Учебное пособие по музыкальной литературе зарубежных стран

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«БЕРЕЗОВСКАЯ ДЕТСКАЯ
ШКОЛА ИСКУССТВ АРЗАМАССКОГО РАЙОНА»
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО
МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
АВТОР: ПАВЕЛЬЕВА ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА
2019 г.
Пояснительная записка.
Предлагаемое учебное пособие создано для учащихся музыкальной
школы и школы искусств по дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программе в области музыкального
искусства «Фортепиано», «Вокал», «Народные инструменты» по
предмету «Музыкальная литература зарубежных стран». Оно
построено по хронологическому принципу: И.С.Бах, Й. Гайдн,
В.А.Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен. В темах
представлены фотографии, характеристики эпох, мысли
композиторов о музыке, высказывания великих людей о
композиторах, краткая характеристика о творчестве композиторов и
их роли в истории музыки, список произведений, вопросы.
Данное учебное пособие способствует закреплению материала
урока.
Список литературы:
1. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск 2. Б.В. Левик.
2. Второй год обучения. Феникс 2013г.
3. Популярная история музыки. Горбачева Е. Г. Феникс. 2002г.
4. Энциклопедия для юного музыканта Санкт-Петербург «Диамант»
«Золотой век» 1997 г.
Барокко в переводе с итальянского языка означает – странный,
причудливый. Этот художественный стиль появился в конце 16 века и
господствовал до 1 половины 18 века. Эпоха Барокко эпоха трагических
противоречий, невиданных научных открытий, жестоких войн и религиозной
реакции. Искусство Барокко основано на противопоставлении жизни и
смерти, преувеличенной яркости, порывистости, страстности с одной
стороны, и мрака, боли – с другой. Для музыкальных произведений стиля
Барокко характерны драматическая патетика, динамичность образов,
контрастность звуковых эффектов, стремление к величию. Среди
музыкальных жанров преобладают музыкально - театральные /опера/,
вокально – симфоническая музыка /оратория, кантата/, инструментальная
музыка /сюита, прелюдия, фуга/. В музыке Барокко достигла своих вершин
полифония. Музыкантам – виртуозам понадобились совершенные
инструменты. Скрипки, альты, виолончели созданные руками
замечательных итальянских мастеров А. Амати, Дж. Гварнери, А.
Страдивари, и сегодня поражают нас своими поющими голосами. Искусство
Барокко достигло огромных вершин в творчестве композиторов К.
Монтеверди, Г. Перселла, А. Корелли, А. Вивальди, Г.Генделя и особенно
И.С. Баха.
Иоганн Себастьян Бах 1685 -1750
И.С. Бах: «Всякий, кто станет работать столько же, сколько и я, добьется
того же, что и я», «Я много выстрадал».
Г. Малер: «В Бахе собраны все семена музыки».
М. Растропович: «Все, о чем Бах говорит, устремлено в будущее и
открывает великие горизонты».
А. Гедике: «Музыка Баха живет полной жизнью и будет жить многие
века, покуда существует поэзия и любовь к музыке в душах людей».
И. С. Бах – величайший представитель мировой музыкальной культуры.
Философская глубина произведений поставила его творчество в ряд
шедевров мировой культуры.
Главная особенность музыки Баха – глубокая человечность, беззаветная
любовь композитора к людям. В своих произведениях Бах сострадает людям
в их горе, разделяет их радость, поддерживает их стремление к правде и
справедливости. Он всегда желал показать все самое лучшее и прекрасное в
человеке. Творчество Баха – вершина искусства полифонии. Он – апогей
полифонии. В Германии 17 веке орган был самым значимым инструментом.
Бах великолепный органист, это его самый любимый инструмент. Органное
творчество – основа всего искусства Баха. Здесь его гений раскрылся во всем
великолепии. Орган стал для него оркестром, который мог выдержать
грандиозный размах его импровизаций. Через орган он мог общаться с
широкой аудиторией и передавать ей свои мысли и чувства. Отсюда
концертность, монументальность его стиля, театрально – приподнятый
драматизм его образов, виртуозность.
Одно из самых знаменитых сочинений Токката и фуга ре минор. Бах
первый четко разграничил токкату как область импровизации и фугу –
царство полифонии, придал им четкие композиционные формы, создал цикл
органичный и контрастный одновременно.
Бах написал более 1000 произведений. Их можно разделить на 3 сферы:
вокально – драматическую, органную и инструментальную, причем светские
произведения мало отличаются по стилю от церковных.
Список произведений:
Вокально – инструментальные произведения: месса си минор, «Страсти
по Матфею», «Страсти по Иоанну».
1. 300 светских и духовных кантат.
2. Оркестровые произведения: 4 сюиты, 6 «Брандербургских
концертов».
3. Концерты для солирующих инструментов.
4. Произведения для смычковых инструментов.
5. Органные произведения.
6. Клавирные произведения: «Хорошо темперированный клавир» 2
тома, сборники - прелюдии и фуги, инвенции, 6 французских, 6
английских сюит и многое другое.
Вопросы:
1. Где и когда родился Бах?
2. Кто был первым учителем музыки?
3. В каком возрасте Бах начал самостоятельную жизнь?
4. Назови имя композитора и органиста, на концерт которого Бах
отправился пешком.
5. Какие произведения Бах писал в Веймарский период?
6. Как сложилась судьба произведений композитора?
7. Какой композитор способствовал возрождению произведений Баха?
8. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?
9. Что означает слово «имитация»?
10. Историческое значение творчества Баха.
11. Как переводится с немецкого языка на русский «бах»?
12.Какой недуг омрачил последние годы жизни композитора?
13.Что переписывал по ночам маленький Бах?
14. Для какого инструмента Бах написал «Хорошо темперированный
клавир»?
15. Какие произведения Бах писал для органа?
16.Как переводится слово «барокко»?
17.Что отличало музыку этой эпохи?
18.Какие жанры появились в это время?
19.Назови имена итальянских мастеров?
20.Кто из великих композиторов жил в эпоху «Барокко»?
Сыновья Баха:
Бах Вильгельм Фридеман /1710 – 1784/- органист – виртуоз,
импровизатор, дирижер, композитор, автор теоретических работ по
гармонии.
Бах Иоганн Кристиан /1735- 1782/- композитор, автор опер,
инструментальных произведений, композитор.
Бах Карл Филипп Эммануэль /1714 -1788/- композитор, клавесинист,
занимался теорией музыки, методикой преподавания игры на
фортепиано. Его труды в середине 19 века издавались и служили
пособием для учащихся.
Современники И. С. Баха:
Георг Фридрих Гендель /1685 -1759/ - композитор, дирижер,
органист, автор опер, ораторий, создатель жанра оратории.
Классицизм художественный стиль в искусстве 17 – 18 веков.
Для него характерно убеждение в разумности бытия, в гармонии
мира и человека.
Основной инструментальной формой этого времени стал
классический сонатный цикл. Окончательно сформировались такие
музыкальные формы как сонатное аллегро, рондо, тема с вариациями.
Наивысшего расцвета классицизм достиг в творчестве композиторов
«Венской классической школы» - Гайдна, Моцарта, Бетховена.
Гомофонно – гармонический стиль – тип многоголосия, где голоса
разделены на главный и сопровождающие. Мелодия играет главную
роль, а остальные – подчиненную.
Йозеф Гайдн 1732-1809
Й. Гайдн: «Мой язык понимают по всему миру», «Разум и душа должны
быть свободными».
Л. Толстой: «Самое ценное качество Гайдна - его жизнерадостность».
Н. А. Римский – Корсаков: «Гайдн – великий оркестратор и отец
современной оркестровки».
П.И. Чайковский: «Не будь его, не было бы ни Моцарта, ни Бетховена».
В. А. Моцарт: « Никто не в состоянии делать все: и балагурить, и
потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, как это умеет делать Гайдн».
Йозеф Гайдн - яркий представитель эпохи классицизма. Первый
представитель венской классической школы. Оптимизм – эта черта характера
Гайдна. Это гармоничное мироощущение наложило отпечаток на творчество
Гайдна. Его музыка отличается светлым жизнерадостным характером, в ней
преобладают мажорные тональности, много жизненной энергии. Музыка
Гайдна – это утверждение радости жизни. Гайдн использовал в своем
творчестве австрийский фольклор. Он мыслил музыкальными темами,
близкими интонациям песен и танцев народов Австрии, использовал
подлинные народные мелодии, а также создавал собственные в духе и
характере народных песен. Заслуга Гайдна - симфония приобрела
окончательный вид. Сонатно симфонический цикл достиг совершенства,
сложился классический состав оркестра.
Список произведений:
1.24 оперы.
2. Оратории «Времена года», «Сотворение мира»,
3. 14 месс.
4. Кантаты, хоровые произведения.
5.104 симфонии.
6.16 увертюр.
7. 60 концертов.
8. Дуэты, квартеты, терцеты.
Вопросы:
1. Где и когда родился Гайдн?
2. Кем были родители Гайдна?
3. Какое образование получил юный Гайдн?
4. Сколько лет провел Гайдн на службе у Эстергази?
5. Кому принадлежали творения, написанные Гайдном при дворе князя
Эстергази?
6. Какие обязанности выполнял Гайдн на службе у князя?
7. Что отличало музыку Гайдна?
8. Какие поездки совершил Гайдн?
9. Что является главной заслугой композитора в истории музыкального
искусства?
10. Какие поездки совершил Гайдн?
11.Что такое классицизм?
12.Назови представителей венской классической школы:
13.Какие произведения написал Гайдн?
14.Как переводится с латинского языка термин «классический»?
15.Какие новые музыкальные жанры формируются в этот период?
16.Какой город становится центром музыкальной жизни Европы 18
века?
17. Какие композиторы считаются венскими классиками?
18. Какой клавишный инструмент был особенно близок Гайдну?
19. Сколько сонат для фортепиано написано Гайдном?
20. Как строится классическая соната?
21. Как переводится слово симфония?
22. Сколько симфоний написал Гайдн?
23. Как названы симфонии, написанные в Лондоне?
24. Какие разделы входят в форму сонатного аллегро?
25. Почему 103 симфонию называют « С тремоло литавр»?
Современники Гайдна:
Доменико Чимароза/ 1749 – 1801/ - наивысшие достижения – опера - буфа
«Причуды графа», «Итальянка в Лондоне», «Тайный брак».
Луиджи Бокерини /1743 – 1805/ - типичный представитель классического
стиля в музыке, особое место в его творчестве отводится виолончели.
Вольфганг Амадей Моцарт 1756 -1791
В.А. Моцарт: «Мелодия – душа музыки», «Сочинять – вот моя
единственная радость».
П. И. Чайковский: «Моцарт – гений сильный, многосторонний, глубокий»,
«Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту. Он дал
первый толчок моим музыкальным силам, он заставил меня полюбить
музыку больше всего на свете».
Д.Д. Шостакович: «Моцарт – это молодость музыки, это вечно юный
родник».
Й. Гайдн: «Лучшим композитором считаю Моцарта, ибо он владеет в
совершенстве правилами композиции и обладает самым хорошим
вкусом».
В. А. Моцарт - величайший гений мировой музыкальной культуры.
Принадлежал к Венской классической школе. Его произведения
отличаются оптимизмом и высоким гуманизмом. Произведения Моцарта
это высочайшая вершина музыкального искусства. В них выражена
глубокая вера в торжество светлых идеалов гармонии. Произведения
Моцарта охватывают все музыкальные жанры и формы. Во всех жанрах
он создал подлинные шедевры. Творчество было для Моцарта жизненной
потребностью. Писать музыку было необходимо так же, как дышать. Он
одинаково свободно владел формами светской и духовной, вокальной и
инструментальной музыки. Он создал невероятное количество
произведений. Гете сказал, что в его произведениях «есть сила созидания,
которая действует от поколения к поколению». Эта сила созидания
основа жизнелюбивого таланта В.А.Моцарта.
Список произведений:
1. 17 опер, «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан».
2. 49 симфоний.
3. Реквием, оратории.
4. Произведения для оркестра.
5. 25 концертов.
6. Квартеты, квинтеты.
7. Сонаты для фортепиано.
Полное собрание сочинений Моцарта - 70томов.
Вопросы:
1. Где и когда родился Моцарт?
2.В какой семье?
3.Какую роль в воспитании сына сыграл отец?
4.На каких инструментах играл Моцарт?
5.Какими способностями обладал Моцарт?
6.Когда написаны первые произведения?
7.Какие страны посетил Моцарт в первой гастрольной поездке?
8.С каким городом связан расцвет творчества Моцарта?
9. Какое произведение Пушкина связано с Моцартом и легло в его
основу?
10. Каким человеком был Моцарт?
11. Какая легенда связана с последними днями жизни композитора?
12.В каких жанрах писал Моцарт?
13.Сколько симфоний написал композитор?
14.Перечисли оперы Моцарта.
15. Дать характеристику главным темам 40 симфонии 1 ч.
16. Итальянский композитор, произведение которого Моцарт записал
по памяти.
17. Назвать жанр творчества Моцарта для клавира.
Современники Гайдна и Моцарта:
Кристофор Глюк /1714 -1787/ - немец по происхождению, французы
считают его одним из своих выдающихся композиторов.
Творчество: оперы «Орфей и Эвредика», «Ифигения в Тавриде», 6
симфоний, оратории, хорально инструментальные произведения.
Людвиг ван Бетховен 1770 – 1827
Л. Бетховен: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец».
А. Лядов: «Нет ничего глубже Бетховенской мысли, нет ничего
совершеннее бетховенской формы».
С. Танеев: «Бетховен принадлежит всему миру, в том числе и нам,
русским».
Б. Шоу: «Бетховен был гигантской волной в той буре человеческого
духа, которая породили французскую революцию».
Людвиг ван Бетховен – одно из величайших явлений мировой
культуры. В его творчестве великое пробуждение народов, героика и
драматизм революционной эпохи. Бетховен опередил свое время, его
творчество открывает новый век в музыке. Мировозрение сложилось
под воздействием идей Просвещения и идеалов Французской
революции. Его музыка проникнута духом борьбы, мятежностью и
огромным жизнелюбием. Герой его произведений – сильный, могучий,
преодолевающий страдания, скорбь и боль. Опираясь на традиции
предшественников, Бетховен расширяет горизонты музыки как
искусства, наполняет ее огромными контрастами, напряженным
развитием, отразившим дух свободы.
Бетховен - представитель эпохи классицизма. Его творчество, с одной
стороны, продолжило традиции венского классицизма, с другой – в нем
наметились черты нового, романтического искусства. Главные черты
творчества - возвышенность содержания, обращение к жанрам симфонии
и сонаты. Героическая линия красной нитью проходит через все
творчество Бетховена. Композитор стремился показать жизнь героя,
отданную борьбе за прекрасное будущее человечества.
5 симфония – одно из самых оптимистических творений мировой
музыки, она повествует о тяжких испытаниях, выпавших на долю
человека, и о том, как эти испытания человек преодолевает.
Список произведений:
1.9 симфоний.
2. 11 увертюр
3. 32 сонаты для фортепиано.
4. Концерты для скрипки, для фортепиано.
5.Фортепианные миниатюры.
6. 16 струнных квартетов.
7. Опера «Фиделио».
Вопросы:
1.Где и когда родился Бетховен?
2.В какой семье?
3. На каких инструментах играл?
4. С каким городом связана жизнь и творчество композитора?
5. Какое важное событие произошло в годы юности Бетховена?
6.Каких идеалов придерживался композитор?
7. Перечисли жанры творчества?
8. Сколько сонат написал Бетховен?
9.Что означает «Патетическая»?
10. Какой сонате принадлежит идея «От тьмы к свету, через борьбу к
победе»?
11. Каково строение 1 части сонаты?
12. Сколько симфоний написал Бетховен?
13. В какой форме написана 1 часть 5 симфонии? Ее тональность?
14. Что сказал композитор о теме вступления?
15. Как называется 3 симфония?
16. Единственная опера композитора?
17. Что такое лейтмотив?
18. Какие увертюры принадлежат перу композитора?
19. Кто автор трагедии «Эгмонт»?
Романтизм художественное направление в музыке, литературе
конца 18 -19 века. В творчестве романтиков находит отражение
обновление личности, утверждение ее духовной силы и красоты,
возвышенная лирика, интерес к фантастическим сюжетам. В
инструментальной музыке большую роль играет миниатюра: этюды,
ноктюрны, вальсы, пьесы с программным содержанием. Появляется
тенденция к объединению разнохарактерных пьес в циклы под общим
названием. Вокальная мелодия и аккомпанемент становятся более
индивидуальными, песни объединяются в циклы. Композиторы –
романтики – Ф. Шопен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Э. Григ.
Франц Шуберт 1797-1828
Ф.Шуберт: «О, фантазия! Ты высшее сокровище человека, неисчерпаемый
источник, из которого пьют, как художники, так и ученые»,
«Одна красота должна вдохновлять человека в течение всей его жизни –
это верно, но сияние этого вдохновения должно освещать все остальное».
Л.Бетховен «Воистину в Шуберте живет божественная искра».
А. Глазунов «Шуберт значительно опередил эпоху, в которую творил, и
его самобытный художественный облик почти неподражаем».
Франц Шуберт - первый композитор – первый представитель эпохи
романтизма. В своих произведениях раскрывает глубокий мир человека
мечтательный, страдающий, протестующий, передает его сокровенные
мысли и чувства. Основополагающий принцип его творчества – правда,
искренность, чистота чувств. Прожил короткую жизнь, но оставил
огромное наследие – более 600 песен. Песня – любимый жанр
романтического искусства. Этот жанр поднял на уровень большого
искусства. Его вокальное творчество своими корнями уходит в народную
музыку. Он создал огромное количество произведений для фортепиано.
Фортепианные миниатюры писались для души. Они просты,
выразительны, напевны, рассчитаны для домашнего музицирования.
Достижения – фортепианное творчество – миниатюры.
Список произведений:
1. Более 600 песен.
2. 9 симфоний.
3. 9 увертюр.
4. Камерно – инструментальные ансамбли.
5. 22 сонаты.
6. 8 «Экспромтов».
7. 6 «Музыкальных моментов».
Вопросы:
1. Что такое романтизм?
2. Назови ведущие принципы романтизма.
3. К каким жанрам тяготели композиторы романтики?
4. Как сложилась судьба музыки Шуберта?
5. Что такое «шубертиады»?
6. К каким жанрам тяготел Шуберт?
7. Сколько песен написал Шуберт?
8. Кто герой песен?
9. В какое искусство уходит корнями вокальное творчество Шуберта?
10.Назови песенные циклы?
11. Чем отличается фортепианное творчество Шуберта?
12. К каким жанрам обращался композитор?
13. На какое исполнение /концертное или домашнее/ своих фортепианных
миниатюр рассчитывал композитор?
14. Сколько симфоний написал Шуберт?
15.Почему симфонию называют «Неоконченной»?
16.Кто был учителем Шуберта?
17. Кто автор текстов песен?
Современники Ф. Шуберта:
Карл Мария Вебер /1786 – 1826/- пианист, дирижер, композитор.
Фридерик Шопен 1810 -1849
Шопен: «Путь к простому лежит через сложное, простота есть
конечная цель всякого искусства».
«Там сердце мое, где моя родина».
«Вы знаете, как я пытался постичь суть нашей национальной музыки».
Р. Шуман: «Шапки долой, господа, перед вами гений!»,
«Шопен – это самое смелое и самое гордое поэтическое вдохновение
нашего времени».
Г. Гейне: «Шопен - чарующий поэт – композитор».
Ф. Лист: «Каждая нотка Шопена – есть жемчужина, упавшая с неба».
В 30-40годы 19 столетия мировая музыка обогатилась новыми
национальными школами – это русская, польская, чешская, венгерская.
Они вливали свежую струю в традиции европейской музыки. Идеалы,
чаяния и страдания своего народа, его художественная жизнь и быт
стали основой творческого стиля представителей этих национальных
школ.
Фридерик Шопен – яркий представитель романтизма. Наследие
Шопена невелико, художественный мир глубокий, вся музыка
написана для фортепиано.
Шопен использовал все технические новшества начала 19 века,
придавая особое значение расширению диапазона фортепиано.
Фортепианное искусство открывало путь к утонченности композиции и
исполнительского мастерства.
Шопен был вдохновенным импровизатором, его музыка сразу
получила признание. Характерная черта его творчества –
непосредственность. Музыка Шопена отличается лиризмом, тонко
передает различные настроения, широтой национально фольклорных
связей. Он по новому истолковал многие жанры, возродил на
романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу,
опоэтизировал и драматизировал танцы – мазурку, полонез, вальс.
Список произведений:
Для фортепиано:
1. 27 этюдов.
2. 24 прелюдии – цикл.
3. 16 полонезов.
4. 17 вальсов.
5. 58 мазурок.
6. 21 ноктюрн.
7. Экспромты, баллады, скерцо.
Для фортепиано с оркестром:
8. 2 концерта, Большой блестящий полонез, Вариации.
9. 20 песен для голоса и фортепиано.
Вопросы:
Где родился Шопен?
1. Кто был первым учителем?
2. Кто из великих людей сыграл большую роль в жизни Шопена?
3. В каком городе прошли последние годы жизни композитора?
4. Назови основные жанры творчества Шопена.
5. Какие польские народные танцы использованы в произведениях
композитора?
6. С каким событием связан «Революционный» этюд?
7. Какому инструменту посвятил Шопен всю свою жизнь?
8. Назови танцевальные жанра творчества.
9. Как переводится «ночная песнь»?
10. Назови жанр творчества Шопена, предназначенный для развития
техники.
11. Назови имя венгерского пианиста и друга Шопена.
12. Назови произведения Шопена, составившие цикл из 24 пьес.
Современники Ф. Шопена:
Николо Паганини /1782 -1840/- гениальный скрипач, виртуозный
гитарист, композитор. Творчество: 3скрипичных концерта,
скрипичная соната, 24капричио.
Роберт Шуман /1810 1856/ - пианист виртуоз, дирижер,
композитор. Яркий представитель романтического стиля.
Творчество разнообразно: концерты, сонаты, фантазии,
фортепианные циклы – «Альбом для юношества», цикл песен –
«Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины».