины и
освобождает витязей.
Четвертое действие. Тоскует в неволе Людмила. Она готова скорее умереть, чем
подчиниться ненавистному карлику. Черномор приказывает своим слугам развлекать
Людмилу танцами. Появляется Руслан. Он вступает в бой с Черномором и волшебным
мечом отсекает ему бороду, в которой таилась вся его сила. Однако радость Руслана
преждевременна он не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан
решил отвезти спящую Людмилу в Киев.
Пятое действие состоит из двух картин.
Картина первая. Наина и Фарлаф проникают ночью в спящий лагерь Руслана и
похищают Людмилу. Поднимается тревога. Руслан бросается в погоню. По призыву
Ратмира появляется Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан
разбудит Людмилу.
Картина вторая. Действие происходит, как и в начале оперы, в княжеской зале в
Киеве. Фарлаф привез сюда спящую княжну. Напрасно подружки пытаются разбудить
Людмилу. Появляется Руслан, и при виде его Фарлаф трусливо скрывается.
Прикосновением перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. Всеобщее
ликование. Народ радуется счастью молодых и славит свою могучую отчизну.
Открывается опера увертюрой.
20
Первое действие. Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и
отважного витязя Руслана. В начале оперы Глинка рисует величественную картину
свадебного пира. Присутствующие славят Родину, величают молодых. Торжественные
хоры чередуются с сольными номерами и ансамблями. Постоянными участниками
княжеских пиров в Киевской Руси были народные певцы и музыканты. Образ Баяна
древнерусского певца и гусляра – и воссоздал Глинка в I действии оперы.
На свадьбе Руслана и Людмилы Баян поет две песни. В первой он предсказывает
молодым тяжелые испытания, но вместе с тем их благополучный исход. Вторая песня
Баяна музыкально-поэтическое прославление автора поэмы «Руслан и Людмила». В
тексте песни содержится намек на безвременную кончину великого поэта:
Но не долог срок
На земле певцу.
Все бессмертные
На небесах.
II песня Баяна «Есть пустынный край» - задушевная, плавная и певучая. Баян
аккомпанирует себе на гуслях – древнем русском народном инструменте. Арфа и
фортепиано в оркестре подражают звучанию гусель, под переборы струн которых
льется песенная мелодия.
В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником
Черномором. «Сцена похищения Людмилы» состоит из двух контрастных эпизодов.
Первый эпизод исполняет только оркестр.
…В разгар всеобщего ликования раздаются сильные удары грома. Внезапно наступает
темнота. Все погружается в какой-то волшебный сон. Зрители ничего не видят, но о
событиях повествует оркестр. Музыка звучит то грозно и зловеще, то таинственно и
настороженно. Резкие и неустойчивые аккорды оркестра подобны ударам грома.
Грозно звучит нисходящая целотонная гамма, рисующая зловеще-фантастический
образ Черномора.
Во втором эпизоде музыка выражает состояние оцепенения, которое охватило
свидетелей этого волшебного события. В наступившей затем тишине в верхнем
регистре возникает нежная и печальная мелодия флейты, которую сменяют
отрывистые и неустойчивые аккорды. Их называют «аккордами оцепенения», так как
они образно передают то состояние скованности и неподвижности всех героев на
сцене. За оркестровым эпизодом следует ансамбль и небольшой хор. В ансамбле
участвуют Руслан, Ратмир, Фарлаф и Светозар. Квартет написан в форме канона. Они
поочередно повторяют одну и ту же мелодию с одинаковыми словами как бы вторят
друг другу. Вкрадчивая мелодия звучит тихо в медленном темпе. Звучание хора
проникнуто тем же настроением.
По призыву князя Светозара Руслан и оба отвергнутых Людмилой жениха Фарлаф и
хазарский хан Ратмир – отправляются на поиски Людмилы.
Во втором действии звучит ария Фарлафа. В ней раскрыты характерные черты его
образа трусость и бахвальство. Ария написана в форме рондо: основная тема звучит
несколько раз, чередуясь с двумя эпизодами. Обычно хвастунишка много и быстро
говорит и Глинка выбирает для арии быстрый темп. Основная тема «Близок уж час
торжества моего» – напористая, стремительная.
Трусливый Фарлаф, в поисках Людмилы, встречает злую волшебницу Наину. Она
убеждает его вернуться в Киев и ждать там её дальнейших повелений.
«Ария Руслана» из 2 действия.
…В поисках Людмилы Руслан оказывается на пустынном поле, хранящем следы давно
минувшей битвы. Оркестровое вступление рисует печальную картину пустынного
поля. Медленно поднимается из глубины басов плавная мелодия. Горестные раздумья
охватывают Руслана:
О, поле, поле,
Кто тебя усеял мертвыми костями?
Чей борзый конь тебя топтал
В последний час кровавой битвы?
Кто на тебе со славой пал?
Речитатив Руслана «О, поле, поле» звучит сдержанно и благородно.
Ариозо Руслана «Времен от вечной темноты» отличается от речитатива песенной
задушевной темой.
Глубокие раздумья сменяются энергичным действием витязь ищет меч, которым он
сразит Черномора:
Дай, Перун, булатный меч мне по руке,
Богатырский, закаленный в битвах меч,
В роковую бурю скованный!
Чтоб врагам в глаза он грозой блистал.
Чтоб их ужас гнал с поля ратного.
В энергичной арии Руслана «Дай, Перун» выражена воля и решимость витязя
освободить Людмилу от злых чар волшебника.
«Персидский хор» из 3 действия.
Третье действие оперы происходит в волшебных садах Наины. Пение прекрасных
сказочных дев завлекает сюда Ратмира и Руслана. В основе хора народная мелодия,
широко известная в Иране (по-старому в Персии). Отсюда и название хора
персидский. Мелодия хора «Ложится в поле мрак ночной» - светлая, со спокойным
покачиванием. Повторение одинаковых оборотов в мелодии как будто манит,
усыпляет путников. Хор одноголосный, женские голоса исполняют в унисон.
21
22
В форме куплетное строение сочетается с вариационным развитием, поэтому форма
куплетно-вариационная.
«Ария Людмилы» из 4 действия.
Тяжело переживает Людмила свой плен. Сокровища и чудеса замка Черномора не
могут заглушить её тоски. Ария полна глубокой печали и тревоги:
Ах ты доля, долюшка,
Доля моя горькая!
Рано моё солнышко
За ненастной тучею,
За грозою скрылося!
Во вступлении тема звучит у скрипки печально. Первая тема арии распевная. В
среднем разделе мелодия становится более взволнованной, тревожной. В репризе
возвращается настроение печали.
«Марш Черномора» из 4 действия.
Злой волшебник Черномор существо фантастическое. Он воплощает в себе
коварство, жестокость и уродство. Черномор нигде не поет.
…Торжественно шествуют рабы Черномора. А впереди выступает сам Черномор
старый уродливый карлик с огромнейшей бородой, которую несут на подушках
арапчата. Марш исполняют два оркестра симфонический и духовой. Духовой
оркестр находится на сцене, где исполнители изображают музыкантов,
сопровождающих шествие. В марше чередуются две контрастные темы. Первая тема
звучит резко, производит устрашающее впечатление. Вторая тема рисует картину
его волшебного царства. Музыка нежная, прозрачная. В высоком регистре тихо
позванивают колокольчики.
«Восточные танцы» из 4 действия
Вслед за маршем начинаются танцы. Их исполняют рабы и рабыни Черномора – ведь в
неволе у злого волшебника томятся пленники из разных стран. Вся балетная сцена
состоит из трех танцев восточных народов – турецкого, арабского и лезгинки.
Турецкий танец - неторопливый, с плавной, как бы раскачивающейся мелодией,
передает мягкие движения танцующих.
Арабский танец пронизан горячим восточным темпераментом. Основная тема звучит
светло и задорно.
В лезгинке Глинка использовал две подлинно-народные восточные мелодии. Первая
тема инструментальная по складу. Конец каждой фразы заканчивается резким
аккордом. Вторая тема начинается сдержанно, но постепенно все более оживляется.
23
Её мелодия очень проста, с форшлагом. Яркая музыкальная картина захватывает
слушателей своей красочностью и пестротой.
Хор «Ах ты, свет Людмила» из 5 действия
…Княжеская гридница. На высоком, богато убранном ложе лежит спящая Людмила,
которую Фарлаф привез в Киев. Вокруг толпится народ. Звучат скорбные звуки
оркестра, после которых начинается хор:
Ах ты, свет Людмила!
Пробудись, проснися!
Ах! Зачем вы,
Очи голубые,
Звездочкой падучей
На заре румяной
На тоску, на горе
Рано закатились?
Печаль и сдержанная скорбь отличают музыку хора. В хоре три варьированных
куплета.
После пробуждения Людмилы печаль сменяется радостью и весельем. Светло и
торжественно звучит хор, а в оркестре у скрипок появляется стремительная мелодия
из увертюры к опере.
Опера Глинки «Руслан и Людмила» - одно из величайших произведений русского
музыкального искусства.
24
ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, ТЕСТЫ
Тест № 1: «НАПИШИ ИНСТРУМЕНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА»
Струнные
Деревянные
духовые
Ударные
ТЕСТ № 2: «НАПИШИТЕ К КАЖДОМУ ТАНЦУ СТРАНУ – РОДИНУ ТАНЦА»
ТАНЦЫ
СТРАНА - РОДИНА
ТАНЦА
1
Гопак
2
Мазурка
3
Бульба
4
Менуэт
5
Полька
6
Тарантелла
7
Лезгинка
8
Хота
9
Вальс
10
Трепак
11
Чардаш
12
Полонез
Тест №3: «ПОДПИШИ ГРУППУ ИНСТРУМЕНТОВ СИМФОНИЧЕСКОГО
ОРКЕСТРА»:
1.
2.
3.
4.
ТЕСТ № 4: Прочтите утверждения и выясните, правильны ли они. Если нет –
исправьте:
- В симфоническом оркестре четыре группы инструментов.
- В группу струнных смычковых инструментов входят: скрипка, виолончель, арфа,
альт.
- В семейство деревянных духовых инструментов самый низкий по звучанию фагот.
- К медным духовым относятся: труба, валторна, туба, тромбон.
-Барабан – ударный инструмент, обладающий определенной высотой звука.
- К деревянным духовым относятся: флейта, гобой, валторна, кларнет.
Тест № 5: " АВТОРЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ"
1. балет "Щелкунчик" 1. Д. Россини
2. "Полонез" 2. П.И. Чайковский
3. "Похороны куклы" 3. М.И. Глинка
4. "Любовь к трем апельсинам" 4. Ф. Шопен
5. балет "Гаянэ" 5. И. Штраус
6. опера "Иван Сусанин" 6. А.И. Хачатурян
7. "Марш Черномора" 7. С.С. Прокофьев
8. "Тарантелла"
9. "На прекрасном голубом Дунае"
Номер
задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Цифра
ответа
26
Тест № 6: ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
1. В какой форме написана песня?
2. Напиши формулу двухчастной формы
3. Напиши формулу трехчастной формы
4. Как называется 3 раздел в трехчастной форме?
5. Напиши формулу формы вариаций
6. Напиши формулу сложной трехчастной формы
7. Напиши женские голоса
8. Напиши мужские голоса
9. Напиши формулу формы рондо
Тест № 7: ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
1. Кто автор музыки к спектаклю «Пер Гюнт»?
2. Сколько сюит составлено из музыки к спектаклю?
3. Перечисли пьесы из сюиты «Пер Гюнт»:
4. Кто автор симфонической сказки «Кикимора»?
5. В какой форме написана песня?
6. Как называется 3 раздел в трехчастной форме?
7. Какие инструменты входят в струнный квартет?
27
Тест № 8: ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
1. Какие виды искусств объединены в балете?
2. Что такое вариации в балете?
3. Что такое па-де-де?
4. Что такое па-де-труа?
5. Что такое кордебалет?
6. Что такое пантомима?
7. Какие балеты сочинил П.И. Чайковский?
28
СОДЕРЖАНИЕ
темы
Название темы
страницы
1
Введение. Место музыки в жизни человека
3
2
Содержание музыкальных произведений
3
3
Выразительные средства музыки
4
4
Состав симфонического оркестра
5
5
Тембры певческих голосов
6
6
Понятие жанра в музыке. Основные жанры - песня,
марш, танец
7
7
Музыкальная форма
10
8
Программно-изобразительная музыка
14
9
Музыка в драматическом театре
14
10
Музыка в театре. Раздел «Балет»
15
11
Музыка в театре. Раздел «Опера»
17
12
Вопросы, задания, тесты
24
29